Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Просто любопытные исторические факты

Как правильно понимать события минувшего

«Ошибка» Аарона и Моисея при исчислении левитов

Новое сообщение ZHAN » 20 сен 2018, 11:55

При первой переписи израильтян (на втором году после исхода из Египта) левиты были исчислены не вместе со всеми, а отдельно. Тогда же Бог повелел поручить левитам службу при скинии собрания. Левиты были избраны Богом на эту службу взамен тех первенцев, которых Всевышний посвятил себе за чудесное избавление евреев от смерти при истреблении египетских первенцев.
Изображение

Это замещение проводили следующим образом: сравнили число левитов в возрасте от одного месяца (22 000) с числом первенцев из прочих колен Израилевых (22 273) и, когда последних оказалось больше на 273 человека, этот остаток выкупили по 5 сиклей за человека, а деньги отдали Аарону и его сыновьям (Числа 3:39–51).

Весьма интересно, что указанный расчет был выполнен некорректно. Принятое в нем число левитов, определяемое как сумма представителей трех левитских родов, оказалось заниженным на 300 человек: потомков Гирсона было исчислено 7500 (Числа 3:22), потомков Каафа 8600 (Числа 3:28) и потомков Мерари 6200 (Числа 3:34), что в сумме составляет 22 300.

Благодаря этой «ошибке» Аарон и его сыновья с помощью Моисея ограбили своих соплеменников на 1365 сиклей серебром – немалую по тем временам сумму. :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Кто жил в Иерусалиме до захвата его евреями

Новое сообщение ZHAN » 21 сен 2018, 11:10

До захвата этого города евреями он назывался Иевус, и жили в нем иевусеи, один из хананейских народов, земли которых, заключая завет с Авраамом, Бог отдал его потомкам.

Вскоре после смерти Иисуса Навина евреи захватили и сожгли Иевус, однако их победа оказалась не окончательной – в самом конце эпохи «судей» этот город все еще принадлежал иевусеям.

Воцарившись над всеми потомками Израиля, Давид довершил начатое своими предками: захватив расположенную в центре Иерусалима крепость Сион, он сделал ее своей резиденцией и построил вокруг нее столицу своего царства.

Иерусалим расположен между землями иудеев и вениаминитян, и выбором его в качестве столицы Давид хотел прежде всего подчеркнуть общееврейский (а не узкоплеменной, иудейский) характер создаваемого им государства. Немаловажную роль играли также следующие факторы: Иерусалим занимал важное стратегическое положение на пути с востока на запад, от переправы через Иордан к приморской равнине, мимо него проходили важнейшие дороги через горную местность; глубокие ущелья, пролегающие к востоку и западу от плато, на котором расположен город, а также наличие источника воды облегчали оборону города в случае вражеского нашествия.

Обитавшие в Иерусалиме иевусеи не были изгнаны после захвата города Давидом и продолжали жить в нем бок о бок с евреями; при царе Соломоне они были сделаны оброчными работниками.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Распад единого еврейского царства

Новое сообщение ZHAN » 23 сен 2018, 20:04

Непосредственным поводом к распаду в 926 году до нашей эры общееврейского государства, созданного царем Давидом, стали безрассудные действия «скудного разумом» Ровоама, старшего сына и преемника царя Соломона, однако более глубокие причины этого распада обусловлены политикой его отца и деда.

Еще со времен Давида, отдававшего явное предпочтение иудеям и вениаминитянам, остальные десять еврейских племен остро ощущали свою ущемленность, отдаленность от трона. То обстоятельство, что для царя Давида «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян», однажды даже привело к попытке северных племен отделиться от него, быстро подавленной благодаря решительным действиям Иоава, главного военачальника Давида.

Любовь Соломона к роскоши и грандиозным постройкам также накладывала тяжкое бремя на население Северной Палестины.

После смерти Соломона представители северных племен не пришли в Иерусалим на коронацию нового царя, а вызвали Ровоама в Сихем, главный город ефремлян, «чтобы поставить его царем», и там заявили ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего, и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе». Пообещав сообщить свое решение через три дня, Ровоам обратился к своим советникам и получил от них две противоположные по сути рекомендации.

Более опытные советники рекомендовали молодому царю хотя бы временно уступить требованию северян: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут рабами на все дни».

Однако советники помоложе, сверстники Ровоама, убеждали его, что только энергичный отпор попытке северных племен предъявить царю ультимативные требования может укрепить царскую власть и запугать недовольных.

Ровоам опрометчиво последовал рекомендациям своих сверстников и объявил представителям северных племен: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами».

В ответ на эти роковые слова десять колен отложились от Ровоама и образовали Израильское царство, избрав своим царем Иеровоама.

Отныне власть Иерусалима признавали только иудеи и вениаминитяне, чье царство стали называть Иудейским.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Почему первый царь Израиля стал идолопоклонником

Новое сообщение ZHAN » 24 сен 2018, 21:32

После разделения общееврейского государства на два царства – Иудейское и Израильское – многие израильтяне по-прежнему считали обязательным для себя приносить праздничные жертвы Богу своих предков в иерусалимский храм.

Иеровоам прекрасно понимал, что сохранение единого религиозного центра является мощным стимулом к объединению братских народов, лишь недавно порвавших друг с другом, и что в случае такого объединения он, Иеровоам, неизбежно потеряет трон. Чтобы отвратить своих подданных от иерусалимского храма, он учредил новый религиозный культ:
«…сделал двух золотых тельцов и сказал: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это к греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан».
Иеровоам назначил священников, которые не были левитами, а также установил религиозный праздник вместо основных, отмечаемых в Иерусалиме, – Нового года и Праздника кущей.

Указанные мероприятия возымели должный эффект: Иудейское и Израильское царства не только никогда не воссоединились, но и почти всегда враждовали на протяжении своей истории.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Кто такие самаряне (самаритяне)

Новое сообщение ZHAN » 25 сен 2018, 09:30

В Библии самарянами (самаритянами) называется население Самарии, территории бывшего Израильского царства после уничтожения его ассирийским царем Саргоном II (в 721 году до нашей эры). Библейский летописец рассказывает о происхождении самарян следующее.
Изображение

Угнав большинство уцелевших израильтян в Ассирию, Саргон II поселил (в 721–710 годах) на их место колонистов из захваченных ассирийцами Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима. Поскольку вначале поселенцы не почитали еврейского Бога, Всевышний наслал на них львов. Самаряне уведомили ассирийского царя об этом несчастье, указав его причиной свое незнание законов Бога земли, на которой они теперь живут. Тогда ассирийский царь повелел послать к самарянам священника из уведенных в плен израильтян, чтобы тот научил поселенцев законам еврейского Бога. Приняв новую религию, самаряне продолжали поклоняться своим старым богам. Священников они впоследствии стали назначать из своей среды.

После взятия в 648 году до нашей эры Вавилона ассирийским царем Ашшурбанипалом в Самарию были переселены также динеи, афарсафхеи, тарпелеи, апарсы, арехьяне, вавилоняне, сусанцы, даги, еламитяне «и прочие народы».

Такое множество чужеземных народностей смогли ужиться между собой и даже образовать цельное национально-религиозное сообщество, какое представляли собой самаряне, во многом потому, что на территории бывшего Израильского царства осталось достаточно много евреев, под влияние которых поселенцы в значительной степени попали и с которыми в конце концов ассимилировались.

Когда в 536 году до нашей эры иудеи возвратились из вавилонского плена и приступили к постройке нового иерусалимского храма, самаряне
«пришли… к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и ему приносим жертвы».
Иудеи отвергли предложенную от всей души помощь, чем вызвали озлобление и ненависть самарян.
«И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их».
Три века спустя самаряне помогали сирийцам подавить иудейское восстание, возглавляемое Иудой Маккавеем. Вражда между иудеями и самарянами продолжалась и в период, описанный в Новом Завете. Наставляя апостолов, Иисус говорил им:
«На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите»
(Матфей 10:5).

Когда Иисус попросил у самарянки воды, она удивленно ответила:
«Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».
В качестве решающего аргумента в споре с Иисусом его оппоненты заявляют ему:
«Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?»
Впоследствии Иисус изменил свое отношение к самарянам, и многие из них стали христианами.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Был ли женат Иисус Христос?

Новое сообщение ZHAN » 27 сен 2018, 22:14

В текстах Нового Завета ничего не говорится о семейном состоянии Иисуса Христа, однако при поиске ответа на указанный вопрос представляется необходимым учитывать следующее. Как свидетельствуют авторы «Еврейской энциклопедии», одной из важнейших библейских заповедей у евреев считалось продолжение рода человеческого (Бытие 1:28), а потому каждому мужчине-иудею вменялось в долг вступить в брак по возможности раньше. Средним возрастом для брака считались 18 лет, однако некоторые законоучители рекомендовали женить своих детей уже в 16 лет, и, во всяком случае, не позже 24 лет.

Полагали, что над человеком, оставшимся холостым после указанного срока, тяготеет проклятие Божие.

Поэтому отсутствие в Новом Завете информации о семейном положении Иисуса следует расценивать скорее как свидетельство того, что он был женат, чем наоборот. Будь Иисус холост, это было бы достаточно заметным нарушением общепринятой нормы, причину которого обязательно указали бы евангелисты и (или) апостол Павел.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Разногласия евангелистов о событиях во время казни Иисуса

Новое сообщение ZHAN » 28 сен 2018, 10:37

При описании событий, сопровождавших казнь Иисуса, наибольшую наблюдательность проявляет евангелист Матфей, который повествует:
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого… Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».
(27:45, 50–53).
Изображение

Евангелист Марк также рассказывает о трехчасовом солнечном затмении и о том, что «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу», однако о землетрясении и о воскресении усопших святых он почему-то умалчивает (15:33, 37–38).

Лука, как и Марк, замечает только солнечное затмение и происшествие с завесой храма, однако, в отличие от Матфея и Марка, в его Евангелии храмовая завеса разодралась до смерти Иисуса, а не после (23:44–46).

Самое удивительное, что ни одного из указанных поразительных явлений не наблюдал евангелист Иоанн, единственный из четырех евангелистов непосредственный свидетель казни Иисуса.

Что касается солнечного затмения, то о нем ничего не знает даже древнеримский ученый I века нашей эры Плиний Старший, посвятивший солнечным затмениям целую главу своей «Естественной истории».

А о случившемся с завесой храма ничего не известно еврейскому историку Иосифу Флавию, современнику Плиния Старшего.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Был ли Иуда Искариот предателем?

Новое сообщение ZHAN » 01 окт 2018, 11:38

Традиционное мнение о том, что Иуда Искариот предал Иисуса Христа из корыстных соображений (тридцать сребреников), основано на тексте всех четырех канонических Евангелий.

Однако существует и противоречащая христианской традиции точка зрения, согласно которой «предательство» Иуды Искариота было предписано ему самим Иисусом Христом и являлось необходимым условием реализации высшего служения Иисуса, направленного на искупление грехов человеческих во имя спасения мира. Эта точка зрения также находит свое подтверждение в Евангелиях.

Ее сторонники напоминают, как на Тайной вечере Иисус объявил своим ученикам, что один из них предаст его, а затем, в знак того, что это сделает именно Иуда, подал ему обмакнутый кусок хлеба и велел: «Что делаешь, делай скорее», а Иуда, «приняв кусок, тотчас вышел» (Иоанн 13:26–30). По одной из версий, услышав слова Иисуса о том, что один из разделяющих с ним трапезу предаст его, Иуда спросил: «Не я ли, Равви?», на что Иисус ответил: «Ты сказал» (Матфей 26:25).

Еще более убедительным представляется мнение, что все, сказанное евангелистами об Иуде Искариоте, – чистейший вымысел, цель которого – более убедительно возложить на евреев ответственность за гибель Спасителя. В пользу этого мнения свидетельствует то, что в своем Первом послании к коринфянам – источнике более раннем, чем Евангелия и Деяния апостолов, – апостол Павел, описывает Тайную вечерю и явление воскресшего Иисуса апостолам, не упоминая ни об Иуде, ни о его предательстве, ни о его последующей участи.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Возникновение слова «христиане»

Новое сообщение ZHAN » 02 окт 2018, 15:53

Как ни странно, слово это возникло не в среде христиан, придумали его жители Антиохии (язычники), причем вначале оно использовалось как насмешливое, даже глумливое прозвище.

Дело в том, что греческое слово «христос», эквивалентное еврейскому «мессия», буквально означает «помазанный», «намазанный». Этот эпитет казался антиохийцам достаточно смешным и нелепым, чтобы характеризовать им людей, имевших глупость считать своим Богом сына иудейского плотника, принявшего к тому же смерть на кресте, то есть, по тогдашним представлениям, умершего самым позорным образом.

Со временем последователи Христа привыкли к этому прозвищу и сами начали его употреблять. Но до этого они называли друг друга «святыми», «братьями», «избранными», «сыновьями света», «учениками», «бедными» и чаще всего «назореями».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Как непорочное зачатие стало догматом христианства

Новое сообщение ZHAN » 03 окт 2018, 09:20

Как указывает в своей книге «Сказания евангелистов» Зенон Косидовский, в авторитетных кругах библеистов давно уже возобладало мнение, что содержащееся в Евангелиях от Матфея и Луки сказание о благовещении и непорочном зачатии – это типичная легенда, лишенная какой-либо исторической основы. Недаром об этом столь важном для христианской доктрины чудесном событии ни слова не говорят евангелисты Марк и Иоанн и апостол Павел.

Установлено, что в первые столетия существования христианства Марию (в соответствии с понятиями того времени) представляли скромной женщиной, подчиненной мужу, полностью поглощенной домом и детьми и не играющей никакой значительной роли в жизни Иисуса. Когда же под влиянием древнего восточного культа богини-матери в христианстве начала проявляться тенденция к возвеличению Марии, утверждению доктрины ее непорочности (пожизненной девственности), она встретила сопротивление со стороны многих христианских богословов, среди которых были Тертуллиан, Ориген, Иоанн Златоуст и Блаженный Августин.

Впервые культ Марии восторжествовал в Эфесе на Вселенских соборах 431 и 449 годов, которые постановили, что Мария являлась «Божьей Родительницей» («Теотокос»), затем он быстро распространился в Италии.

Но разногласия по поводу непорочного зачатия Марии отнюдь не заглохли. В начале XII века против введения в некоторых французских монастырях праздника Святой Девы Марии выступил один из самых влиятельных церковных деятелей того времени Бернар Клервоский, утверждая, что этот праздник противоречит доктрине Блаженного Августина о непорочном грехе.

Когда в 1439 году после двухлетних ожесточенных дискуссий собор в Базеле признал, что вера в непорочное зачатие не идет вразрез с христианским учением и с религиозным чувством верующих, против этого официально выступил Парижский университет – крупнейший авторитет того времени в области христианской теологии.

Многовековые усилия «обожествить» Марию закончились полной победой лишь в 1854 году, когда папа Пий IX (при активной поддержке иезуитов) специальным декретом объявил непорочное зачатие догматом христианства.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Апостолы упоминаемые в Новом Завете

Новое сообщение ZHAN » 04 окт 2018, 09:25

В Новом Завете термин «апостолы» употребляется прежде всего для обозначения ближайших учеников Иисуса Христа, выделенных им, чтобы, по определению евангелиста Марка (3:14), «с Ним были и чтобы посылать их на проповедь».

В Евангелиях этот термин не употребляется и апостолы именуются учениками.

Центральное место среди апостолов занимает группа из двенадцати избранников, в которую входили Симон (Петр), брат его Андрей, Иаков Заведеев, брат его Иоанн, Филипп, Варфоломей (евангелист Иоанн называет его Нафанаилом), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, брат его Иуда Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит, называемый также Зилотом, и Иуда Искариот.

Призвав этих апостолов, Иисус «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матфей 10:1), и велел им странствовать и проповедовать «погибшим овцам дома Израилева» (Матфей 10:6).

После смерти Иуды Искариота остальные апостолы избрали (посредством жребия) на его место Матфия (не путать с Матфеем).

К двенадцати апостолам считал себя сопричисленным через непосредственное призвание «апостол язычников» Павел – по сущности апостол самозванный, но, в силу его чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг, почитаемый христианской церковью как «первопрестольный апостол» сразу после Петра и вместе с ним.

Автор Деяний именует апостолом и Варнаву (14:14, 19), присоединившегося к иерусалимской христианской общине уже после смерти Иисуса (4:36–37).

Апостолами иногда называют еще семьдесят других учеников Христа, которых, по свидетельству евангелиста Луки (10:1), Иисус посылал «по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Из числа причисляемых христианскими писателями к этим семидесяти апостолам в Новом Завете по именам упоминаются лишь несколько: Архипп, Димитрий, Епафрас, Епафродит, Ераст, Ермий, Зина, Иасон, евангелист Лука, Пармен, Руф, Сила, Силуан, Симеон по прозвищу Нигер, Тимон, Филипп.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Просто любопытные исторические факты. Агасфер

Новое сообщение ZHAN » 05 окт 2018, 11:28

Агасфер, он же Вечный жид, – персонаж христианской легенды позднего западноевропейского Средневековья.

Во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста Агасфер оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и безжалостно велел идти дальше. За это Агасферу было отказано в покое могилы, он обречен безостановочно скитаться из века в век, дожидаясь второго пришествия Христа, который один может снять с него зарок.

По рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшему в «Большую хронику» (около 1250 года) Матвея Парижского, прибывший в Англию из Великой Армении архиепископ уверял, что лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа; он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведет жизнь аскета и молчальника, отвечая только на благочестивые вопросы паломников; при встрече с Христом ему было 30 лет, и теперь он после каждой новой сотни лет возвращается к 30-летнему возрасту.

Известны более мрачные и жестокие версии, в которых акцент переносится с раскаяния Агасфера на его наказание (он непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье, нагой и заросший, и спрашивает всех входящих к нему: «Идет ли уже человек с крестом?»).
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Просто любопытные исторические факты

Новое сообщение ZHAN » 06 окт 2018, 11:46

Почему Иисус Христос часто порицал фарисеев и при этом почти не упоминал о саддукеях?

Фарисеи – одна из трех древнееврейских религиозных сект, возникших в период расцвета династии Маккавеев (около 150 года до нашей эры) и просуществовавших вплоть до разрушения Иерусалима римлянами в 70 году нашей эры.

В отличие от саддукеев, к которым принадлежала почти вся иудейская родовая и денежная аристократия, фарисеи были выходцами из народных масс и в вопросах внутренней политики всегда стояли на стороне народа против посягательств господствующего класса. Фарисеи вели простой, воздержанный образ жизни, отказываясь от дорогостоящей пищи и всякой изнеженности. Они выдвинули реформаторский по тем временам лозунг:
«Закон для народа, а не народ для закона».
Фарисеи представляли свободной воле человека лишь ограниченную роль и в этом отношении занимали промежуточное положение между ессеями, которые все приписывали предопределению, и саддукеями, признававшими абсолютную свободу воли и утверждавшими, что судьба человека находится всецело в его собственных руках.

В связи с указанным фарисеи отличались большей терпимостью, чем саддукеи, а также проявляли снисходительность при назначении наказаний и стремились к полному упразднению смертной казни.

Фарисеи верили в бессмертие души, в воскресение мертвых и загробное воздаяние за добрые и злые дела, совершенные в земной жизни.

Эти стороны учения фарисеев, а также их вера в существование ангелов и духов оказали влияние на устои христианства.

Иисус Христос обвинял фарисеев в притязании на святость, гордости и лицемерии. Однако суровые порицания Христа были чаще направлены против фарисеев, чем саддукеев, главным образом потому, что надменные и богатые саддукеи были так далеки от царства Божия, что призывать их к нему просто не имело смысла.

Хотя фарисеи в целом также враждебно относились к Иисусу и его учению, некоторые из них, как «уважаемый всем народом» законоучитель Гамалиил, в первые годы христианства проявляли в отношении его терпимость и осторожность, а другие стали его приверженцами, о чем наиболее ярко свидетельствует пример великого «апостола язычников» Павла.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Церковь и принцип нищеты провозглашенный Христом

Новое сообщение ZHAN » 07 окт 2018, 14:17

«удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»
(Мф 19:24, Мк 10:25, Лк 18:25)

Евангелисты свидетельствуют, что Иисус считал безнравственным любое стремление к частной собственности, к личному обладанию имуществом.

Эту же точку зрения разделяли его ближайшие ученики: в иерусалимской христианской общине, возглавляемой апостолами Петром и Иаковом, господствовал принцип безоговорочной общности имущества.

Однако самозванному апостолу Павлу идея бедности и общности имущества была уже совершенно чужда, имущественные различия между людьми представлялись ему естественными и неизбежными. В отличие от Петра, Павел не требовал от богачей при обращении в христианство продажи своего имущества и передачи вырученных денег общине, а считал достаточным, если те щедрыми подаяниями поддерживали нуждающихся единоверцев и уповали на Бога.

Возглавлявший католическую церковь в 1316–1334 годах папа Иоанн XXII жестоко (с использованием инквизиционных трибуналов) преследовал тех, кто, ссылаясь на Иисуса Христа, проповедовал нищенство. Буллой 1321 году был запрещен спор о том, как относился Христос к вопросу о нищете и частной собственности. Мало того, в 1323 году Иоанн XXII объявил, что всякого рода ссылки на Библию с целью «идеализировать» нищету и бедность являются ересью.

Под эту буллу подпал, в частности, генерал францисканского ордена Чезена, вынужденный бежать в Германию.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Целибат

Новое сообщение ZHAN » 08 окт 2018, 12:17

Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства – не является одной из основ христианского учения, Иисус Христос не предъявлял своим последователям никаких требований относительно не только целибата, но даже единобрачия.

Однако апостол Павел в Первом послании к Тимофею указывает, что «диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (3:12).

В первом послании к коринфянам Павел также говорит, что «хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (7:1–2).

Это требование Павла относительно единобрачия в первые столетия христианства создавало трудности с формированием кадров духовенства, а потому часто не выполнялось. Особую «мягкость» в этом вопросе проявил папа Каликст I (217–222), который, ссылаясь на то, что в ковчеге Ноя рядом находились «и чистые и нечистые твари», разрешал духовенству и конкубинат (фактическое сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения), и даже многоженство.

Положение кардинально изменилось с развитием феодализма, когда церковь стала крупным собственником.

Так, в IX веке во Франкском государстве от трети до половины всей земли принадлежало церкви, а доход ее значительно превышал половину дохода всей монархии. В этот период и появились первые папские декреты о введении целибата духовенства, их целью было предотвратить дробление церковных земель между наследниками церковных прелатов. Эти попытки привели к тому, что многие прелаты стали отказываться от духовного сана, поэтому декреты пап о целибате в период раннего Средневековья фактически не выполнялись.

Строгого соблюдения целибата потребовал папа Григорий VII (1073–1085), запретивший женатым священникам исполнять свои церковные обязанности. Практически целибат укрепился с середины XIII века.

Папа Павел VI (1963–1978) пресек попытки пересмотреть вопрос о целибате и подтвердил его незыблемость и «святость».

Следует отметить, что протестантские церкви целибат отвергают, а в православной церкви он обязателен только для монашества.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Перемещение духовного центра христиан в Рим

Новое сообщение ZHAN » 09 окт 2018, 11:17

Иерусалим перестал быть центром христианства из-за рано начавшихся в Палестине гонений на христиан, а также из-за стремления самих христиан отмежеваться от иудеев – особенно после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году нашей эры.

С переносом своего центра в Рим, столицу великой империи, христианство избавлялось от ореола религии узко-замкнутой секты из далекой провинции. Особое значение этого города для христианской церкви обосновывалось также ссылками на деятельность апостолов Петра и Павла в Риме. Кроме того, Рим предоставлял больше возможностей воздействовать в христианском духе на авторитетных политиков и крупнейших деятелей культуры и тем самым способствовать более широкому распространению веры.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Когда христианская церковь оказалась на службе у государства

Новое сообщение ZHAN » 10 окт 2018, 10:32

Зимой 313 года римские императоры (августы) Константин и Лициний опубликовали совместный эдикт о свободе вероисповедания.

В Медиоланском эдикте императоры заявляли, что, взвесив все соображения блага государства, они постановили разрешить христианам наравне со всеми прочими гражданами свободно почитать своего Бога, чтобы и он мог проявить свою милость к императорам.

Этот документ, в сущности, повторял эдикт императора Галерия от 311 года, но в нем было и несколько важных новых моментов: по настоянию Константина Медиоланский эдикт устанавливал безвозмездное незамедлительное возвращение христианам всего их ранее конфискованного имущества, а также мест, где они прежде собирались для отправления своего культа.

Так исчезла угроза, долгое время висевшая над христианами, пали и преграды между христианскими общинами и культурой окружавшего их мира, они все больше и больше соприкасались с обществом. Христианство стало превращаться в массовую религию.

Константин осыпал милостями христианское духовенство и даровал ему столь же обширные привилегии, что и жрецам языческих культов.

В христианские общины устремился поток безразличных к религии политических честолюбцев, что способствовало опошлению веры.

Константин, считавший, что император – наместник Христа на земле, стал претендовать на господство над церковью, вмешиваться в ее внутренние дела. Церковь оказалась на службе у государства и превратилась в инструмент политической власти.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Разделение христианской церкви на восточную и западную

Новое сообщение ZHAN » 11 окт 2018, 09:53

В середине XI века возник острый конфликт между папством и Византией. Папа Лев IX (1049–1054) потребовал от византийского императора Константина IX Мономаха и константинопольского патриарха Михаила Керулария возвращения спорных земель на юге Италии.

Требование папы, выраженное в резкой, вызывающей форме, угрожавшее Византии материальным и моральным ущербом, встретило отпор как со стороны государства, так и церкви.

После неудачных переговоров кардинал Гумберт Сильва Кандида, возглавлявший папскую делегацию, 16 июля 1054 года положил на алтарь храма Святой Софии буллу с анафемой в адрес константинопольского патриарха и покинул восточную столицу. (Некоторые историки утверждают, что причиной рокового конфликта стал запальчивый характер кардинала.)

В ответ на это собор, созванный византийским императором, предал анафеме папских легатов и обвинил Рим в том, что с середины IX века его папы «извратили» один из наиболее существенных догматов веры, примкнув к постановлению Аахенского собора 809 года о том, что «Святой Дух исходит не от одного Бога, но и от Сына», тогда как на Востоке сохранилась формула исхождения Духа только «от Отца». Указанное «извращение» символа веры, по заявлению собора, ввергло западную церковь в ересь и сделало невозможным дальнейшее церковное общение Востока с Римом.

С этого времени поминание папы при восточном богослужении должно было быть опущено, хотя «извращение» символа имело место уже более 200 лет.

Так произошло великое разделение христианской церкви на восточную и западную (схизма).

Обе церкви претендовали на значение вселенской («католической» – по латинскому произношению, «кафолической» – по греческому). Когда наименование «католическая» укрепилось за западной, римской, церковью, восточная, греко-кафолическая, стала именоваться православной, правоверной (по латыни – ортодоксальной).
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Церковная десятина у христиан

Новое сообщение ZHAN » 12 окт 2018, 10:30

Обычай взимать с населения десятую часть урожая (или иных доходов) на содержание духовенства и храмов существовал в древности у ряда семитских народов, в частности у евреев (Левит 27:30–32).

В истории христианства первое упоминание о церковной десятине относится к 567 году, когда епископ Тура, чья власть распространялась и на Анжер, Нант и некоторые другие районы Франкского государства, обнародовал послание к верующим, в котором, наравне с нравственным совершенствованем «христианского стада», требовал неукоснительного платежа десятой части всего имущества в пользу церкви.

Папа всей силой своего авторитета поддержал турского епископа.

Десятина в равной степени взималась и с бедняков – им надлежало платить треть солида (римская золотая монета, выпущенная в 309 году) за каждого трудоспособного сына, чтобы
«был снят гнев Божий с ныне живущих, а в будущем платящие будут пользоваться всякими благами».
В середине IX века это обложение было освящено церковным собором, который, ссылаясь на Ветхий Завет, угрожал отлучением от церкви тех, кто отказывается платить в ее пользу десятину.

При императоре Карле Великом (800–814) десятина получила силу не только церковного, но и государственного закона.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Юбилейные годы у католиков

Новое сообщение ZHAN » 13 окт 2018, 11:00

В поисках новых источников средств папа Бонифаций VIII (1294–1303) объявил 1300 год юбилейным. Всякий грешник, прибывший в этом году в Рим на 15 дней и ежедневно молившийся в храмах Святого Петра и Святого Павла, не только очищался от всех своих грехов, но и приравнивался к крестоносцам, которые пользовались особыми милостями церкви.

Желание избавиться от ответственности за различные преступления и попасть в категорию крестоносцев было в средневековой Европе настолько велико, что в 1300 году Рим посетили более 2 миллионов человек. Приходили они в столицу мира не с пустыми руками – церковь и хозяева постоялых дворов получили от них значительные суммы.
Изображение

Первоначально предполагалось отмечать юбилейные годы каждые 100 лет, но они настолько пришлись по вкусу папству, что Климент VI (1342–1352) установил юбилей уже через каждые 50 лет, Сикст IV (1471–1484) – каждые 25 лет. Бонифаций IX за свой сравнительно короткий понтификат (1389–1404) праздновал два юбилейных года: в 1390 и 1400 годах.

Им было продано много отпустительных булл, причем цена их в 1400 году была гораздо выше, чем в 1390 году, что мотивировалось близким концом света, когда людям вообще не нужны будут деньги, вследствие чего их можно без ущерба для жертвователей отдать церкви на «добрые дела». :lol:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

«Настоящий папа Рима»

Новое сообщение ZHAN » 14 окт 2018, 20:07

Таким «титулом» наградили римляне папу Иннокентия VIII (1484–1492), мотивируя это тем, что «улицы столицы мира кишат его детьми и он усердно заселяет землю», что он «породил восемь мальчиков и столько же девочек», что «наконец появился папа, имеющий право именоваться отцом Рима».
Изображение

Сам Иннокентий VIII цинично заявлял о себе, что Бог не велит ему иметь детей, зато дьявол послал ему много «племянников» – название, под которым нередко скрывались внебрачные дети римских пап.

Впрочем, Иннокентий VIII не скрывал своего отцовства и с большой пышностью отпраздновал свадьбу своей дочери Теодорины, положив тем начало официальному признанию потомства у римского папы.

Теодорина открыто принимала участие в делах курии и нередко своим вмешательством определяла решение важнейших вопросов. Она вышла замуж за неаполитанского короля, чтобы положить конец борьбе между Неаполем и Римом.

Точно так же при заключении мира с флорентийскими Медичи папа женил своего сына Франческетто на дочери Лоренцо Медичи и одному из представителей этого дома преподнес кардинальскую шляпу, хотя тому было всего 13 лет от роду (будущий папа Лев Х).
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Притязания римских епископов (пап) на главенство

Новое сообщение ZHAN » 15 окт 2018, 15:07

Претензии римского епископа на примат, то есть высшее иерархическое положение в христианской церкви, основаны на утверждении (весьма спорном, историческими фактами не подтвержденном), что основателем и первым епископом римской христианской общины был сам апостол Петр, которому, по свидетельству евангелиста Матфея (16:18–19), Иисус Христос заявил:
«Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Папа Каликст I (217–222) и следовавшие за ним римские первосвященники, считая себя преемниками Петра, а следовательно, «наместниками Бога на земле», доказывали, что ключи от всех «семи небес» могут, по усмотрению римского епископа, открывать перед любым смертным царство небесное и люди, даже совершившие самые ужасные преступления, могут быть им очищены от грехов и впущены прямо в рай.

В качестве аргумента в притязаниях на главенство приводилось и то обстоятельство, что земля Рима якобы особенно сильно пропитана кровью мучеников и что среди последних были апостолы Павел и Петр, которые своей смертью сделали навеки Рим святейшим городом вселенной.

Против этих притязаний римского епископа выступали более ранние большие восточные общины, в частности Александрии, Иерусалима и Антиохии. Право считаться творением Петра и владеть ключами небесного царства оспаривал у Рима с особенным упорством Иерусалим, а позже город Пелла, а также общины восточного берега Иордана.

Заявляя свои претензии на главенство в христианской церкви, римские епископы претендовали на особый титул, который выделял бы их из среды других христианских епископов.

Марцеллин (296–304) заимствовал титул с Востока и первым из римских епископов стал называть себя греческим словом «pappas» – «отец», «батюшка», – как обычно называют епископа на Востоке. С начала VI века этот титул имели только римские епископы.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Лжеисидоровы декреталии

Новое сообщение ZHAN » 16 окт 2018, 13:34

В стремлении юридически обосновать свои притязания на главенство в церкви и обществе римские папы с V века стали прибегать даже к подложным документам (фальшивым декретам и постановлениям предшествующих пап, постановлениям соборов и т. п.).

Наиболее влиятельными и знаменитыми такими подделками стали лжеисидоровы декреталии – сборник церковно-правовых документов (более половины их были подложными), появившийся в середине IX века и сфабрикованный неизвестным лицом, скрывавшимся под псевдонимом Исидор Меркатор.

Основная идея декреталий сводилась к обоснованию независимости епископа от королевской власти и необходимости поставить епископат под опеку римского папы.

В декреталиях также утверждалось, что папа свободен от ответственности перед людьми.

Лжеисидоровы декреталии вдохновили папу Григория VII (1073–1085) провозгласить в 1075 году, что папе одному принадлежит право назначения, смещения и перевода епископов, разрешения важных юридических споров, созыва соборов, суда и наложения на императора и князей церковных наказаний, освобождения подданных от присяги верности «неправедному» императору или князю, возложения на императора его знаков отличия и т. д.; никто не имеет права судить папу, а князья должны целовать ногу папы в знак всеобщего повиновения тому, кто является наместником Христа и продолжателем дела апостола Петра.

Разоблачение папских фальшивок, в том числе лжеисидоровых декреталий, начал еще великий немецкий гуманист Николай Кузанский (1401–1464), в дальнейшем они подверглись критическому анализу со стороны группы протестантских ученых, написавших в 1560-е годы большой антикатолический труд под названием «Магдебургские центурии», а в XVII веке подложность лжеисидоровых декреталий была установлена неопровержимо.

Для папы Григория VII это, правда, никакого значения не имело. :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Насаждение христианства среди саксов

Новое сообщение ZHAN » 17 окт 2018, 09:29

Карл Великий (742–814) считал себя опорой христианства и свои походы против соседних языческих народов мотивировал интересами насаждения «истинной веры», их покорение трактовал как приращение христианской паствы. Одним из ярких примеров «миссионерской» деятельности Карла Великого является насаждение им христианства среди саксов – группы германских племен, объединившихся в III–IV веках в племенной союз.
Изображение

В результате побед, одержанных Карлом в ходе начатых им в 772 году кровопролитных саксонских войн, некоторые вожди саксов в 785 году перешли в христианство и заявили о своей покорности. Узнав об этом, папа Адриан I устроил в 786 году трехдневный всехристианский праздник по случаю очередного торжества «религии любви».

Началось «мирное» насаждение среди саксов новой веры. Под угрозой смертной казни были запрещены языческие обряды и суеверия. Всякий, кто отказывался креститься, кто приносил жертвы языческим богам, кто не посещал по воскресеньям и праздничным дням церковь, не крестил в течение первого года своего ребенка, не хоронил на церковном кладбище умерших, сжигал их трупы, наказывался смертью. Смертная казнь ожидала и тех, кто оскорбил духовное лицо, похитил духовное имущество, высмеивал христианские учреждения.

Кроме десятины саксы должны были с каждых 125 душ населения давать в распоряжение церкви и монастыря одного раба и одну рабыню. Кроме того, они должны были предоставить церкви по одному двору и по земельному участку, равному двум крестьянским хозяйствам. Нарушение этих распоряжений влекло за собой конфискацию земли и имущества виновного.

Все эти жестокости вызвали возмущение саксов. Кровопролитные войны Карла Великого и церкви против саксов продолжались 33 года и завершились покорением этого народа в 804 году.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Возникновение легенды о папессе Иоанне

Новое сообщение ZHAN » 18 окт 2018, 09:23

Появление легенды о папессе Иоанне, якобы правившей Римом и даже родившей во время крестного хода, связано с позорным периодом истории папства, когда вопрос о замещении Святого престола решала честолюбивая Мароция.

Дочь и наследница римского герцога и сенатора Феофилакта, супруга сначала маркграфа Альбериха Сполетского, а после его смерти маркграфа Гвидо Тосканского, владевшая обширными землями и распоряжавшаяся множеством вассалов, Мароция была самым влиятельным лицом в курии и фактически избирала папой такого кандидата, который ей казался наиболее удобным. Она возвела на папский престол жалких скоморохов, своих любовников Анастасия III (911–913) и Ландона (913–914).

В 928 году она организовала в Риме бунт, в результате которого был схвачен и задушен в тюрьме папа Иоанн Х (гнев Мароции он вызвал тем, что открыто жил с ее матерью Феодорой Феофилакт). Быстро ликвидировав Льва VI (928) и Стефана VIII (928–931), Мароция осуществила свой давний замысел: папой стал ее сын под именем Иоанна XI (931–935), рожденный ею от папы Сергия III (904–911).

Однако другой сын Мароции, Альберих, поднял в Риме бунт против матери, праздновавшей свою свадьбу с третьим мужем, графом Гуго Провансальским. Гуго бежал из Рима, а Мароция и Иоанн XI были заключены в тюрьму по распоряжению Альбериха, фактически ставшего диктатором Рима.

Внуком Мароции был папа Иоанн XII (955–964), сын Альбериха.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Просто любопытные исторические факты. 670 лет назад...

Новое сообщение ZHAN » 19 окт 2018, 09:15

Умер философ, которому приписывают изобретение «бритвы Оккама»
Мюнхен, Германия
Изображение
Уильям Оккам. Витраж в церкви Всех Святых в Оккаме, графство Суррей, работы Лоуренса Стэнли Ли. XX век

«Без необходимости не следует утверждать многое» — так францисканец Уильям Оккам рекомендовал ученым избегать сложных объяснений там, где достаточно простых. «Бритвой Оккама» этот принцип первым назвал в середине XIX века профессор Эдинбургского университета Уильям Гамильтон. Уроженец Англии, Оккам поддержал германского императора в конфликте с папой римским и до самой смерти в 1347 году оставался на территории империи.

Европу охватила самая страшная в истории эпидемия чумы
Европа
Изображение
Триумф смерти. Питер Брейгель Старший. Около 1562 года. Фрагмент

Черной смертью прозвали историки пандемию, от которой в Европе умерла как минимум треть населения. Чуму принесли с Востока в 1347 году генуэзские торговые корабли, в 1348-м она распространилась по всей части света, в 1351-м пошла на спад. Именно от этой эпидемии спасались за пределами Флоренции герои «Декамерона» Джованни Боккаччо.

Основали Троице-Сергиеву лавру
Сергиев Посад, Россия
Изображение

В 1337 году два отшельника, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан, поселились на холме Маковец. В 1340-е годы к Сергию присоединились другие иноки, и так образовался монастырь, в котором позже, по преданию, святой благословил войско князя Дмитрия (будущего Донского) перед Куликовской битвой.

Строился Теночтитлан — столица древней империи ацтеков
Мехико, Мексика
Изображение

Первые поселенцы на острове посреди озера Тескоко появились около 1325 года, а за следующие 100 лет на этом месте вырос один из крупнейших городов того времени. На руинах Теночтитлана возникла столица Мексики.

Возвели Галатскую башню
Стамбул, Турция
Изображение

Построенная в 1348 году в квартале, населенном генуэзскими торговцами, башня долго оставалась самым высоким зданием в Константинополе, столице Византийской империи. В наши дни это одна из наиболее популярных смотровых площадок Стамбула.

Построили Понте-Веккьо
Флоренция, Италия
Изображение

Самый знаменитый и старейший из сохранившихся мост Флоренции закончили в 1345 году. Его предшественники были разрушены рекой Арно во время наводнений, но двухэтажный Понте-Веккьо стоит уже почти семь веков.

Появился Карлов университет в Праге
Прага, Чехия
Изображение
Император Карл IV основывает университет. Йозеф Матиас Тренквальд. XIX век

Первый в Центральной Европе, он, как и знаменитый Карлов мост, носит имя основателя, чешского короля и императора Священной Римской империи Карла Люксембурга.

Король Англии учредил орден Подвязки
Великобритания
Изображение
Эдуард III. Портрет с надгробия в Вестминстерском аббатстве

«Да будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает» — таков девиз до сих пор существующего в Великобритании светского рыцарского ордена. По легенде, в танце у дамы с ноги слетела подвязка, поддерживавшая чулок, и тогда Эдуард III надел эту ленту на себя и учредил в ее честь орден. На самом деле девиз отражал притязания Эдуарда на французский трон, из-за которых началась Столетняя война.

Источник: журнал «Вокруг света» № 10, октябрь 2018 г.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Выгоды церкви от крестовых походов

Новое сообщение ZHAN » 20 окт 2018, 14:11

Многие крестоносцы, владевшие землей, отдавали свои участки во временное распоряжение церкви вплоть до возвращения из крестового похода, чтобы во время их отсутствия этими участками не завладели крупные феодалы-землевладельцы. Все доходы от этих участков в отсутствие владельцев шли церкви.

Если крестоносец, доверивший свою землю церкви, из похода не возвращался, его земля оставалась в руках церкви. Поскольку многие крестоносцы находили в походе свое последнее пристанище, церковь за годы крестовых походов накопила колоссальные земельные богатства.
Изображение

Не менее существенным был и другой источник доходов церкви, связанный с крестовыми походами. Давшие обет отправиться в поход освобождались от всяких платежей в пользу светской власти и становились под защиту церкви, которая предоставляла им возможность грабить и разорять тех, кто отказался принести жертву в пользу освобождения «гроба Господня» на Востоке.

Жертва эта понималась церковью не только в смысле личного участия в крестовом походе, но и в смысле денежного взноса. В папскую казну поступало множество «даров» от лиц, откупавшихся таким образом от участия в походе или покупавших себе гарантию против бесчинств крестоносцев.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Участники крестовых походов

Новое сообщение ZHAN » 21 окт 2018, 16:19

Возглавляли крестовые походы именитые сеньоры, короли и крупные феодалы, однако в количественном отношении их личные отряды составляли ничтожно малую часть крестоносного воинства.

Средневековая Европа кишела мелкими князьками, вассальными рыцарями, которые теряли почву под ногами ввиду усиления крупных феодалов и князей, захватывавших их земельные владения. Эти разорившиеся рыцари мечтали о возвращении утраченных владений, своей независимости и рады были добыть их хотя бы на далеком Востоке. Они охотно откликались на зов папы идти в Святую землю «для спасения христианства от мусульман».

Отправившись в поход на «врага христовой веры», крестоносная армия росла как снежный ком за счет присоединившихся к ней крестьян, городской бедноты, стариков, женщин и детей, которых гнали в «святую армию» тяжелая эксплуатация, голод, растущая дороговизна жизни, усугублявшиеся бесконечными феодальными междоусобицами.

По свидетельству летописца Альберта из Экса, в большом количестве в состав крестоносных отрядов входили профессиональные преступники – мошенники, воры, грабители и убийцы. Походы обещали богатую добычу, а гарантированное папой вечное блаженство на том свете развязывало руки тем, которые еще колебались идти на прямой грабеж и иные преступления.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Цель создания ордена доминиканцев

Новое сообщение ZHAN » 22 окт 2018, 11:10

Испанский монах Доминик (1170–1221), активный участник крестового похода против альбигойцев, в 1215 году основал в Тулузе монашеский орден для борьбы с еретиками на юге Франции.

В 1216 году папа Гонорий III утвердил орден доминиканцев и предоставил ему чрезвычайные полномочия в борьбе с ересью.
Изображение

Доминиканцы быстро расширили пределы своей деятельности и охватили ею значительную часть Западной Европы. Через 15 лет после основания своего первого монастыря они уже располагали 60 монастырями.

«Забота о душах» и борьба с ересью проводились доминиканцами с железной настойчивостью и жестокостью. Орден требовал предоставления ему строжайшего надзора над всем образованием. Доминиканцы прибирали к своим рукам обучение богословию и схоластике и не допускали никакого «вольнодумства». Они основали собственные учебные заведения (в том числе в Болонье, Кёльне, Оксфорде), завладели богословскими кафедрами в университетах Парижа, Падуи, Праги и др.

Из доминиканских школ вышло немало известных инквизиторов, в еще большей степени орден являлся поставщиком низшего и среднего персонала инквизиционных судилищ (в 1232 году инквизиция была передана в руки доминиканцев).

Гордясь своей рабской угодливостью и «собачьей» верностью папскому престолу, доминиканцы называли себя псами Господними.

С XIII века орден развернул широкую миссионерскую деятельность, основал множество монастырей вне Западной Европы (в частности, под Киевом на Руси, в Персии и Китае).

После основания в XVI веке ордена иезуитов доминиканцы постепенно утратили прежнее значение.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Просто любопытные исторические факты

Новое сообщение ZHAN » Вчера, 15:05

Кого народная молва обвинила в эпидемии чумы, пронесшейся над Западной Европой в середине XIV века?

В 1348–1349 годах над Западной Европой пронеслась «черная смерть» – величайшая за всю ее историю эпидемия чумы, унесшая до 30 процентов населения.
Изображение

Главного виновника божьей кары миллионы людей увидели в лице высшего духовенства, погрязшего в болоте корысти и разврата. Многие совершенно открыто выражали свою ненависть к церкви, в особенности к папству, уничтожали церковное имущество и даже нападали на представителей церкви.

Чтобы отвести народное возмущение от духовенства, церковью была пущена легенда, что распространению «черной смерти» мир обязан заговору евреев, будто бы замысливших истребить христиан путем отравления колодцев, – и целые еврейские общины были вырезаны.

Вот как описывает летописец Диссенгофен эти события:
«В течение года были сожжены все евреи от Кельна до Австрии… можно было подумать, что наступил конец всему еврейству, если бы уже завершилось время, предсказанное пророками».
Массовое уничтожение евреев перестало быть делом лишь невежественных фанатиков. Современник этих событий Генрих Герфордский, вскрывая подлинную суть событий, проводит параллель между истреблением евреев и истреблением ордена тамплиеров французским королем:
«В том и другом случае целью нападения были деньги, имевшиеся у истребляемых жертв».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49570
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Пред.

Вернуться в Общие вопросы и проблемы исторического знания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron