Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Просто любопытные исторические факты

Как правильно понимать события минувшего

Октановое число

Новое сообщение ZHAN » 20 апр 2018, 08:32

В начале ХХ века конструкторы двигателей внутреннего сгорания столкнулись с проблемой детонации топлива в цилиндре. Чтобы повысить мощность двигателя, они увеличили степень сжатия смеси. Эффект оказался неожиданным: бензин сгорал очень быстро, взрывообразно – поршень за это время почти не успевал переместиться и поэтому оказывался под огромной нагрузкой.

Требовалось ввести некую количественную характеристику детонационной стойкости топлива. Такой характеристикой стало октановое число, определяемое сравнением исследуемого топлива с эталонными топливами.

В качестве первичных эталонов служат изооктан, высокая детонационная стойкость которого условно принята за 100 пунктов шкалы октанового числа, и гептан, детонационная стойкость которого принята за нуль.

Таким образом, бензин с октановым числом 95 соответствует смеси 95 процентов изооктана и 5 процентов гептана.

На нефтеперегонных заводах используют два метода определения октанового числа бензина: моторный и исследовательский.

Моторный метод имитирует движение автомобиля по шоссе при работе двигателя на максимальной мощности.

При исследовательском методе создаются условия более мягкие, соответствующие городской езде, и в этом случае октановое число получается больше.

Стандарт требует приводить оба числа, но на бензоколонках обычно указывается октановое число, полученное исследовательским методом. Отсюда следует, что при дальних поездках целесообразно добавлять в бак бензин с более высоким октановым числом.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Получение какой электроэнергии дороже

Новое сообщение ZHAN » 23 апр 2018, 10:50

Несмотря на бесплатность солнечного света, в настоящее время электроэнергия, получаемая непосредственно от Солнца, обходится в 5 раз дороже атомной. :shock:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Первая электростанция в России

Новое сообщение ZHAN » 24 апр 2018, 09:26

Первая российская электростанция появилась в Петербурге в 1879 году и предназначалась для освещения Литейного моста.

Следующую электростанцию построили через пару лет в Москве для освещения Лубянского пассажа.

Но уже в 1886 году в России работало несколько электростанций – под Санкт-Петербургом и Москвой, Киевом и Нижним Новгородом, Баку и Харьковом. Работали они на привозном топливе и вырабатывали постоянный ток для уличного освещения. Тогда же на реке Охте в Петербурге построили первую и очень небольшую по мощности (всего 350 лошадиных сил) гидроэлектростанцию. Следующая – в 3 раза мощнее – была сооружена в 1903 году на горной речке Подкумке вблизи Ессентуков. Полученная от нее электроэнергия позволила осветить улицы Кисловодска, Железноводска и Пятигорска.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Конечность скорости распространения света

Новое сообщение ZHAN » 25 апр 2018, 09:40

В 1672 году директор Парижской обсерватории Жан Доминик Кассини (1625–1712), исследуя спутники Юпитера, заметил определенные запаздывания в моментах вхождения одного из них – Ио – в конус тени планеты и выхода из нее, как если бы время обращения спутника вокруг Юпитера было больше, когда он находится дальше от Земли.

Это явление никто не мог объяснить, пока его исследованием не занялся датский астроном Олаф Рёмер (1644–1710), который пришел к выводу, что наблюдаемую аномалию движения Ио следует приписать конечности скорости распространения света. В сентябре 1676 года Рёмер предсказал отставание, которое должно наблюдаться при предстоящем затмении Ио в ноябре. Убедившись в правильности прогноза, он представил свою теорию Парижской академии наук, где она встретила сильное сопротивление. Даже Кассини, который сам принимал участие в наблюдениях, снял с себя ответственность за выводы Рёмера.

Окончательно подтвердил теорию Рёмера английский астроном Джеймс Бредли (1693–1762), когда он, пытаясь определить параллакс некоторых звезд, в 1725 году обнаружил, что в своей кульминации они кажутся отклоненными к югу. Наблюдения, продолжавшиеся до 1728 года, показали, что в течение года эти звезды как бы описывают эллипс. Бредли интерпретировал это явление как результат сложения скорости света, идущего от звезды, со скоростью орбитального движения Земли.

Хотя земные измерения скорости света были проведены лишь в следующем столетии, после Бредли конечность скорости распространения света была единодушно принята как опытный факт.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Кто изобрел зрительную трубу

Новое сообщение ZHAN » 26 апр 2018, 09:40

В 1608 году один из учеников Ганса Липперши, голландского мастера по изготовлению очков, развлекаясь в свободное от работы время, стал рассматривать предметы через две линзы, расположенные одна за другой. Он очень удивился, обнаружив, что предметы, находившиеся на некотором расстоянии, выглядели так, будто были у него на ладони.
Изображение

Ученик рассказал об этом хозяину, и Липперши изготовил первую зрительную трубу, поместив в трубке на соответствующем расстоянии друг от друга две линзы.

Принц Мауриций Нассау, командовавший голландскими вооруженными силами, понял, что этот инструмент можно применять в военных целях, и приказал держать его в секрете. Однако слухи об изобретении приспособления, позволяющего хорошо рассмотреть отдаленный предметы, все же распространились.

Среди тех, до кого дошли эти слухи, был великий физик, механик и астроном Галилео Галилей. Зная лишь то, что в загадочном приспособлении используются линзы, Галилей сумел самостоятельно разобраться в принципе его действия. В 1609 году он собственноручно собрал свою зрительную трубу, значительно более совершенную, чем изготовленная Липперши.

Проведя с помощью зрительной трубы множество наблюдений земных объектов в самых разнообразных условиях и убедившись в достоверности получаемой с ее помощью информации, Галилей обратил ее к небу и тем самым превратил зрительную трубу в телескоп – важнейший инструмент науки нового времени.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Положительная роль алхимии

Новое сообщение ZHAN » 27 апр 2018, 09:36

Алхимией называют донаучное направление в развитии химии, возникшее в II–IV веках в Египте и получившее особенно широкое распространение в Западной Европе в XII–XIV веках.
Изображение

Своей главной задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Среди целей алхимиков были также получение элексира долголетия, универсального растворителя и других веществ, обладающих чудесными свойствами.

В процессе поиска этих чудодейственных средств алхимики открыли способы получения многих практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), а также создали приемы лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобрели новые лабораторные приборы (например, печи для длительного нагревания, перегонные кубы). Египетские алхимики открыли, в частности, нашатырь.

Алхимия оказала значительное влияние на средневековую культуру и способствовала становлению науки нового времени.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Обозначение химических веществ до Берцелиуса

Новое сообщение ZHAN » 28 апр 2018, 10:48

Химики Древнего мира и Средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов, известные в древности, изображали астрономическими знаками небесных светил: Солнца (золото), Луны (серебро), Юпитера (олово), Венеры (медь), Сатурна (свинец), Меркурия (ртуть), Марса (железо).
Изображение

Металлы, открытые в XV–XVIII веках (висмут, цинк, кобальт), обозначали первыми буквами их названий. Знак винного спирта (лат. Spiritus Vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляной и азотной кислот) составлены из знака воды u и прописных букв F и соответственно R. Знак стекла (лат. Vitrum) образован из двух букв V – прямой и перевернутой.

Попытки упорядочить старинные химические знаки продолжались до конца XVIII века. В начале XIX века английский химик Джон Дальтон (1766–1844) предложил атомы химических элементов обозначать кружками, а внутри помещать точки, черточки, начальные буквы английских названий элементов. Химические знаки Дальтона получили некоторое распространение в Великобритании и Западной Европе, пока их не вытеснила более удобная система символов.

Ее предложил в 1814 году шведский химик Йенс Якоб Берцелиус (1779–1848), она же употребляется и в настоящее время.
Изображение

По этой системе химические знаки состоят из первой буквы или первой и одной из следующих букв латинского названия элементов. Так, углерод обозначен буквой С, кислород – О, водород – Н, сера – S, кальций – Са, кадмий – Сd, кобальт – Со, железо – Fe, натрий – Na и т. д. С помощью этих символов стало легко обозначать состав молекулы. Воду обозначают Н2О (молекула состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода), поваренную соль – NaCl, серную кислоту – Н2SО4 и т. д.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Наиболее распространенный на Земле металл

Новое сообщение ZHAN » 02 май 2018, 09:20

По распространенности в природе первое место среди металлов занимает алюминий (А1): в земной коре его на 60 процентов больше, чем железа.
Изображение

Однако широко использовать его стали лишь во второй половине ХХ века. Дело в том, что извлечь алюминий из руд очень трудно.

В 1825 году датский ученый Ханс Кристиан Эрстед (1777–1851) сумел выделить небольшое количество алюминия, но с примесями. После него многие химики безуспешно пытались очистить алюминий, но лишь в 1854 году француз Анри Этьенн Сент-Клер Девиль (1818–1881) нашел способ выделить чистый металл.

Алюминий настолько химически активен, что пришлось использовать металлический натрий (еще более активный элемент), чтобы «уберечь» алюминий от вступления в реакцию с другими веществами.

Алюминий, похожий по цвету на серебро, на первых порах ценился очень дорого – наравне с драгоценными металлами. С 1855 по 1890 год было получено всего 200 тонн алюминия. В то время только император Наполеон III мог позволить себе столовые приборы из алюминия и даже заказал погремушку из нового металла для своего юного наследника. А в США – в знак огромного уважения к основателю государства Джорджу Вашингтону – защитили его монумент сверху алюминиевым листом.

Современный способ получения алюминия электролизом криолито-глиноземного расплава разработан в 1886 году.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Достоинства и недостатки дигидрогенмонооксида

Новое сообщение ZHAN » 04 май 2018, 11:47

Около десяти лет назад американский журнал «Skeptica1 Inquirer» опубликовал заметку о проведенном в США опросе с требованием запретить химическое соединение дигидрогенмонооксид.
Изображение

При опросе перечислялись следующие опасные свойства этого вещества.
1. При попадании в желудок дигидрогенмонооксид может вызвать усиленное потоотделение, в больших количествах – рвоту.
2. Дигидрогенмонооксид – основной компонент кислотных дождей.
3. В газообразной форме дигидрогенмонооксид вызывает тяжелые ожоги.
4. При случайном вдыхании этого вещества человек может погибнуть.
5. Это соединение участвует в эрозии почв, повреждает памятники архитектуры, является основной причиной коррозии металлов.
6. Дигидрогенмонооксид снижает эффективность работы автомобильных тормозов.
7. Большие количества этого вещества обнаружены в раковых опухолях и во всех болезнетворных микробах.

У идеи запрета дигидрогенмонооксида нашлись и противники, которые привели в его пользу следующие доводы.
1. Это соединение, как правило, не является синтетическим и широко распространено в природе, местами даже в виде больших скоплений.
2. Некоторые несложные меры предосторожности сводят риск от применения дигидрогенмонооксида почти к нулю.
3. Многие организмы используют дигидрогенмонооксид в своем обмене веществ, а отдельные даже приспособились жить в нем.
4. Дигидрогенмонооксид можно использовать для охлаждения, а в случае необходимости он неплохо заменяет огнетушительные смеси.
5. Дигидрогенмонооксид обладает свойствами отличного растворителя. Многие используют его в качестве универсального пятновыводителя в домашнем хозяйстве.
6. Врачи рекомендуют принимать по 50—100 миллилитров дигидрогенмонооксида при многих болезнях вместе с таблетками и порошками. Всемирная организация здравоохранения официально разрешила применение этого вещества в странах с жарким климатом для профилактики иссушения организма.

Апологеты дигидрогенмонооксида согласны, что это вещество виновато в гибели «Титаника». Действительно, в устаревших двигателях этого судна применялась газообразная форма дигидрогенмонооксида, пробоину корпусу нанесло крупное скопление его кристаллов, а на дно увлекла хлынувшая в пробоину масса жидкой формы этого соединения.

Но ведь, сохраняя объективность, нельзя не видеть, что вред, наносимый дигидрогенмонооксидом, – лишь капля в море полезных достоинств.

Читатель, конечно, уже догадался, что распространенное в быту название дигидрогенмонооксида – вода (дигидроген – два атома водорода, оксид – их окисел).

Однако результаты вышеупомянутого опроса оказались следующими: из 50 опрошенных 43 человека согласились подписать петицию о запрете дигидрогенмонооксида, 6 человек не имели определенного мнения, и лишь один сообразил, что скрывается за этим мудреным названием. Следует, правда, отметить, что в ходе опроса людям сообщали только доводы противников дигидрогенмонооксида, так что информация была односторонней.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Так изобрели бездымный порох

Новое сообщение ZHAN » 07 май 2018, 09:59

В 1845 году немецкий химик Христиан Фридрих Шёнбейн (1799–1868) проводил на кухне своего дома эксперимент с использованием смеси азотной и серной кислот. Жена строго-настрого запретила ему приносить свои колбы на кухню, поэтому он спешил закончить опыт в ее отсутствие – и пролил немного едкой смеси на кухонный стол. Опасаясь скандала, он схватил первую попавшуюся под руку тряпку (это оказался хлопчатобумажный кухонный фартук), вытер лужицу со стола, а потом повесил фартук перед очагом. Высохнув, фартук взорвался.
Изображение

Шёнбейн сразу понял, что он получил. Название, которое он дал новому веществу, дословно переводится с немецкого как «стреляющий хлопок», ныне же химики называют его нитроцеллюлозой.

Шёнбейн продал рецепт производства нового взрывчатого вещества сразу нескольким правительствам. В то время в артиллерии использовали черный порох, сажа от которого так пачкала орудия, что в перерывах между выстрелами их приходилось чистить, а уже после первых залпов поднималась такая завеса дыма, что сражаться приходилось чуть ли не вслепую.

К взрывчатому веществу, дающему значительно меньше дыма, да к тому же еще и более сильному, чем черный порох, военные отнеслись с энтузиазмом. Начали строить заводы по производству нитроцеллюлозы, однако они очень быстро взрывались. Нитроцеллюлоза была слишком нетерпелива, чтобы дожидаться сражений, а потому в начале 1860-х годов от ее применения пришлось отказаться.

Позднее, однако, придумали способ очистки нитроцеллюлозы от примесей, которые вызывали самопроизвольные взрывы, и нитроцеллюлоза стала безопасной в применении. А в 1884 году был изобретен первый бездымный порох – пироксилиновый. Его изготовляли из нитроцеллюлозы с содержанием азота свыше 12 процентов (пироксилина) с добавлением веществ, придающих пороху специальные свойства.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Как Луи Пастер помог виноделам

Новое сообщение ZHAN » 08 май 2018, 10:25

До середины XIX века одна из важнейших проблем виноделия состояла в том, что вина при созревании часто прокисали, их невозможно было пить, из-за чего виноделы терпели большие убытки.
Изображение

Эту проблему разрешил Луи Пастер (1822–1895), когда в 1854–1857 годах преподавал в Лилле – одном из центров французского виноделия. Изучая под микроскопом присутствующие в вине дрожжевые клетки, Пастер обнаружил, что они бывают разных типов. Все вина содержали клетки, вызывающие ферментацию, но в винах, которые начали закисать, присутствовали и другие клетки.

Поняв, что закисание вина начинается только после того, как заканчивается его брожение, Пастер заключил: поскольку после окончания брожения потребность в дрожжах исчезает, почему бы их не удалять на этом этапе, предотвращая вредное воздействие дрожжевых клеток второго типа?

Он предложил виноделам умеренно прогревать вино после брожения, чтобы убить присутствующие в нем дрожжевые клетки. Виноделы отнеслись к «дилетантскому» предложению молодого университетского профессора с недоверием, но все-таки решили попробовать.

Результаты превзошли самые оптимистические ожидания: после тепловой обработки вино не закисало и, что не менее важно, вкус его ничуть не ухудшался.
Французское виноделие получило «новое дыхание».

Со временем процесс умеренного подогревания (пастеризацию) стали применять в производстве и других продуктов питания (пива, молока, фруктово-ягодных соков).
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Первая резина

Новое сообщение ZHAN » 10 май 2018, 08:58

В 1737 году французский астроном, геодезист и путешественник Шарль Кондамин (1701–1774) представил Парижской академии наук привезенные им из Южной Америки образцы каучука. В течение следующих ста лет каучук получил в Европе и США широкое распространение: из него изготавливали галоши, плащи, спасательные круги и множество других полезных вещей. Однако промышленному применению этого материала препятствовал главный его недостаток: в тепле каучук становился тянущимся и липким, а на морозе затвердевал как камень.

Многие пытались устранить этот недостаток, одним из них был американец Чарлз Гудийр (1800–1860). В своих опытах он смешивал каучук с любым попадавшим под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, чернилами, магнезией, даже с супом. :D
Изображение

Гудийр следовал наивному убеждению, что рано или поздно перепробует все, что есть на земле, и найдет наконец удачное сочетание.

Однажды (это было в 1839 году) Гудийр случайно рассыпал смесь каучука и серы на горячей плите. Быстро сбросив комки смеси с плиты, он, к своему удивлению, обнаружил, что те не растаяли от высокой температуры, как обычно, а обуглились. Гудийр заметил, что по краям обуглившихся участков образовалась упругая полоска шириной в несколько миллиметров. Это и был тот материал, который сегодня называется резиной.

А процесс добавления к каучуку серы с последующей термической обработкой называется вулканизацией (по имени римского бога огня Вулкана). Открытие Гудийра положило начало промышленному производству резины.

Впоследствии Гудийр говорил: «Я признаю, что мое открытие не является итогом научного химического исследования, но в то же время не могу согласиться, что оно было лишь чистой случайностью. Я утверждаю, что мое открытие явилось результатом настойчивости и наблюдательности».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Изобретение микроволновой печи

Новое сообщение ZHAN » 11 май 2018, 09:30

Способ получать мощные радиоволны СВЧ-диапазона изобрели сразу в нескольких странах в 30-х годах прошлого века. Такие радиоволны стали использовать прежде всего в радиолокаторах. Но уже в 1932 году сотрудники лаборатории фирмы «Вестингауз» (США) поджарили без огня две сосиски, поместив их около мощного генератора ультракоротких волн.

Однако этим лабораторным курьезом дело тогда и ограничилось. В 1945 году американский инженер Перси Спенсер, экспериментируя с магнетроном (мощной радиолампой, генерирующей ультракороткие радиоволны), заметил, что лежавший у него в кармане шоколадный батончик вдруг расплавился.
Заинтересовавшись этим явлением, Спенсер поместил возле магнетрона несколько зерен кукурузы. Через несколько минут из зерен получился поп-корн.

На следующий день инженер принес в лабораторию сырое яйцо и направил на него излучение магнетрона. Яйцо почти сразу же взорвалось: его жидкое содержимое почти мгновенно вскипело под действием электромагнитных волн.

Спенсер понял, что нашел способ готовить пищу без огня. В октябре 1945 года его фирма получила патент на микроволновую печь и через три года начала выпускать устройства под названием «радарная печь» – большие шкафы, набитые радиолампами, трансформаторами, охлаждающими вентиляторами и сложным сплетением проводов. Само же пространство, куда следовало помещать готовящееся блюдо, было не больше духовки в обычной газовой плите.
Изображение

Хотя два-три десятка экземпляров приобрели крупные рестораны, гостиницы и больницы, изобретение успеха не имело.

Только в 1952 году японцы купили патент и наладили производство домашних микроволновых печей.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Первоначальная цель создания Интернета

Новое сообщение ZHAN » 14 май 2018, 10:57

Первой знаменательной датой (первым рождением) в истории сети Интернет в США считают 4 октября 1957 года, когда на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. Именно запуск советского спутника послужил поводом для создания в рамках Министерства обороны США Агентства передовых исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA). Целью агентства стала разработка сети без главного компьютера, который мог бы быть уничтожен в случае ядерной войны.
Изображение

Второе рождение Интернета состоялось в декабре 1969 года, когда первые четыре компьютера были соединены сетью с коммутацией пакетов.

Наконец, третье рождение – это 1989 год, когда Тим Бернерс-Ли разработал технологию гипертекстовых документов (язык HTML), которая легла в основу самой известной в настоящее время службы Интернета World Wide Web (WWW).

Уже в 2000 году Интернет был доступен даже в самых отдаленных деревнях Туниса по цене местного телефонного звонка. Это к вопросу о доступности. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Кто изобрел радио?

Новое сообщение ZHAN » 15 май 2018, 09:16

В 1971 году один американский журналист, сотрудник известного журнала «Reader's Digest», обнаружил явление, названное им «эффект Попова». Обследовав энциклопедии, выпущенные в десятке стран Европы, он нашел, что почти в каждом издании изобретателем радио называют «своих» людей. В итальянской энциклопедии – это Гульельмо Маркони, в немецкой – Генрих Герц и Фердинанд Браун, во французской – Эдуард Бранли, в югославской – Никола Тесла, в Большой советской энциклопедии – Александр Степанович Попов. И у всех есть для этого определенные основания.
Изображение

Немецкий физик Генрих Герц (1857–1894) в 1886–1889 годах экспериментально доказал существование электромагнитных волн и исследовал их свойства. Открытие Герца сыграло огромную роль в развитии науки и техники, а также, бесспорно, в возникновении радиосвязи.

Французский физик Эдуард Бранли в 1890 году обнаружил и изучил явление уменьшения сопротивления металлического порошка при воздействии на него электрических колебаний и восстановления исходного высокого сопротивления при встряхивании. На основании своих исследований Бранли изобрел когерер, получивший впоследствии большое значение в радиотехнике. Бранли показал этот прибор в Парижской академии наук, патента не взял и этим предоставил всем право свободного пользования им. Именно этот когерер Попов впоследствии использовал в качестве индикатора электромагнитных волн, значительно его доработав с целью повышения чувствительности и надежности.

В 1895 году А. С. Попов (1859–1905), преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте, развивая опыты Герца, построил прибор, названный им «грозоотметчик». Испросив ничтожную сумму в 300 рублей, он затем усовершенствовал этот прибор и создал первое в мире действующее устройство беспроволочного телеграфа. 7 мая 1895 года Попов сделал доклад в Русском физико-химическом обществе о своем изобретении. Сведения о его «приборе для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» были опубликованы в журнале общества в августе 1895 года и январе 1896 года. Патента Попов не взял и, следовательно, право на свое изобретение юридически не закрепил. Некоторые утверждают, что Попов, состоя на службе в Морском ведомстве, обязан был, согласно требованию этого ведомства, держать изобретенные приборы в секрете. Однако он вполне мог взять секретный патент, чего не сделал, будучи, по-видимому, идеалистом.

Итальянский предприниматель Гульельмо Маркони (1874–1937) первые практические эксперименты в области радиотелеграфии провел в конце 1895 года. В июне 1896 года он подал заявку на «усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов и в аппаратуре для этого» и лишь спустя год – в июле 1897 года – опубликовал сведения о своих опытах и приборах. Принцип действия и схема запатентованного Маркони радиоприемника были тождественны принципу действия и схеме прибора, продемонстрированного Поповым в мае 1895 года. Однако Маркони сразу поставил дело беспроволочного телеграфа на широкую коммерческую ногу. Он привлек к нему большие деньги, основал акционерную компанию, в которой имел больше половины акций, пустил изобретение в продажу, добился резкого увеличения дальности телеграфирования (осуществил радиосвязь через Атлантический океан) и тем самым стяжал себе славу.

Что касается немецкого физика Карла Фердинанда Брауна (1850–1918) и американского физика (серба по национальности) Никола Теслы (1856–1943), то каждый из них внес большой вклад в радиотехнику, но на последующем этапе ее развития.

Браун в 1898 году соединил открытый вибратор Попова с замкнутым конденсаторным контуром, что значительно повысило качество передачи.

Работы Теслы по беспроволочной передаче сигналов в 1896–1904 годы (например, в 1899 году под его руководством сооружена радиостанция на 200 киловатт в штате Колорадо) оказали существенное влияние на развитие радиотехники. В эти же годы Тесла сконструировал ряд радиоуправляемых самоходных механизмов (в том числе модель судна), названных им телеавтоматами.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Откуда появился символ @

Новое сообщение ZHAN » 16 май 2018, 10:49

Знак @, официально именуемый «коммерческое at» и обозначающий в английском языке предлог «at», обязательно присутствует в любом адресе e-mail, отделяя имя владельца электронного почтового ящика («аккаунт») от доменного имени почтового сервера, на котором этот ящик открыт.

В официальной истории Интернета принято считать, что знак @ в электронный почтовый адрес ввел американский инженер электронной техники Рэй Томлинсон. В 1971 году он отправил по Сети первое в мире электронное послание. Поскольку в этот момент он вынужден был выступать сразу в двух ролях – и отправителя, и адресата, – то и вид электронного адреса ему пришлось выдумывать самому. Чтобы избежать путаницы в написании имен, в качестве «разделителя» он выбрал на клавиатуре знак, никогда не встречающийся в именах и фамилиях.

А на компьютерной клавиатуре этот символ появился как наследство от клавиатуры пишущих машинок. Еще в 1885 году первая модель пишущей машинки «Ундервуд» (США) была оснащена клавишей с символом @.

Однако сам символ @ происходит по меньшей мере из раннего Средневековья. :shock:

Итальянский исследователь Джорджио Стабиле обнаружил в архивах Института экономической истории города Прато близ Флоренции документ, где впервые в письменном виде встречается этот знак. В документе (письмо флорентийского торговца), датированном 1536 годом, говорится о трех прибывших в Испанию торговых кораблях и в составе их груза фигурируют емкости с вином, обозначенные символом @.

Проанализировав данные того времени о ценах на вино и вместимости сосудов и сопоставив их с системой мер, Стабиле пришел к выводу, что знак @ использовался в качестве мерной единицы, заменяющей слово «amphora» («амфора» – сосуд; так с античных времен называлась универсальная мера объема).

Так что корни «родословной» современного почтового знака буквально теряются в седой древности. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Просто любопытные исторические факты. 235 лет назад…

Новое сообщение ZHAN » 17 май 2018, 08:37

Человек впервые поднялся в воздух на летательном аппарате
Париж, Франция
Изображение

Воздушный шар для первого полета сконструировали братья Монгольфье. 15 ноября 1783 года ученый Жан-Франсуа Пилатр де Розье стал первым человеком, поднявшимся в небо на воздушном шаре — тогда еще на страховочном тросе. 21 ноября того же года Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лоран д’Арланд совершили первый свободный полет на аэростате.

Бангкок стал столицей
Бангкок, Таиланд
Изображение

В 1782 году король Рама I перенес свою главную резиденцию с западного берега реки Чаупхрая на восточный, где был поселок Бангкок. До сих пор Бангкок остается столицей, а на троне находится основанная Рамой I династия.

Написана самая знаменитая книга о бароне Мюнхгаузене
Лондон, Великобритания
Изображение

Дворянин Иероним фон Мюнхгаузен прославился своими байками. Эти небылицы стали публиковать анонимные авторы. А в конце 1785 года немецкий ученый и авантюрист Эрих Распе выпустил книгу о приключениях барона, сразу ставшую популярной.

Родился Освободитель Латинской Америки
Каракас, Венесуэла
Изображение
Памятник Боливару в Гуаякиле, Эквадор

Такое прозвище еще при жизни получил Симон Боливар — государственный деятель, возглавивший борьбу южноамериканских колоний Испании за независимость. Благодаря ему от власти метрополии освободились будущие Перу, Боливия, Венесуэла, Панама, Колумбия и Эквадор. В честь Боливара названа не только страна, но и несколько городов, пролив и гора, валюта и штат в Венесуэле, а также фасон шляпы.

Появился Schweppes
Женева, Швейцария
Изображение

Schweppes — первый в мире бренд газированного напитка. Ювелир Якоб Швеппе в 1783 году усовершенствовал установку для производства шипучего напитка в больших количествах и начал им торговать, зарегистрировав для этой цели компанию Schweppes.

Учредили букву «ё»
Санкт-Петербург, Россия
Изображение
Памятник букве «ё» в Ульяновске

Ввести ее в русский алфавит предложила в 1783 году княгиня Екатерина Дашкова — подруга императрицы, просветительница, директор Петербургской академии наук. До сих пор идут дискуссии о необходимости употребления этой буквы в печати.

Открыли планету Уран
Бат, Великобритания
Изображение
Портрет Уильяма Гершеля. 1785 год

Это сделал в 1781 году музыкант и астроном-самоучка Уильям Гершель. Седьмой планете от Солнца дали имя греческого бога неба, а когда восемь лет спустя ученый Мартин Клапрот открыл химический элемент уран, то назвал его уже в честь новой планеты. Уран в 14,5 раза массивнее Земли.

Иммануил Кант опубликовал свой главный философский труд
Рига, Латвия
Изображение

По словам самого мыслителя, «Критику чистого разума» он обдумывал годами, а написал за четыре-пять месяцев. Книга была издана в 1781-м. С этого трактата, как считается, начинается немецкая классическая философия.

Источник: журнал «Вокруг света» № 5, май 2018 г.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Как в разных странах называют знак @

Новое сообщение ZHAN » 18 май 2018, 08:42

В России пользователи чаще всего называют символ @ собакой, из-за чего адреса электронной почты, образованные от личных имен и фамилий, приобретают иной раз слегка обидное звучание.
Справедливости ради надо отметить, что в России этот знак называют также собачкой, лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и даже крякозяброй. :D

Пользователям Интернета в других странах нравятся самые разные названия для знака @.

В Японии – «значок а», в Болгарии – «а обезьянье», в Голландии – «обезьяний хвост», в Финляндии – «кошкин хвост», во Франции – «улиточка», в Венгрии – «гусеничка», «червячок», «поросячий хвостик», в Израиле – «штрудель», в Китае – «мышонок», в Норвегии – «канельболле» (спирально закрученная булочка с корицей, то есть плюшка).

В Германии знак дословно называют «обезьяна с цепким хвостом», но немецкое слово Klammeraffe имеет также второе, переносное, значение: так называют пассажира на мотоцикле, сгорбившегося на втором сиденье за спиной водителя.

В Швеции и Дании символ @ сравнивают с хоботом слона, а в Испании – со спиралеобразной конфетой, популярной на острове Майорка.

Даже на международном языке эсперанто символ электронной почты получил свое название: «улитка».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Что привело к поражению немецкого подводного флота во ВМВ

Новое сообщение ZHAN » 21 май 2018, 10:29

В первые годы Второй мировой войны гитлеровские подводники, использовавшие тактику «волчьей стаи», добились ошеломлящих успехов. За четыре первых месяца войны они потопили 810 судов союзников, а в 1940 и 1941 годах – соответственно 4407 и 4397 судов. Но триумф нацистского подводного флота состоялся в 1942 году: на дно было пущено 8245 судов, или 6,2 миллиона тонн союзнического торгового тоннажа!
Изображение

Однако в конце того же года нацистские субмарины, выходившие на океанские коммуникации, стали бесследно исчезать. Командиры нескольких чудом уцелевших лодок рассказали, что происходило. Ночью, в туман, в условиях плохой видимости, когда лодки шли на назначенную позицию в надводном положении, вдруг неожиданно на малой высоте появлялся самолет и безошибочно, наверняка сбрасывал на них бомбы.

Успехи немецкого подводного флота резко снизились, а потери в лодках достигли чудовищных размеров. Если в 1939 году погибло 9 нацистских подводных лодок, в 1940, 1941 и 1942 годах – соответственно 22, 35 и 85 лодок, то в 1943 году – 237 субмарин!

Потери превысили количество вводимых в строй лодок.

А причина столь сокрушительного поражения гитлеровского подводного флота состояла в том, что в 1942 году англичане установили на самолеты радиолокационные станции. Чтобы иметь возможность систематически просматривать с самолета большую площадь морской поверхности, установки были снабжены вращающимися антеннами и панорамными индикаторами. При вспышке отраженного сигнала на панораме самолет разворачивался на цель и, подойдя на дистанцию стрельбы, включал прожекторы и обрушивал на подводную лодку огонь бортового оружия и бомбы. За шумом собственных дизелей на лодке не слышно было подлетающего самолета, и фактор внезапности делал подводников совершенно беспомощными.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Возникновение американской компании «IBM»

Новое сообщение ZHAN » 22 май 2018, 08:44

В 1880 году в США прошла десятая перепись населения. Как подсчитали сотрудники бюро, проводившего кампанию, чтобы обработать данные о численности населения, используя категории пола, места рождения, профессии, следовало привлечь не менее 500 клерков. И все равно работы им хватило бы на 7–8 лет. Учитывая быстрый прирост населения страны, следующая перепись потребовала бы еще большего труда и времени. Нужны были радикальные изменения в процедуре подсчета – в воздухе носилось модное слово «автоматизация».
Изображение

На запрос времени ответил молодой инженер Герман Холлерит (1860–1929). Он работал переписчиком в кампании 1880 года, поэтому проблема автоматической обработки статистических данных не давала ему покоя. Решение созрело в 1886 году: надо наносить данные на карточки, пробивая в них отверстия по определенной системе, а затем прощупывать эти карточки (перфокарты) иглами. Если игла находит отверстие и, пройдя сквозь него, касается металлической поверхности, то замыкается электрическая цепь и к результатам подсчетов добавляется единица.

Двумя годами позже Холлерит продемонстрировал свою первую электромеханическую счетную машину, названную поначалу электрическим сумматором, а впоследствии – табулятором. Машина могла быстро считывать и сортировать разнообразные статистические записи, если их первоначально кодировали на перфокартах. Собственно перфокарты не были изобретением Холлерита, однако электромеханическая система обработки данных на перфокартах разработана именно им. Это изобретение революционизировало мир статистики.

В 1890 году изобретение Холлерита было впервые использовано при переписи населения. Работу, с которой 500 клерков еле-еле справились за 7 лет, Холлерит проделал всего за месяц – на 43 табуляторах (разумеется, за каждой машиной сидел ассистент). К тому же вся перепись обошлась на полмиллиона долларов дешевле, чем предыдущая.

Холлерит получил несколько премий и удостоился звания профессора Колумбийского университета.

В 1896 году, осознав, что его призвание не только статистика, но и бизнес, Холлерит организовал в Нью-Йорке небольшую компанию по производству машин для табуляции. Спустя 15 лет эта компания слилась с тремя другими скромными фирмами, а в 1924 году эта корпорация получила современное название international Business Machines Corporation)) («Международные деловые машины»).

Сейчас этот гигант мировой компьютерной индустрии более известен под сокращенным названием «IBM» («Ай-Би-Эм»). Разумеется, в 1920-е годы «IBM» еще не выпускала компьютеры. Основной ее продукцией были табуляторы, работавшие на перфокартах, – быстрые (для своего времени) и надежные машины.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Роль русских эмигрантов в развитии авиации США

Новое сообщение ZHAN » 23 май 2018, 13:19

Большинство русских авиационных инженеров, оказавшихся после 1917 года в эмиграции, осели в странах с высокоразвитой промышленностью (в США, Франции, Германии) и сыграли немалую роль в дальнейшем развитии авиации. Особенно много сделали русские авиаинженеры для авиации США.

Наиболее известным из них был Игорь Иванович Сикорский (1889–1972), один из пионеров авиастроения.
Изображение

Первый самолет своей конструкции (С-2) Сикорский поднял в воздух в России в 1910 году.

В 1912–1914 годах он создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации.

В 1919 году Сикорский эмигрировал в США и поселился в городе Стратфорд (штат Коннектикут), где вначале зарабатывал на жизнь преподаванием в одной из вечерних школ.

В 1923 году он основал авиационную фирму, а в 1924 году построил в курятнике двухмоторный биплан S-29, лучший в своем классе и сразу же получивший мировую известность.

Фирма Сикорского стала местом работы многих талантливых русских инженеров. Их уровень подготовки был чрезвычайно высоким – настолько, что впоследствии лица, финансировавшие создание новых авиационных фирм, требовали, чтобы «хоть половина набираемых инженеров были русскими».

Сикорский создал в США 15 типов самолетов, многие из которых пользовались в мире очень большим спросом. В 1928 году, например, его фирма выпустила двухмоторную амфибию S-38, которая летала, приземлялась и приводнялась там, где до этого бывали только охотники и индейские пируги. Сикорским же был создан и первый серийный пассажирский трансокеанский авиалайнер S-42.

На основе фирмы Сикорского возникла впоследствии широко известная авиакомпания «Pan American».

С 1938 года Сикорский начал создавать вертолеты, один из которых (S-47) стал единственным применявшимся на фронтах Второй мировой войны странами антигитлеровской коалиции.

Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны».

На вертолетах Сикорского были впервые совершены перелеты через Атлантический (в 1967 году) и Тихий (в 1970 году) океаны (с дозаправкой в воздухе).

Сикорский заслуженно считается в мире вертолетчиком № 1.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Батисфера, батиплан и батискаф – что у них общего

Новое сообщение ZHAN » 25 май 2018, 08:43

Батисфера, батиплан и батискаф (от греч. bathys – глубокий) – глубоководные аппараты, причем первые два буксируемые (опускаются на тросах с судна-базы), а батискаф – самоходный.
Изображение

Батисфера представляет собой прочную (обычно стальную) камеру в форме шара с аппаратурой для наблюдения под водой, имеющую несколько смотровых иллюминаторов и оборудованную системой регенерации воздуха, измерительной аппаратурой, телефоном. Экипаж батисферы состоит из 1–2 человек. Максимальная глубина, достигнутая с помощью батисферы, – 1360 метров (американец О. Бартон у побережья Калифорнии в 1948 году).

С 1950-х годов для океанографических исследований (и в некоторых случаях при выполнении работ, связанных с подъемом затонувших судов) вместо батисферы обычно применяют гидростаты. Они опускаются на тросе с судна-базы, имеют экипаж до 3 человек, оборудованы устройствами для закрепления на объекте работ, манипуляторами, гребными винтами; глубина погружения до 300 метров.

Батиплан также управляется экипажем из 1–2 человек, находящимся в герметичном корпусе. По принципу действия батиплан является подводным планером с постоянной избыточной плавучестью. Спущенный с судна он плавает на поверхности воды, а при буксировке под действием гидродинамических сил погружается и может быть удержан рулями на заданной глубине (рабочая глубина погружения 100–200 метров).

Батискаф (от греч. bathys и ska phos – судно) состоит из стального шара-гондолы (для экипажа из 1–3 человек) и легкого корпуса – поплавка, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (обычно бензином). Плавучесть регулируется сбрасыванием балласта и выпуском бензина. Движется батискаф с помощью гребных винтов, приводимых в действие электродвигателями.

Первый батискаф построил и испытал в 1948 году швейцарский физик Огюст Пиккар (1884–1962). В 1953 году он с сыном Жаком опустился в батискафе «Триест» на глубину 3160 метров.

В январе 1960 года Жак Пиккар и американский военный моряк Дон Уолш на модернизированном батискафе «Триест» опустились на дно Марианской впадины в самой глубокой ее части (около 11 километров).
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Генри Форд и его любимая модель автомобиля

Новое сообщение ZHAN » 28 май 2018, 11:13

В 1908 году один из основателей американской автомобильной промышленности Генри Форд (1863–1947) запустил в производство модель своего автомобиля «Форд Лиззи» (модель Т, мощность мотора 20,4 лошадиной силы, максимальная скорость 65 километров в час). Благодаря низкой цене (850 долларов), высокой надежности и экономичности автомобиль пользовался большим спросом.
Изображение

Считая модель Т идеальным автомобилем для народа, Форд не желал ничего менять в ее конструкции. Инженеров, осмелившихся предложить какие-либо изменения, пусть даже во внешнем облике автомобиля, Форд увольнял.

Когда в 1912 году один из ведущих конструкторов фирмы, пользуясь временным отсутствием хозяина, изготовил экземпляр новой модели, Форд пришел в такую ярость, что лично уничтожил этот экземпляр, оторвав голыми руками двери, разбив стекла и попрыгав на крыше и капоте.

Однако в начале 1920-х годов продажи модели Т стали падать. Сын Форда испортил отношения с отцом, уговаривая его перейти на новую модель. Наконец в 1927 году Форд был вынужден прекратить производство модели Т (всего было выпущено 15 миллионов автомобилей) и перевести завод на новую модель.

Когда ехидные журналисты спросили Форда, почему он все же снял с конвейера модель Т, он пожал плечами: «Единственный недостаток этой идеальной машины в том, что ее перестали покупать».

Пока Форд упорствовал, первенство в автомобилестроении перешло к «Дженерал Моторс».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Как появился динамит

Новое сообщение ZHAN » 29 май 2018, 10:42

В конце 1850-х годов шведский изобретатель и промышленник Альфред Нобель (1833–1896) занялся производством нитроглицерина (тогда его называли взрывчатым маслом) для взрывных работ при строительстве и разработках месторождений полезных ископаемых.
Изображение

После нескольких несчастных случаев, в одном из которых погиб его брат, Альфред разработал метод, позволяющий смешивать нитроглицерин с порошкообразным пористым поглотителем, называемым кизельгур или диатомит (состоит из панцирей одноклеточных диатомовых водорослей). Смесь включала три части нитроглицерина и одну часть кизельгура.

Поглощающая способность кизельгура столь высока, что при таком соотношении смесь представляла собой сухой порошок. Брусок пропитанного нитроглицерином кизельгура (первый из динамитов) можно было бросать, бить по нему молотком, даже поджигать – он не взрывался. Разрушающая сила вырывалась наружу лишь тогда, когда его взрывали с помощью детонатора – ударного капсюля, приводимого в действие на расстоянии (с помощью электрического привода).

В 1863 году Альфред Нобель наладил производство, а в 1867 году оформил в Великобритании патент на взрывчатые вещества, получившие общее название «динамиты». В том же 1867 году он запатентовал в Великобритании первый (гремучертутный) капсюль-детонатор.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Опасность мин сегодня

Новое сообщение ZHAN » 30 май 2018, 11:28

Мины – одна из самых больших опасностей в мире, которая со временем только усугубляется.
Изображение

Статистика убийственна: на одну найденную и обезвреженную мину приходится два десятка вновь установленных.

По оценкам ООН, наша планета хранит 100–120 миллионов противопехотных мин. :%)

Ежемесячно их жертвами становятся 500–800 человек, каждый третий пострадавший – ребенок.

Проблема разминирования стала чрезвычайно актуальной еще и потому, что земли, напичканные смертельной опасностью во время событий в Чечне, Дагестане, Средней Азии и др., не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот. К тому же множество мин и боеприпасов поджидают свои жертвы еще со времен Второй мировой войны.

По мнению экспертов, при использовании существующих технологий на разминирование всей планеты потребуется около 1000 лет и до 100 миллиардов долларов. А на каждые 5 тысяч обезвреженных мин придется один погибший и два покалеченных сапера.

В качестве примера можно привести операцию по разминированию Кувейта. Согласно данным российского отделения международной организации «Международная кампания за запрещение противопехотных мин (МКЗППМ)», это была самая масштабная операция по разминированию, осуществленная на коммерческой основе. Ее стоимость составила 700 миллионов долларов за 728 квадратных километров территории. В операции участвовали 4000 иностранных саперов, 84 из них погибли. И все-таки многие обширные районы страны сегодня приходится обследовать повторно – немало мин оказалось пропущенными.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Самое крупное инженерное сооружение

Новое сообщение ZHAN » 31 май 2018, 13:28

«Великой искусственной рекой», «восьмым чудом света» называют вступившую в строй летом 2001 года систему распределения пресной воды по территории Ливии. Этот гигантский водопровод – самое крупное инженерное сооружение нашего времени, далеко превосходящее по масштабам, например, туннель под Ла-Маншем.
Изображение

Система огромных трубопроводов, охватывающая территорию, равную площади всей Западной Европы, несет пресную воду из подземных источников с юга на север страны, к берегам Средиземного моря, где в основном сосредоточены населенные пункты.

В 1960-е годы почти одновременно в Ливии были открыты большие запасы нефти и пресной воды – и то и другое глубоко под землей. Здесь обнаружены два огромных подземных моря чистой пресной воды. Одно простирается под территориями Ливии, Египта, Судана и Чада (именно этот бассейн объемом в две трети Черного моря сейчас используется), другое – под территориями Ливии, Туниса и Алжира (эксплуатация этих запасов в проекте).

Строительство огромного водопровода началось в 1983 году, основная его часть завершена в 2001 году. Вода в него попадает из 1300 скважин, многие из них глубиной 500 метров и более расположены на площади 13 тысяч квадратных километров. Общая глубина этих скважин в 70 раз превышает высоту горы Эверест (8846 метров).

По коллекторным трубам вода поступает в бетонные трубы диаметром 4 метра, тянущиеся на тысячи километров. Ближе к местам потребления воды построены резервуары объемом 4—24 миллиона кубометров, а от них начинаются водопроводы местных городов и поселков.

При строительстве гигантской системы пришлось извлечь и перебросить 155 миллионов кубометров грунта (в 12 раз больше, чем при создании Асуанской плотины), и это при температуре, временами достигавшей 58 градусов Цельсия.

Из стройматериалов, пошедших в дело, можно было бы возвести 17 пирамид Хеопса.

Одного бетона, пошедшего на трубы, хватило бы, чтобы вымостить дорогу от Триполи до Бомбея.

Вода, принесенная с юга страны, используется на севере для бытовых и промышленных нужд, но 85–90 процентов идет на орошение полей. В день может поставляться до 7 миллионов кубометров воды.

По расчетам, подземных запасов хватит на полвека, а за это время, надеются специалисты, можно разработать другие варианты добычи воды, например опреснение морской воды. Правда, геологи опасаются, что по мере опустошения подземных пластов могут начаться провалы земли над ними и на месте пустыни образуется огромная яма.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Автор Останкинской телебашни и его другие уникальные проекты

Новое сообщение ZHAN » 01 июн 2018, 12:13

Останкинская телевизионная башня в Москве занимает по высоте (533 метра) третье место в мире, уступая лишь башням в Джакарте (Индонезия) и Торонто (Канада). Автор проекта этого замечательного сооружения – Николай Васильевич Никитин (1907–1973), выдающийся ученый в области железобетонных и металлических строительных конструкций.
Изображение

На счету Никитина участие в создании и других уникальных сооружений, среди которых Московский университет на Воробьевых горах (как главный конструктор), Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион «Лужники» в Москве, монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и др.

Авторитет Никитина был так велик, что японцы предложили ему спроектировать телевизионную башню в Токио высотой 4 километра. Полезная площадь этого супергиганта позволила бы поселить в нем целый город с полумиллионным населением. Идея увлекла Никитина, и он уже приступил к проектированию, но когда заказчики «опомнились» и постепенно снизили высоту до 550 метров, у него пропал интерес к проекту и он прекратил работу.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Изобретение без патента

Новое сообщение ZHAN » 04 июн 2018, 12:11

В 1964 году в пресноводной гавани города Эль-Кувейт затонуло судно. Его решили поднять, закачав в корпус воздух. Для этого требовалось предварительно загерметизировать корпус, заварив все, даже самые маленькие, отверстия.
Изображение

Такая работа, по оценке специалистов, могла занять полгода. Положение осложнялось тем, что питьевая вода подавалась в город из акватории гавани, а затонувший груз мог вызвать ее загрязнение.

Выход нашел датский инженер Карл Кройлер. Он предложил закачивать в корпус судна не воздух, а пенополистирол, знакомый всем пенопласт, на 98 процентов состоящий из воздушных пор.

Пена закупорила отверстия, герметизировать пришлось только крупные пробоины, и в результате спасательные работы заняли только полтора месяца.

Воодушевленный успехом, Кройлер решил получить патент на свое изобретение. Оказалось, однако, что аналогичный способ подъема затонувших судов был уже «опубликован», и Кройлеру отказали.

Приоритет в изобретении обнаружился у героя мультфильмов Уолта Диснея – утенка Дональда. :shock:

В ходе одного из своих приключений он поднимает свою яхточку, заполняя ее шариками для пинг-понга. Жаль, что Дисней не догадался запатентовать свое остроумное изобретение. :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Интерес Томаса Эдисона к телеграфии

Новое сообщение ZHAN » 05 июн 2018, 09:33

Будущий знаменитый изобретатель в области электротехники и предприниматель, основатель крупных электротехнических компаний Томас Алва Эдисон (1847–1931) ходил в школу лишь несколько месяцев. Там его считали тупицей, потому что он наотрез отказывался декламировать стихи в классе. Матери Томаса пришлось заниматься с сыном дома.
Изображение

Мальчик рос в том же мире, что и Том Сойер, и также мечтал разбогатеть. К двенадцати годам с домашним образованием было покончено, и Томас Эдисон поступил в школу самостоятельной жизни. Первым классом этой суровой школы стал для него поезд, ходивший по маршруту между Детройтом и Порт-Гуроном протяженностью 200 километров. В этом поезде Томас продавал газеты, журналы и сладости.

Торговля газетами шла так себе: Эдисон знал, что за один рейс поезда у него раскупают в среднем около 200 экземпляров, столько и закупал. Покупать больше было рискованно – могли не раскупить партию газет, и тогда вся коммерция потерпела бы крах.

Однако вскоре он сообразил, что спрос на газеты зависит от того, что в них напечатано. И тогда, чтобы корректировать свои закупки, Томас свел дружбу с типографским наборщиком, регулярно угощая того пивом. Наборщик стал показывать ему черновой оттиск газеты «Detroit Free Press», а Томас, ознакомившись с содержанием, прикидывал, сколько нужно взять экземпляров на продажу.

В то время в США шла Гражданская война, и в дни, когда газеты печатали сообщения о ходе боевых действий, их раскупали охотнее. И вот однажды наборщик показал Томасу оттиск с подробным описанием Питтсбург-Ландингской битвы, в ходе которой было убито и ранено 60 тысяч человек. Пока Эдисон читал материал, на него снизошло озарение. Он немедленно поспешил на телеграф и предложил телеграфисту сделку. Томас пообещал в течение полугода бесплатно приносить телеграфисту его любимую газету, если тот отправит по пути следования поезда краткое извещение начальникам станций о грандиозной битве, чтобы они написали анонсы – хотя бы мелом на стене. Томас полагал, что заинтригованные анонсом местные жители, желая узнать подробности битвы, будут с нетерпением ждать поезда из Детройта, чтобы купить газету. Телеграфист согласился на сделку. А Эдисон помчался в экспедицию типографии «Detroit Free Press», где ему удалось получить в кредит 1500 экземпляров газеты, пообещав погасить долг в течение недели. То была рискованная игра: провались задуманная комбинация – и Эдисон превращался в неоплатного должника.

Весь путь до первой станции его терзала лишь одна мысль: «Исполнил ли телеграфист свое обещание?» Телеграфист не подвел, и предприятие 14-летнего бизнесмена увенчалось полным успехом. На первой же станции, где Томас обычно продавал 2–3 газеты, в тот день у него раскупили сотню, хотя продажа шла по удвоенной цене (6 центов вместо 3). На следующей станции он поднял цену до 10 центов, но только подстегнул этим спрос – у него купили 800 газет. На очередной остановке, где также возник ажиотажный спрос, Томас продавал газету уже по 25 центов – но и эта цена не отпугнула желающих узнать подробности кровавой битвы. Самые последние экземпляры того номера «Detroit Free Press» Эдисон продал, устроив на платформе аукцион: он сорвал со «счастливчиков» по доллару за штуку!

«Именно тогда, – рассказывал позже Томас Алва Эдисон, – я впервые оценил все преимущества телеграфа и решил, что непременно стану телеграфистом». :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Термин «робот» и основные законы робототехники

Новое сообщение ZHAN » 06 июн 2018, 12:19

Термин «робот» придуман чешским писателем Карелом Чапеком (1890–1938) и впервые появился в написанной им в 1920 году пьесе «R. U. R.» («Универсальные роботы Россела») о восстании роботов.
Изображение

Чтобы восстаний роботов не было и робот никогда не мог причинить вреда человеку, американский писатель Айзек Азимов (1920–1992) сформулировал три основных закона робототехники:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот обязан выполнять приказы человека, если эти приказы не противоречат первому закону.

3. Робот должен заботиться о собственной сохранности – но только до тех пор, пока это не противоречит первому или второму закону.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50419
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы и проблемы исторического знания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1