Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Что такое история?

Как правильно понимать события минувшего

Теории изучения исторических фактов

Новое сообщение ZHAN » 26 янв 2013, 23:43

По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом — Богом. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального — тела человека и Вечности души. В рамках религиозно-исторической теории существует несколько направлений (христианство, ислам, буддизм и др.). С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодолевающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Освобождение человека от первобытных страстей, превращение его в сознательного последователя Бога — основное содержание истории. Авторами трудов и учебников по истории России, написанных с религиозных позиций, являются А. В. Карташов, В. Д. Поспеловский и др.

Во всемирно-исторической теории предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Во главу ставится социальная сущность человека, прогресс его сознания, позволяющий создать идеального человека и общество. Общество обособилось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со своими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса. Одни проходят прогрессивный путь развития раньше, другие — позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность. Теория особую роль отводит научной категории историческое время.
Всемирно-историческая теория проецировалась на Англию, Германию, Францию XIX века и выявляла черты становления человечества в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий данной теории европоцентризм сокращает возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывает особенности развития не только иных миров (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно Россия). Абсолютизировав с европо­центристских позиций понятие “прогресс”, историки “выстроили” народы по иерархической лестнице. Сложилась схе­ма развития истории с “передовыми” и “отсталыми” народами.
В рамках всемирно-исторической теории изучения существуют направления: материа­листическое, либеральное, технологическое.

Материалистическое (формационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. История представляется как закономерность смены общественно-экономи­ческих формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. (Общественно-экономическая формация — понятие, используемое для характеристики исторически определенного типа общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического), в соответствии с которым определенный способ производства рассматривается как основа социально-исторического развития). В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и уровнем развития производственных отношений. (Производительные силы — система субъективного (человек) и объективного (вещество, энергия, информация) элементов производства. Производственные отношения — совокупность материальных, экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного про­дукта от производства до потребления).
Движущей силой развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества. Первая глава “Манифеста коммунистической партии”, написанная К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году, начинается так: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов”. Одни страны проходят стадии общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельч­скую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую) ранее, а другие чуть позднее. Пролетариат более прогрессивных стран (Европейский континент) помогает пролетариату менее прогрессивных стран (Азиатский континент). Материалистическое направление в истории России представлено трудами и учебниками М. Н. Покровского, Б. А. Рыбакова, М. П. Кима и др.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс–эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — героя, харизматического лидера. (Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, “святости”). Если вектор прогресса истории соответствует западно-европейскому образу жизни — это путь обеспечения прав и свобод человека, а если — азиатскому, то это путь деспотии, произвола властей в отношении к личности. Либеральное направление в истории России представлено трудами и учебниками И. Н. Ионова, Р. Пайпса, Р. Верта и др.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество “обречено” на техническое развитие, проходя путь от выделения “из животного мира” до освоения пространств космоса. Вехами в этом развитии являются фундаментальные открытия: появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, создание конской упряжи, изобретение механического ткацкого станка, паровой машины и т.д., а также соответствующие им политические, экономические и общественные системы. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постиндустриальный (информационный). Эволюция распространения фундаментального открытия как в рамках одной страны, так и за ее пределами получила название модернизации. Технологическое направление в истории представлено трудами и учебниками С. А. Нефедова, В. А. Красильщикова и др.

В локально-исторической теории предметом изучения являются локальные цивилизации. Локальная цивилизация — регион мира, в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация. Во главу теории ставится генетико-биологическая сущность человека и конкретной среды его обитания. Человечество составляет часть Природы-биосферы и изменяется вместе с ней. Не прогресс сознания, разума человека, а его подсознание, вечные биологические инстинкты: продление рода, зависть, стремление жить лучше, чем другие, жадность, стадность и др. определяют и неизбежно повторяют во времени ту или иную рожденную Природой форму устройства общества. Не история повторяется на новом витке развития, повторяется биологический вид – человек во времени со своими постоянными биологическими инстинктами. В Природе идет неуклонный круговорот жизненных циклов. Жизнь человека определяет среда обитания, а не прогресс. Теория особую роль отводит научной категории историческое пространство.
Английский поэт Р. Киплинг писал: “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный Господень суд”.
В рамках локально-исторической теории существует ряд направлений — славянофильство, евразийство, этногенез и др. Так, в начале ХХ века в среде российской эмиграции возникло “евразийское” направление, содержащее идею об уникальности сложившегося на стыке Европы и Азии российского общества. У российской (евразийской) локальной цивилизации, в отличие от других, “особый” путь развития. Российская духовность никогда не будет “подавлена” духовностью других народов. “Россия — Великая страна от рождения”. Локально-историческая теория представлена трудами и учебниками Г. В. Вернадского, Л. Н. Гумилева и др.

Многоконцептуальная история России.
Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 2000.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 27 янв 2013, 17:47

ZHAN писал(а):Так, в начале ХХ века в среде российской эмиграции возникло “евразийское” направление, содержащее идею об уникальности сложившегося на стыке Европы и Азии российского общества. У российской (евразийской) локальной цивилизации, в отличие от других, “особый” путь развития. Российская духовность никогда не будет “подавлена” духовностью других народов. “Россия — Великая страна от рождения”.

А в конце 20 века все постсоветские республики придумали себе столь же уникальные истории. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Евдокия » 22 фев 2013, 01:26

ZHAN писал(а):Ну допустим археологи нашли меч. Это голый факт

Я согласна с тем,что описывать историю далекого прошлого,по найденым археологами предметам,позволяет высказывать свои версии и предположения.А вот новейшая история- вчерашний день,надо записывать,как говорится,по горячим следам,чтобы потомки не ломали голову по найденым предметам нашего быта или оружия- к какому веку это относится и т.д.Были же летописцы,конечно не все события они могли отобразить,но самые значимые,надо бы описывать так,как это произошло,без прекрас и своего отношения к этому факту.
Ах,как легко любить,как трудно ненавидеть!
Аватара пользователя
Евдокия
прапорщик
 
Сообщения: 3186
Зарегистрирован: 09 янв 2013, 07:57
Откуда: Комсомольск-на-Амуре
Пол: Женщина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 22 фев 2013, 09:56

Евдокия писал(а):вот новейшая история- вчерашний день,надо записывать,как говорится,по горячим следам,чтобы потомки не ломали голову по найденым предметам нашего быта или оружия- к какому веку это относится и т.д.

Записывают. Но каждый со своей точки зрения.
Евдокия писал(а):Были же летописцы,конечно не все события они могли отобразить,но самые значимые,надо бы описывать так,как это произошло,без прекрас и своего отношения к этому факту.
Субъективность присутствует во всех летописях. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Тролль » 22 фев 2013, 16:23

ZHAN писал(а):Субъективность присутствует во всех летописях. :)


А человек вообще субъективен.
Если кто то думает, что я плохой, он ошибается.

Я еще хуже.
Аватара пользователя
Тролль
старшина
 
Сообщения: 2911
Зарегистрирован: 04 ноя 2012, 15:51
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 22 фев 2013, 20:37

тролль писал(а):А человек вообще субъективен.

Верно! :good:
Поэтому и интересен обмен мнениями.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 08 мар 2013, 21:45

Истории по сути бывают разные. Вот например со мной недавно забавная история приключилась ....Изображение
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 08 мар 2013, 22:55

Андрей Юрьевич писал(а): Вот например со мной недавно забавная история приключилась .

В тему "Реальные истории" пожалуйста.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 08 мар 2013, 23:06

Это я к тому, что все очень относительно. История и история, слова одинаковые, а значения разные. Как распознать и отличить значение слов история и история? По прилежащим? Это я потому спрашиваю, что Вы как видно чрезвычайно продвинутый человек в русском языке. Про приставки нам объясняете, как правильно . Так поделитесь опытом с непросвещенными. Как это у классика? - И опыт -сын ошибок трудных и гений - парадоксов друг! Изображение
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 09 мар 2013, 00:01

Андрей Юрьевич писал(а):Как распознать и отличить значение слов история и история? По прилежащим? Это я потому спрашиваю, что Вы как видно чрезвычайно продвинутый человек в русском языке.

См. в словарях. :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 09 мар 2013, 00:07

ZHAN писал(а):См. в словарях. :D


на следующих выборах, выдвигайте свою кандидатуру.Изображение
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Вспомогательные исторические дисциплины

Новое сообщение ZHAN » 24 сен 2014, 16:06

Изучением письменных источников занимается специальная историческая дисциплина — источниковедение. Чтобы стать историком, нужно быть источниковедом. Источниковед обязан прежде всего правильно понять, или, как говорится, «интерпретировать», источник. И здесь на помощь ему приходят так называемые вспомогательные исторические дисциплины.

Знакомство исследователя с источником начинается с чтения. Просто ли прочесть источник, например грамоты XII в., летописи или столбцы XVII в.? Оказывается, прочесть их без специальной подготовки невозможно. Например вот текст:
Изображение
Это начальная фраза Судебника Ивана III, т. е. сборника законов, составленного в 1497 г. при московском князе Иване III. Судебник сохранился в единственном списке (копии) начала XVI в. Приведенная фраза читается так:
«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и околничим»
Присмотритесь к древнему тексту. Вы увидите, что цифры изображены буквами. Начертания некоторых букв существенно отличаются от современных, букву «в» совсем трудно узнать, буквы S в теперешнем алфавите вовсе нет, часть букв написана над строкой, отдельные буквы пропущены, текст не разделен на слова и т. д. Все это характерные черты русского средневекового письма.

Изучением древних знаков письма занимается вспомогательная историческая дисциплина — палеография (от греческих слов «палайос» — древний и «графо» — пишу). Постепенно палеография стала изучать не только начертания букв и буквенных сочетаний, но также и рисунки, украшавшие рукописи, материалы, на которых писали (пергамен, бумага), орудия письма, переплет и т. д.

Если старинную бумагу посмотреть на свет, нетрудно обнаружить в ней просвечивающие изображения. Это водяные знаки (филиграни). При ручном способе производства бумаги кашицеобразная тряпичная масса, служившая сырьем, черпалась из чана прямоугольным подрамником с натянутой на нем проволочной сеткой. На сетке делался из проволоки же какой-нибудь рисунок. При отливке бумажная масса ложилась на проволоке более тонким слоем, чем на подрамнике, и на листе бумаги получалось видимое на свет изображение. На листах старинной бумаги могут просвечивать изображения головы быка, руки в перчатке с цветочком, кувшинчика, змеи, единорога, крепостных ворот, кораблика и т. п. Учеными-палеографами составлены альбомы водяных знаков и указаны даты рукописей, в бумаге которых они обнаружены. Встречаясь с недатированным документом, исследователь по водяному знаку может установить, к какому времени он относится.

Но почему в тексте написано «Лета 7006-го»? Какой это год? На этот вопрос отвечает уже не палеография, а другая вспомогательная историческая дисциплина — хронология. Название ее составлено из двух греческих слов: «хронос» —время и «логос» — учение. Хронология изучает различные системы счета времени, т. е. календари и эры. Система летосчисления, которой мы пользуемся, называется нашей или новой эрой. Она появилась в VI в., когда была вычислена дата мифического рождения Христа, и от нее начался счет времени.

В средневековой Руси после принятия христианства и до 1700 г. счет времени вели от «сотворения мира» (это так называемая византийская эра). Считалось, что «сотворение мира» произошло на 5508 лет раньше «рождения Христа», поэтому при переводе древнерусских дат на нашу эру из числа, указанного в источнике, вычитают 5508.

Вернемся к фразе из Судебника. Вычтя из 7006 число 5508, получим 1498 г. Дата эта неправильная. Причина ошибки в том, что мы не учли указанный в источнике месяц. В византийской и нашей эре не совпадают начала года: византийский год начинается с сентября, наш год — с января. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 7006 г. прошли до января 1498 г., т. е. в 1497 г. Значит, для этих месяцев из даты источника нужно вычитать не 5508, а 5509. Но и на этом не кончаются трудности. До XIV в. включительно на Руси, в отличие от византийской эры, год начинался не с сентября, а с марта. Некоторые летописцы начинали год с 1 марта, на 6 месяцев раньше 1 сентября византийского года («старший» мартовский, или ультрамартовский, год), другие — с 1 марта на 6 месяцев позже 1 сентября («младший» мартовский, или просто мартовский, год). При переводе на январский год нашей эры для дат между мартом и декабрем надо вычитать в первом случае 5509, во втором — 5508, для января и февраля в первом случае — 5508, во втором — 5507.

Установить, каким стилем пользовался летописец — ультрамартовским или мартовским, сложно. Учеными проделана в этой области большая работа. Например, долгое время считалось, что смерть Андрея Боголюбского одни источники датируют 1174 г., другие — 1175 г. На самом деле в одних летописях указан 6682 г. мартовского стиля, в других — 6683 г. ультрамартовского стиля. Таким образом, и те и другие указывают один и тот же 1174 г.

В источнике нам встретилось выражение «Дадут с лодии два пуза соли». А что такое «пуз»? Ответ на этот вопрос дает вспомогательная историческая наука — метрология (от греческих слов «метрон» — мера и «логос»—учение). «Пуз»—мера сыпучих тел, равная 1/4 общерусской четверти. В XVI—XVII вв. четверть содержала от четырех до шести пудов ржи. Поскольку удельный вес соли вдвое больше, чем ржи, пуз соли будет весить до трех пудов.

Существует ряд других вспомогательных исторических дисциплин. Они изучают печати (сфагистика), гербы (геральдика), монеты (нумизматика) и т. д.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 27 сен 2014, 20:17

ZHAN писал(а):...вспомогательная историческая наука — метрология
Метрология вполне самостоятельная наука.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 10 дек 2014, 23:28

Славянская йога. Или почему мы готовы принять любую традицию как свою.

Изображение

У нас патриотов много, но между их представлениями о национальных традициях и русской истории лежит целая пропасть. Одни ищут правду в откровенно мистических теориях, другие в умозаключениях своих кумиров, а вот наука нынче как-то не в чести. К традиции привязывают все, что угодно: «славянская йога» - отлично, «славянский эротический массаж» - замечательно. И редко, кто ставит под сомнение ту или иную «возродившуюся традицию». Это все происходит из-за того, что патриот, который тянется к корням, попадает в одну из ловушек.

Великое величие России!

Нынешний патриот, даже если у него приличный багаж знаний, способен искажать факты в сторону своих убеждений и скорее попытается притянуть факты к своим сиюминутным представлениям о модном, развитом, привлекательном, а главное – великом в мировом масштабе. Любовь к родине проявляется как национальный комплекс и многие пускаются во что бы то ни стало набивать цену России в её исторической мировой роли.

В изучении традиции, чтобы быть по-настоящему объективным, нужно иметь, как в сказке об Изумрудном городе, сразу три вещи – храбрость, сердце и мозги. Иначе львы, страшилы и железные дровосеки на арене Интернета так и будут сражаться за любые «хорошие» гипотезы и выдумки о русской традиции, вычитывать всяческие «ужасы деревенской жизни» и видеть только нелепость, нищету и глупость в культуре крестьянства, хрустеть соломой о том, что никто ничего точно не знает.

Вера важнее знаний!

Сейчас в среде молодых любителей традиции очень модно обсуждать ошибки разных известных академиков. Люди, у которых, наверняка, есть хотя бы среднее образование, используя самые новые гаджеты, выходят в мировую сеть с целью немного поунижать замшелый академизм. Многие незрелые умы уверены, что всё можно принимать только на веру и ставят собственные ощущения касательно того или иного периода истории или какой-то определённой традиции выше данных науки, которая, о ужас!, может ошибаться. Не стоит все же забывать, что научные труды, которые выпускают издательства вузов и академий, содержат материал полевой археологии, этнографии, лингвистики и каждая теория складывается под давлением ряда фактов. Подлинность конкретного сообщения или находки проверить, обычно, не составляет никакого труда, все они попадают в определённый круг похожих сообщений и находок, подтасовывать что-то в такой системе почти бессмысленно, обман будет очевиден. Успешно продвинуть подделку столь же трудно, как, например, русскому выдумать какое-нибудь португальское слово и убедить коренного португальца в том, что оно существует.

Все равно все пропало!

Ещё одно странное утверждение гласит, что «всё равно ничего не найдено и подлинные русские традиции, мифология и исторические факты навсегда потеряны». Давайте, мол, что-нибудь новенькое придумаем лучше – разовьем традицию, потому что она не должна быть косной и стоять на месте.

Действительно, время не щадит информантов и сокровища, пропадающие в земле и сундуках давно покинутых домов. Мы теряем факты стремительно и неумолимо, а вместе с тем, разрабатываются новые методы исследования уже существующих, да и круг источников расширяется. Радиометрическое датирование, флотация, подводные раскопки, этнолингвистический анализ и прочие приёмы пришли на вооружение учёных не так давно, а результат дали невиданного размаха. И если сейчас эксперты говорят, что мы по-прежнему знаем очень мало о жизни древних славян, то это такое «мало», которое уже очень обнадёживает и не идёт ни в какое сравнение с почти полным отсутствием свидетельств. Методы сбора и обработки информации не стоят на месте, нас наверняка ждут «открытия в открытиях».

Не учи русского!

Есть в традиционализме еще одна ловушка – часто просто в силу факта рождения русским или любым другим, носитель той или иной культуры или языка считает, что знает о них всё, так сказать, генетически. Но разве кто-то может утверждать, что знает абсолютно все русские слова, уж не говоря о древнерусских? Разве являемся мы очевидцами летописных событий, если даже в наши дни, порой, сами участники военных конфликтов и политических столкновений не всегда в курсе, что происходит, куда их ведут и кто за всем этим стоит? Приверженцы такого подхода любят разного рода лингвистические ухищрения вроде объявления русского языка, причём, в современной его форме, прародителем всех остальных языков мира только потому, что некоторые слова из разных концов планеты звучат похоже. Попытки подчинить сложнейшие социальные явления простой логике дают результаты, бесспорно, забавные, но абсолютно бесполезные. Академические знания - это не просто свод разрозненных ответов на вопросы, а ключи к пониманию не фактов, но целых систем и процессов. Скажем, «рыба», «мышь» - не просто слова со скрытым значением, они являются частью круга табуистических названий, которые давались предметам из суеверных опасений. Чтобы сделать такое открытие понадобился не один десяток лет становления лингвистики, сбора и обработки данных.

Подход к изучению традиционной русской культуры требует не только любви, но и готовности расстаться со своими иллюзиями. Как бы это ни было трудно, для настоящего знания традиции необходимо преодолеть этот психологический барьер.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Конечно же все сказанное можно отнести не только к русским, но и к любым другим народам. У всех есть настоящие ученые или просто желающие докопаться до истины и есть патриоты типа вышеописанных. К сожалению, часто государственная власть поддерживает именно таких псевдоученых. :(
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 13 дек 2014, 19:29

ZHAN писал(а):К сожалению, часто государственная власть поддерживает именно таких псевдоученых.
Потому что власти нужны послушные а не знающие. :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

История как жанр искусства

Новое сообщение ZHAN » 26 июн 2016, 23:20

Природу следует трактовать научно, об истории же нужно писать стихи. Освальд Шпенглер
Изображение

Да простят меня кандидаты и доктора исторических наук вкупе с членами-корреспондентами Академии, но называть Историю наукой может человек либо далекий от понимания действительной природы научного знания как такового, либо (что в принципе одно и то же) избравший для себя карьеру профессионального историка.

Первый невежествен, второй недобросовестен.

Поэтому, если по правде, плевать мне на их прощение.

Как говаривали древние римляне, «кто служит алтарю, тот живет с алтаря». И так во всем и везде. Целый легион служащих пенитенциарной (исправительной) системы весьма сытно кормится посредством совершенно бесплодной идеи перевоспитания преступников, то есть того, чего никто и никогда не видел с самого начала начал.

Желающие вволю пощипать сочной травки на ниве Истории определяют ее как науку, «изучающую факты и закономерности развития общества и природы».

Что до Природы, нашей мудрой и всесильной праматери, то если уж физики, химики, биологи или, скажем, медики проявляют столь инфантильную беспомощность, пытаясь хоть как-то объяснить ее закономерности, то упоминание об историках в данном контексте попросту смехотворно.

Закономерности развития общества еще можно как-то попытаться анализировать с позиций социальной психологии, логики, психиатрии, на худой конец, но никак не Истории. Эта дама слишком субъективна, прихотлива и склонна к проституции.

Поэтому не только закономерности, но даже свободно плавающие на поверхности факты едва ли доступны научному анализу господ историков.

Факты фактам рознь.
Одно дело — падение с дерева яблока, что иллюстрирует закон всемирного тяготения, и совсем иное — какой-либо социальный катаклизм. Весьма вероятно, что у этого катаклизма есть причина, сформированная теми или иными объективными закономерностями, но, увы, не историкам их отследить и тем более объяснить.

Вот и выходит, что даже общеизвестный факт далеко не всегда возможно объяснить с научных позиций или хотя бы с позиций элементарной житейской логики.

Как-то оппоненты указали Гегелю на то, что его теоретические выкладки не согласуются с фактами. Философ невозмутимо ответил: «Тем хуже для фактов!» :Yahoo!:

Бесспорно, каждый из историков (или философов) опишет общеизвестный факт по-своему, в зависимости от особенностей своего менталитета, мировоззрения, пристрастий, не говоря уже о пошлой материальной заинтересованности.

Встречаются, правда, и такие случаи, когда историки наглядно иллюстрируют такое понятие из области криминалистики, как «добросовестно заблуждающийся свидетель». Суть этого понятия состоит в том, что человек дает ложные показания вовсе не из стремления запутать следствие, а по причине искаженного восприятия. К примеру, свидетель утверждает, будто видел светло-серый автомобиль, однако в действительности этот автомобиль был синим и номер его начинался не с двух восьмерок, а с тройки и девятки. Или — у страха глаза велики — нападающий описывается как детина двухметрового роста, хотя на поверку он оказывается тщедушным сморчком ростом, как говорится, метр пять со шляпой…
Эти люди заблуждаются действительно добросовестно, но вот среди профессиональных историков их искать не стоит.

«Беспристрастных историков нет. Историки делятся на две группы: одни говорят половину правды, другие — чистую ложь». Гилберт Кийт Честертон

Да что там историки… Возьмем для примера спортивного комментатора, что ведет репортаж с футбольного матча. Характер этого репортажа, его смысловые акценты, эмоциональная окраска и прочие особенности прямо укажут на личностные ориентировки комментатора. Здесь достаточно ярко проявятся и его патриотизм, и национальная принадлежность, и сугубо индивидуальные пристрастия, которые могут касаться взаимоотношений с президентом того или иного футбольного клуба или, скажем, цветовой гаммы формы игроков.
И это, заметим, рассказ бесспорного очевидца! :D
Недаром же бытует такое выражение: «Лжет как очевидец».

Но что же тогда говорить о хронике событий, имевших место несколько сотен, а то и тысяч лет назад, да еще в какой-нибудь экзотической стране, быт и нравы которой никак не соответствуют стереотипам мышления исследователя? :unknown:

Вот он и пытается подогнать явления старины глубокой под параметры прокрустова ложа своей, понятной его сознанию и валентной в отношении его ущербного менталитета Истории, которую многие с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают называть наукой…

Такой вот историк, пытаясь применить знакомый ему с университетского курса метод аналогий, начинает бездумно сравнивать Наполеона с Гитлером только на том лишь основании, что и тот, и другой в свое время двигались с запада на восток в направлении Москвы, и оба — с бесславным финалом на театре военных действий.

Метод аналогий, как и всякий иной научный метод, гораздо сложнее примитивного сопоставления, достойного разве что старух на лавочке у подъезда. Среди великого множества требований, предъявляемых к научному методу, есть и такое, как унификация понятийного аппарата. Если История, преподаваемая в российских школах, содержит сведения о том, что испанский авантюрист Кортес во главе небольшого отряда высадился на побережье Мексики и грабительски захватил эту страну, то его современник Ермак Тимофеевич совершал абсолютно идентичные действия на территории Сибирского ханства. Можно, конечно, из чувства патриотизма называть действия Ермака присоединением, но сути дела это не меняет, а вот на понятийный аппарат влияет самым разрушительным образом, уничтожая иллюзию наукообразности.

Если своего соотечественника, засланного на чужую территорию с целью сбора секретной информации, мы почтительно называем разведчиком, то иностранец, прибывший к нам с той же миссией, тоже имеет право на аналогичное определение. Оценочные критерии должны быть едиными, иначе нужно наложить жесточайшее табу на слово «наука» в сочетании со словом «история».

Критерии не имеют права зависеть от вкуса, моды, политической конъюнктуры, а также от религиозной или национальной принадлежности исследователя.

Если, конечно, вести речь об Истории как о науке. Есть история Франции, но не может быть французской истории. Можно говорить о французской мифологии, поэзии, музыке или живописи, но не существует французской физики или химии…

«Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука». Антон Чехов. Из записных книжек

А древнегреческий ритор Лукиан писал: «Историк в своей книге обязан забыть про свою национальность».

Национально ориентированная история, если уж на то пошло, ничуть не лучше патриотически ориентированной. И та, и другая может быть проиллюстрирована известной анекдотической фразой: «А-а-а! Их двое, а мы одни!» :D
Историки, к сожалению, весьма напоминают этих двух болванов, особенно если позволяют себе фразу типа: «О, как мы их отколошматили при Грюнвальде!» :lol:
Вы, господа, всего лишь читали о Грюнвальдской битве, а вот кто, кого и как колошматил тогда, увы, никто доподлинно знать не может.

В идеальном, можно сказать, случае историк наблюдает какое-либо событие, хуже, если он слышит о нем из уст очевидцев, и уж совсем безнадежно, если он об этом событии прочтет, скажем, в газете, где какой-нибудь ретивый борзописец этой публикацией берет реванш за отсутствие литературного таланта и его признания.

Если в газете напечатана заметка под названием «Попал под лошадь» (см. «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова) с описанием уличного происшествия, то едва ли самый талантливый из историков смог бы на основании прочитанного убедительно проанализировать множество самых разных исходных моментов. Например, Остап Бендер мог по нечаянности, по рассеянности попасть под лошадь; мог сделать это умышленно, желая покончить счеты с жизнью; его могли толкнуть под копыта и т.п.

Не может быть также и однозначного ответа на вопрос, являлся ли Остап Бендер исторической личностью. Впрочем, так ли это важно?
Зачастую художественные произведения отражают суть эпохи точнее и содержательнее архивных материалов.

«История — это роман, который был; роман — это история, которая могла бы быть». Братья Гонкуры

Далеко не всякий документ мог бы стать Историей. В архивах пылятся сотни, тысячи неправедных судебных вердиктов, идиотских указов и законов, справок, протоколов, заявлений и т.п.

Ну, как можно делать выводы об эпохе на основании типичного протокола профсоюзного собрания, на котором обсуждалось аморальное (по-советски: антиобщественное) поведение одного из членов коллектива образца 1982 года? Подобные документы — компетенция скорее психиатра, чем историка.
И все же…
Профсоюзное собрание.
— Да что ж это такое?! — сокрушается председательствующий. — Вы, Альбина Николаевна, зарекомендовали себя прекрасным работником, принимаете участие в общественной жизни коллектива, у вас есть муж, двое детей… Как же получилось, что вы стали валютной проституткой?
— Повезло… :D

Можно ли представить более убедительный документ, характеризующий эпоху Брежнева? А само понятие «валютная проститутка»? Ведь ничего подобного мир не видел… Куда там документам!

Эй, родившиеся в трехтысячном!
Удивительные умы…
Археологи ваши отыщут,
Где мы жили,
Что строили мы…

Роберт Рождественский

А что подумают эти самые археологи, отыскав, к примеру, протокол заседания парламента любого из независимых государств на территории бывшего СССР? :unknown:
Применив метод аналогий, они, конечно же, сопоставят этот протокол с фильмом «Чапаев», где легендарный (во всех отношениях) комдив требует немедленно экзаменовать коновала на доктора. Ярче иллюстрации не придумаешь. Вернее, аналога.

А законы, с вызывающей наглостью лоббирующие интересы отдельно взятых малых групп населения? :unknown:

А что скажут эти археологи, каким-то образом проникнув в секреты предвыборных технологий? :unknown:

А совершенно смехотворное обоснование многих налогов и акцизных сборов… Но будут ли эти документы вызывать естественный смех? Они ведь так страшны…

А как они воспримут лозунги брежневской поры? :unknown:

А как оценят панегирики Ленину, Сталину или Гитлеру — злым гениям XX века, погубившим десятки миллионов ни в чем не повинных людей? :unknown:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Народы, личности, историки и история

Новое сообщение ZHAN » 27 июн 2016, 20:16

ZHAN писал(а):...злым гениям XX века, погубившим десятки миллионов ни в чем не повинных людей?
Да нет, чушь я несу. Это они, эти десятки миллионов, прямо повинны в том, что милостиво позволили неудачнику-адвокату, сапожнику с уголовным прошлым и неудачнику-художнику с нашивками ефрейтора распоряжаться судьбами народов и поколений. Социальный мазохизм — вот как это называется. Ну, а за удовольствия надо платить. И за экзотические в том числе.

Любопытно, что скажут наши потомки, ознакомившись с обвинительными приговорами по делам так называемых «врагов народа».

Впрочем, суть проблемы заключается даже не в этих памятниках тоталитарно-кухарочьего правосудия, а в том, кто и кого именно считает народом. Не следует смешивать такие понятия как «народ» и «население», как это делают тоталитарные вожди и американские демократы.

Еще Диоген в весьма едкой форме советовал не путать «народ» с «людьми», ну да ладно. Так можно далеко зайти. Однако формула состава населения видится мне такой:

Население = народ + осадок

Осадок — это люмпены и примыкающие к ним группы. В здоровом обществе осадок должен включать в себя не более 10—11 процентов населения. В ином случае самое лучшее вино грозит превратиться в уксус.

Образованный, квалифицированный, самодостаточный человек всегда воспринимался и будет восприниматься как враг социального дна, которое хочет, чтобы представители абсолютно всех слоев общества были похожи на это самое дно и умом, и эрудицией, и трудолюбием — всем, что отличает народ от осадка, как металл от руды.

Народ, конечно, тоже не является неким слитком драгоценного металла, однако он принципиально отличается от осадка, который существует только в человеческом обществе. В Природе подобная категория особей так или иначе ликвидируется.

Мне, честно говоря, как-то не хочется идти на избирательный участок, зная, что при решении сложнейших социальных проблем мой голос равен голосу какого-то пьяного отребья.

«Голоса взвешивают, а не считают». Марк Туллий Цицерон

Взгляните на любой парламент. Даже не беря во внимание то, что говорят эти люди, а лишь посмотрев на их лица, можно прийти к уверенному выводу о том, что если бы голоса избирателей взвешивались, а не считались, подавляющее большинство «народных избранников» видело бы зал пленарных заседаний разве что на экране телевизора.

Что поделать, если вопреки элементарной логике вот уже которое тысячелетие владеет массовым сознанием жутчайший стереотип, суть которого заключается в правомерности доминирования большинства людей над их меньшинством!

Этот стереотип абсолютно антиприроден, и прежде всего потому, что жизнь на планете Земля развивается по принципу естественного отбора всего лучшего, продуктивного, жизнеспособного из массы, участвующей в этом конкурсе. Таким образом осуществляется процесс совершенствования видов, процесс совершенно немыслимый без отбраковки всего нежизнеспособного и тормозящего дальнейшее развитие.

А доминирование большинства — самый верный путь к регрессу, к вырождению любого человеческого сообщества. :Yahoo!:

А упорно насаждаемый постулат о том, что массы — движущая сила истории! Бесспорная компетенция психиатра. :D

Массы в ходе исторического процесса всегда были фоном, фундаментом, почвой, рычагом, режущим инструментом, бульдозером, наконец, но они никогда не были действительно созидательной силой. И никогда не были творцом прогрессивных, да и вообще каких-либо идей.

Фридрих Ницше со свойственным ему сарказмом отмечал, что «если грубой массе пришлась по душе какая-нибудь идея, например, религиозная идея, если она упорно защищала ее и в течение веков цепко за нее держалась, то следует ли отсюда, что творец данной идеи должен считаться в силу этого и только в силу этого великим человеком? Но почему, собственно? Благороднейшее и высочайшее совершенно не действует на массы…»

Массы имеют устойчивую тенденцию двигаться не вперед, а назад, от светлого мира людей к дикому остервенению зверей, к первобытной орде.

Роль масс в истории можно охарактеризовать лишь как деструктивный фактор естественного процесса развития общества, а идеи, которые пользуются среди них наибольшей популярностью, можно уверенно отнести к антиприродным, а следовательно, к античеловеческим.

Человеческая личность изначально противопоставлена массе, и ценность ее определяется глубиной имеющихся между ними противоречий. Извечное противостояние Я и Мы. Кто создал бумагу, порох, велосипед, электрическую лампочку или роман «Война и мир»? Это, как и все прочее на Земле, создало Я. А вот МЫ… разве что таскали камни для пирамид да еще что-то крушили, свергали, переворачивали с ног на голову… Вода — драгоценность, но едва ли она доставляет кому-то радость в половодье.
А историки зачастую воспевают именно половодье. :D

В немалой степени повинны они и в разжигании среди народа совершенно бесплодной и крайне опасной идеи национальной исключительности.

Это было бы смешно, если бы не отдавало таким махровым идиотизмом, когда «богоизбранным» народом объявляют себя и евреи, и немцы, и русские, и тибетцы, да и вообще все кому не лень, предоставляя при этом ну абсолютно неоспоримые и «научно» обоснованные свидетельства этой самой «богоизбранности». 8)

Ну ладно, если б речь шла о составе крови или отличительных особенностях строения, скажем, голеностопного сустава, так нет же… Бравые патриоты-историки в своих сенсационных «открытиях» ссылаются на такой спорный материал как размышления древних философов (записанные их учениками) или на книги, авторство которых азартно приписывают существам высшего порядка.

«Махабхарата», Коран, Библия… Конечно, лишь крайне извращенный ум может представить себе Всевышнего, занятого маранием бумаги (пергамента, папируса и т.п.). Бог — не графоман. Его книга — Вселенная, и странно было бы предполагать письменность в качестве знаковой системы общения Бога со своими творениями.

Давно замечено, что когда человек разговаривает с Богом, это называется молитвой, а вот когда Бог разговаривает с человеком, это уже шизофрения.

Встречаются и такие субъекты, каждый из которых, признаваясь в такого рода авторстве, заявляет при этом, что «его рукой двигал Бог». Звучит, конечно, интригующе, однако не следует путать литературное творчество с мастурбацией.

«Библия — это литература, а не догма». Джордж Сантаяна

Думается, что историков можно с полным правом назвать профессиональными лжесвидетелями на суде Времени.
Что ж, кто платит, тот, как правило, и заказывает музыку.

Историк всегда готов выполнить любой заказ, даже самый нелепый, немыслимый, самый фантастический. Есть заказчики, желающие документально подтвердить арийское происхождение своего народа? Что ж, без проблем! Иным край как необходимо оправдать плачевное состояние своей экономики и убогость социальной сферы многовековым гнетом соседних держав, о котором, правда, никто толком не знает, да и вообще сомнительно, имел ли место тот гнет… Третьим нужно оправдать свои территориальные притязания на явно чужие земли. Историки и здесь не теряются, добывая совершенно неправдоподобные документы, оправдывающие эти притязания.

Меня всегда изумляла та легкость, с которой историки употребляют слово «исконный». Выходит, что Сибирь — исконно русская земля, а Мексика — исконно испанская, будто бы там никогда не существовало коренного населения, покоренного жестокими завоевателями. В то же время по меньшей мере удивительна аргументация образования государства Израиль на землях, которыми арабы владели многие и многие века после ухода оттуда евреев. Тоже исконная земля, но чья именно? Думается, все-таки, что события, имевшие место до Великого переселения народов, не должны провоцировать территориальные споры.
Но историки зачастую думают иначе.

Существует упоминание о том, что царь кочевников-гуннов Аттила, в 452 году вошедший во главе своего войска в Милан, пришел в ярость, увидев на стене королевского дворца фреску, на которой скифские владыки низко кланялись римскому императору. Имея свое представление об Истории и об исторической справедливости, кровожадный предводитель гуннов приказал художнику переписать фреску таким образом, чтобы римский император низко кланялся скифам.
А потом, спустя примерно полторы тысячи лет, эта самая фреска может быть представлена историками как бесспорный документ. И после этого кто-то будет что-то произносить о научности исторических исследований!

«Легенда историчнее факта: факт говорит об одном человеке, легенда — о миллионах. Если мы прочитаем, что герой обращал Солнце в Луну, а зелень — в багрец и пурпур, то можем усомниться, но при этом мы узнаем самое главное; мы узнаем, что глядя на него, люди в это верили». Гилберт Кийт Честертон

Наиболее высоким спросом пользуются легенды о героическом прошлом. Нужно, однако, заметить, что историки, раздувая эти легенды, оказывают медвежью услугу своим заказчикам. Безмерно героическое прошлое вступает в кричащее противоречие с бесславным и бесперспективным настоящим, что порождает идею вырождения нации, комплекс неполноценности, но никак не ожидаемый энтузиазм.

На совести историков лежит и культивирование такого порочного комплекса, как ксенофобия, когда все чужое, невиданное ранее и не соответствующее привычным стереотипам воспринимается как глубоко враждебное и таящее в себе потенциальную угрозу.

Тенденциозная, искаженная в угоду тем или иным политическим заказам картина жизни предшествующих поколений приводит, как правило, к однозначно негативным результатам.

"Где лгут и себе, и друг другу, и память не служит уму, история ходит по кругу: из крови и грязи — во тьму." Игорь Губерман

Весьма подозрительно наличие огромного числа копий исторических документов, которые, естественно, ни один нотариус не сверял с оригиналами. Да и был ли в природе тот подлинник, на который ссылаются позднейшие летописцы? :unknown:

Потому-то и воспринимаются как вполне правдоподобные исторические версии о том, что не было никогда такого явления, как татаро-монгольское иго (по крайней мере, в его хрестоматийном варианте), или что князь Юрий Долгорукий и Чингиз-хан — одно и то же лицо, или что всю историю средневековой Московии написала парочка каких-то борзописцев немецкого происхождения по заказу (или как теперь говорят, под патронатом) Петра Первого, которого весьма заботило убедительное обоснование воцарения династии Романовых.

Что ж, все может быть…

Не случайно же очень многие из выдающихся умов человечества называли Историю не иначе как сборником популярных басен.
Не случайно же в наше время бытует такая насмешливо-горькая фраза: «непредсказуемое прошлое».
Заказное мифотворчество господ историков своим откровенным цинизмом и всеядностью во все времена составляло достойную конкуренцию древнейшей человеческой профессии — проституции.

Итак, если найти в себе силы отринуть вековые комплексы и стереотипы, то что же можно назвать действительным предметом изображения Истории как жанра художественного (или антихудожественного) творчества? :unknown: Подумаем! :Yahoo!:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Действительные предметы изображения Истории

Новое сообщение ZHAN » 28 июн 2016, 23:12

На первое место следует поставить войны как самое популярное и в то же время самое бессмысленное, регрессивное и низкое из всех человеческих деяний, но горячо любимое как острием социальной пирамиды, так и ее подошвой, не говоря уже о таком мощном слое населения, как профессиональные военные. И те, и другие, и третьи вне войны никак не могут реализовать свои планы быстрого обогащения, профессиональной реализации, а также разрушительные инстинкты и влечения. Эту кровавую реализацию историки подносят грядущим поколениям не иначе как дела чести, доблести и геройства. :fool:

«Мировая история — это история государств. История государств — это история войн». Освальд Шпенглер

А что есть государство? :unknown:
На этот вопрос так ответил в свое время блистательный Людовик XIV, Король-Солнце: «Государство — это я!»

Действительно, что есть Франция без этого человека или Россия без Петра Первого? или Британия без Елизаветы Английской, как, впрочем, Шотландия без Марии Стюарт?..

Роль личности в Истории.
А кто, кроме личности, вообще способен играть в ней достойную внимания роль? :unknown:

Монарх, полководец, зодчий, инженер (самое презираемое сословие в бывшем СССР. Но инженеры есть и будут, а вот СССР — только «бывший»), изобретатель, ученый и художник (живописец, скульптор, музыкант, актер, литератор). Вот, пожалуй, и все.

Есть, правда, и личности деструктивной неправедности, такие как Кромвель, Пугачев, Ленин или Гитлер. Их деятельность наглядно свидетельствует об извечном противостоянии Света и Тьмы, а посему придает картине мира характерные оттенки вселенской борьбы двух ее действенных начал.

А вот у других, остальных, на протяжении тысячелетий ничего не менялось, ничего не возникало принципиально нового, ничего не изобреталось, не свершалось, не творилось.

Одни ели, пили, рожали себе подобных и добывали хлеб свой насущный, закапывая весной зерна в землю, а в конце лета собирая урожай. И так все время, от Адама до Чернобыля, и ничего у них при этом не менялось…

Другие ткали льняные или шелковые полотна — и во времена Александра Македонского, и во времена Интернета — и ничего у них не менялось.

Третьи старательно складывали камни согласно замыслам великих зодчих, добывая себе тем самым хлеб насущный во времена фараонов и во времена возведения небоскребов Нью-Йорка, — и ничего у них при этом не менялось.

Четвертые обрабатывали металл инструментами, созданными великими инженерами, и ничего у них при этом не менялось.

Так же точно и пятые, и двадцатые, и сорок шестые…

«Осел, ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязывали, он находился все на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются». Иисус Христос

Вот потому-то Клио, седьмая муза, не проявляет к ним интереса. Ей больше по душе отчаянные персонажи театра военных действий, их эпохальные походы и битвы, эпизоды с израненными героями, изнасилованными героинями, громом орудий, ржаньем коней, лязгом клинков и смачной матерщиной.

Милы ей и различного рода массовые гнусности в виде заговоров, государственных переворотов, мятежей, революций — зрелища свободной импровизации человеческого зверства.

Не обойдены вниманием непритязательной красотки Клио и «мыльные оперы» с их крикливыми страстями и бездарным коварством, с адюльтером в высшем обществе, с незаконнорожденными наследниками престолов, с морганатическими браками и прочей ретроспективной клубничкой.

История — прежде всего явление массовой культуры, некий телесериал — пышно костюмированный, щедро насыщенный любовью, коварством, ревностью, погонями, драками и сексуальными эксцессами.

Имеют достаточно устойчивый спрос и такие темы:
— борьба за независимость (от кого и чего — неважно);
— крестовые походы и другие эксцессы военного характера на религиозной почве;
— казни;
— пожары (Рим, Москва, Чикаго и т.д.);
— инцест (кровосмесительные связи);
— скандальные проявления нестандартной сексуальной ориентации среди представителей высших эшелонов власти;
— курьезы, анекдоты, грязь, кровь, жестокость, алчность, похоть;
— головокружительная карьера представителя социального дна, названная «американской мечтой» (Золушка, Ломоносов, Меншиков и т.п.);
— организованная преступность и ее более или менее успешное сопротивление законной власти (Кудеяр, Пугачев, Бонни и Клайд, прочие висельники);
— самозванцы, двойники, загадочные и труднообъяснимые явления.
И тому подобное.

И никакого нравственного прогресса.

И никакого стремления к совершенствованию, без которого, по выражению Зигмунда Фрейда, история человечества выглядит не более чем историей развития животных.

Тем не менее знать прошлое необходимо хотя бы затем, чтобы не повторять его ошибок. Как говорится, умные учатся на чужих ошибках, а вот дураки — на своих. Но было бы сказано…

«Погляди на стадо, которое пасется около тебя: оно не знает, что такое вчера, что такое сегодня, оно скачет, жует траву, отдыхает, переваривает пищу, снова скачет, и так с утра до ночи и изо дня в день, тесно привязанное в своей радости и в своем страдании к столбу мгновения и потому не зная ни меланхолии, ни пресыщения. Зрелище это для человека очень тягостно, так как он гордится перед животным тем, что он человек…» Фридрих Ницше. «О пользе и вреде истории для жизни…»

Было бы чем гордиться. 8)

Народ все же любит музу Истории хотя бы за то, что она развлекает его красивыми легендами, с одной стороны, далекими и чуждыми, а с другой — все же в какой-то мере имеющими к нему отношение, что, несомненно, волнует и вдохновляет. И народ, оглядывая эту лавку древностей, приговаривает, подобно персонажам «Двенадцати стульев»: «Эх! Люди жили!»

«Там лучше, где нас нет. В прошлом нас уже нет, следовательно…» Антон Чехов. Из записных книжек

Мелькают, сменяя друг друга, кадры исторического сериала с постоянно повторяющимися сюжетными ходами — нескончаемый труд легендарного Сизифа, катящего вверх по горному склону камень, который неминуемо вернется вниз.
И так все время…

Если спросить любого из элементарно образованных людей, какие именно ассоциации вызывает у него, к примеру, девятнадцатый век, то ответ, скорее всего, будет таким: «…Наполеон… Диккенс… Железная дорога… Пушкин… Покорение Кавказа… Королева Виктория… Фотография… Репин… Автомобиль… Эйфелева башня… Золя… Толстой…» И никакого капитализма, социализма, общественных формаций, движущих сил, да и народа как такового.

Скорее всего, это и есть История.

А все прочее… было ли оно? :unknown:
Наверное, было, потому что вот уже в который раз Сизиф начинает свой путь к вершине. :)

«Отличительное свойство человека — желать непременно все начинать сначала…» Иоганн Вольфганг Гете

Что ж, попробуем изложить историю без комплексов в соответствующих разделах нашего форума. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Понимание российской истории. Размышление

Новое сообщение ZHAN » 07 авг 2016, 12:01

В детстве я как-то спросил отца, что было бы, если бы да кабы Троцкий победил в дискуссии. Какой бы это был кошмар!
Изображение

- Никакого кошмара, - отвечал отец, - мы точно так же шли бы к победе коммунизма под знаменем Ленина-Троцкого, уничтожали левых и правых сталинистов-морганистов, поднимались в штыки "За Родину, за Троцкого!" Потом разоблачили бы культ личности Троцкого и шлепнули в подвале Берию, который все равно бы извернулся быть министром безопасности.

Голова у меня закружилась. И я спросил страшное.
- А если бы Великой Октябрьской социалистической революции не случилось?!

- Ну, сейчас наши точно так же добивали бы шведов (дело было не под Полтавой, а у телевизора - ближе к концу 3-го периода). Только на рубашках у них были бы золотые двуглавые орлы...

Сегодня, наблюдая вялую возню ребят с золотыми орлами, я вздрагиваю: а если бы Мамай не влез в мышеловку между Доном и Непрядвой?
А если бы беременная Елена не нагрубила грозному свекру?
А если бы Жолкевский не уехал из Москвы помыться и отдохнуть?
А если бы Мюрат ударил обходным рейдом на Москву мимо Бородина, а Гудериан - мимо Подольска?
Что за ужасы произошли бы?! :unknown:

Никаких ужасов, ребята! :Yahoo!:

Ничего более ужасного, чем смерть всех и каждого в свой черед.

Ничего более смертельного, чем унизительный труд от получки до получки.

Ничего более унизительного, чем многолетнее вращение в необъятном ржавом механизме нашей великой страны, которая на всем белом свете одна такова.

И мы с вами остались бы такими же, какие мы есть и какими родила нас наша милая лесная мама в далеком году, задолго до позорного 862 года.

Мы точно так же оправдали бы и 1380-й год, - если бы в нем случился позор, а не подвиг, - и 1570-й и 1613-й и 1812-й, 1917-й и 1941-й, как сейчас оправдываем 862-й и 986-й, 1917-й и все прочие годы... :(

И точно так же возмущались бы теми, кто говорит правду, вопреки тому, что написано в школьных учебниках. 8)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 13 авг 2016, 17:38

ZHAN писал(а):И точно так же возмущались бы теми, кто говорит правду, вопреки тому, что написано в школьных учебниках.
Да говорите! Не все же возмущаются. Некоторые и задумываются. :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение konde » 22 мар 2017, 17:53

Что такое история?
- Луч света озаряющий предков настоящую священную тропинку жизни, по которой их потомкам в будущее и следует идти, учтя еще что любая попытка недруга исказить сей луч направляет тропинку предков в топь.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 766
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ввс555 » 22 мар 2017, 18:09

konde писал(а):Что такое история?
- Луч света озаряющий предков настоящую священную тропинку жизни, по которой их потомкам в будущее и следует идти, учтя еще что любая попытка недруга исказить сей луч направляет тропинку предков в топь.



программа приводящая массу к общему знаменателю....

не, ну те кто знают что такое реинкарнация( и предок это ты сам :twisted: как и потомок :lol: ).... вместо истины быдлу историю и хоть на убой :lol: или в жопу к примеру пихаться - популярная история ща в европе :lol:
Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Аватара пользователя
ввс555
старший сержант
 
Сообщения: 971
Зарегистрирован: 25 ноя 2015, 12:28
Откуда: Палата №6
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение konde » 30 мар 2017, 11:58

/популярная история ща в европе/
-Смотря для кого, кем он себя считает и кем его следует признать в его истинном обличии. По его деяниям же.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 766
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ввс555 » 30 мар 2017, 22:10

konde писал(а):/популярная история ща в европе/
-Смотря для кого, кем он себя считает и кем его следует признать в его истинном обличии. По его деяниям же.

Изображение

совершенно в дырочку :lol:
Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Аватара пользователя
ввс555
старший сержант
 
Сообщения: 971
Зарегистрирован: 25 ноя 2015, 12:28
Откуда: Палата №6
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 01 апр 2017, 17:59

konde и ввс555 нашли друг друга! :ROFL:
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Тормоз » 01 июн 2018, 16:09

Долго подбирался к этому заголовку-вкусняшке.
В результате выяснил, что моё фамилиё - Обломидзе и речь в теме вовсе не о истории, а лишь о описуемом времени существования сообществ одного единственного вида животной составляющей сухопутной части биосферы одной из планеток Солнечной системы. :evil:
Доколе эти лысые обезьяны будут продолжать считать себя единственным нечтом, к коему могёт относиться История?!
Это ведь даже не нооцентризьм, а просто антропопупизьм какой-то. ((
Имхо, либо надо менять заголовок, либо вернуться взадобратно к самому началу.
Заголовок изменить возможностей не имею, поэтому попробую выползти из 2-страничного оффтопа. 8)

1. Методологически "история" это понятие максимально высокого ранга общности, выше философии, потому что история философии тоже есть, как и история вселенной. Т.е. это направление состояний, событий, процессов, их проявления, наблюдения, понимания и познания максимально привязанное к "оси времени". Скажем Допплеровский эффект рассматривается исторически только как изменяющийся во времени, а вопросы расстояния до "разбежавшихся" историческими не являются.
2. "История вааще" первично классифицируема лишь по самым общим же "хвилософским" категориям:
- истории разных форм существования материи (твердых, жидких, газообразных, плазменных, полевых, вакуума, космогонических экзотик - дыр, струн, протчей неведомой фигни);
- истории разных форм движения материи (полевой, механической, химической, биологической, социальной, "информационной", протчих, пока неведомых);
- истории разных уровней организации материи (от "суперкластеров галактик" до кварков).
По этим трём "осям" может быть построена "матрица" типов историй. Наверняка часть таксонов будет пустой, часть "на сегодня" неизучаемой, но это уже второстепенные частности.
3. Истории столь же объективны, сколь объективно пресловутое "время", а главное - образуют взаимосвязанное единство в котором "границы таксонов" всего лишь выдумка переутомленных мозгов лысых обезьян, которым это единство представляется Хаосом, в пределах которого хоть какому-то представлению поддаются лишь отдельные (изолированные) ячеечки.
4. Как в любом нормальном объективном единстве разнотипных переплетенных сушностей разделять их сетевые многомерные связи на "параллельные" и "последовательные" - одно из нелепых условий механистического "модельного подхода" (оно иначе не умеет).
5. Для примера у "истории (нашей нынешней) вселенной" предполагается наличие "нулевой точки отсчёта" (пресловутой сингулярности) и некая последовательность всех известных форм существования и форм движения в рамках целостного объекта (системы) самого крупного из известных уровней организации. Нынешние представления об этой истории существуют только в качестве умозрительных-гипотетических, но некие эффекты этой истории - наблюдаемы.
А, скажем, про историю гравитационного поля галактики Млечный Путь или "общую историю квазаров" представлений просто нету кроме догадок о том, что таковые истории объективно существуют.
Т.е. среди существующих объективно историй есть истории представимые.

Системы знаний, гипотез, предположений, наблюдений по поводу отдельных таксонов и их элементов являются историями в гносеологическом смысле и, в принципе, неважно, называют их наукой, областью познания или направлением исследований. Разница в: А) объёме накопленной информации; Б) наблюдаемости; В) точности (погрешности) наблюдений и измерений; Г) сложности (многофакторности) и динамичности наблюдаемого "предмета"; Д) личностных качеств называющих (не только понтов).

Область "История человечества" (себя любимых) пользуется максимальным спросом и лучше всех остальных финансируется. Однако многофакторность + динамичность предмета познания тоже - максимальная. Максимальны и интенсивность объективного "информационного шума", и мощность субъективных целенаправленных "помех" (искажений и самой ликвидации полученных данных).
При этом надежда на экспертов, имхо, призрачна. Зачастую именно они-то и вносят максимальные искажения (не только идеологические). Зато "история искажений" когда-нибудь станет одним из самых интересных разделов "истории человечества". :roll:

При этом сама по себе "История человечества"
- является частью всякоразных других историй: "История высших приматов", ..., "Истории наземных позвоночных", ..., "Истории животных", ..., "Истории биосферы", ..., "Истории земной коры";
- является фактором смежных историй: "История атмосферы", "История четвертичного климата", "История рельефа суши", "История китообразных", "Эволюция растений", ... Не только ранга планетарных оболочек: светимость Солнечной системы в радиодиапазоне за 100 лет увеличилась в несколько раз. И наоборот - всяческие "пассионарности" и их эквиваленты связывают историю сапиенсов с космическими факторами воздействия на "крутые повороты".
Тоже сетевые связи, включающие и последовательные и параллельные "соединения".
Засада в том, что большинство "соединений" не только не изучалось, но даже умозрительно не рассматривалось.
А - как?? :unknown:
Если как в пособиях Сведловского политеха, то и хорошо, что не рассматривалось. Ибо (для естественника) - "пурга". Причем именно - Свердловская ("марксистско-ленинская в "застойной" версии).
Если кого этой оценкой обидел - приношу извинения, это моё субъективное, неправильное и сугубо личное мнение.
С другой стороны: "Точные науки называются точными не потому что они достоверны, а потому что в точных науках учёные знают меру неточности своих утверждений."©, поэтому прибодаться можно даже к телеграфному столбу. В отдельных случаях и историческое знание может быть сопоставимо с знанием "точных" наук и даже оказаться более точным, чем знания ни разу не точной (каталитической) "точной" химии.

Во наколбасил!!! :OO:
Аватара пользователя
Тормоз
солдат
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 23 фев 2018, 19:14
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 01 июн 2018, 16:51

тормоз писал(а):Во наколбасил!!!
Да. Бывают и такие истории, и такие историки. :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение konde » 02 июн 2018, 10:40

/Что такое история?/
- Архив. Сохранность которого гарантирует вам успешное продвижение вперед.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 766
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Тормоз » 02 июн 2018, 19:51

ZHAN писал(а):Бывают и такие истории, и такие историки. :D
Ага!
"Гарантирующие вам успешное продвижение вперед" и во все остальные стороны тоже. Прям как послегуннские славяне. :roll:

konde писал(а):/Что такое история?/
- Архив. Сохранность которого гарантирует вам успешное продвижение вперед.
Афоризм красивый, но (тормозу) не вполне понятно:
1. Где находится перёд?
2. В чём заключается успешность продвижения?
3. Что есть сохранность?
4. Как оперировать Вашим определением (его следствиями?)?

Например:
- является ли нонешнее увлечение властушки РФ (у)душистостью (псевдодуховностью), архаикой (псевдотрадициями), господством холуйства ("скрепностью") обеспечением сохранности архива, гарантированием успешности продвижения и в какое именно место?

В "несоциальных" историях (истории Земли, истории атмосферы, истории коммуницирования организмов, ...), или в "частных" историях (истории психологии, истории религий, истории архитектуры, ...) ещё сложнее... (((

Не говоря уж о траблах процессов архивирования и "процессов хранения"... :sorry:
Аватара пользователя
Тормоз
солдат
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 23 фев 2018, 19:14
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 22 июл 2018, 10:38

Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49935
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Пред.След.

Вернуться в Общие вопросы и проблемы исторического знания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron