Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Что такое история?

Как правильно понимать события минувшего

Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 19 янв 2013, 22:34

Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке Имя музы истории— Клио — произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.
Слово «история» заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях. В настоящее время термин "история" используется, как правило, в двух смыслах: во - первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во - вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялось.
В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки). Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.
Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.
Господствующим в западной («буржуазной») науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории «в точном и последнем смысле — сознание людей».
Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса.
В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считался труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе — исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т. д.), а также единичное — деятельность исторических личностей.

Среди, «буржуазных» концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действует множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России:
1. Бедность почвенно-климатических условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления.
2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства.
3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти.
4. Особые, свойственные русской нации, этнические характеристики. В силу этих причин в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

На каких бы мировоззренческих позициях ни находились историки, все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории. Важнейшей среди них выступает категория «историческое время». В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс — это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.
С понятием «историческое время» неразрывно связана периодизация — как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки-гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего — упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.
Идеологи Просвещения (Ж. - Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.
Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е гг. XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.
В марксистской историко - материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга.

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.
В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах:
1) как явление, имевшее место в истории;
2) как его отражение в исторической науке (факт — знание).
Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого.
Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки. Не означает ли такое наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки идет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и «последней главы» истории.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал составляющий основу исторического знания. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.).
3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.
5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д.
6. Кинофотодокументы.
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

Итог. Изучение истории — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 20 янв 2013, 00:52

:good: еще несет в себе многовековой бесценный опыт целых народов, который передается , я даже не исключаю этого и на генетическом уровне.
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Тролль » 20 янв 2013, 07:58

ZHAN писал(а):Имя музы истории— Клио — произошло от греческого слова «прославляю»


Историю пишут победители, так что даже к древним источникам у меня мало веры.
Если кто то думает, что я плохой, он ошибается.

Я еще хуже.
Аватара пользователя
Тролль
старшина
 
Сообщения: 2911
Зарегистрирован: 04 ноя 2012, 15:51
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 20 янв 2013, 11:30

тролль писал(а):Историю пишут победители, так что даже к древним источникам у меня мало веры.

По Вашему, победители всегда врут? :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Lion » 20 янв 2013, 11:37

тролль писал(а):
ZHAN писал(а):Имя музы истории— Клио — произошло от греческого слова «прославляю»


Историю пишут победители, так что даже к древним источникам у меня мало веры.


Четких победителей, как например в примере Рим/Карфаген, редко можно встретить. Всегда есть возможность услышать версию проигравшей стороны и это не считая третих сторон и их источников.
Поговорим о военной истории.
http://milhistory.listbb.ru/index.php
Аватара пользователя
Lion
старшина
 
Сообщения: 1729
Зарегистрирован: 26 дек 2012, 18:10
Откуда: Армения, Ереван
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 20 янв 2013, 12:32

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).
Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.
Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.
Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII веке стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации.
В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).
Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление на­родов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исто­ри­чес­кой судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие “историческое пространство” нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.
Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт - войны Александра Македонского, факт – единичное событие из личной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников. Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.
Выделяются простые и сложные исторические факты. Если первые сводятся к событиям, происшествиям (общепринятым истинам), то вторые уже включают в себя момент истолкования — интерпретации. К сложным историческим фактам относятся такие, которые объясняют процессы и исторические структуры (войны, революции, крепостничество, абсолютизм). В целях четкого разведения научных категорий мы считаем возможным говорить лишь о простых фактах — общепризнанных истинах.
Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов.
Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.
Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений (мировоззрение человека — совокупность сознания и психолого-биологических факторов), систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Многоконцептуальная история России.
Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 2000.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 20 янв 2013, 17:11

ZHAN писал(а):Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений

Непонятно. Может лучше ограничиться голыми фактами?
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 20 янв 2013, 20:32

Бульбаш писал(а):Непонятно. Может лучше ограничиться голыми фактами?

А что считать голыми фактами?
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 20 янв 2013, 22:11

голыми фактами можно считать конкретные факты без каких либо коментариев, версий, вариантов и интерпретаций.
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 20 янв 2013, 22:47

Андрей Юрьевич писал(а):голыми фактами можно считать конкретные факты без каких либо коментариев, версий, вариантов и интерпретаций.

Ну допустим археологи нашли меч. Это голый факт. Датировка его изготовления это уже интерпретация? Определение школы ковки это уже комментарий?
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 20 янв 2013, 23:56

зачем? Если известна точная дата, то это тоже факт, а если говорят- приблизительно датируется, вот это уже интерпритация,а вернее версия. Определение школы ковки, как Вы говорите, будет считаться аналогично версией, пока не сделают экспертизу и компетентные люди не дадут своего точного заключения. :) после доказательной базы, это уже можно считать фактом конечно.
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 21 янв 2013, 00:30

Андрей Юрьевич писал(а):Если известна точная дата, то это тоже факт

Откуда она может быть известна, если не провести анализ?
Андрей Юрьевич писал(а): а если говорят- приблизительно датируется, вот это уже интерпритация,а вернее версия.

Так ведь не все анализы дают точные результаты.
Андрей Юрьевич писал(а):Определение школы ковки, как Вы говорите, будет считаться аналогично версией, пока не сделают экспертизу и компетентные люди не дадут своего точного заключения.

Я и говорил об экспертизе. Но эксперты это кто? Это люди, которые чему-то учились. Тоже у людей и тоже на основании каких-то теорий. Они высказывают свое мнение. Конечно, оно компетентное, но все же не факт, а мнение. Причем учтите, что мнения разных экспертов могут не совпадать. И что тогда? :Search:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 21 янв 2013, 00:41

откуда может быть известна? да откуда я знаю? может на нем выбито цифрами.
пока нет точного ответа, то не факт.
Да вообще если так рассуждать, то ни за что нельзя наверняка поручиться... Ведь даже Энштейн, физический гений, весьма относительно все понимал..:D
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 21 янв 2013, 00:44

факты как известно вещь упрямая и с :) ними не поспоришь, а если есть вариант для спора, наверно это нельзя называть фактом. Такая трактовка Вас устроит?
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 21 янв 2013, 09:31

Андрей Юрьевич писал(а):откуда может быть известна? да откуда я знаю? может на нем выбито цифрами.пока нет точного ответа, то не факт.

Но меч то найден. Даже если выбита дата, надо еще определить в какой она системе летоисчисления. :D Это опять таки определяет специалист на основании своего опыта. А у другого специалиста может быть другой опыт и, соответственно, другое мнение и он придет к другому выводу. :D
Андрей Юрьевич писал(а):Да вообще если так рассуждать, то ни за что нельзя наверняка поручиться... Ведь даже Энштейн, физический гений, весьма относительно все понимал..

Конечно нельзя. И не все согласны с теориями Эйнштейна. :D Вот почему Вы считаете его гением? Потому что Вам кто-то сказал или Вы ознакомились со всеми его работами?
Андрей Юрьевич писал(а):факты как известно вещь упрямая и с ними не поспоришь, а если есть вариант для спора, наверно это нельзя называть фактом. Такая трактовка Вас устроит?

Мы об истории говорим. Вы может невнимательно прочли:
ZHAN писал(а):Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.
Каждый человек может попытаться сам объяснить факты или довериться мнению специалиста - историка. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Тролль » 21 янв 2013, 09:36

ZHAN писал(а):Каждый человек может попытаться сам объяснить факты или довериться мнению специалиста - историка. :)


В России выпущено 140 школьных учебников по истории, следовательно в каждом из них свое видение фактов, следовательно 140 разных историй и кому верить?
Если кто то думает, что я плохой, он ошибается.

Я еще хуже.
Аватара пользователя
Тролль
старшина
 
Сообщения: 2911
Зарегистрирован: 04 ноя 2012, 15:51
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 21 янв 2013, 10:38

тролль писал(а):В России выпущено 140 школьных учебников по истории, следовательно в каждом из них свое видение фактов, следовательно 140 разных историй и кому верить?

Верить никому нельзя. Даже себе. Мне можно.

Мюллер из "Семнадцать мгновений весны". :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 21 янв 2013, 19:19

ZHAN писал(а):Каждый человек может попытаться сам объяснить факты или довериться мнению специалиста - историка.

Мы просто вынуждены доверяться. Только порой трудно отличить объективного историка от конъюнктурщика. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 21 янв 2013, 23:31

Бульбаш писал(а): Только порой трудно отличить объективного историка от конъюнктурщика.

Это говорилось о теориях исторического процесса, но подходит и к авторам:
Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 22 янв 2013, 19:26

ZHAN писал(а):Это говорилось о теориях исторического процесса, но подходит и к авторам

То есть нужно выбирать авторов со сходной со своей системой взглядов?
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 22 янв 2013, 21:03

сколько авторов, столько может быть и мнений, особенно если учитывать, что каждый сам себе Творит! свои мир! а значит и свою историю сам будет писать... :D что будем делать то братцы? совсем хреново дела у нас пойдут, если каждый себе творить начнет что хочет... и историю так напишут, что потом концов не найдешь и где потом искать истину? как отличить то от так называемых творений? :%)
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 22 янв 2013, 23:38

Бульбаш писал(а):То есть нужно выбирать авторов со сходной со своей системой взглядов?

По идее да. Но это не значит, что не следует знакомиться с другими взглядами. Вот Вы славянин, но это не значит, что Вы должны отказываться от изучения библеистов или талмудистов. :) Просто надо подходить к их произведениям критично.
Андрей Юрьевич писал(а):сколько авторов, столько может быть и мнений, особенно если учитывать, что каждый сам себе Творит! свои мир! а значит и свою историю сам будет писать... что будем делать то братцы? совсем хреново дела у нас пойдут, если каждый себе творить начнет что хочет... и историю так напишут, что потом концов не найдешь и где потом искать истину? как отличить то от так называемых творений?
А что в этом плохого? Ведь у каждого из нас и так есть своя история, чаще всего неизвестная другим - это наша биография. А если взять историю семьи, то каждый член семьи опишет ее несколько иначе. А историю своего рода многие ли знают? Как же они берутся описывать историю государства или даже всемирную историю? Разногласия неизбежны! :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 22 янв 2013, 23:47

ZHAN писал(а): Разногласия неизбежны! :)


ПАРАДОКС! НО с этим нельзя не согласиться! :D
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 22 янв 2013, 23:56

Андрей Юрьевич писал(а):ПАРАДОКС!

Был у нас профессор - историк, который очень часто употреблял это слово. Оно почему-то очень девушкам не нравилось. И однажды они сделали ему замечание. Мол, злоупотребляете этим словом - паразитом. А он стал обращаться к ним по очереди:
- Вот Вы бы американцу за 1000 долларов отдались?
- Да.
- А Вы немцу за 1000 марок?
- Да.
- А Вы французу за 1000 франков?
- Да.
И тогда он сделал вывод:
- Опять парадокс! Б-ди есть, валюты нет! :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Андрей Юрьевич » 23 янв 2013, 00:21

:D
С угнетенными, против угнетателей - ВСЕГДА!
Аватара пользователя
Андрей Юрьевич
старшина
 
Сообщения: 2298
Зарегистрирован: 18 янв 2013, 20:26
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 24 янв 2013, 20:07

ZHAN
что за флуд? Рассказывай лучше об истории. :evil:
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 24 янв 2013, 23:46

Бульбаш писал(а):что за флуд? Рассказывай лучше об истории.

Так. К слову пришлось.

С началом Нового времени христианская историософия была подвергнута критическому переосмысливанию. Характерное для XVII в. пантеистическое отождествление Бога и природы обернулось мировоззренческим шоком новоевропейского человека, ощутившего себя песчинкой в бесконечной Вселенной, подчинением живой человеческой личности с ее потребностями и целями безличному, объективному Разуму. Долгое время рационализм отрицал возможность научного познания истории, рассматривая последнюю как царство случайности и произвола, насилия и заблуждений, отчуждения и несвободы человека. Отрицание истории в культуре Просвещения (Франция XVIII в.) способствовало появлению идеи революции как прыжка из «истории» в «природу», из царства принуждения и неразумия в царство разума и свободы. Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать «историю», сделать ее предметом научного и философского анализа.

Отправной точкой создания рационалистической (всемирно - исторической) концепции истории является романтический культ «великой личности» (Шиллер, Фихте, Ф. Шлегель, В. Скотт), нашедший позднее философско-теоретическое обоснование и систематическую форму выражения в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса.

Взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе составляет основную проблему рационалистической концепции истории, предлагая два крайних решения, какими были философия истории Гегеля и исторический материализм Маркса. Но и в том, и в другом случае основные положения этой концепции сохраняют свою силу, а различия, несмотря на их глубину, имеют все же частный характер. И Гегель, и Маркс стоят на точке зрения, что история универсальна, в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит три ступени. У Гегеля это - восточный (азиатский), греко-римский (античный) и германский (европейский) мир. У Маркса в Предисловии к «Критике политической экономии» - азиатская, античная, феодальная и капиталистическая формации, а в подготовительных рукописях к «Капиталу» - докапиталистическое, капиталистическое и посткапиталистическое общества. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Их объединяет также и интерпретация исторического познания - в состав его они включают как раздел, связанный с изучением фактической стороны истории, так и теоретико-методологический раздел: философия (Гегель) или социология (Маркс).

Всемирно-историческая интерпретация истории имела научное значение в рамках индустриального общества и позволила выявить предпосылки , тенденции и закономерности его становления в той форме, в какой это имело место в Западной Европе. Присущий этой интерпретации европоцентризм значительно сокращал возможности построения картины всемирной истории, ибо не учитывал особенности существования и развития не только иных цивилизаций (Америка, Азия, Африка), но даже так называемой европейской периферии (Восточная Европа и особенно - Россия). Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории, более отвечающей духу времени и уровню развития науки.

Личман Б.В., Скоробогтский В.В., Постников С.П. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций
Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 25 янв 2013, 19:02

ZHAN писал(а):Только резкий контраст практических результатов Великой французской революции с утопическими проектами будущего позволил реабилитировать «историю», сделать ее предметом научного и философского анализа.

Не было бы счастья да несчастье помогло? :)
ZHAN писал(а): Это обусловило кризис рационализма и необходимость создания альтернативной концепции истории, более отвечающей духу времени и уровню развития науки.

И этих концепций насоздавали множество? :pardon:
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение ZHAN » 26 янв 2013, 01:19

В основу культурно-исторической интерпретации легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. В этом смысле рационалистическая концепция истории оказывалась описанием не всемирной истории, а только одной из локальных цивилизаций - европейской. И даже положение о конце истории, выдвинутое Гегелем и молчаливо признававшееся марксизмом, видевшим в революции скачок в царство свободы, решительный разрыв с прошлым (гибель капитализма - только иное выражение шпенглеровского «заката Европы»), отвечало духу теории локальных цивилизаций. Она несет на себе ощутимую печать органицизма, в данном случае - влияния со стороны дарвиновской теории эволюции видов с ее движущим фактором борьбы за существование и запретом на межвидовое «скрещивание». Локальные цивилизации стремятся к обособленности, контакты между ними рождают конфликты и могут только ускорить гибель одной из них.

Кризис идеи всемирности истории, обусловленный неудачей рационализма в ее обосновании, стал одним из источников этой теории. Другой ее источник - чрезмерное давление теоретической конструкции на область фактических данных, рост которых приводил к дальнейшему противоречию между собственно историческим исследованием и его теоретико-методологическими основаниями («если факт не укладывается в рамки теории, тем хуже, для факта» - Гегель). Специфика исторического факта (его «однократность» и неповторимость, его отнесенность к прошлому и недоступность непосредственному наблюдению и фиксации и т. п. в отличие от фактов естествознания) обусловила появление историко-социологического номинализма, утвердившего принципиальное различие между науками о природе и науками о духе. Причем в констатации этого обстоятельства сходились представители таких диаметрально противоположных течений, как неокантианство (Г. Риккерт) и философия жизни (А. Бергсон). Вообще, оба эти направления в философии, первое из которых утверждало самоценность и автономность культуры перед лицом жизненной стихии, а второе - приоритет жизни перед культурой как миром мертвых, окаменевших форм прошлого исторического опыта, тяготевшего над современностью, сыграли решающую роль в становлении теории локальных цивилизаций. Третий источник- тенденция перерастания европейских государств того времени в империи - многонациональные образования, объединенные общностью языка, территории и того жизненного духа («воли к власти» - Ницше), который питал стремление к росту за счет поглощения слабого, к борьбе за существование и передел мира и проявлялся в откровенно расистских и геополитических концепциях германских, французских, английских, российских («евразийство») историков и философов, в идеализации варварства («нибелунги» в немецкой культуре, «скифы» и «гунны» в поэзии русских символистов и т. д.).

Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия). Научное значение этой теории заключалось в том, что она вскрыла ограниченность рационалистической концепции истории и дала толчок для дальнейшего развития исторической науки, обретения ею теоретической самостоятельности, а также способствовала развитию этнографических исследований народов Америки, Африки, Астралин, Полинезии и др., находящихся на первобытной ступени общественного развития. Эта теория способствовала преодолению европоцентризма, создала предпосьшки для непредвзятого, объективного изучения иных культур. Тем самым была существенно расширена предметная область исторических фактов, на основе чего возникли новые подходы к решению проблемы всемирности истории, в частности, вопроса о месте России в мировой истории.

В связи с кризисом господствовавшей в нашей науке марксистской концепции истории внимание научной общественности привлекает цивилизационная интерпретация. Понятие цивилизации зачастую рассматривается как некая замена базовому для марксизма понятию общественно-исторической формации. С нашей точки зрения, такая замена выглядит чисто формальной процедурой, мало что меняющей в содержании философско - исторических представлений и лишь имитирующей отход от марксизма. Во-первых, само понятие цивилизации возникло и разработалось в рамках рационалистической концепции истории, заключавшей в себе (в том или ином наборе) существенные элементы цивилизационного подхода (теорию гражданского общества, правового государства, учение о роли экономики в общественном процессе). Во-вторых, выше мы уже анализировали опыт теории локальных цивилизаций, в рамках которой понятие цивилизации жестко противопоставлялось понятию формации.

В последние годы большой интерес вызывают работы русского историка Л. Н. Гумилева. Опираясь на установки теории локальной цивилизации (прежде всего на работы Н. Данилевского и историков «евразийского» направления), он рассматривает в качестве базовой структуры исторического процесса этнос - общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности). Под влиянием пассионарного духа этнос выходит из состояния равновесия с окружающей природой и социальной средой, обретает историческую динамику. Он ведет завоевательные войны, создает государство и культуру. По мере затухания пассионарной энергии, растрачиваемой в исторической деятельности, этнос снова растворяется в природной и социальной среде, становится добычей иных, поднимающихся цивилизаций, поглощается ими, часто бесследно исчезает, входя в состав нового этноса (суперэтноса).

Так, в истории России он выделяет две цивилизации. Первая - Древняя Русь, киевско - славянский суперэтнос, существовавший в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии пришлась на XII-XIII вв., когда он распался под ударами татаро-монгольских кочевых племен. Вторая-Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монгольских завоевателей, ушедших из Золотой Орды.

Историческая концепция Л. Н. Гумилева - своеобразная реакция исторической науки на засилие в ней вульгарного экономико-социологического детерминизма, по существу, не только игнорировавшего роль духовной культуры в развитии общества, но и вырвавшего это развитие из природной среды, пренебрегшего, помимо всего прочего, этническим компонентом истории. Л. Н. Гумилев восстанавливает насильственно прерванную связь с традицией русской исторической науки начала XX в.

Определенная слабость его концепции - чрезмерный органицизм, связанный с прямым переносом модели биогеоценоза, выработанной русскими биологами-дарвинистами нашего века (К. Тимирязев, А. Северцев, И. Шмальгаузен), на исторический процесс, в результате чего в тени, на втором плане остается роль духовной культуры в развитии общества. Это приводит к прямому оправданию насилия в истории, к игнорированию нравственного аспекта в деятельности великих личностей (например, Чингиз-хана , тут же напрашивается историческая параллель - И. В. Сталин), к невозможности дать им моральную оценку. Но эти недостатки, скорее всего, выражают не личные взгляды историка, а являются неизбежной платой за перерыв традиций исторической науки в России и будут критически преодолены в ходе ее последующего развития.

Личман Б.В., Скоробогтский В.В., Постников С.П. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций
Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49887
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Что такое история?

Новое сообщение Буль Баш » 26 янв 2013, 18:40

ZHAN писал(а):Это приводит к прямому оправданию насилия в истории, к игнорированию нравственного аспекта в деятельности великих личностей (например, Чингиз-хана , тут же напрашивается историческая параллель - И. В. Сталин), к невозможности дать им моральную оценку.

Нравственность, моральная оценка - это уже не предмет истории. ИМХО.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

След.

Вернуться в Общие вопросы и проблемы исторического знания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1