Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой

Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой

Новое сообщение ZHAN » 26 фев 2014, 23:34

После выдвижения Си Цзиньпином концепции о «возрождении китайской нации» и достижении «китайской мечты» многие эксперты снова стали обсуждать проблему «китайской цивилизации» в контексте внешней политики Китая.
До какой степени традиционная китайская цивилизация может быть встроена в современные геополитические планы руководства КНР? Идет ли речь исключительно о возрождении китайского культурного проекта, не имеющего к политике и идеологии никакого отношения?

Нереализованный потенциал пяти тысяч лет. Когда возрождение?
Вопрос далеко не праздный. Если проследить выступления китайского председателя Си Цзиньпина, он неоднократно (в отличие от своих предшественников) упоминал о необходимости «возрождения китайской нации», которая насчитывает 5 тысяч лет истории. Что историческое унижение Китая начинается с Нового времени — эпохи «Опиумных войн» середины XIX в. и неравноправных договоров.
За всем эти просматривается даже не раздражение или обида на «коварный Запад», а, скорее, желание показать огромный (по времени и глубине) неиспользованный цивилизационный потенциал, который будет рано или поздно реализован. Причем, по китайским меркам, — очень «рано». Официально названы ориентиры «возрождения» — «цели двух столетий»: столетие образование КПК — 2021 г. и столетие образования КНР — 2049 г. Получается, что на временной промежуток с 2021 — 2049 гг. приходится некая реализация большого «цивилизационного проекта» КНР.

Два «культурных айсберга».
Никто в мире не возражает против «китайского наступления» в сфере культуры и образования. На наших глазах формируется гигантский «культурный айсберг». Он состоит из пока не очень понятной западному потребителю «подводной» части — традиционной философии и культуры древних династий. Надводная часть более заметна. Это активно продаваемая и рекламируемая группа «китайских брендов» — от образов Великой Стены, до монахов Шаолинь и застывших во времени терракотовых воинов грозного Цинь Шихуанди.
Коммерциализация и вестернизация «надводной части» — это закономерное явление, инициируемое китайским руководством. Впрочем, не исключаю, что дело дойдет и до международной пропаганды настоящих раритетов, скажем, трактатов Сунь Цзы и других великих мудрецов и учителей.
При этом есть и американский «айсберг» с известными западными стандартами и ценностями, который дрейфует навстречу китайскому. Китайский лидер Си Цзиньпин, возможно, чтобы ускорить сближение, подбросил идею достижения «китайской мечты», явно направленную против мечты американской. Прав был великий политолог Сэмюэл Хантингтон, непрестанно говоривший о «столкновении» США и Китая на цивилизационной основе.
Другими словами, в культурологическом смысле имеется два проекта — китайский, очень древний, неторопливый и многослойный и американский — юный (по сравнению с Китаем), напористый, даже нахальный. И кто из них при более тесном контакте останется на плаву, а кто сгинет — большой вопрос. Но что-то мне подсказывает, что сегодня достаточно сильные американские ценности в конечном итоге проиграют бой вечности.

Мировой социализм. Возможна ли китайская версия?
Однако за культурологическим дискурсом безусловно скрывается и политическая подоплека. Среди ведущих специалистов по Китаю есть несколько мнений относительно идеологической направленности современной китайской цивилизации.
Речь идет о «китайском социализме», встроенном за 64 года в китайскую цивилизацию, государство и общество. Если брать временные критерии существования социализма, то для Китая — это миг. Если же смотреть с позиций сегодняшнего дня — это великая «новация», открывшая путь к модернизации Китая.
Речь не идет об успехах или трудностях тридцатилетних реформ, а, скорее, о закономерностях формационного процесса. Как в свое время много спорили об «азиатском способе производства», объясняя с марксистских позиций, почему Китай отстал от Запада, так и сегодня спорят об органичности или искусственности социалистической идеи и практики для этого гиганта. Способна ли современная китайская цивилизация «переварить» социалистический опыт, органично приспособив его как неотъемлемую часть себя? Вот вопрос, на который следует искать ответы в практике реформ.
Ведущий российский китаист, академик Михаил Титаренко считает, что «Китай объективно выступает продолжателем и носителем новой модели социалистической цивилизации». В более ранних выступлениях по поводу «мягкой силы» он отмечал, что «традиционная культура становится частью комплексной мощи Китая, обеспечивающей… защиту от внешней пропаганды и внешнего проникновения».
Известный публицист Александр Проханов, комментируя недавнее интервью Си Цзиньпина в Сочи, заметил, что «все предполагаемые деяния и новации будут заключены в формулу китайского социализма. Слово „социализм“ произнесено им (Си) как ключевое и определяющее. Китай — мировая социалистическая держава…и такой человек, — заключает А.Проханов, — осуществит следующий грандиозный рывок социалистического Китая в мировую цивилизацию». Да, сказано сильно. Ни прибавить, ни убавить.

Социалистический «вывих» китайской цивилизации?
С другой стороны, известный российский специалист по Китаю Владимир Малявин считает, что «национализм и коммунизм остались эпизодом китайской истории, каким-то ее «вывихом». «Что же касается наличия или отсутствия в современном Китае элементов социализма, — отмечает он, — равно как и их отношения к китайской традиции, то этот вопрос относится к области не научной дискуссии, а публицистики, пропаганды, политической стратегии».
Более того, В.Малявин отмечает некие тонкие и не всегда понятные широкому читателю характеристики китайской цивилизации («китайского мира»). Он, в частности, отмечает «ориентацию ее на сообщительность….в виде генеалогических и сетевых структур, по определению рассеивающихся, фантомно-ускользающих, имеющих скорее призрачное, виртуальное существование. Например, „чайнатауны“ — это подлинные форпосты глобального Китая, или закрытые тайные общества. В этом качестве китайский мир, — как отмечает В.Малявин,- составит как бы темную, скрытую параллель формальной и публичной глобальности американского типа».
Позиции понятны и несопоставимы. При этом, заметим, что по сути представлены разные методологические подходы определения сути китайской цивилизации — от «левого» (идеологического) до иррационально-культурологического. К слову, в свое время известный востоковед Леонид Васильев написал многотомную историю Востока и историю религий Востока, основываясь исключительно на цивилизационной методологии. Тогда это было модно, интересно и «прогрессивно». Но сегодня другие времена. Сегодня у всех на уме китайское возвышение, которое имеет вполне материальное измерение — в виде возросшей экономической и военной мощи Китая.

Геополитика. Возможна ли китайская «морская цивилизация»?
Написаны сотни глупых и умных книг, проведены тысячи интервью на эту тему. Но мы и сейчас толком не представляем, в чем, собственно, заключаются тайные геополитические стратагемы Чжуннаньхая.
Формально речь не идет о какой-то «готовящейся экспансии» КНР против кого-либо. Проблема носит системный характер. Способна ли китайская (мирная, сухопутная) цивилизация, которая никогда не создавала мировых империй и не вела в качестве агрессора мировых войн, быстро и качественно переродиться в нечто иное, — более жесткую и агрессивную цивилизацию.
Известный российский синолог Юрий Галенович дает свою интерпретацию. Он считает, что на примере Китая мы видит начало превращения мирной континентальной цивилизации в «морскую цивилизацию», которая стремиться в будущем доминировать в Мировом Океане. Более того, китайская (желтая) цивилизация уже сегодня направлена против «классической» средиземноморской (голубой) цивилизации, доказывая свое превосходство. В общем, здесь, видимо, имеет место алармистский подход относительно принципа «мира и дружбы» с Китаем.
Резюмируя, заметим, что приведенные разноречивые оценки и прогнозы отражают сложную и многовариантную картину китайской цивилизации. При этом, вряд ли КНР сможет радикально изменить свою континентальную суть. Наращивать мощь ВМС, усиливаться как морская держава — это одно. Это в общем нормальное явление. Но менять геополитическое предназначение, это уже другое. Пожалуй, самое сложное измерение китайской цивилизации — ее геополитическая направленность в мире, более известная в СМИ как «китайская угроза». Здесь Китай, не спешащий раскрывать всех своих карт, таит еще немало загадок.

Сергей Лузянин
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49532
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Система здравоохранения в Китае

Новое сообщение ZHAN » 24 сен 2016, 09:56

В рейтинге эффективности систем здравоохранения (Bloomberg) Китай на 20-м месте.
Изображение

76,1 года — ожидаемая продолжительность жизни в Китае. Для сравнения: в России — 70,5 года.

530 млн посещений больниц ТКМ (традиционной китайской медицины) зарегистрировано в Китае в 2014 году — это почти 18 % от общего числа посещений всех больниц страны.

110 млрд долларов, или 1,1 % ВВП Китая, принесла индустрия ТКМ в 2014 году.

7,2 % своего дохода в среднем китайцы тратят на здравоохранение и медицинские услуги — почти столько же, сколько они тратят на одежду (7,6 %).

409 595 аптек насчитывается в Китае — это примерно 1 аптека на 3339 человек (в России, по данным на 2015 год, — 36 897, то есть 1 аптека на 3970 человек).

До 10 млрд долларов в год — мировой оборот нелегальной торговли редкими животными, их тканями и органами, в том числе слоновой костью, рогами носорогов и панцирями черепах.

234 доллара составили государственные расходы на здравоохранение на душу населения в Китае в 2014 году. Для сравнения: в России — 466, в Норвегии — 8141, в США — 4541, на Украине — 103, в Индии — 23.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.

Большинство людей не любит лечиться. Зачем ходить по врачам без крайней необходимости? Такая логика совершенно неприемлема для жителей Китая. Здоровье их конек. Они привыкли лечить то, что еще не болит. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49532
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой

Новое сообщение Буль Баш » 24 сен 2016, 18:22

ZHAN писал(а):530 млн посещений больниц ТКМ (традиционной китайской медицины) зарегистрировано в Китае в 2014 году — это почти 18 % от общего числа посещений всех больниц страны.
В 2015 году впервые в истории Нобелевской премии был награжден специалист в области ТКМ. Лауреатом премии по физиологии и медицине стала 85-летняя китаянка Ту Юю.

Обычный фармацевт, она много лет посвятила созданию лекарства от тропической малярии, работая в рамках секретного проекта по поручению Мао Цзэдуна.

Препарат должен был помочь солдатам Хо Ши Мина во время Вьетнамской войны. Вместе с коллегами Ту Юю изучила 2000 снадобий и народных средств, описанных в древних трактатах, и в 1971 году на основе одного из рецептов разработала действенное антималярийное средство.

Препарат был назван артемизинином (от лат. Artemisia — «полынь»). Лекарство рекомендуется сегодня ВОЗ. Фактически это первый случай, когда мировая научная общественность признала ТКМ.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13849
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Китайская цивилизация — между культурой и геополитикой

Новое сообщение ZHAN » 16 мар 2017, 15:51

В Китае запретили "Свинку Пеппу" и "Винни Пуха"

Государственное управление по делам печати и издательств, кинематографии, радиовещания и телевидения КНР потребовало ограничить в стране издательство иностранной детской литературы. Китайские издатели получили приказ о сокращении иностранных иллюстрированных книг, фильмов и мультфильмов. Для китайских авторов и художников будут введены квоты. Таким образом чиновники намерены продвинуть отечественную культуру, богатую собственными персонажами.
Изображение

Среди детских произведений под запрет попали десятки книг и мультфильмов. Среди них оказались такие популярные во всём мире персонажи, как Винни Пух и Свинка Пеппа, а также произведение «Чарли и шоколадная фабрика». Аналитики из газеты Китайской народно-освободительной армии активно критикуют мультфильм «Зверополис» за разлагающее воздействие на детей.

Одновременно интернет-гигант Taobao был вынужден запретить продажи всей иностранной литературы на своей платформе. Ранее ограничению подвергли и вузы страны, которым по возможности рекомендовали исключить иностранные учебные пособия.

Родители против запрета

Но родители не хотят поддерживать политику запрета в стране иностранных произведений. Критику мультфильма «Зверополис» пользователи соцсетей назвали возвращением ко временам «культурной революции», которую нынешние власти осуждают.

Раскритикованный мультфильм «Зверополис» обеспечил в стране рекордную сумму сборов в противовес идеологически выдержанному фильму «Великая стена» Чжана Имоу. Несмотря на широкую рекламу и участие голливудских звёзд, фильм практически провалился в местном прокате.

Винни Пух и свинка Пеппа стали любимыми героями китайских детей. Американские и британские издания занимают все детские книжки с картинками. Местные авторы популярностью в стране не пользуются. По словам жительницы Гонконга, в книжках китайских авторов «слишком много слов и нравоучений». Однако в условиях строгой цензуры авторам очень трудно написать «живое» художественное произведение. Именно этим можно объяснить огромную популярность американского мультфильма «Кунг-фу панда» на основе китайской культуры, что вызвало недоумение у китайских властей.

Рынок детских книг в Китае огромен: более 220 миллионов читателей до 14 лет, более 40 тысяч изданий, выходящих в год. Книг местных авторов становится всё меньше, поскольку издательствам выгоднее приобретать уже известные произведения.

Последнее время всё более популярными стали фильмы и мультфильмы совместного с Китаем производства. С одной стороны, это позволяет иностранным фильмам обходить квоту на зарубежные фильмы и жёсткую цензуру. С другой стороны, произведения всё более приобретают китайский оттенок и несут печать китайской идеологии.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49532
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Китайская цивилизация. Главное преимущество

Новое сообщение ZHAN » 05 май 2017, 10:55

В чём причина такого стремительного взлёта Китая в последние тридцать лет? Одна из них — это децентрализация страны, которая когда-то была слабостью Китая, а сегодня она — сила. Профессор кафедры экономики University of Warwick Марк Харрисон рассказывает об этой децентрализации Китая на лекции «Спотыкающийся медведь, парящий дракон: мог ли Советский Союз пойти по китайскому пути?», стенограмма которой была напечатана в журнале «Вестник Европы», №38-39, 2014. Мы публикуем выдержки из этой лекции.
Изображение

То, как экономисты характеризуют китайскую систему, можно суммировать в выражении, которое проще сказать на русском, чем на английском: регионально-децентрализованный авторитаризм (regionally decentralized authoritarism, RDA). Это можно объяснить так: Китай — это одна страна, у которой 31 экономика. Все эти экономики — это провинции Китая, которые больше интегрированы с глобальной экономикой, чем со своими соседями. Идея РДА в том, что при помощи системы отбора кадров китайские власти устроили соревнование между провинциями. Это соревнование и стало той силой, которая подняла бóльшую часть Китая из нищеты. Эта идея исходит из того, как экономисты понимают, как следует управлять предприятиями.

Соревнования между «филиалами»

Традиционная модель крупного промышленного предприятия называется унитарной формой организации (unitary form). Её можно свести к трём функциям: закупки — производство — продажи. Предприятие имеет подразделение, которое поставляет продукт; подразделение, которое обрабатывает его, и подразделение, которое продаёт полученный новый продукт. Эти три функции дополняют друг друга, и предприятие не сможет работать, если исключить хоть одну из них. Менеджер по закупкам не соревнуется с менеджером по продажам, невозможно оценить, кто работает лучше, и следует вознаграждать всех по их способностям, ибо все делают одно общее дело.
Изображение

Но в ХХ веке появились новые принципы организации производства. Идея многофилиальной компании (multi-divisional form) в том, чтобы создать конкурирующие друг с другом бренды в рамках одной компании. В качестве примера приведу Proctor&Gamble и три их бренда — «Тайд», «Жиллет» и «Дюрасел». Эти подразделения Proctor&Gamble не комплементарны, они соревнуются друг с другом. Их преимущество в том, что можно увидеть, какое подразделение работает эффективнее, и наградить его менеджеров.

Экономисты как раз и говорят о том, что китайская модель РДА делает экономику страны похожей на экономику многофилиального предприятия. Вместо подразделений — провинции. Возьмём для примера три: Женьшень, Шанхай и Шаньдун. Они соревнуются друг с другом, и элиты регионов несут ответственность за успехи и неудачи своей провинции. Центр может оценить эффективность каждого регионального руководителя и вознаградить его соответственно. Структура китайского государства: 22 провинции, 5 автономных регионов, 4 муниципалитета в статусе провинций. Но важно обратить внимание на количество населения одной китайской провинции — это в среднем 45,7 млн. человек, то есть масштаб отдельной крупной страны.

Децентрализация касается только экономики: центр жёстко контролирует кадры, и именно политическая централизация делает возможной экономическую децентрализацию. Руководители в провинциях не обладают полной свободой действий: центр либо поощряет, либо запрещает инициативы на местах. Далее: меритократия в Китае не является чистой. Не только показатели экономического роста, но и знакомства и связи руководителей являются показателем успеха региона. И в партийной карьере они имеют гораздо более важное значение.

Связи и развитие комплементарны: если региональный лидер показывает хорошие результаты, но не имеет связей, то он высоко не продвинется; если он имеет связи, но не показывает результаты, ему также будет сложно; но если он имеет хорошие показатели и хорошие связи, то он поднимется.

РДА не всегда производителен, он может быть и разрушительным. Это зависит от целей, которые центр определяет для провинций. Во время Большого скачка и Культурной революции целями были мобилизация и репрессии; РДА был «эффективен», но в очень плохом смысле: последствия оказались трагическими, погибли миллионы людей. По-настоящему производительным РДА стал тогда, когда Дэн Сяопин поставил провинциям цель обеспечить экономический рост.
Изображение

«Советское звено» вместо РДА

Теперь перейдём к Советскому Союзу. Многие говорят, что СССР — это пример того, как не надо проводить реформы. Но это не совсем так. Просто Горбачёв отдал предпочтение политическим, а отнюдь не экономическим реформам. Не случайно Дэн Жифань, сын Дэн Сяопина, сказал: «Мой отец считает, что Горбачёв идиот». Дэн Сяопин отложил политическую реформу и поставил во главу угла экономику, тем самым он спас Китай. Еще в 1978 году Дэн провёл в жизнь политику «четырёх модернизаций» (в сельском хозяйстве, промышленности, науке и обороне). Когда наступил 1989 год, Дэн Сяопин сказал «нет» пятой модернизации — демократии, и в результате коммунистическая партия сохранила полноту власти и контроль над государством в целом. В этом и есть главное различие между китайским и советским вариантами.

Однако часто из виду упускают два важных момента. Во-первых, институты современного Китая очень сильно напоминают институты послесталинского СССР: «знакомства и связи» определяют возможность доступа к ресурсам, центр стоит выше закона, регионы удовлетворяют запросы центра, отправляя им только простейшие показатели экономического роста. Благополучие граждан в этой системе является просто случайным сопутствующим фактом, а не результатом целенаправленной политики. Во-вторых, часто забывают, что Горбачёв тоже пытался провести все те реформы, которые были сделаны в Китае. Причём делал он это в тот момент, когда в СССР и Восточной Европе воспринимали китайские реформы как пример для подражания. Иначе говоря, история советских реформ конца 1980-х гораздо больше похожа на китайский путь, чем принято считать.

Обе страны прошли через коллективизацию, первую пятилетку, которая уничтожила частную собственность, через голод, спровоцированный продовольственной политикой государства. А затем в СССР было несколько попыток внедрить нечто очень похожее на китайскую систему семейной ответственности в сельском хозяйстве. В Советском Союзе это называлось «звено», и таких попыток было три. Был и период, когда Советский Союз пробовал вариант РДА — с 1957 по 1965 год, гораздо раньше, чем Китай. Похожие попытки были и в последние годы истории СССР. Почему же то, что сработало в Китае, так и не сработало в Советском Союзе?

Почему не сработали совнархозы при Хрущёве

Конечно, не может быть одного простого ответа на этот вопрос. Нельзя игнорировать большие различия в исходных условиях для Китая и СССР. Первое — это масштаб экономики, второе — изначальный уровень развития. Я буду говорить о том, как центр формулирует задания и цели для регионов, как центр оценивает эффективность регионов, самодостаточность регионов, и о том, имел ли РДА исторические корни в СССР и Китае.
Изображение

Сравним показатели Китая, взятые за 1978 год (момент начала модернизации), а для СССР — за 1985 год (начало правления Горбачёва). В Китае народу было в три раза больше, но СССР был гораздо богаче Китая. Также видно, что Китай в тот момент всё ещё оставался аграрной страной, тогда как в СССР сельское население было уже не так велико. В экономике Китая государственные предприятия имели не столь большое значение, как в СССР. В Китае же на той стадии больше различных форм владения имуществом.

Теперь я поговорю о конструкции (design) политики государств. До 1957 и после 1965 года советская экономика управлялась как предприятие с унитарной формой организации. Существовало множество отраслевых министерств, но они дополняли друг друга, а не конкурировали, и невозможно было оценить, работает ли министр чёрной металлургии лучше, чем министр торговли или лёгкой промышленности.

В работе Андрея Маркевича и Екатерины Журавской был сделан анализ хрущёвского периода, в который система единых промышленных производств была свёрнута, а полномочия были переданы 105 региональным совнархозам. Это фактически означало, что были введены РДА и оценка сравнительной эффективности разных регионов. Изменились ли показатели экономики? Некоторые регионы развивались, другие переживали стагнацию, в целом же экономический рост не ускорился.

В 1964 году Хрущёв был смещён, а через год были упразднены совнархозы. Что же пошло не так, почему эта система не заработала? Соревнующиеся регионы должны были стать самодостаточными, они не должны были зависеть друг от друга. 105 совнархозов — это 105 маленьких регионов с населением около 2 млн. человек, а в Китае уже в 1964 году население провинции в среднем составляло 20 млн. Английский экономист Ноув приводит множество историй о том, как советские руководители в регионах улучшали свою сравнительную оценку за счёт соседних регионов, что вредило развитию каждого региона в отдельности. Эконометрический анализ Маркевича и Журавской показывает, что более независимые, многоотраслевые, самодостаточные регионы процветали за счёт узкоспециализированных соседей, совнархозов было слишком много, они были слишком мелкими, и всё это делало советский вариант РДА игрой, которая не стоила свеч.

Почему же всё было так плохо разработано и реализовано? Не было необходимости делить страну на 105 регионов, и уже в 1962 году совнархозы были укрупнены, их стало 47 — шаг в верном направлении. Однако в среднем население в 4-5 млн. на регион по-прежнему было недостаточным, и это только отсрочило неудачный конец реформы. Проблема заключалась в том, что у властей отсутствовала заинтересованность властей в проведении последовательных реформ. Я думаю, что причина этой нехватки желания и заинтересованности в том, как вообще советские лидеры понимали реформы. Они думали так: наша экономика почти совершенна, нужно только сделать ещё один шаг — и она станет идеальной. Эта идея была глубоко укоренена в политическом дискурсе. Исторически сложившиеся традиции также поддерживали эту убеждённость советского руководства.

В XIX веке Российская империя практически не имела работающих государственных институтов. Роль губернаторов сводилась к тому, чтобы просто поддерживать и соблюдать установленный порядок. Советский режим несколько модернизировал эту систему: например, при Сталине регионы получали новые задачи от центра — региональные наряды на зерно или на аресты и депортации. Но такие задачи выполнить гораздо проще, чем организовать региональный экономический рост. И секретари обкомов даже не пытались ставить себе задачи по развитию экономики той или иной области.

Восточная Европа так и не стала «филиалом» СССР

Можно задаться вопросом: почему в Восточной Европе РДА также не дал результатов? Ведь если отдельная область в Советском Союзе была слишком мала, то страна Восточной Европы по размеру как раз была похожа на китайскую провинцию. При коммунистах каждая социалистическая европейская страна могла экспериментировать с экономическими моделями. Но мы не видим соревнования между восточноевропейскими странами. Не было и конкуренции кадров между разными странами, Москва не могла сказать: «У чешского лидера всё неплохо получается, давайте возьмём его в наше Политбюро». Для Москвы главной целью было не развитие и экономический успех союзников, а стабильность в регионе и военная взаимопомощь. Наконец, границы были закрыты, рабочая сила не могла перетекать из региона в регион, как это было в Китае, из одной страны в другую. Поэтому РДА не сработал не только в СССР, но и в соцстранах Восточной Европы.

Китай: Есть у реформ начало, нет у реформ конца

Вернёмся к Китаю. Мы видим здесь традицию, сформировавшую предпосылки для создания РДА задолго до прихода коммунистов к власти. Еще в эпоху Цинь Китай управлялся меритократией при наличии централизованной политической власти и децентрализованной экономики; управление осуществляли обученные и мотивированные кадры, а не закон. И на протяжении столетий границы китайских провинций не менялись. Кроме того, у Китая было большее желание проводить реформы. В ХХ веке произошли два кризиса легитимности, два момента, когда власти могли сказать: хватит, больше никаких реформ. Первый момент — после смерти Мао Цзэдуна, когда Китай был одной из беднейших стран мира, изолированной от других государства. Но реакцией были «четыре модернизации» Дэн Сяопина, развитие частного предпринимательства и деколлективизация сельского хозяйства. Это явно давало понять, что постоянные реформы продолжатся. А несколько лет спустя, в ответ на падение «берлинской стены», Дэн Сяопин в 1992 году совершает свою «Южную поездку», давая понять, что масштабные реформы будут продолжаться, и ответом на это становится бурное развитие частного сектора в Китае.

РДА не удастся повторить нигде

Итак, теперь мы поняли, как реально работает китайская модель. Остаётся ответить на два вопроса: можно ли скопировать эту модель и нужно ли это делать? Единственной страной в мире, которая по своим размерам может соперничать с Китаем, является Индия. Но в Индии существует многопартийная демократия, политическая власть не является централизованной, а также нет традиций и убеждений, на основе которых можно было бы строить РДА. Следующие по величине населения страны — это Индонезия и Бразилия. Численность их населения соответствует численности населения СССР в 1960-е, но обе страны также имеют развивающиеся демократические режимы. Для развивающихся стран, в том числе для небольших стран Азии и Африки, единственным результатом копирования китайской модели будет развитие авторитарного политического режима.

Следует ли вообще копировать такую модель? РДА является не единственным способом достижения быстрого экономического роста. Азия в ХХ веке продемонстрировала множество разных возможных путей. В азиатских странах с конфуцианскими традициями, как и в Китае, множество небольших экономик после Второй мировой войны политической стабильности в этих странах способствовали авторитарные режимы; затем последовал быстрый экономический рост, часто стимулируемый государством (можно вспомнить Южную Корею или Тайвань, где большую роль сыграл частный сектор); в итоге эти страны пришли к демократии мирным путём. Если мы говорим о Европе, то здесь распад СССР имел самые разные последствия. Некоторые страны обеднели, другие получили возможность встать на путь рыночных реформ и демократии, и теперь в них уровень свобод выше, чем в Китае, а уровень жизни выше, чем в России.

Итак, был ли китайский путь открыт для Советского Союза? Благоприятных факторов было два: большое население и стремление к развитию. Но не было всего остального, что было в Китае: быстрого эффекта от первых реформ, исторической традиции поддержки РДА, понимания, что РДА для стимулирования экономики нужно длительно использовать, а также не было сильной политической воли для проведения последовательных реформ. К 1989 году командная система экономики в СССР исчерпала свой ресурс, власти испробовали всё, но ничто не помогло. Это был тупик, но мало кто это понимал.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49532
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Обнаружен древний храм

Новое сообщение ZHAN » 23 июн 2017, 20:44

Легендарный храм был обнаружен совершенно случайно рабочими, которые чистили канализацию. Они наткнулись на древнюю кладку, о чем сразу же уведомили археологов. В результате раскопок ученые нашли около 1000 табличек с надписями и около 500 буддийских статуй.
Изображение

Археологи ничуть не сомневаются, что это и есть тот самый храм Даров Неба, о котором неоднократно говориться в старинных преданиях. Строение было возведено еще в III веке н.э. и просуществовало до XI-XII века. По легендам мольбы в храме Даров Неба всегда получали отклик высших сил.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49532
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Китай

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1