Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

"Неизвестные" русские богатыри

Легенды, которые мы читали или слышали. Не путать с фантазиями!
Правила форума
Различные исторические легенды. Желательно с указанием источника.

"Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение ZHAN » 08 фев 2017, 15:10

Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать о «неизвестных» русских богатырях.
Изображение

Святогор

Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.

Микула Селянинович

Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Дунай Иванович

Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.

Михайло Потык

Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.

Хотен Блудович

Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.

Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Прошу рассказывать о других богатырях и былинных героях, кто что знает. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
капитан
 
Сообщения: 47345
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение Владимир Флаков » 09 фев 2017, 22:27

Богатырей на Руси видимо невидимо. Каждого Героя Советского Союза можно считать богатырём. Были они и в 1812 году. Были во вторую мировую войну, а также и в гражданскую. Они не попали в летописи только потому, что древние сказания ушли в прошлое.
Аватара пользователя
Владимир Флаков
ефрейтор
 
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 19 мар 2013, 22:58
Откуда: Живу в Узбекистане. Раньше жил в России.
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение Владимир Флаков » 10 фев 2017, 02:19

Владимир Флаков писал(а): Каждого Героя Советского Союза можно считать богатырём.

А разве Герои Социалистического труда не были богатырями? Достаточно вспомнить Королёва, Туполева и менее известного создателя танка Т34 Кошкина.
Аватара пользователя
Владимир Флаков
ефрейтор
 
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 19 мар 2013, 22:58
Откуда: Живу в Узбекистане. Раньше жил в России.
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение besedinviktor » 10 фев 2017, 16:30

Ну ежели литвина Сухмана Одихмантьевича считать.то тогда вот ещё далеко неполный список..

Соловей будимирович
богатырь Михайло Данилович
богатырь Данило Иванович
Чурило Пленкович
Ставр годинович
Тугарин змеевич
Евпатий коловрат
Полкан, Молофер или Малафий Колыван Иванович, Иван Колыванович, Самсон Иванович Самсон Самойлович

Кроме атамана Самсона Самойловича на заставе стояли одиннадцать сильномогучих богатырей: старый казак Илья Муромец, Добрыня Никитич (богатырь вежливый да учёный), Алёша Попович (богатырь хитрый да вспыльчивый), Михайло Потык сын Иванович, Хотен Блудович, Иван Годинович, молодой Михайло Данилович да Василий Игнатьевич.
Кроме того, стояли на заставе богатыри заезжие, чьи подвиги неоднократно воспеты в русских былинах: галичский богатырь Дюк Степанович, черниговский богатырь Ставр Годинович, залесский богатырь Михайло Петрович Казарин.
Да были ещё с ними богатырши, поляницы удалые, дочери Микулы Селяниновича: добрынина жена Настасья Микулична, да ставрова жена Василиса Микулична.

Илья Муромец называл Самсона Самойловича крестным батюшкой, а тот его – любимым крестником. В былинах многие богатыри братались, обменивались крестами – так и становились крестными братьями да батюшками.
Аватара пользователя
besedinviktor
сержант
 
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 04 апр 2015, 13:36
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение ZHAN » 10 фев 2017, 18:17

besedinviktor, спасибо! :good: А об индивидуальных подвигах перечисленных богатырей можете рассказать? :unknown:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
капитан
 
Сообщения: 47345
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение Буль Баш » 11 фев 2017, 21:26

Владимир Флаков писал(а):Богатырей на Руси видимо невидимо. Каждого Героя Советского Союза можно считать богатырём. Были они и в 1812 году. Были во вторую мировую войну, а также и в гражданскую. Они не попали в летописи только потому, что древние сказания ушли в прошлое.
Можно. Но не русским. Советским! :Yahoo!:
Владимир Флаков писал(а):А разве Герои Социалистического труда не были богатырями? Достаточно вспомнить Королёва, Туполева и менее известного создателя танка Т34 Кошкина.
Это скорее гении. И опять же советские. :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13341
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение besedinviktor » 11 фев 2017, 22:27

Самсон Самойлович. Богатырь библейский. В действии не участвует, является номинальным атаманом Заставы богатырской.

Колыван - имя богатыря, упоминаемых в русских былинах.богатырь с именем/прозвищем Колыван, Колыванович получил его по месту своего рождения – в граде Колывани. В разных версиях встречаются Колыван Колыванович, Колыван Иванович. Отчество "Колыванович"приписывается иногда богатырям Святогору и СамсонуПо сюжету былин Колыван часто выступает совместно с Ильёй Муромцем и Самсоном- богатырём. В частности, встречается вариант былины с известным сюжетом о похвальбе перевернуть землю и подъёме сумы перемётной, где героями выступают эти три богатыря- предполагается, что они отличаются такой же непомерной силой. За похвальбу они наказаны так же, как Святогор: они все трое не могли поднять сумки переметной — земной тяги — и погрязли в землю. В былине, записанной в Алтайском округе ("Песни Киреевского", I, стр. 7 — 10), К. с отчеством Иванович представлен стоящим на заставе богатырской вместе с Ильей Муромцем, Самсоном Васильевичем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем.

Молофер или Малафий-Встречается в песнях про Анику Воина еще один богатырь Малафей, иначе называемый Молофер, имеющий свое происхождение от библейского персонажа Олоферн.

Полкан вступает с Бовой в бой, в котором Бове помогает его конь. В русской сказке Полкан бьет Бову, подобно русским богатырям, целым дубом...

Евпатий Коловрат — герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским — "Временник московской общей истории и древностей" и Срезневским — "Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках" в 1867 году. В "Русском Временнике" и в "Сказаниях русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю".

Данило Михайлович- богатырь на службе князя Владимира

— А что же ты, Данилушка Игнатьевич,
А не пьешь, да ты не ешь, да ты не кушаешь,
И ничем же ты, Данило, ведь не хвастаешь?
Тогда стал тут Данило на резвы́ ноги,
Тогда кланялся Владимиру до сырой земли:
— Еще чем мне-ка, Владимир-князь, ведь хвастати?
Ни двора-то у меня широ́кого не было,
Золотой у меня казны ведь не случилося,
А и сила-та была ведь во мне ровная.
Ведь служил я у тебя да пятьдесят годов,
Да убил я тебе ведь пятьдесят царёв,
А мелкой силы убил — да той и смету нет.
Теперь отроду мне стало девяносто лет1:
Ты спусти-тко, спусти, Владимир, в монастырь прече́стные
Да во те ли спусти во кельи низкие,
Да спасти мне-ка, спасти да душу грешную!

Михайло Данилович.сын Данилы Игнатьевича-он же Михайлик-— малолетний богатырь, унесшего киевские золотые ворота, разгневавшись на киевлян за их вероломство. М. Данилович — сын богатыря-монаха Данилы Игнатьевича. Когда последний уходит на покой в монастырь, то оставляет кн. Владимиру своего сына М. 12 лет. К Киеву подходят татары с Царищем-Уланищем. М., приняв благословение от отца, выходит против них, несмотря на слова кн. Владимира, предупреждающего его об опасности, разбивает татар и убивает их царя; возвращаясь с боя, встречает отца, который чуть не убивает его, но вовремя узнает.

Ставр Годинович-богатырь на службе князя Владимира,был посажен князем в погреб.Предполагается, что вскоре после 1118 года в Новгороде сложилась песня про Ставра, сидящего в погребах глубоких. К этой песне впоследствии мог присоединиться «бродячий» фольклорный сюжет о верной жене, выручившей из большой беды своего мужа. Таким образом, в целом былина о Ставре Годиновиче представляет собой вариант общераспространённого в европейской народной литературе сюжета о девушке-воине, которая освобождает брата или мужа, подвергается испытаниям и т. д.

Чурило Пленкович-служил Киевскому князю.Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем. Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила - олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю.


Соловей Будимирович-в основе былины заключено знаменитое сватовство норвежского викинга, будущего короля Гаральда III к дочери Ярослава Мудрого Елизавете.86 [86 Лященко А. И. Былины о Соловье Будимировиче и сага о Гаральде // Сб. в честь проф. Малеина А. И. Т. II. Пг., 1922]. Пятнадцатилетним юношей Гаральд участвовал в битве при Стикластадире 1030 г., где был убит его брат Олаф Святой. Вместе с Эйлифом, сыном Рогнволода, управлявшего Ладогой, Гаральд поступил на службу к Ярославу Мудрому, возглавив отряд по охране границ. Прославившись, он посватался к Елизавете, но получил отказ Ярослава с ведома дочери. Гаральд, прозванный на родине Суровым, уехал с дружиной в Византию, на службе у византийского императора воевал в Италии, возвратился со славой и почетом на Русь и посватался вторично.

Тугарин Змеевич-половецкий хан Тугоркан. Именно его войска совместно с византийцами полностью истребили печенегов в 1091 году. Записным злодеем в русских былинах и сказках Тугоркан стал потому, что очень досаждал русичам своими жестокими набегами. Но наконец Тугоркана постигла заслуженная кара: в 1096 году его войско было разбито дружинами Владимира Мономаха, а сам хан убит.Тугоркан был из рода Шаруканидов, а имя Шарукан с половецкого переводится как «змей». Так исторический хан Тугоркан Шаруканид впоследствии превратился в фольклорного Тугарина Змеевича.
Аватара пользователя
besedinviktor
сержант
 
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 04 апр 2015, 13:36
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение ZHAN » 12 фев 2017, 00:27

besedinviktor, блестяще! :Yahoo!:
Думается, вот это надо бы в школах преподавать - о богатырях. Было бы настоящее патриотическое воспитание.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
капитан
 
Сообщения: 47345
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение besedinviktor » 13 фев 2017, 14:28

ZHAN писал(а):Думается, вот это надо бы в школах преподавать - о богатырях.


Так в русских школах и преподают...Евпатий Коловрат.добрыня,Алёша Попович.Илья Муромец,Садко-ну не совсем богатырь.но былинный..
По богатырям вон даже мультик выпустили..

А вот некоторые беларусские сябры начинают почему то страдать от недостатка богатырей...
вот в качестве забавного прецедента-

Былинная Беларусь

Белорусский богатырь Илья Муромец
Николай Чубрик
В белорусском следе Ильи Муромца найдены все атрибуты, включая те, которых не могли найти или внятно объяснить в других вариантах.
- населённые пункты с подходящими названиями имеются;
- путь по прямой и в объезд сответствует;
- название "брынского" леса точно соответствует;
- "Берёза покляпая" найдена;
- "Леванидов крест" прямо возле Берёзы,
http://vkontakte.ru/photo-15884613_158322800;
- "грязи чёрные" путь реально преграждают;
- движение с холма на холм - единственно возможное;
- "Калинов мост" стратегический пункт обороны;
- богатырский камень возле родительского дома имеется.
Кроме всего этого былина прочно увязана с более древними мифами, Алатырь-камнем и святыми местами Руси.

У той ли у берёзы у покляпой, у того ли у креста у Леванидова...

Имеются все основания утверждать, что родиной Ильи Муромца является не село Карочарово у российского города Муром, а белорусская деревня Карчева у городского посёлка Мир.
Исследователи давно указывают на несостоятельность карачаровской версии и на «околобелорусские» следы, но почему-то, отказавшись от российской версии, обращают свой взгляд на Моравию: http://histline.narod.ru/il01.htm
Причиной белорусско-украинского следа считают первое упоминание о богатыре в Орше, и появление местных былин на 200 лет раньше, чем в России. Неясно и прозвище богатыря: Моровлин, Муровский, Моровский, и только в поздних российских вариантах Муромский. Село же именуется обычно Карачево, либо Карачирово.
Нерешёнными загадками остались Брынский лес (полагают Брянский), грязи Черныя, иногда Смоленския, берёза покляпая (т.е. кривая) и калинов мост, а также указанные расстояния – прямой путь 500 вёрст, а кружной вся тысяча.
Неясно, как, двигаясь из Мурома через Брянские леса, богатырь угодил в Смоленские грязи, и почему их оказалось сложно объехать. К тому же дальний путь в полторы тысячи вёрст описывается как короткая поездка.
Непонятно почему Брянский лес стал именоваться Брынским, и почему кривая (покляпая) берёзка столь популярна в былинах, а загадочный калинов мостик вошёл во множество русских сказок и былин.
Исследователи склоняются к версии, что и берёза покляпая, и калинов мост, и камень-богатырь, из-под которого Илья берёт свой меч, равно как Алатырь-камень в языческих мифах – не более чем литературный приём.
Моя версия решает все вопросы разом. Из Мира Илья едет в Киев. Огибать всё Полесье ему далеко. Преодолеть полесские топи он может лишь в узком месте, у г. Берёзы, передвигаясь с холма на холм, что и отражено в тексте былины. При этом он делает нежелательный ему крюк на запад, а затем, уже по холмам Загородья, поворачивает на восток. Именно из-за этих поворотов Берёза и «покляпая». Предварительно богатырю ещё необходимо преодолеть и Кобрынскую пущу.
Есть ещё вариант, по цепочке холмов на Калинковичи – «калинов мост». Полесские топи для врага всегда играли роль непреодолимого рубежа, и ключ от него находился на переправе. Именно поэтому кривое чахлое дерево и мостик и удержались во всех вариантах былины и вошли во многие сказки.
Муромским Илья стал в силу ритма стиха. В ритм укладывался только вариант Мировский, и село Карче́ево, а не Карчево. Леса ко́брынские, по той же причине, превратились в кобры́нские, а затем утеряли слабую приставку и стали бры́нскими.
Крест Леванидов, это, думаю,три сливающиеся реки между посёлком Леошки (Лявошки) и г.Берёзой.
Свой меч, в некоторых вариантах былины, Илья взял из-под могучего камня – а до «Алатырь-камня», ныне носящего имя "Филаретов", от деревни Карчева всего 500 м.
Он не дошёл до "индеи богатой", но победил "карелу проклятую", т.о. соседний городской посёлок Кореличи взял название всё-таки от карелы, т.е. от подвигов Ильи-Муромца.
Эту версию не нашли потому, что здесь и не искали, как и камень Алатырь и горы Рыпейские. Весь мир пересмотрели, и Урал и Алтай примерили, а нас всерьёз никто и не воспринимал. Пора этот пробел устранить.

Камнем преткновения для всех исследователей становится отрезок Чернигов – Киев, на котором и разворачиваются все события. Оба эти города упомянуты в былине прямо, и это делает все вразумительные варианты театра событий неприемлемыми.
Можно перечислить основные вопросы, не получившие внятного ответа в предыдущих исследованиях:
- Почему от Мурома до Чернигова «три прыжка коня» при 843 км. по прямой и эта часть похода вообще не рассматривается, а от Чернигова до Киева указывается 500 вёрст прямоезжей дорогой, когда там реально 129 километров и какая может быть кружная дорога, чтобы набежало 1000 вёрст?
- Где находится берёза покляпая, т.е. кривая, и почему ей уделяется так много внимания, когда в наших лесах и у дорог красавиц-берёз тысячи?
- Чем примечателен Леванидов крест, если придорожных крестов множество? Даже если крест изготовлен из Ливанской древесины, то всё равно он не Палестинский , да и своей древесины в избытке.
- Где находится река Смородина и почему она так названа? Где могут находиться Брянские леса и грязи Смоленские на пути из Чернигова в Киев?
- Мог ли Илья проехать эти леса и грязи по пути из Мурома в Чернигов, если Смоленск явно севернее Брянска, а Илья движется с востока на запад?
- Почему киевский князь не собирается на помощь осаждённому Чернигову, хотя об осаде знает? Ведь Чернигов рядом – всего 129 км.
- Почему киевский князь 30 лет терпит Соловья-разбойника на полпути от Чернигова, на стратегически важной дороге, на расстоянии вытянутой руки?
- Почему Илья из Чернигова в Киев движется с холма на холм, и какие речки меж ног коня пропускает?
- Кто осадил Чернигов задолго до падения Киева, и почему осаждающими упоминаются некие три царевича, которых Илья отпускает живыми, не желая «губить царские семена»?
- Кто такой Соловей-разбойник и откуда он взялся? Почему он «Одихмантьев сын»?
- Где тот богатырский камень, из-под которого Илья взял свой меч?
- Где находится калинов мост, и чем он так приметен, что все враги рвутся по нему пройти?
- Кто такой Калин-царь и зачем он зовёт Илью к себе на службу? Как может Илья служить среди татар, во время их победного наступления, и были ли вообще подобные случаи?
- Что за Змей завёлся на Пучай-реке и русских людей в полон хватает, если нашествие татар было блицкригом?
- Где находится Пучай-река и почему она показана стратегической границей?
- Почему Соловью славу поют?

Исследователи склоняются к версии, что и берёза покляпая, и калинов мост, и камень-богатырь, из-под которого Илья берёт свой меч, равно как Алатырь-камень в языческих мифах – не более чем литературный приём.
Для разрешения указанных противоречий предлагаю версию, заключающуюся в том, что изначально «город Чернигов» звучал, как «Новогород чернигов». Новогородов в Руси много, и рассказчик обязан уточнить, который из них имеется в виду. В рассматриваемое время город Новогрудок являлся столицей чёрной Руси, и мог характеризоваться не как Новогородок, а как «Новогород чернигов».
Предлагаемая версия решает все перечисленные вопросы разом. Из Мира Илья едет в Киев, предварительно приняв участие в защите Новогрудка. Новогрудок действительно рядом – от Карчева три коротких перехода. Огибать всё Полесье по пути из Новогрудка в Киев ему далеко, и он намерен форсировать топи в самом узком месте у города Берёзы, передвигаясь с холма на холм, что и отражено в тексте былины. При этом Илья делает нежелательный ему крюк на запад, а затем, уже по холмам Загородья, поворачивает на восток. Именно из-за этих поворотов Берёза и «покляпая». Предварительно богатырю ещё необходимо преодолеть и Кобрынскую пущу. Этот путь действительно в 500 вёрст.
Карта здесь:
http://chubrik.ru/Muromez_path.jpg
Осаждает Новогрудок в это время Миндовг с братьями. Позже, захватив чёрную Русь, он прорывается через Калинковичи на Киев, но вынужден отступить. Илью он приглашает к себе, поскольку тот выходец с чёрной Руси, а это уже княжество Миндовга. Это Миндовг Калин-царь и Змей, угоняющий русских людей в плен.
Соловей-разбойник захвативший переправу около Берёзы – это польский отряд некого пана Охманьского. Отсюда и Одихмантьев сын. Поскольку Охманьский христианин, его после смерти отпевают – славу поют, т.е. «слава Отцу и Сыну…»
Я не знаю другой, столь непротиворечивой версии.
Аватара пользователя
besedinviktor
сержант
 
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 04 апр 2015, 13:36
Пол: Мужчина

Re: "Неизвестные" русские богатыри

Новое сообщение ZHAN » 13 фев 2017, 15:45

besedinviktor писал(а):А вот некоторые беларусские сябры начинают почему то страдать от недостатка богатырей...вот в качестве забавного прецедента-
Действительно забавно. :)
Но попыток "историзировать" легенду хватает и без этого.
Лично мне понравилась версия, что он был не из Мурома, а из Моравии. И сын христианский, а не крестьянский. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
капитан
 
Сообщения: 47345
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Легендарная история

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron