Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

День Марены

День Марены

Новое сообщение Буль Баш » 01 мар 2013, 20:06

Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны. 1 марта.
День Мары Марены — Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Марена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля.
В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы».
Изображение
Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
Народные приметы к этому дню:
Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная.
Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
Если в мороз вспотели оконницы и рамы — жди потепления.
Вверх поднимаются по стеклу «снежные растения» — морозу продолжаться, наклонились их побеги — к оттепели.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 14002
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: День Марены. 1 марта

Новое сообщение ZHAN » 01 мар 2013, 22:09

Бульбаш писал(а): злых Навьих Богов

Мы не считаем каких-либо богов злыми. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50267
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Марена

Новое сообщение ZHAN » 25 ноя 2014, 12:12

Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя.

Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая погода: дождь, снег, холодный ветер, слякоть. На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. Обавница провозглашает:
«А ни Мара ни Морока не смиемо славити».
Изображение
После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (незамерзшей трясине).

Обрядовая пища в этот день включает кисель, оладьи, морковь, репу.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50267
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

День Марены - Хэллоуин по-славянски

Новое сообщение ZHAN » 25 ноя 2018, 13:56

В России привыкли праздновать Хеллоуин, а некоторые соотечественники отмечают мексиканский День мертвых, но у нас есть и своя традиция чествования смерти, которую придумали еще наши пращуры-славяне — день Марены, отмечаемый 25 ноября.

Кто такая Марена

Марена (или Морена, или Мара — можно найти разные варианты написания этого имени) — богиня смерти, зимы, увядания у древних славян. Имя этой мифологической героини возникло от слов «мор», «мрак». Впервые Марена упоминается в новгородских берестяных грамотах XII века как одна из трех сестер бога Перуна. Еще две — Жива и Леля — считались богинями жизни, заботы и плодородия.
Изображение

В песнях славян Марену даже называли Бабой-ягой. Иногда ее имя связывают с римским названием бога войны — Марсом. «Родственница» Марены — Марцана, богиня смерти всех живых существ, кроме человека. У нее обычно просили помощи охотники и рыболовы. Не путать с Мареной, которая несет смерть абсолютно всем.

У западных славян — поляков, чехов — эта богиня близка с римской Церерой, богиней урожая и плодородия, Гекатой, древнегреческой богиней, которая отвечала за все таинственное, мрачное, озаренное лунным светом, и Персефоной, женой Аида, которая с наступлением зимы уходила в подземное царство к своему мужу, а по весне поднималась наверх.

Марена почиталась как кощная повелительница, или повелительница смерти, ведь «кощ» — это корень слова «кость». Эта богиня несет смерть, но не ту, которая приносит страдания и боль, — наоборот, она дает земле, богине Макоши, отдохнуть, перед тем как снова начнется сельская страда. Макошь — это антипод Марены, богиня Рожаница, она же Родина-мать, покровительница семьи, достатка и весны.

Таким образом, Марена не только несет холод и смерть, но и отдохновение от страдной поры. Если бы ее не было, мать-земля вскоре от непосильного труда стала бы бесплодной.

В Новгородских летописях об этой богине говорят как о защитнице Русской земли, которая
«насылала стужу и морозила лютых врагов Руси, защищая свои владения и свой народ».
Марену нередко представляли духом в облике высокой женщины или сгорбленной старухи с длинными распущенными волосами, которая насылала на людей марево — призрачные миражи. Иногда ее изображали красивой девушкой в белом, а порой и женщиной, одетой в черную, грязную и рваную одежду.

Праздник Марены

Чествуют богиню Марену 25 ноября, в этот день она устанавливает свое царство до начало весны. Обычно с 25 ноября устанавливается зимняя погода, ложится снег, закатки на зиму уже сделаны.

Главной особенностью праздника у славян было показать, что Марену они не боятся. Для этого люди гурьбой в поздний час шли на болота и тушили горящие головни — тлеющие, обгорелые полена — в незамерзшей трясине, болотной елани. На праздничный стол выставляли кисель, оладьи, репу и морковь. Обычно праздник вела обавница (от древнеславянского «обавить» — очаровать) — ведьма, которая заговаривала Марену:
«А ни Мара, ни Морока не смиемо славити».
Да, все верно: в праздник Марены славить ее было нельзя. Вот такой парадокс.

Лужицкие сербы, чтобы после зимы выросла трава и был обильный урожай, зажигали в честь Мары-Марены огни и поливали землю вскипяченным с травами молоком.

Ближе к весне славяне делали чучело Марены из соломы, насаживая его на шест. По селам чучело носили девушки. У чехов оно нередко представало в мужском облике, и в таком случае на народных гуляньях его носили парни. Женское чучело одевали в праздничную одежду и нередко подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты. На мужское чучело надевали рубашку последнего умершего в этом селе мужчины, а также баранью шапку и кожух — овчинный тулуп.

Проводы богини

У западных славян проводы Марены называются «выносом смерти» или «топлением Моржаны». Если восточные славяне привыкли к празднику Масленица, которая проводится перед началом поста, обычно в феврале, то на Западе проводы зимы — это сбрасывание соломенного чучела Марены в водоем, происходящее, как правило, в марте.

У беларусов праздник пробуждения весны называется Комоедицей (от «ком» — медведь). Пробуждается косолапый, а значит, зима прошла. Праздник отмечают в районе 22–24 марта. Обряд совершается в Смертное воскресенье — на пятой неделе Великого поста. Иногда его проводят и на Вербное воскресенье. Во время него поются песни, которые чествуют лето и просят прогнать «смерть из веси (села)». Считается, что на смену Маре приходит Христос (встреча языческой и христианской традиции — еще один парадокс праздника). По окончании шествия чучела Марены топят, сжигают или разрывают на части.

В украинской традиции чучело Мары-Марены носят на Авдотью Плющиху — на 1 или 14 марта. Марену сопровождает целая толпа детей, женщин, парней. При этом принято громко петь и славить весну, призывая Евдокию Илиопольскую, иначе Авдотью Весновку, или Плющиху, хранительницу «ключей от весенних вод», скорее принести в мир тепло.

Иногда функциями чучела служило деревце, которое украшали тряпьем и бусами, его называли купальским деревцем, рядом с ним нередко ставили и чучело. В процессе праздника весь наряд с деревца снимали, срывали, а потом уносили в огород: считалось, что такие «трофеи» принесут обильный урожай.

Еще один похожий на проводы Марены обряд — день Мясопуста, который символизирует начало Великого поста. Справляют его больше в Чехии, и вместо чучела «хоронят» контрабас, произносят шутливые речи и исполняют танцы с саблями. Справляется Мясопуст со времени Трех Королей 6 января до Пепельной среды, которая приходится на наш Чистый понедельник — первый день Великого поста.

Был подобный обряд и у древних римлян, он назывался Аргеи, или Тиберналии — проводы чучела зимы. Чучело делали из тростника, наряжали в мужские платья и бросали в Тибр. Проводился обряд в майские иды, которые приходились на середину последнего месяца весны. Во время обряда чествовали бога плодородия и земли Сатурна.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50267
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Обычаи и праздники славян и прочих политеистов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1