Деревня Гольшаны считается одним из наиболее мистических мест Беларуси. Датой её основания принято считать 1280 год, когда князь Гольша, основатель рода Гольшанских, пересек местную реку и на самом высоком холме в округе решил основать замок.

Однако позднее от этого первичного замкового сооружения ничего не осталось. Объяснение этому факту даёт одно из местных преданий, согласно которому прекрасная девушка из знатной семьи полюбила обычного крестьянина. Родители, разумеется, были категорически против такого мезальянса. Тогда влюблённые решили обвенчаться тайно. Однако всё тайное, как правило, становится явным, и когда об этом стало известно матери девушки, разгневанная княгиня воскликнула: “Да провались оно всё пропадом вместе с этим замком!”. То ли от действия этого спонтанного проклятия либо просто из-за каких-то проектных недоработок, но замок действительно обрушился. На его месте выросло городище, а вместо домов – курганы, которые и по сей день возвышаются в округе.

Кстати, старожилы Гольшан вспоминают, что еще полвека назад на замковом холме была видна трещина в земной коре огромной глубины. Что, впрочем, неудивительно, ведь в этом месте проходит локальный тектонический разлом.¬¬¬
Отважные гольшанские князья принимали участие в Грюнвальдской битве и за это получили герб в виде щита с короной наверху и поделённого на части с изображениями Центавра, Погони, Труб и Леливы (шестиугольная звезда над месяцем).
А в конце XVI века, когда последняя наследница рода Гольшанских вышла замуж за подканцлера Великого Княжества Литовского, Руского и Жемойтского Павла Сапегу, в местности началось глобальное переустройство – там был сооружён костёл с монастырём францисканцев и шикарный замок, спроектированный под влиянием голландско-фламандской архитектуры. К сожалению, у Павла Сапеги не было прямых наследников, что впоследствии привело к веренице смены владельцев замка.
Величественное трёхэтажное здание было окружено валами и рвами, которые были заполнены водами из речки Гольшанки, протекающей рядом. Такая фортификационная система была широко распространена в Беларуси и Литве в XVI—XVII вв. Внутреннее убранство Гольшанского замка было изысканным: роскошная настенная живопись, витражи из стекла, полы, выложенные плиткой, по-особому украшенные печи. Зодчие того времени называли этот замок каменным цветком, быть может, потому, что он был необычно декорирован, а под землёй находились громадные сводчатые подвалы.
Слухи о сокровищах, зарытых в окрестностях Гольшан, имеют под собой реальную основу. В 1976 году неподалёку от замка было обнаружено 836 золотых монет XIV-XV веков. Однако, согласно поверью, на территории замка, как и в близлежащем городище, искать клады небезопасно, ведь эти места считаются проклятыми.

Здешние краеведы всегда готовы поделиться с приезжими будоражащими кровь легендами. Одна из них гласит, что давным-давно бедный парень Гремислав Валюжинич полюбил знатную красавицу Ганну-Гордиславу Гольшанскую, которая ответила ему взаимностью. Об их тайных встречах узнал отец девушки, который, придя в ярость, приказал замуровать юношу в замковой стене. С тех пор по округе бродит тень Чёрного Монаха (так прозвали привидение местные жители).
Компанию этому одинокому привидению периодически составляет другой призрак – Белой Дамы, также возникший благодаря жестокому замуровыванию и обитающий по соседству – в старинном монастыре францисканцев. Предание утверждает, что четыре столетия назад, когда подканцлер Сапега выделил деньги на постройку культового сооружения, он настоятельно потребовал закончить работу к определённому сроку.
Поначалу работа у строителей спорилась, но по непонятным причинам одна из стен монастыря трижды обрушивалась. Тогда рабочие решились на безумный поступок и постановили, что тот, кто первым заглянет утром на стройку, будет в качестве жертвы замурован в злосчастную стену. Напрасно всю ночь молился недавно женившийся молодой каменщик – именно на его супругу пал этот скорбный жребий. Тем не менее, монастырь был успешно достроен, хотя и несчастья на этом не закончились…
Уже в ХХ веке при проведении очистительных работ в кладке монастыря были обнаружены останки женского скелета. Зловещую находку рабочие наспех закопали где-то на краю деревни и вскоре … скоропостижно скончались один за другим. Вдоль пресловутой стены вновь образовалась глубокая трещина, а обиженный призрак в белых одеяниях продолжает будоражить покой уже наших с вами современников и тех любопытных энтузиастов, которые, шутки ради, остаются переночевать в здании монастыря. Отнюдь не один человек, рискнувший таким образом испытать судьбу, выходил на утро из монастыря в состоянии шока и с поседевшими волосами.
Так, например, прораб, ответственный за реставрацию монастыря, однажды ночью наблюдал сам себя со стороны, при этом кто-то всё время щипал его за шею. Кроме того, незадолго до рассвета мужчина увидел, что его тело стоит на коленях перед кроватью, а голова лежит отдельно на подушке. Вот страху-то натерпелся от пережитого видения!
А известный белорусский фотограф Владимир Богданов рискнул снять в комнатке монастыря таинственное пятно, в очертаниях которого можно было увидеть силуэт Белой Дамы. Когда проявил плёнку, онемел: кадр был перекошен градусов на тридцать.
Несладко пришлось и саркастично настроенной группе белорусского телевидения, которая снимала предновогоднюю передачу о привидениях. Последний сюжет делался в подземелье монастыря на импровизированных подмостках. Девушку, игравшую Белую Даму, кто-то незримый толкнул в грудь, и она упала на пол; пришлось среди ночи вызывать хирурга и накладывать швы на рассечённую голову пострадавшей.
После пребывания в монастыре художника и реставратора Алеся Пушкина на втором этаже осталась памятная надпись следующего содержания:
«Здесь, в этой келье, с 5 до 13 августа 2000 года трудился раб божий А. Пушкин, и ему, грешному и недостойному, в ночь на 6.08.2000 явилась Белая Дама». Художник хорошо известен в богемной среде своим своеобразным чувством юмора, но в этом случае ему, похоже, было совсем не до шуток.

Иначе говоря, немало загадочных событий произошло и по сей день продолжает происходить в местечке Гольшаны. Все это вдохновило выдающегося белорусского писателя Владимира Короткевича на сочинение мистического детектива «Чёрный замок Ольшанский», а режиссёра Михаила Пташука – на создание одноименного фильма, хорошо знакомого каждому любителю отечественного кинематографа.
«Мрачное сооружение. Местный валунный гранит, багрово-коричневый с копотью, почти черный. Ну, и вокруг вода. А немного поодаль костёл со звонницей. Он более поздний. Начало семнадцатого века. И все это вместе порождает в тебе что-то гнетущее, тяжелое, мрачное. Как будто проклятие на нём какое-то, как будто привидения там до сего времени блуждают», - так описывал вид Гольшанского замка Владимир Короткевич.
В наши дни развалины замка тоже поневоле вызывают гнетущее чувство. Но не столько от трепета перед обитающими тут призраками, сколько от удручающего вида старинных руин, крайне нуждающихся в охране и консервации. К сожалению, от былого великолепия мало что осталось. Замок сильно пострадал во время Северной войны, а потом … кто только не растаскивал кирпичи из его стен!
Зачин этому недостойному занятию был положен российским помещиком Александром Горбаневым, начавшим распоряжаться экспроприированным замком после подавления восстания 1830 года, в котором приняли участие Сапеги. Вместо сохранения уникального комплекса статский советник Горбанев стал бесцеремонно распродавать кирпичи из его стен для строительства корчмы.
С приходом советской власти, считавшей замки пережитком буржуазного прошлого, процесс уничтожения памятника истории приобрёл еще более гигантский масштаб. Молодёжь и рабочие в добровольно-принудительном порядке были вынуждены разбирать замок, чтобы снабдить материалами возводящиеся рядом коровники и дом культуры.

Комсомольцы-добровольцы даже устроили из этого своеобразную эстафету, бросив звонкий клич: «Собираем кирпичи на коровник! Кто больше – пойдёт на каникулы раньше остальных!». Этот деструктивный разгул на стенах замка продолжался до тех пор, пока один из случайно обвалившихся кирпичей не привёл к летальному исходу одного из «передовиков» социалистического соревнования.
И наконец, уже в наши дни, несмотря на наличие традиционной таблички «Охраняется государством», на элементы замковых стен неоднократно зарились местные аборигены, удовлетворяя, таким образом, свои хозяйственные нужды. К счастью, находятся и более цивилизованные граждане, в полной мере осознающие уникальность Гольшан и стремящиеся сохранить хотя бы то немногое, что осталось от былых времён. Не дремлют и мистические охранники замка – за любое неправомерное посягательство на легендарное наследие князей и магнатов они готовы подвергнуть хулиганов совсем не призрачному, а вполне реальному наказанию!..