Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Армянский менталитет

Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 07 ноя 2012, 22:01

Национальный менталитет - этногенетически запрограммированное восприятие мира, регулирующее мировоззрение народа и влияющее на его поведение.
Небезынтересно отношение представителей западной либеральной идеологии к понятиям "национальный менталитет" и "национальный характер". Господа либералы тщатся доказать отсутствие у народов национального характера и национальной идеологии. Однако эти потуги явно носят искусственный характер. Как иначе объяснить те яростные нападки космополитов-интернационалистов, которым они подвергают любые проявления национального характера. Ведь если нет объекта для нападения, т.е. национального характера, то и борьба с ним становится непонятной. С другой стороны, если нападают, значит - есть на что.
Национальный менталитет, таким образом, является обобщенной характеристикой всего народа. Разумеется, это в полной мере относится и к индивидам, составным частям народа.
Сказанное вовсе не означает, что знание менталитета народа позволяет с абсолютно безупречной точностью прогнозировать поведение индивидуума в тех или иных случаях. Тем более -его реакцию при различных обстоятельствах. Мировоззренческое "я" отдельного представителя нации практически непредсказуемо, равно как и его характер и темперамент. Однако знакомство с менталитетом народа, безусловно, может способствовать более легкому налаживанию контактов с его отдельным представителем, по возможности избежать прихода в "чужой монастырь со своим уставом".
Национальный менталитет любого народа - продукт менталитета составляющих нацию частей, различных социально-демографических и профессиональных групп: женщин, молодежи, горожан, рабочих, сельчан, интеллигенции, предпринимателей, служащих государственного аппарата и т.д., а также отдельных его представителей. Индивидуальность каждой из этих групп обусловлена различными положениями в экономической и социальной структуре общества, географической средой обитания, образовательными, половозрастными и другими особенностями их представителей. Однако именно мозаичность менталитета подобных внутринациональных групп является определяющим фактором при оценке национального характера. Разнообразие в данном случае - признак характеризующей глубинные черты сознания и поведения народа целостности.
Исторический опыт народа является основой развития его характера. Он фиксирует историю становления национального менталитета и развития внутри- и внешнеполитических отношений нации, ее культуры в различных формах: духовной и идеологической,- архитектурных, литературных, художественных, научных памятниках, политических традициях, обычаях. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память, утверждается национальный характер, создается и крепнет культурологический иммунитет... История народа, утверждая его характер, в свою очередь зависит от менталитета народа.

История армянского народа дохристианского периода трудно поддается изучению: принятие христианства в Армении сопровождалось тотальным выкорчевыванием из народа всего языческого, вплоть до сжигания библиотек, разрушения храмов, уничтожения капищ, запретов на обрядовые песни и танцы и т.д. Сегодня сведения о языческом периоде жизни в Армении весьма скупы, и по этой причине выводы о характере армянского народа, сделанные на основе некоторых сохранившихся мифов, преданий, устного народного творчества, нашедших место в отдельных памятниках литературы раннего средневековья, а также сведений о пантеоне армянских языческих богов, до некоторой степени являются условными и могут быть подвергнуты коррекции и уточнениям.

Армянский народ владел великолепно развитой художественной речью. Упомянутые предания, легенды, мифы и сказы красноречиво свидетельствуют об изумительной красоте поэтического мышления народа заложившего основы для "золотого века" армянской литературы, как принято именовать 5 век н.э. Более того, есть серьезные основания полагать, что истинный (или первый) "золотой век" армянской литературы имел место задолго до принятия Арменией христианства, а взлет творческой мысли Армении 5 века - это достаточно удачная попытка восстановления преданных забвению литературно-поэтических и художественных традиций народа. Какими же были люди, создавшие все это литературное великолепие, пронесшие знамя своего государства сквозь тысячелетия истории? Каким был менталитет армянского народа языческого периода, какие особенности национального характера отличали его?

Античные армяне были благородным, гордым и воинственным народом, превыше всех благ ставящим защиту отечества и независимость своего государства. Древнейшие боги армянского пантеона, кроме физической силы и собственно "божественного" дара, едва родившись, спешат на защиту родины. Ваагн, один из самых любимых армянских богов, например, родившись в результате совокупления неба, земли, воды и огня, тут же торопится, "бежит" (վազեր) защищать страну от чужеземцев.

Народы античного мира, перейдя через этап обожествления природных явлений, а затем и тотемизма, перешли к "очеловечиванию" своих богов: придумывали и создавали себе богов по образу и подобию своему, "передавая" им абсолютную совокупность своих знаний, а также наиболее уважаемых в народе черт характера. Античные армяне создавали богов и придумывали кумиров по веками вырабатывавшимся собственным понятиям идеала, как мужской доблести защитника страны, так и женской красоты, берегини семейного очага. Боги - это люди, такие, какими бы хотели их видеть народные сказители. Это значит, что они являлись олицетворением того идеала, к которому должен стремиться каждый человек. К примеру, главным доблестным поступком обожествленного предка армян - Гайка, совершившего, согласно Мовсесу Хоренаци, множество героических деяний, в памяти и восприятии армянского народа является восстание против жестокого правителя мира, титана и тирана Бела и его убийство на поле брани.

Армяне, как, впрочем, и другие народы, наделяли своих богов человеческими качествами. Однако в армянском языческом пантеоне, в отличии от аналогичных пантеонов других народов, отсутствовали божества с отрицательными качествами характера. Боги как "женского", так и "мужского" пола обладали свойствами, способными, да и призванными украсить любого смертного человека. Так, в восприятии армянского народа в понятие женской красоты непременно входили и присущие и даже культивируемые в народной среде скромность и стыдливость: богиня Астхик, например, невзирая на свою божественную недотупность, всякий раз перед купанием в реке Арацани, укрываясь от нескромных взглядов пастухов, окутывала место купания плотной завесой тумана. Согласно этому мифу и возникло название местности Муш.

В среде армянского народа домашний очаг являлся одной из национальных святынь. И дело не только в том, что в армянском пантеоне нашла свое место богиня семейного очага - Нане. Скорее, наоборот, наличие богини Нане стало прямым отражением трепетно-уважительного отношения к семье в армянской среде. Семьи в Армении были большими, патриархальными и полностью воссоздавали в миниатюре социальный и политический строй государства. Отношение к семье индивидуума, таким образом, отражало отношение к государству. Народная легенда, сохранившаяся с античного периода, например, рассказывает о царе Ара Прекрасном, который ради сохранения верности семье отказал в любовных притязаниях царице Шамирам (Семирамиде) и решился на войну с могучей Ассирией. В другом, близком по сюжету, предании повествуется об армянском царе Артавазде, оказавшемся в плену у египетской царицы Клеопатры и отвергнувшем ее любовь. Отказавшись предать семью и родину и стать любовником сладострастной царицы, Артавазд предпочел смерть.

Один из самых почитаемых царей в истории Армении - Арташес Великий, сохранился в памяти народа как преданнейший патриот своей родины, могучий герой, без устали укрепляющий мощь своей страны. Арташес стал первым армянским царем, задавшимся целью объединить все населенные армянами земли в единое государственное образование. Царь создавал государство, используя политику кнута и пряника. Страна при нем окрепла, а люди стали жить лучше. При Арташесе Армения разбогатела, в стране не осталось невозделанной земли, она вся была ухожена. Но вот он умирает, и благодарный народ вкладывает в царские уста слова невыразимой грусти прощания не с жизнью, а с родиной (предание об Арташесе и Сатеник). Арташес не сожалеет о царских палатах, не вспоминает великие победы, он безмерно тоскует, что никогда больше не увидит горячо любимой Армении, страны, которой он отдал, без остатка, всю свою жизненную энергию.

Ксенофонт, греческий историк 5 века до н. э., был очевидцем отступления десятитысячного греческого войска через Армению к Черному морю, которое описал в своем знаменитом "Анабасисе". По словам историка, греки нашли у армян в большом количестве скот, хлеб, ароматные вина, розовое масло, изюм, стручковые плоды. Много было особого хмельного напитка, вроде пива, который армяне тянули через тростинку. Армяне принимали греков приветливо, снабжали припасами, указывали дорогу. Отметим, что армяне высоко ценили гостеприимство, что подтверждается и тем, что один из эпитетов Аманора - бога первых плодов и Нового года - был Ванатур, т. е. "гостеприимец".
Свидетельство Ксенофонта (а он являлся непосредственным участником описываемых событий) весьма интересно, оно является подтверждением благородства гордых людей, и в мыслях не имевших разгромить отступающее и, вне всякого сомнения, деморализованное войско. Такое, надо сказать, в те времена происходило сплошь и рядом. Однако греки в Армении нашли не только приют, но и безопасность. Подобное гостеприимство могло иметь место лишь в стране, где население не боялось внешней агрессии и было воспитано в традициях национальной демократии. Обратим внимание и на тот примечательный факт, что, согласно тому же Ксенофонту, во главе армянских деревень стоял выборный староста из местных жителей.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 07 ноя 2012, 22:54

Присущее в той или иной мере практически всем народам мира стремление к справедливости было необычайно сильно развито у армян. Так, в предании об Арташесе и Сатеник, царевич Артавазд, из эгоистичных побуждений зло и несправедливо упрекнувший умершего отца, навечно заточается в скалу.

Трудолюбие было одной из особенностей античных армян, сохранившихся и в национальном характере армянина современного. Трудолюбие того или иного народа в немалой степени зависит от природных условий его среды обитания. В Армении природа никогда "добровольно не кормила" жителей, и добиться каких-либо благ можно было только упорным трудом. Как верно заметил А. Тойнби: "Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие"
Теме труда посвящено множество мифов, преданий и сказок. В одном из древнейших мифов, отрывки которого сохранились благодаря отцу армянской историографии Мовсесу Хоренаци, рассказывается о Вардгесе Мануке, который "выковал-закалил" врата царя Ерванда. Лишь после этого подвига "на трудовом фронте" удостоился он чести жениться на сестре царя. Но и став зятем царя, Вардгес Манук не предался праздной жизни высокопоставленного вельможи, а продолжал трудиться и "застроил местность эту".

Еще в начале двадцатого века армянские купцы покупали жертвенное животное на вымененные у трудового человека, чаще всего у кузнеца, деньги. Считалось, что эти деньги чище, и на них более пристало покупать животное, предназначенное в жертву Всевышнему.

Армянский народ высоко ценил телесную красоту, но не придавал ей решающего значения. Внешняя красота являлась не признаком душевной и телесной гармонии, как это считалось, скажем, у персов, а лишь желательным дополнительным фактором, призванным украсить красоту душевную. Внешне прекрасная ассирийская царица Шамирам (Семирамида), например, представлена в народной легенде олицетворением похоти, злых колдовских чар. С другой стороны, одним из любимых божеств армянского народа был огромный добрый титан неимоверной силы: имеющий "хрупкое сердце", но уродливую внешность Торк Ангех. Это, однако, не означает, что античные армяне не умели ценить прекрасное, красоту. Достаточно лишь взглянуть на фотографии великолепных гигантских статуй армянских богов, сохранившихся на горе Немрут в Коммагене (Турция), в которых сила и могущество естественно сочетаются с пленительным идеалом красоты армянского типа лица.
Изображение
Изображение
Просто для определения понятия "красота" основным критерием у античных армян служили благородство, искренность, мужество и справедливость, т. е. красота внутренняя, душевная. Красота телесная, и это естественно, являлась желанной, но не имела определяющего значения.

Армяне являлись единственным в мире народом, в пантеоне которого отсутствовал бог тьмы, аида, тартара. Бог подземелья Спандарамет не выполнял у античных армян роль карающей силы. Под землей нет ада, считали армяне, и, естественно, Спандарамет - это добрый и великодушный бог растений, цветов, плодородия. (Сравнительно новая трактовка Спандарамета, как властителя тьмы и злых подземных сил, безусловно, является следствием интерпретации его образа армянином-христианином). Античные же армяне считали, что в глубинах земли не страх и наказание, а животворящая сила. В земле вообще не может быть ничего плохого. Этой особенности древней религии армянского народа по сей день, к сожалению, не уделено должного внимания, хотя один лишь сей факт способен многое разъяснить в мировоззрении народа. Армянский народ не боялся греха, ибо грех органически был чужд его образу жизни, мировоззрению и национальным устоям.
Армянский народ не чувствовал страха перед карающей силой, поскольку изначально, в глубинной сущности своей, не приемлел низости, зависти, предательства и иных, унижающих человека преступлений. Это, конечно, не означает, что в Армении не было "отрицательных персонажей". Были, и наверняка. Просто эти люди наказывались иначе, путем всенародного остракизма и презрения (кстати сказать, подобная форма осуждения и по настоящее время существует в армянских деревнях). Каждый живущий в Армении должен был обогревать ее, стараться делать бытие на давшей ему жизнь земле светлее и теплее. Не случайно армяне считали себя детьми солнца, и вплоть до XII века называли себя "аревординер". Сакральная территория Армянского Нагорья не просто породила Армянский Этнос, но и придала ему присущую ее природе духовную, физическую и огненную энергию.

Античные армяне были огнепоклонниками, исповедуя эту форму религии в национализированном виде. Огонь, по их мнению, порождал жизнь как смертных, так и богов (вспомним еще раз миф о рождении Ваагна). Михр - бог солнца - символизировал огонь небесный, дающий тепло и жизнь всему сущему, а празднества в его честь проводились в третьей декаде декабря, когда солнце вновь начинало набирать силу, а день начинал продлеваться. Огонь в очаге на земле - это добрый подарок богов людям. Подарок, который надо ценить, любить и лелеять, ибо без огня весь мир покроется холодным мраком.
Остаточные проявления обожествления огня античными армянами можно наблюдать и сегодня, спустя 1700 лет со времени принятия христианства. Так, при праздновании христианского праздника Теарнндарадж (Трндез) исполняется обряд, при котором молодожены, прыгая через зажженный костер, "очищаются" с помощью огня. Армяне шутят, что в группе собравшихся у костра представителей разных национальностей легко вычислить армянина: это тот из них, кто без конца ворошит огонь, способствуя притоку к нему свежего воздуха.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 08 ноя 2012, 14:10

Спасибо, Zhan, очень интересно и характерно :)
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 08 ноя 2012, 22:06

Христианство проникло в Армению религией воинственной, практически стершей с лица земли все, что могло напомнить его жителю о языческих временах. Исторические источники весьма скупо упоминают об этом периоде (начало 4 в. н. э.), однако даже те обрывочные сведения, которые можно найти в первоисточниках, однозначно указывают на противостояние между христианами и приверженцами старой религии. Сопротивление народа навязываемой "правящими кругами" религии было ожесточенным. Иного не допускает вся логика дохристианской истории армянского народа. На ожесточенные гражданские войны, кстати, указывает и обстоятельство мученической гибели первого Просветителя Армении Григора Лусаворича.
Принятие христианства в Армении не могло произойти в одночасье, и сопровождалось многочисленными вооруженными столкновениями и беспощадным физическим уничтожением наиболее активно сопротивляющегося элемента. Особенно ожесточенное сопротивление внедрению новой религии оказывали наиболее энергичные представители народа, пассионарии. Некоторая часть пассионариев вынуждена была покинуть Армению, остальные погибли. Христианство старалось изменить национальный характер армянского народа, привнеся в него мировоззрение страстотерпия и всепрощенчества. В среде армянского народа стали проповедоваться космополитизм и отказ от национальных истоков. В результате воинственный, гордый народ, любящий и умеющий радоваться всем прелестям жизни, достойно защищать свою родину, постепенно превращался в страстотерпца, мученика, во имя другой, внеземной, загробной жизни терпеливо сносящего земные несправедливости.

Результатом христианизации и решающим фактором в формировании характера армянского народа стала потеря государственности в конце 4 в., когда Армения была поделена между Персией и Византией. Государство -это главное средство защиты этноса-нации от внешних вызовов - природных или этнических, что приводит к утверждению среди представителей народа чувства принадлежности к собственной этнической группе. Потеря государственности является страшной катастрофой, могущей способствовать исчезновению этноса посредством его ассимиляции среди более организованных народов. Трагедия лишения государства не стала началом конца армянской национальности, она способствовала задействованию развитого механизма самосохранения национального иммунитета. Армяне не лишились чувства патриотизма, однако любовь к родине, преданность государству постепенно вытеснялись чувством привязанности к месту рождения, храмам, могилам предков. В течении многих последующих веков армянин постепенно лишался благотворных навыков государственного мышления, а тяжелые последствия этой идеологической катастрофы ощутимы по настоящее время.
Неумолимо и неотвратимо задействовался механизм постепенного регионального размежевания армянского народа.
Размежевание связанно с отсутствием безопасных коммуникаций и возникновением между армянами "государственных границ", прочерченных завоевателями на армянских же землях. Больше того, разделенный границами народ стал дробиться и внутри тех государственных образований, в составе которого пребывал. Этому способствовала и ассимиляторская политика государств, завоевавших Армению. Одним из последствий этого размежевания является наличие в современном армянском языке многочисленных диалектов и говоров, а также двух равноправных литературных языков: западно- и восточноармянского.

Христианская церковь, которая в свое время разобщила народ, уже в начальный период размежевания Армении стала связующим звеном для всех армян. Армяне создали из нее надежное укрытие от притязаний соседних народов. Армянский народ национализировал христианскую религию, изначально, безусловно, являющуюся религией наднациональной, и превратил ее в институт сохранения народа в условиях отсутствия государственности. Вместе с принятием национализацией религии произошла регенерация армян, давшая колоссальный по мощности толчок к воспроизводству жизненных сил народа. В этом феноменальном явлении проявился выработанный и выпестованный в языческие времена национальный менталитет армян, в том числе и жрецов-священнослужителей, превыше всех земных благ ставящих интересы народа, отечества.
Изобретенная в конце четвертого века национальная письменность также явилась детищем национализированного христианства. Важность этого факта была столь велика и неоспорима, что Армянская Церковь канонизировала изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его сподвижника Саака Партева (Саак Партев был внуком Григора Лусаворича (Просветителя) и католикосом всех армян), а армянская народная традиция возвела национальные письмена в ранг общенационального достояния. В народе прекрасно осознавали значение армянских национальных письмен в деле сохранения национальной самобытности. Национальная письменность стала сильнейшим катализатором развития культуры и способствовала консолидации армянского народа.

Особенно примечательным для раскрытия и понимания характера армянского народа периода раннего христианства является середина пятого века. Насильственно разделенный армянский народ целенаправленно и осознанно искал пути спасения от вполне реально грозившей ему ассимиляции, и выбрал трудный, но правильный выход, заключавшийся в духовном, религиозном и этническом противопоставлении себя могучим и агрессивным соседям-завоевателям. В 451 году произошли два исторических события, ставших поистине судьбоносными для армянского народа: население страны подняло всеобщее вооруженное восстание, направленное на свержение персидского владычества, пытающегося уничтожить христианство в Армении, а армянские церковные иерархи, следуя утвердившемуся в Армении монофизитству, категорически отказались подчиниться решению Халкидонского вселенского собора. Армяне самоотверженно отстаивали свою национальную самобытность как на поле брани, так и в догматических церковных спорах.
В последующем непрерывные восстания против персидского владычества привели к назначению армянского нахарара Ваана Мамиконяна марзпаном (полунезависимым владетелем) "иранской" части Армении, а Армянская Апостольская Церковь в 598, затем на Двинском соборе в 719 и Маназкертском в 726 годах подтвердила ряд принципиальных догматических отличий от халкидонизма. Происходило удивительное и героическое явление, ставшее основной преградой перед ассимиляторскими устремлениями политически господствующих на территории Армении народов - духовное, культурное и этическое самоопределение на этническом уровне и суверенизация народа на исторически принадлежащих ему землях. Это был духовный и патриотический подвиг, ставший фундаментом для тысячелетнего существования разъединенного, но не разделившегося, армянского народа.

Армяне-христиане сумели воскресить основные черты национального характера античного периода, одновременно развив многие черты характера истинного христианина. В результате получилась удивительная смесь религиозного вольнодумства (столь непривычного для христианских стран Европы) и бесконечного, христианского терпения и терпимости. Этому способствовало отсутствие государственности: инквизиция в Армении не могла появиться из-за отсутствия возможности слияния государственной и религиозной власти. Именно в подобных условиях стали возможны произведения О. Тлкуранци или Н. Кучака, произведения, в которых женские прелести сравнивались с... церковью и церковной утварью.

Грудь твоя - белоснежный храм,
А соски - как лампады в нем...
Позволь мне молиться там
И быть твоим звонарем.

А ведь еще за два столетия до приведенных строк величайший армянский поэт Григор Нарекаци в течение всей своей гениальной поэмы просто боролся с Богом. Боролся и... возносился в своих молитвах к Богу.
А еще за три столетия до Г. Нарекаци, т.е. в VII в. нашей эры, другой великий армянин - Анания Ширакаци - математик, философ и астроном пришел к заключению о сферичности нашей планеты и о том, что не солнце вращается вокруг Земли, а наоборот: Земля вращается вокруг солнца. Подобное отрицание землецентризма не было возможно ни в какой стране Европы.

Именно в среде армянского народа зародились протестантские движения тондракийцев и павликиан, по мнению многих ученых реформировавшиеся затем в Европе классическими религиями для десятков миллионов человек и даже для отдельных стран. Еретическое движение тондракийцев (вторая половина IX -середина XI вв.) по сути своей было направлено не столько против церкви, сколько против склонившихся перед гнетом арабского владычества церковных иерархов и светских феодалов. Не случайно, как свидетельствуют первоисточники, в преследовании и подавлении движения тондракийцев, совместно с армянскими феодалами и иерархами церкви, самое активное участие принимали, в период своего господства в Армении, арабские правители, которым, на первый взгляд, было бы выгодно ослабление армян. Парадокс ситуации состоит в том, что подобное движение могло зародиться лишь в условиях всенародного полного и безоговорочного признания существующей религии неотъемлемой составной частью общенациональной культуры.

Приспособление христианства к национальным устоям, синонимизация понятий "армянин" и "христианин" помогли армянскому народу в полной мере задействовать механизм национальной генетической памяти, обрести себя на родной земле, вновь почувствовать себя на родине. И, следует отдать ей должное, осознавая, что лишь таким путем можно сохранить национальную самобытность армянского народа, Армянская Апостольская Церковь, ожесточенно борясь против попеременно возникающих еретических движений, всемерно способствовала процессу национализации христианства армянским народом. Армяне прикрывались от агрессии удивительно крепкими щитами: национальным языком, отличным от всех других языков мира, исключительно национальной письменностью и консервативной национальной версией христианской религии.
Подобная изоляция, безусловно, требовала от всего народа исключительного напряжения духовных и физических возможностей, особенно если учесть географическое положение Армении: страна находилась на стыке трех континентов и - постоянно - двух мировых религий. Армяне беспрестанно вели ожесточенную борьбу сначала с огнепоклонниками и византийским христианством, затем с исламом и халкидонитами, одновременно отражая и набеги хазар-иудеев. Однако эта изоляция носила односторонний характер: не впуская никого в свою духовную и культурную жизнь, сами армяне легко усваивали язык и культуру соседних народов. Более того, армянская культура активно и благотворно влияла на культуру всего региона.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 09 ноя 2012, 07:41

Результатом христианизации


В бы это не связал с христианством...
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 09 ноя 2012, 08:47

Хачик писал(а):В бы это не связал с христианством.

А зря. Значит, не видите всей глубины его влияния. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 09 ноя 2012, 09:45

И все же несолгасен - армянская государственность пала в результате совокупности ряд причин, визванной феодализмом. Последное такую же злую шутку сыграет и с Сасанидами в 7-ом веке и это нагляднее всего показывает, что и старая религия не спасло бы...
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 09 ноя 2012, 10:23

Религия, конечно же не единственный фактор. Но весьма существенный. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 09 ноя 2012, 19:14

Хачик писал(а):армянская государственность пала в результате совокупности ряд причин, визванной феодализмом. Последное такую же злую шутку сыграет и с Сасанидами в 7-ом веке и это нагляднее всего показывает, что и старая религия не спасло бы.

Менталитет народа может меняться и при старой религии. Феодализм пережили многие и не теряя государственности.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13849
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 09 ноя 2012, 22:39

В армянской действительности церковь выполняла гораздо более значимую роль, чем это "предписано" собственно религии. Можно сказать, что армянская церковь взвалила на себя все тяготы государствообразующего аппарата, а церковные служители являлись своеобразными государственными чиновниками. При этом в армянской среде понятие "церковь" воспринимается несравнимо шире понятия "духовенство". Духовенство является сословием, в то время как церковь, в условиях падения политической самостоятельности, превратилась в общенациональную и вполне светскую демократическую организацию. Будучи единственной общенациональной организацией в условиях отсутствия государственности, церковь стала символом единства нации и представляла собой ведущую и генеративную силу в постановке и разрешении национальных задач. Церковные иерархи органично трансформировались в полномочных представителей армянского народа на переговорах с представителями иностранных государств, церковные служители зачастую выполняли роль мирового судьи во внутринациональных спорах. Результатом подобной светской и патриотической деятельности церкви стало полное отсутствие антагонизма между нацией и духовенством: армянская церковь в сознании народа отождествлялась с руководством армянского народа, а церковные служители - с самим народом.
Армянский народ так и не стал фанатично верующим. Религия, равно как и национальная письменность, выполняла роль ниши, спасительной брони, щита, которым укрывались от внешней культурологической агрессии, защищали национальные устои и традиции. Огромное количество построенных по всей стране церквей - результат культурного и национального самоутверждения, пусть даже неосознанного. Христианские храмы в Армении никогда не страдали от избытка верующих, но при этом никогда не испытывали недостатка в защитниках. Если в дохристианское время армяне воспринимали семью как символ, прототип государства, то в христианской Армении храмы ассоциировались с домом.
Приспособление христианства под национальный характер армянского народа приводило к постоянно вспыхивающим в Армении национально- освободительным войнам, духовное предводительство в которых практически всякий раз осуществляла церковь. Постоянно повторяющиеся выбросы народной энергии сбросили иго чужеземных завоевателей и привели к власти в Армении Ашота Великого Багратуни, ставшего в 859 году князем князей, а в 884 - царем Армении. Кроме царства Багратуни, в других частях Армении вскоре появились еще и царства Арцруни (914) и Сюни (970). Таким образом в конце X века на большей части исторической Армении существовали практически независимые армянские государственные образования.
Армянский народ, оторванный было от своих национальных корней, вновь возвратился к привычным устоям. Народные эпические произведения христианского периода в патриотически-воспитательных своих аспектах вернулись на исходные понятия. Вновь возродились культы родины, семьи. И в наши дни в честь героев-защитников родины создаются многие песни, получившие особую нишу в армянском фольклоре.
Наиболее почитаемыми героями армянских эпических произведений являются люди, существовавшие в реальной действительности или вымышленные, всей своей жизнью и деятельностью способствовавшие сохранению самобытности народа. Будь в истории у армян царь, наподобие Петра Первого в России, покусившегося на национальные устои народа, он никогда бы не смог занять в исторической памяти армян того места, какое ему воздает русский народ.

В Армении отсутствуют субменталитеты, отличающиеся от общенационального менталитета в столь значительной мере, чтобы можно было говорить о наличии в государстве самостоятельной контркультуры, оппозиционного менталитета. Данный факт объективно способствует единству политической культуры и общности менталитета, поскольку совместимость существующего множества различных субкультур армянского народа не вызывает сомнений. Возможно, некоторым исключением является субкультура армянской диаспоры, однако говорить о каком-либо значимом ее влиянии на население Армении сегодня не приходится.
На протяжении многих поколений в Армении происходила внутреняя вынужденная миграция, когда люди, спасаясь от очередного нашествия, искали спасения в более безопасных районах страны. По этой причине сегодня в армянских горах нередко можно встретить потомственных жителей долин и наоборот. При делении армян на горцев и жителей долин, следует учесть и историческое место жительства представителей того или иного населенного пункта. Так, подавляющее большинство армян, выходцев из Баку или равнинного города Гандзак, являются горцами по происхождению, а немалая часть жителей горного Чаренцавана переселилась туда из долин.

ГОРЦЫ Армении являются более консервативными как в своих политических пристрастиях, так и в общем мировоззрении. Они труднее поддаются влиянию нового, однако восприняв какую-либо идеологию, отдаются ей сполна. Горцы Армении, в сравнении с жителями долин, больше привержены национальному образу жизни и патриархальны в традициях. В горных регионах Армении в большей мере сохранились остатки языческой религии, причем не только в обычаях и обрядах, но и топонимах и гидронимах (например: небольшая речка Трагет в Аскеранском районе НКР, расшифровывающаяся согласно народной этимологии, как река бога Тира, или многочисленные топонимы на побережье высокогорного озера Ван, связанные с именем прародителя Гайка). Горцы Армении - наиболее вспыльчивая, но и наиболее склонная к компромиссам часть народа. Воинственны. При этом многие жители горных регионов Армении проявляют большую терпимость к представителям иных национальностей. Не исключено, что подобная терпимость истекает от большей, в сравнении с жителями долин, защищенности, связанной с рельефом местности. Горцы легко ранимы, внутренне глубоко интеллигентны, по причине чего зачастую пасуют перед неприкрытым хамством, не любят спорить, легко уступают инициативу напористым, агрессивным собеседникам. Однако именно истинная интеллигентность помогает им сконцентрировать духовные и физические возможности в периоды общенациональной опасности. Практически все значительные и широко известные национально-освободительные движения армянского народа начинались в горах. Армянские горцы чувствуют личную ответственность за судьбу всей Армении. Весьма преданны в дружбе, но им иногда не хватает настоящей "спортивной" злости. Горец добр по природе. Жителя армянских гор легко уговорить, если дело не касается основополагающих интересов народа, но сломить, запугать его практически невозможно.
Горцы Армении придают исключительно большое значение родственным связям, с большим почитанием относятся к родителям и старшим вообще. Практически у каждого рода есть свой лидер, пользующийся среди ближней и дальней родни большим авторитетом (род в Армении - это объединенная общей фамилией или общим предком группа людей-родственников, в которую органично вливаются и жены-невестки). Возможно, именно эта, изначально неплохая, черта характера стала основанием для наблюдаемого среди них излишнего чинопочитания. Армянские горцы в основном привыкли к безропотному подчинению начальству: при исключительном героизме в борьбе и войнах с внешним врагом, у них неожиданно слабо развито гражданское мужество. Большая их часть является невоинствующими атеистами, и в конфликт с религией не вступает. Горцы имеют большую тягу и способность к учению: относительный их процент среди ученых армянского народа очень высок.
Горцы удивительно щедры, зачастую до расточительности. Гости у них пользуются особыми привилегиями. Любой гость может рассчитывать на радушный прием: ради гостя может быть заколот последний ягненок в хозяйстве, вынуты из закромов последние припасы на зиму. Обычно обильное угощение гостя нередко сопровождается властными обращениями к женской половине семьи с требованиями побогаче и побыстрее накрыть на стол. Однако подобное обращение с женой не должно вводить в заблуждение, ибо среди горцев влияние женщины в семье обычно значительно превосходит влияние и значение женщины среди жителей долин. Больше того, в горах Армении жены и, особенно, матери зачастую являются истинными хозяйками в семье. Можно даже сказать, что щедрость горца имеет непосредственную связь с гостеприимством именно женской половины семьи.

ЖИТЕЛИ долин Армении значительно менее консервативны, легче и больше подвержены веяниям нового, однако при этом они менее доверчивы по характеру. Жители долин менее вспыльчивы, нередко флегматичны. "Долинники" менее горцев способны на компромиссы, и при кажущейся необходимости зачастую отстаивают свою точку зрения до конца. В разговорах часто агрессивны, напористы и категоричны, в суждениях безапелляционны. При том, что долинники более, чем кто другой, страдали от набегов и нашествий, они невоинственны, и даже излишне миролюбивы по природе, но при необходимости легко и органично превращаются в прекрасных воинов. В сравнении с горцами жители долин отличаются большей религиозностью, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды.
"Долинники" менее привержены родственным связям, дальние родственники для них являются совершенно чужими людьми. Сравнительно прижимисты, в том числе и при приеме гостей. Они более прагматичны в сравнении с горцами и гораздо более деловиты и предприимчивы. Отличаются от горцев большим, просто фанатичным трудолюбием. Отношение к женщинам в долинах Армении нередко напоминают времена патриархального домостроя. Жители долин менее терпимы к представителям иных национальностей. "Долинники" легко меняют свои политические ориентации, по сравнению с горцами гораздо менее уважительно относятся к старшим и начальству. Почти у всех напрочь отсутствует привычное для Азии чинопочитание, больше того, иногда создается впечатление, что в начальство там стремятся люди, заранее обреченные на высмеивание и всеобщую неприязнь.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 10 ноя 2012, 13:45

Современная армянская МОЛОДЕЖЬ нередко отличается безразборчивостью в политических пристрастиях, легкостью смены внутри и внешнеполитической ориентации. Присущий юношескому возрасту вообще максимализм особенно сильно развит у армянской молодежи, легко поддающейся влиянию различных течений в области моды, искусства, религии, этики, эстетики, языка общения... Армянская молодежь в массе своей тяготеет к учебе в вузах, хотя побудительной к тому причиной иногда является формула престижа "а чем мы хуже?" По этой причине стремление к учебе не всегда может означать стремление к знаниям. Главная и наиболее уважаемая наука - история, вне всякой зависимости от основного изучаемого предмета. Молодежь Армении сентиментальна, часто настроена на лирику: редко можно встретить молодого армянина, не пробующего силы в написании стихов.
Работа для молодежи является целью, а не средством. Занятый любимой работой молодой армянин нередко самоотстраняется от жизни, перестает интересоваться общественной жизнью, политикой, заработной платой. В работе он энергичен и инициативен, от него постоянно можно ожидать новых идей и находок. Молодой армянин является настоящей находкой для работодателя, неутомимый генератор открытий. На работе он не устает до тех пор, пока, как ему кажется, не достигнет высот в избранной профессии. Тогда он сникает: ему требуется новая область для применения знаний и энергии, и он легко меняет интересы. Это - романтичный идеалист, обо всем имеющий собственное суждение, но не пытающийся бороться за претворение в жизнь своих политических идей. Он уже удовлетворен любимой работой.
При всей своей апатии и неразборчивости в политической ориентации, молодежь время от времени порождает в армянском народе националистические воззрения. Армянская молодежь, вернее, ее наиболее консервативная часть нередко выбирает для себя наиболее трудный путь в работе, искусстве, просто жизни. Во все периоды засилья армянской действительности инонациональной культурой и идеологией именно молодежь вставала в первые ряды защитников истинно национального. В этом случае она способна, стиснув зубы, до конца бороться за сохранение всего того, что принято называть национальной культурой.

ЖЕНЩИНЫ Армении являются наиболее консервативной частью народа. Пожалуй, лишь в выборе внутриполитических пристрастий армянки способны поддаться эмоциям, словесным и внешним эффектам. Традиционно армянки полноправные хозяйки лишь на кухне (в горах их права зачастую распространяются на всю семью). Это настоящие берегини и хранительницы семейного очага. Терпеливы, в массе своей безропотны, что, однако, вовсе не исключает завидного упорства при достижении поставленной цели. Исключительно трудолюбивы, чистоплотны. Обладают огромным энергетическим потенциалом: трудно определить, когда армянки спят, и спят ли они вообще. Армянки отличаются и большой религиозностью. Можно утверждать, что именно женщины являются главной опорой Армянской Апостольской Церкви. Во всяком случае церковь всегда может иметь ввиду эту склонность к религии у армянок.
Армянки крайне редко распространяются о своих семейных неурядицах. Будучи бесконечно преданными семье, они предпочитают справляться со своими проблемами без посторонней помощи. Снисходительны к нередко деспотичным выходкам супруга, но измены прощают трудно (если вообще прощают). Любовь к детям у армянок зачастую принимает форму жертвенности и несравнимо превосходит любовь к родителям, мужу, и другим близким родственникам. Армянки горды, зачастую до надменности. Взгляд незнакомой армянки практически невозможно поймать, она смотрит "сквозь" незнакомого.
Армянки, как правило, избегают активной политической деятельности, хотя с уважениям относятся к женщинам-политикам. Это - пассивный электорат, но оппозиция всегда может рассчитывать на их голоса. Армянки голосуют не разумом, а сердцем, и опытный политик обязательно учитывает эту особенность их характера. Гостеприимны, любят щегольнуть умением вкусно готовить и, обязательно, красиво накрыть стол. Не похвалить приготовленный армянской хозяйкой обед - значит слегка обидеть ее, хотя еще большее удовольствие она получает от с аппетитом поедаемого приготовленного ею блюда. У каждой армянки свои кулинарные секреты, которыми она с удовольствием поделится с гостьей.

Горожане в Армении нередко страдают "всезнайством", что особенно проявляется в области истории, политики и литературы. Эти области науки горожанами Армении полностью "приватизированы" вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью они занимаются на самом деле. Каждый армянин - это одновременно историк, филолог, поэт и министр иностранных дел. В спорах горожане почти всегда предубеждены и бескомпромиссны, даже если приходится обсуждать малознакомую или даже совершенно незнакомую проблему. Суждения отличаются категоричностью и полной безапелляционностью. Горожане-мужчины нередко страдают нарциссизмом. Однако они, как правило, галантны, уважительны по отношению к женщинам, хотя в собственной семье могут отличаться крайней нетерпимостью и деспотичностью. Женщины, как уже было отмечено, незнакомых мужчин "не замечают". В семье они управляют штурвалом домашнего корабля, стараясь делать это так, чтобы муж не замечал собственной роли ведомого.
Горожане отличаются отсутствием прагматичности, никогда не преминут щегольнуть щедростью перед знакомыми, пусть даже в ущерб экономическим интересам собственной семьи. Тщательно скрывают от окружающих семейные и финансовые неурядицы. Широко известное гостеприимство армян, как правило, является искусственной бравадой с зачастую тяжелыми для семьи последствиями. Все лучшее гостю, - этот девиз не столько является отражением уважения к гостю, сколько помогает тешить самолюбие хозяина. Удивить гостя, поразить его обилием блюд на столе, - в этом отражается урбаноцентризм жителя армянских городов. Нередко горожанин-армянин приберегает деликатесные яства на случай прихода гостя. Дни рождения, свадьбы и даже похороны часто выливаются в соревнование с неизвестным конкурентом: кто больше потратится, кто больше выставит закусок.

СЕЛЬЧАНЕ, напротив, глубоко практичны, и частенько любят всуе жаловаться на трудную жизнь. При этом сельские жители гостеприимны. Хлебосольны, искреннее желание накормить гостя может доходить до назойливости. По-детски, до наивности, бескорыстны. Снисходительны к другим, но исключительно строги к членам своей семьи. Предприимчивостью, сельчане, как правило, не отличаются. Трудолюбивы до самоотверженности, в особенности жители долинных деревень. Патриархальны, крайне неохотно воспринимают новое. В суждениях не агрессивны, однако в спорах, соглашаясь с оппонентом, нередко остаются при своем мнении. Зачастую безразличны к политике, однако крайне трудно меняют свои ориентиры. Уважение к приезжим, особенно горожанам, чрезмерное, нередко граничащее с почитанием. Исключительно общительны, предпочитают коллективную работу. Сентиментальны. Наиболее уважаемый жанр литературы - исторические романы, нередко воспринимаемые в качестве непререкаемого учебника истории.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ разделяется на две категории: приемлющих и не приемлющих национальную самобытность народа. При этом обе части нередко доходят в своем мировоззрении до полного отрицания противоположного мнения. Возникновению двух направлений народной мысли - западничества и национализма - объективно способствовали этнополитическое и географическое расположение Армении, вся история страны, равно как и христианское вероисповедание. По сути, это один из вечных вопросов армянского народа - какой ориентации придерживаться во внешней политике - следовательно, какой культуре отдать предпочтение? Споры между западниками и националистами в находящейся на перекрестке трех континентов и двух мировых религий Армении порой принимали ожесточенный характер. Рим или Персия, Византия или Персия, Аравия или Византия, Россия или Европа?

ОСТАЛЬНЫЕ субменталитеты армянского народа: мелкие и крупные торговые деятели, ремесленники, предприниматели, банковские служащие и служащие государственных учреждений; социальные и профессиональные группы не имеют решающей роли в характере армянского народа. Они растворены в общей массе народа и, в основном, примыкают к уже описанным группам. При этом, однако, следует учесть все более возрастающее влияние на менталитет народа зарождающегося класса армянской военной элиты, сумевшей сконцентрировать лучшие черты народа: героизм и жертвенную любовь к родине. Эти качества армянской армии, даже с рецидивами советских времен, сумели по достоинству оценить в народе. С другой стороны, немалое значение возымел и уже зародившийся класс постсоветских предпринимателей, деятельность которых все больше напоминает времена освоения американцами дикого Запада.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 10 ноя 2012, 18:23

Спасибо, очень интересно и близко к истине :)
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 10 ноя 2012, 18:27

Хачик писал(а):Спасибо, очень интересно и близко к истин

С удовольствием приму Ваши поправки. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 12 ноя 2012, 19:29

Думаю с субкултурным менталитетом перебор - таких обобщении трудно или практически невозможно делать...
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 12 ноя 2012, 22:57

Благородство армянского характера требует глубоких и осторожных раскопок: тип совершенного армянина не способен показать себя в удачном ракурсе, с выгодной стороны. Армянин силен тогда, когда не играет на "сцене" жизни, или когда "играет" самого себя. В этом случае за бравадой, гонором, жестом нетрудно разглядеть присущую типичному армянину натужно преодолеваемую природную застенчивость, стремление преподнести себя в глазах окружающих "современным" человеком. В типичном армянине легко угадывается способность к фатальной жертвенности, терпению и смирению, в нем всегда живет пафос страданий. Он любит песни, пляски, народные гулянья, но веселье его непременно носит оттенок грусти. С достойной сожаления настойчивой последовательностью культивируется у армян синдром народа-страстотерпца. "Много страдальный" - вот наиболее расхожий эпитет, употребляемый армянами об армянах же.
Армянин безмерно любит собственную историю, беспрестанно перечитывает ее, особенно пристальное внимание уделяя наиболее страшным страницам национальных бедствий. Он упивается трагедиями и катастрофами, выпавшими на его долю, не переставая гордиться тем, что ему все же удалось выжить. Редкое армянское застолье не превращается в около- или псевдонаучные споры по истории народа. Споры, в итоге которых каждый остается при своем мнении. Ложный, незрелый патриотизм заставляет армянина преувеличивать выпавшие на долю народа страдания, многократно превышать количество жертв при тех или иных катастрофах. Энергетический потенциал его огромен и непредсказуем, подобно вулкану он способен на выброс огромной и неконтролируемой энергии. Размеренная и спокойная жизнь армянина способна взорваться в одночасье, ему не требуется времени на раскачку. Отсутствие внимания и пренебрежение к его проблемам приводит армянина в исступление, воодушевляет на борьбу; он забывает о своих страданиях, язвах и ранах и стремится добиться намеченной цели любым путем. Протуберанцы выброса энергии армянского народа не раз приводили в трепет многочисленных врагов. Армянин горд и самолюбив, наличие публики, свидетелей превращает его в героя. Это своеобразный человек престижа, способный терпеть как угодно долго, но лишь до тех пор, пока не задеты его национальные гордость и самолюбие.

Поэзию в Армении боготворят везде: и в лавке мелкого торговца и в доме интеллигента. Армянину действительно есть что предъявить миру из своего поэтического наследия. Пожалуйста, произведения поистине мирового значения, начиная с античных времен до наших дней, от "Рождения Ваагна" до Паруйра Севака. Мало у какого народа поэты пользуются столь всенародной любовью. "Книга скорбных песнопений" Григора Нарекаци уже ровно тысячу лет кладется в изголовье больного в качестве главного лечебного снадобья. Однако у армян практически нет ни одного серьезного произведения в прозе. Поэтический характер армянина предполагает выброс чувств, но не тщательно-скрупулезный и долговременный анализ жизни. Он ֊ лирик, человек эмоциональный, живущий сиюминутными заботами, пытающийся оседлать не век, не год, не день даже, а мгновение.

Любовь армянина к книге поистине беспрецедентна. Вряд ли найдется на свете еще народ, со столь трепетным отношением к книге. Это любовь творца, любовь родителя к своему единственному чаду. Армянские историки, простые переписчики книг всегда были окружены всенародным почитанием. Книги были почти в каждой средневековой армянской семье, и не имело никакого значения, умеют ли в этой семье читать. Во времена всенародных бедствий армяне в первую очередь старались спасти из всего своего имущества именно книги. Праздник переводчиков, день почитания памяти творцов армянского алфавита Месропа Маштоца и Саака Партева и их первых учеников, родился в глубинах благодарного народного сознания и лишь затем был канонизирован церковью.
Загнанные на смерть в пустыню Дер эль-Зор армянские женщины и дети умирали... У одной лежащей группы мать пальцем на песке выводила своему ребенку армянский алфавит и вместе с ним произносила его звуки... каждый раз вновь, когда ветер сдувал написанное.
Интервью Лоуренса Аравийского в Париже, 1919 г. Опубликовано в 1931 году в журнале "Outlook and Independent", "Эти невозможные армяне".

Многочисленным завоевателям Армении была хороша известна любовь армянского народа к книге и образованию. Армянские книги запрещались, они сжигались и рвались. Неграмотные тюркские и монгольские захватчики инстинктивно чувствовали, какое огромное духовное значение имеют для армян книги. Они ясно осознавали, что в Армении книги являются воинами не менее страшными, чем те простые крестьяне, в чьих домах они хранятся. Хромой Тимур (Тамерлан), например, играя на этом чувстве армян, обогащал свою казну. Он брал в плен армянские книги и возвращал их в обмен на значительный выкуп, выкачав таким образом из Армении несметные богатства. "Книга попала в плен", "книга вызволена из плена" - эти выражения, насколько нам известно, существуют лишь в армянском языке. Деньги на вызволение из плена книг собирались всем народом. Не меньше страха внушали различным завоевателям и грамотные армяне: так в Западной Армении турецкие оккупанты веками запрещали армянские школы, - в Восточной Армении, уже в начале двадцатого века, подобную же политику запрета армянских школ пыталась претворить царская Россия.

Наивная эмоциональная армянская поэтичность не допускает рассудительности, армянин, как правило, не стремится заглядывать в будущее. Армянские политики, плоть от плоти народа, в большинстве своем не способны планировать политическую деятельность на много времени вперед, учитывать долговременные интересы государства, строить работу с учетом возможных региональных и мировых геополитических изменений. С армянином легче договариваться, чем воевать, Сочетание идеального воина и слабого, недальновидного политика нередко приводит армянский народ к сдаче путем переговоров позиций, завоеванных на поле брани ценой огромных усилий и концентрации всех духовных и физических сил нации.
Поразительно несоответствие проявляемых героических усилий с многократно превосходящими силами противников и тех убогих результатов, которыми довольствовались "вожди"
нации.
И. Мурадян, С. Манукян, "Третий путь" евразийских наций и ирано-шиитская революция. Ереван, 1997.
В истинном армянине со счастливой и удивительной гармоничностью сочетаются абсолютная жертвенность и неистовое, бесшабашное мужество. Подобное сочетание "горючей смеси" с удивительной постоянностью порождает воина, способного на самые героические свершения.
Армянин - созидатель по натуре. Он строит всегда и везде, даже во время войны, даже если не уверен в том, что враг не разрушит его новый дом. Строительство в сознании армянина - это ратное поле, и именно на этом поле битвы армянин никогда не терпел поражений. "Строительство - высшая и увековечивающая победы форма борьбы армянина", - писал выдающийся армянский полководец, философ и государственный деятель Гарегин Нжде.
Политический деятель, интенсивно и много строящий на армянской земле, всегда может рассчитывать на благосклонность населения.
Дороже земли у армянина нет ничего. Работать на земле любят даже потомственные горожане. Земля для армянина является не только кормильцем, но и опорой, и защитой. Армянин видит в земле не только источник благополучия. Земля - главный и непобедимый воин армянского народа, его мощь и вера, надежда и уверенность в завтрашнем дне. Однако любовь к земле у армянина практически не ассоциируется с преданностью и любовью к государству. Это не государственый патриотизм, это любовь к родине, Отечеству. Из уст армянина практически невозможно услышать выражение "мое государство", армянин предпочитает говорить "мое Отечество", или, как в наши дни - "моя республика".

Ребенок — общенациональное богатство, символ продолжения жизни, рода, средство пережить всем народом существующие житейские невзгоды. Во время катастрофического землетрясения в Армении в декабре 1988 года эта особенность армянского народа стала полной неожиданностью для коммуно-космополитического руководства Союза ССР, никогда, впрочем, не интересовавшегося особенностями национального характера входивших в Союз народов. Руководство Кремля вознамерилось рассредоточить армянских сирот по остальным республикам страны, и, возможно, не имело при этом никаких дурных помыслов. Однако это намерение чуть было не стало началом серьезного конфликта между армянами и Москвой.

Находящийся в подчинении у завоевателей армянин проявляет недюжинные способности к выживанию, направленные на улучшение собственного экономического благополучия. Во времена нахождения части Армении в составе Византии, множество представителей армянского народа становились царями империи. Достаточно "удобно" обустроились армяне в Советском Союзе. Даже в Османской империи, во второй половине XIX века, армяне контролировали 25% промышленности и финансов и 60% внутреннего торгового капитала. Подобному приспособлению помогает не только широко известный армянский гений торговца и его природная способность к языкам. Армянин с искренним уважением относится к инонациональному собеседнику, его языку, обычаям и культуре, что, естественно, вызывает доверие и чувство признания. У армян напрочь отсутствует чувство языкового шовинизма, глубоко укоренившееся, например, у русских. Проживающие в республиках бывшего СССР русские люди старались говорить только на русском языке, в то время, как армяне, даже в Армении, практически всегда переходили на язык находившегося в компании гостя.

О победах национального оружия в армянской среде не принято или "неудобно" вспоминать. Между тем армянский народ знавал громкие триумфальные победы, вплоть до того, что, как свидетельствуют римские историки Евтропий и Светоний, в 62 году н. э., после разгрома при Рандее, вторгшиеся в Армению войска римского полководца Цезения Пета "прошли под ярмом" и покинули Армению на самых унизительных условиях. В широких армянских кругах остается малоизвестным тот факт, что в эпоху Септимия Севера (конец II - начало III вв. н. э.) Рим платил дань царю Армении Вагаршу. Не уделяется достаточно внимания громким победам Арташеса Великого, сына Тиграна Великого - Артавазда, армянского спарапета второй половины 4 века Мушега Мамиконяна, Смбата Багратуни, Левона II Великого и т.д. и т.д. Зато в памяти армянского народа крепко засели предатели национальных интересов, количество которых абсолютно несоразмерно отведенным на их долю этногигабайтам народной памяти.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 13 ноя 2012, 07:23

Ну, скажем так, Рим не был данником Вахарша, просто платил армянскому царю "пенсию" для того, чтоб тот охранял КАвказские проходы. А вообще, история армян в многом была обесценена и в многом усилиями "старшых братев". Те, стремясь в армянах видеть прежде всего "верных поданных", старательно обесценивали или замалчивали всякое великое в их истории, ставя акцент на страданиях и на плаче...
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 13 ноя 2012, 22:27

Избирательная фрагментарность генетической и исторической памяти армянского народа не могла не оказать влияния на его отношение к другим народам. Почти в каждом из них армянин видит объект, нуждающийся в спасении. При этом для претворения этой благородной цели армянин способен на самые героические поступки, вплоть до самопожертвования. Армянский национализм планетарного, вселенского масштаба, однако он существенно отличается от либерал-космополитизма ярко выраженной, но совершенно не эгоистичной армяноцентричностью. В этом психологическом феномене заключается присущее лишь армянину удивительное национальное своеобразие национализма.
Выработавшийся в течение многих веков национализм у армянского народа несет в себе позитивное начало до тех пор, пока не переходит в биологическое отрицание представителей других национальностей, что объективно способствует национальной замкнутости и изоляции.
Примитивный и провинциальный армянский национализм нередко способен вырасти до полного отрицания возможности комплиментарного сосуществования с представителем любой другой национальности, что существенно обедняет народ. В таком случае армянский национализм легко трансформируется в национальное чванство, вплоть до отрицания наличия каких-либо достоинств или выдающихся людей среди представителей других национальностей: вопросом престижа зачастую становится поиск армянских корней у знаменитых деятелей разных народов. В этой широко распространенной болезни армянин не знает удержу, "находя" армян среди гениев всех народов. Подобные поиски иногда оформляются в виде широко рекламируемых (и, надо сказать, весьма популярных в народной среде) "научных" трудов, основная цель которых, по всей видимости, это "доказать" исключительность армянского народа.

Однако наряду с национализмом в армянине органично уживается постоянное стремление видеть в соседях нечто позитивное, и даже находить "оправдания" для совершенных против него в прошлом преступлений. Армянский народ коммуникабелен, он не только легко адаптируется в инонациональной среде, но и постоянно создает благоприятное поле взаимодействия с соседними народами. Армянин не злопамятен, он чувствует потребность оправдать насилие над собой, "понять" совершенные против него преступления. Он легко забывает прошлые обиды, всегда готов подружиться с тем, кто еще вчера проливал его кровь. Лишь учиненный в Османской (Турецкой) империи над армянами страшный геноцид продолжает оставаться незаживающей раной в душе практически каждого представителя народа.

Крайний армянский национализм способен проявляться лишь на родной земле: на чужбине, в неагрессивной среде, армянин быстро избавляется от него, сливаясь с ведущей (титульной) нацией, перенимая чужие идеи, нравы, образ жизни, психологию. Армянин на чужбине частенько любит щегольнуть своим национализмом, не уставая "подтверждать" исключительность своей нации именами выдающихся полководцев, политиков, деятелей искусства, спорта.., некоторые из которых, как уже было отмечено выше, никакого отношения к армянскому народу не имеют. "Энтузиазм" этот, однако, быстро иссякает, и уже через одно-два поколения подобный примитивный национализм органично трансформируется в не менее примитивный космополитизм. К подобной трансформации приводит абсолютное отсутствие у армянина института сокрытия нации, культивируемого, например, у евреев. Можно даже утверждать, что именно в тот день, когда живущий в инонациональной среде армянин "забыл" похвастать своей принадлежностью к собственной нации, не вспомнил о трагических страницах своей истории, он на самом деле перестал быть армянином.
Художественные, научные, технические и иные таланты армянина зачастую наиболее полно проявляются именно на чужбине. На первый взгляд данная особенность может показаться удивительной и даже противоречащей многим вышеприведенным мыслям, однако этот "взрыв" интеллектуального потенциала армянина объясняется стремлением ни в чем не отставать от коренного жителя страны местопребывания. Подобное стремление отнюдь не носит в себе элемента карьеризма, а является результатом выработанного в течение многих веков способа выживания в инонациональной среде посредством развитой мимикрии. Способа тем более необходимого, что на территории Армении долгие времена господствовали отсталые в культурном плане племена, никоим образом не благоволившие к армянскому народу.
Армянин на чужбине нередко предпочитает общение с местным населением. Во многих странах мира довольно активно функционируют армянские национальные общины, но практически ни в одной христианской стране невозможно встретить армянские кварталы, вроде китайских, греческих, негритянских и т.д. Это, однако, никоим образом не значит, что армяне не протягивают друг другу руку помощи.
Гурген Маари - тонкий психолог и известный писатель - в чудном своем рассказе описал, как в одном из лагерей ГУЛАГа на Колыме пришлое начальство решило распределить заключенных в бараках по национальному признаку. И чтобы они сами выбирали себе пользующихся относительными привилегиями старост, поваров, раздатчиков пищи, дежурных и т.д. Вскоре начальству доложили, что заключенные в "русских", "узбекских", "украинских" и других бараках уже разместились и выбрали начальство, а вот в "армянском" бараке споры продолжаются. Когда по прошествии еще нескольких часов армяне так и не смогли прийти к согласию, начальство, рассердившись, приказало распределить армян по разным баракам. Примерно через год в лагерь приехала новая комиссия из Москвы, руководитель которой после проверки с удивлением заметил: "Удивительный народ эти армяне! В каждом бараке староста - армянин, раздатчики пищи - армяне, даже дежурные - армяне. И как умеючи они помогают своим соотечественникам!" :D

Выработавшаяся в течение веков способность к выживанию органично сочетается в армянине со стремлением покровительствовать соотечественникам. Помогать, не объединяясь. Возможность оказывать покровительство тешит его самолюбие, но наличие большого количества сходного типа характеров в армянском народе мешает армянину полнее раскрыть свои возможности в среде родного народа.

Весьма показательна книга австрийского писателя Франца Верфеля "Сорок дней Муса-Дага". В практически документальном повествовании описывается беспримерно мужественное сопротивление жителей нескольких армянских деревень подразделениям регулярной турецкой армии, выполнявших государственную политику геноцида по отношению к армянам. Однако приговоренные к смерти и находившиеся на вершине горы окруженные врагом обыватели не только воевали с жестоким врагом, но и боролись за право... руководить обреченными на смерть.

Стремление к оказанию и к получению помощи сидит у армянина в генах, поскольку именно взаимовыручка была для армян одним из условий выживания в условиях инонационального господства. Известный армянский писатель А. Паронян в своей сатирической комедии "Высоко чтимые попрошайки" высмеивает эту милую, несколько провинциальную черту армянского характера, в то же время жестоко порицая тех, кто пользуется подобной неразборчивой милостью.

Армянский национализм зачастую выражается в судорожном проповедовании исключительности армянского народа, его особой миссии на земле, призвании быть носителем высшей духовно культуры. Постоянная сверхнапряженность национальных чувств, наложившаяся на присущую народу готовность к жертвенности, а также более высокие, по сравнению с соседними народами, интеллект и общая грамотность, плюс самостоятельное цивилизационное поле объективно привели армянский народ к осознанию себя как мессианского народа. Мессианство, значение которого в сознании армянина накладывается на историческую судьбу самого народа, стало сущностью самого народа, его естественной потребностью. Армянский народ ощущает в себе потребность спасти все человечество.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 14 ноя 2012, 07:42

Тенденция несколько преувеличина - как и в любом народе, у армян тоже есть и националисты, которое часто оценивается положительно, если не падать в крайности, и "либералы"...
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 14 ноя 2012, 23:56

В мессианстве проявляется вершина духовной жизни армянина. Армянское мессианское сознание связано с христианством и полно апокалиптических ожиданий и предчувствий, хотя, как уже отмечалось, особой религиозностью армянин не отличается. Армянский мессианизм чист и жертвенен, в своем исступлении он способен преодолеть собственные национальные пороки. Спастись, чтобы спасти - вот, пусть даже и неосознанное, кредо типичного армянина. Защищая Россию от французов, Францию от фашизма, арабов от англичан, иранцев от турков... армянин каждый раз свято верит, что защищает справедливость на Земле, а, значит, Армению.

Армянский характер привык освещать собственную стихию бытия, он не приемлет безвестности. Армянин "живет перед зеркалом", постоянно глядит на себя со стороны: как я выгляжу, все ли я правильно сделал и как это воспримет мир? "Мир", и это естественно, не всегда благодарен (или всегда неблагодарен), и самому армянину сносную жизнь не припас. Но разве может неблагодарность стать препятствием для деятельной натуры? Щедрой рукой раздает армянин свои таланты, художественные и культурологические достижения. Армянский стиль архитектуры находил место под солнцем в далеких от Армении странах, армянские языческие боги оживали в пантеонах многих народов, армянские миссионеры приобщали к свету христианства заблудшие народы, армянская поэзия заставляет учащенно биться сердца представителей многих народов мира, армянские полководцы защищали чужие страны не менее истово, чем родную Армению... Примеров мессианства армянской культуры можно приводить бесконечное множество.

Армянскому народу присущи выработавшиеся в процессе исторического развития черты национал-демократизма (вспомним еще раз свидетельство Ксенофонта, который указывает на выборность старост в армянских селах). Однако впоследствии история народа сложилась таким образом, что нация веками пребывала под полным господством у иноплеменного феодального класса (или у подчиняющихся завоевателям собственным феодалам, что, в конце концов, одно и то же). Это обстоятельство способствовало выработке в армянине чувства самодостаточности. Армянин способен самостоятельно решать свои проблемы и лишь в этом качестве входить в национальное общежитие, органично принимающего форму национал-демократии. В подобном обществе каждый на "ты" с каждым, включая и бога и царя. Современное армянское уважительное "вы", равно как и все еще неизжитое обращение по имени-отчеству, является следствием влияния русского языка.

В течение долгого времени армянское потомственное дворянство (уже к середине XIX века практически сведенное на нет) и высшее духовенство, будучи главными носителями национальной идеологии, были лишены возможности свободного политического и экономического руководства народом. Все были равны в бесправии, и это обстоятельство приводило к естественному объединению национальной элиты и низов. Последствия подобного объединения не имели решающего значения в политическом устройстве государства, но оказали несомненное влияние на менталитет армянского народа. Армянин внутренне готов всем народом оказаться принесенным в жертву. Пожалуй, только у армян можно найти пословицу, указывающую на эту готовность: "Смерть с друзьями - свадьбе подобна" (Ընկերովի մահը հարսանիք է). Близкая по звучанию русская пословица "На миру и смерть красна", как легко заметить, значительно отличается семантически.

Время от времени в среде армянского народа возникала общенародная идея возрождения армянской государственности, иногда даже претворявшаяся в жизнь (IX-XIY века, конец XIX - начало XX веков), однако мы вынуждены констатировать, что эта идея долгое время не становилась доминирующей общенациональной целью. И лишь проповедуемый с конца XIX века Ай Дат (Армянский вопрос, суд), на первый, сугубо поверхностный, взгляд заключающий в себе исключительно задачу возвращения отторгнутых у армян территорий и возмещения понесенного народом морального и материального ущерба, в глубинной своей сущности обернулся идеей возрождения армянской государственности. Наличие у армян доктрины Ай Дата является сильным стимулирующим фактором для консолидации народа, оказывающим решающее влияние на его мировоззрение и менталитет.

Источник (с начала темы): Левон Мелик-Шахназарян "Характер армянского народа". Ереван, Тираст, 1999г.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 15 ноя 2012, 19:30

ZHAN писал(а): Ереван, Тираст, 1999г.

Хачик
информация не слишком устарела? Характер армян не сильно изменился?
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13849
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Хачик » 16 ноя 2012, 07:23

Думаю, что нет - г-у Шахназаряну втаких вопросах доверять стоит :)
Аватара пользователя
Хачик
солдат
 
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 17:36
Пол: Мужчина

Раскрутка армянского национализма

Новое сообщение ZHAN » 22 окт 2015, 15:23

В 1965 году в ЦК КПСС разрешили провести в Ереване митинг памяти геноцида армян в Турции. На него собралось около 50 тысяч человек. После этого армянские националисты, почувствовав защиту в верхах, подняли вопрос о возврате Нагорного Карабаха.
Изображение

О том, как происходил этот митинг, в журнале «Анив» (№2 (47), 2013) вспоминал один из старейших лидеров армянских националистов Рафаэл Казарян.

«Приближалось 50-летие Геноцида, и росло всеобщее внутреннее напряжение. Затрудняюсь однозначно объяснить зарок молчания о Геноциде, данный советской властью. Только Паруйру Севаку удалось дерзко прорвать стену необъявленного табу.

Благодаря художнику Саркису Мурадяну, с которым мы сблизились ещё в годы пребывания в Москве, в ряду новых друзей я удостоился также знакомства и с Паруйром Севаком.

Был конец марта или начало апреля. Я только что вернулся из очередной командировки. Ворвался взволнованный Саркис и поразил нас неожиданным известием: Москва разрешила отметить 50-летие Геноцида. Выяснилось, что ещё в 1964 году по инициативе Варага Аракеляна, при участии Паруйра и Саркиса было отправлено письмо в Москву, в ЦК, с обоснованием соответствующей просьбы. Письмо подписали 13 известных представителей интеллигенции. Их пригласил в ЦК Компартии Армении первый секретарь, большой патриот Яков Заробян. В заключение беседы он пообещал сделать всё, чтобы добиться разрешения, и попросил помочь ему. В Москву полетело второе письмо, на сей раз с пятьюдесятью подписями. Заробяна пригласили в Москву. Он рассказывал, что Брежнев и другие члены Политбюро понятия не имели о Геноциде. Они были поражены представленными фактами, и разрешение удалось получить.

(Согласно позднейшему свидетельству сына Я. Заробяна Никиты его отец в 1964 году согласовывал вопрос в первую очередь с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко и секретарём ЦК КПСС по идеологии Михаилом Сусловым. Вопрос Геноцида не был поднят руководством СССР в полный голос даже тогда, когда после второй мировой войны были предъявлены претензии на территории Турции, которые входили в состав Российской империи, хотя армянская тема играла в этих претензиях важную роль).

Перед 24 апреля вместе с несколькими активистами из университета мы встретились с Виктором Амбарцумяном (тогдашним президентом Академии наук Армянской ССР), ректором Нагушем Арутюняном и членами парткома. Они попросили нас не агитировать студентов участвовать в готовящейся демонстрации. Я немного погорячился: «Когда же, наконец, мы сможем предъявить свои справедливые требования?» Среди собравшихся я был единственным беспартийным.
Изображение

Мы условились вместе с группой Паруйра обязательно участвовать в шествии, чтобы предотвратить возможные неприятности, поскольку Яков Заробян с риском для себя убедил Москву отдать войскам приказ не вмешиваться в ход демонстрации, гарантируя, что она пройдет мирно. Подобные организационные обсуждения проводились усилиями интеллигенции и молодёжи. В нескольких из них участвовали Паруйр и Саркис. Большой вклад в подготовительные усилия внесли глава городской власти Асратян и др.

24 апреля газета «Правда» вышла в свет в двух вариантах. Для Армении – со статьей Мкртича Нерсисяна, посвященной Геноциду, для всего остального Союза – без неё. В других центральных газетах – ни звука, чтобы ничем не обидеть соседнего заклятого друга Турцию.

Когда одна из колонн демонстрации приблизилась к чёрному зданию университета на улице Абовяна, я читал поточную лекцию в большой аудитории. Обратился к студентам: «Сегодня каждый должен вести себя согласно своим принципам и своей совести. А теперь я должен прервать лекцию». И вышел из аудитории. Почти все слушатели присоединились к колонне. До сада Комитаса двигалась колонна из нескольких десятков тысяч человек – беспрецедентное чудо для Союза. Однако произошло нечто ещё более невероятное. Её участниками были на сто процентов армяне – и ни одной неприятности, ни одного нарушения порядка. Невооруженные солдаты остались сидеть в открытых кузовах военных машин и ни разу не вмешались. Любимец народа Ованнес Бадалян (певец, с 1961 года народный артист Армянской ССР) и окружавшая его группа молодёжи всю дорогу пели патриотические песни.

Вечером мы собрались дома у художника Саркиса Мурадяна. Всеобщее несказанное воодушевление выразил Паруйр: «Мы были толпой, сегодня стали народом». Вдруг звонок – возле здания Оперы (внутри проходило торжественное заседание) произошли беспорядки. Мы набились в машину Саркиса, неподалеку от здания ЦК встретили молодых ребят, убегающих от преследования милиции и поливальных машин. Выяснилось, что они хотели прорваться в здание Оперы, получили отказ и стали бросать камнями в окна. Настроение у нас изрядно испортилось. И снова нужно отметить благоразумие властей, которые погасили ситуацию, не имевшую последствий.
Изображение

После 24 апреля воодушевленный Заробян объявил о решимости начать борьбу за Карабах. Паруйр и Саркис быстро отправились туда, после чего начался поток обращений уже в адрес организованной нами группы. Кроме нас и Варага в группе участвовало ещё несколько представителей интеллигенции. Позднее присоединился Баграт Улубабян, вынужденный бежать из Карабаха из-за азербайджанских преследований (глава Союза писателей НКАО, переехавший в Ереван в 1968 году).

Якову Заробяну не простили его смелый патриотический шаг – его сменил Кочинян. Незадолго перед освобождением от должности Заробян посетил наш институт, в частности, возглавляемое мной отделение. Он бегло говорил по-армянски, между тем мы знали, что в момент перевода в Армению он не владел языком. Почти полгода он избегал выступать, пока не освоил его в достаточной степени. Такой пример бичует всех тех, кто десятками лет живет в Армении и не прекращает попыток заменять армянский другим языком, вместо того чтобы выучить родной.

Кочинян был настроен довести карабахскую эпопею до победного конца. Вернувшись из Москвы, собрал ребят (в том числе Паруйра, Варага, Саркиса) и представил им очередной печальный пример «армянской судьбы». Ознакомившись с подробностями, связанными с отрывом этой несчастной земли от Армении, Брежнев воскликнул: «Так это же несправедливо!..» Он предложил Ахундову, в то время первому секретарю ЦК Компартии Азербайджана, объявить о передаче НКАО Армении. Тот положил на стол своё удостоверение секретаря и сказал, что отказывается, потому что не сможет объяснить это своему народу.

Вмешался «серый кардинал» Суслов и убедил Брежнева, какого бешеного джинна так можно выпустить из бутылки. После этого Кочиняну приказали больше не поднимать эту проблему и запретили всякую связанную с ней активность. Мы это почувствовали немедленно – отношение к группе «наверху» изменилось. С другими группами поступили более сурово. Организатора первого и последнего выпуска «Самиздата» посадили, через два дня он скоропостижно скончался в тюрьме якобы от сердечного приступа.
Изображение

В любом случае подъем 1965-1967 годов привёл к важному завоеванию. Был объявлен конкурс на памятник жертвам Геноцида, а затем началось строительство – на первом этапе силами добровольцев во время субботников. Армянский национализм теперь стал организованной силой».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49569
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Lion » 23 окт 2015, 07:28

Эхх, не была бы Турция членом НАТО и не имей бы желание СССР в лишный раз насолить армян и подготовить их на войну с Западом, всего этого не допустили бы...
Поговорим о военной истории.
http://milhistory.listbb.ru/index.php
Аватара пользователя
Lion
старшина
 
Сообщения: 1729
Зарегистрирован: 26 дек 2012, 18:10
Откуда: Армения, Ереван
Пол: Мужчина

Re: Армянский менталитет

Новое сообщение Воин301 » 23 окт 2015, 15:34

После этого армянские националисты, почувствовав защиту в верхах, подняли вопрос о возврате Нагорного Карабаха.

Армянские националисты в СССР? :lol: Вы должна знать, что делали с националистами, а если и где-то их прощали, значит им это было нужно. :wink:
Lion писал(а):Эхх, не была бы Турция членом НАТО и не имей бы желание СССР в лишный раз насолить армян и подготовить их на войну с Западом, всего этого не допустили бы...

Полностью согласен!
Քաջերի սահմանը նրանց զենքն է, որքան կտրում է, այնքան էլ գրավում է։
Аватара пользователя
Воин301
младший сержант
 
Сообщения: 299
Зарегистрирован: 14 дек 2013, 22:05
Пол: Мужчина


Вернуться в Армения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron