Служение Малахии приходится на 5-ый век до н. э. Прошло примерно сто лет после издания Киром его декрета, позволявшего иудеям вернуться в их землю (538 г. до н. э.), когда прозвучали пророческие речи Малахии, автора последней книги Ветхого Завета. Служение двух предшествовавших ему пророков, Аггея и Захарии, много содействовало восстановлению евреями храма в 515 году до н. э. Восстановлены были и жилые дома в Иерусалиме. Уже в дни Малахии отстроена была городская стена.

Но жизнь возвращенцев не сделалась легкой. Иудеи были в политическом подчинении у персов. Слово "пехах", переданное по-русски как "князь", и как "областеначальник", было персидским титулом губернатора. Скудными были урожаи на полях, подвергавшихся нападениям саранчи. Сердцами возвращенцев все более овладевало безразличие к Богу или "обида" на Него. Они теряли веру в избранничество Израиля и, соответственно, все большим равнодушием проникались к храму и к жертвоприношениям.
Все чаще они нарушали постановления Моисеева закона, касавшиеся жертв и десятин, причем не только миряне, но и священники. О том, что надежды иудеев на "обетования завета" таяли, свидетельствовали и их браки с язычницами, ради которых они бросали своих жен, и общая моральная распущенность в обществе.
Большинство исследователей согласны в том, что книга Малахии была написана между 450 и 430 годами до н. э.
Вот аргументы в пользу такого мнения:
1) Упреки Малахии в адрес священников, нарушавших правила служения в храме, несомненно свидетельствуют о том, что и храм и священство были к тому времени восстановлены.
2) Все, что говорит пророк о состоянии общества как нравственном, так и духовном, весьма совпадает с обличениями Ездры, возвратившегося в 458 году, и Неемии, который возвратился с чужбины в 444 году до н. э.
И Ездра, и Неемия, и Малахия негодуют по поводу браков иудеев с язычницами, укоряют народ в нежелании поддерживать левитов, возмущаются угнетением, которому подвергают в обществе бедняков. Из приведенного следует, что или Малахия обращался к тому же поколению людей, что Ездра и Неемия, или к тому, что следовало непосредственно за ним.
По христианской традиции Малахия (Малеахи, что значит "Мой вестник") считается последним пророком ветхозаветного периода, предшествующим пророку, который появится на рубеже двух заветов, Иоанну Крестителю, чей приход Малахия предсказал. В древности многие, однако, полагали, что слово "Малеахи" не является именем собственным, но неким "анонимным обозначением" одного из вестников Иеговы. Не имелся ли здесь ввиду Ангел Божий, думали одни, который явился в облике пророка-обличителя, чьи речи вскоре кем-то были записаны?
Другие склонны были видеть в этом "анониме" кого-то из видных деятелей послепленной Иудеи, может быть, самого Ездру или первосвященника Иисуса. Примечательно, что даже 70 толковников вместо "Малахия" поставили в первом стихе 1-ой главы "Ангел Его". Но все эти и многие другие предположения не были в конечном счете признаны достаточно обоснованными.
Уже авторы Талмуда согласились в том, что "Малахия" было собственное имя последнего пророка. Да и странно было бы, если бы каждая из пророческих книг имела "своего автора", и лишь последняя принадлежала бы некоему неопределенному "Вестнику Божию". Того же мнения держатся и современные исследователи Библии.
Подобно Аггею и Захарии, Малахия придает первостепенное значение в жизни народа храму, недавно вновь отстроенному. Он убежден, что все благополучие иудеев зависит от того, будет ли их служение в храме строго соответствовать духу завета, будет ли оно благоговейным. Отсюда его самые строгие требования к священству.