Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Битва глобальных проектов

Политика стран и организаций влияющая на ситуацию во всем мире

Битва глобальных проектов

Новое сообщение ZHAN » 07 сен 2020, 20:30

История человечества — это извечная борьба глобальных проектов (цивилизаций) за мировое господство, нескончаемая битва, подчиненная определенным законам.
Почему одни страны становятся великими державами, а другие бесследно исчезают со страниц истории?
От кого и от чего это зависит? :unknown:
Изображение

Девять — сакральное число. Предел земного и любимое число китайских императоров. Случайно это или нет, но именно девять цивилизаций сегодня ведут борьбу за гегемонию в мире. Это не грубое силовое противостояние, типичное для Древнего мира и раннего Средневековья, и не изысканное коварство эпохи Возрождения. Современные цивилизации, которые мы назвали «глобальными проектами», предпочитают победы на информационно–смысловом поле, что гораздо эффективнее ядерных зарядов. Хотя бы потому, что когнитивное оружие не уничтожает окружающую среду.

Именно поэтому последние десятилетия ушедшего и начало нынешнего столетия продемонстрировали вполне очевидную закономерность: мировые силы, представленные в глобальных проектах, все более предпочитают прямому противостоянию лоб в лоб обходные технологии, дающие больший простор для ума и души. То есть на смену геополитическим играм в шахматы, где «белые», как правило, начинают и, как правило, выигрывают у «черных», пришел карточный расклад.

И активными игроками за карточным столом истории могут быть только глобальные проекты.

При этом возникает вполне резонный вопрос: а возможно ли предугадать результат игры заранее? :unknown:

В принципе, это возможно. Мы попробуем проанализировать закономерности исторического развития и взаимодействия цивилизаций и понять, что нас ждет в недалеком будущем.

Закономерности развития

Глобальные проекты, так же как и люди, рождаются, взрослеют и умирают.

1. Средний возраст одного цивилизационного цикла проекта — 12 поколений (или 336 лет[2]):

♦ четыре поколения (112 лет) — «хаос воюющих царств». Период рождения, отрочества и юности — наиболее драматичный и интересный этап в жизни проекта, так как именно в это время формируются его основные черты, направленность и виды на будущее. Грубо говоря, лентяйничал, учился плохо, спортом не занимался, болел часто, шел на поводу у других — в следующий период войдешь слабым, не готовым к великим свершениям, то есть не состоишься как самостоятельный проект;

♦ три поколения (84 года) — «малое процветание». Период становления проекта, его утверждения в истории. Это самый короткий и плодотворный этап развития цивилизации, когда появляется возможность воплотить в жизнь юношеские мечты, стать лидером, заставить окружающих слушать себя и подчиняться.

♦ пять поколений (140 лет) — «великое единение». Период зрелости, старости и «смерти» проекта. Это этап обретения гармонии, достижения наивысшего расцвета и духовности, который заканчивается «смертью», обрушивающей проект в новый «хаос» очередного цикла.

2. Жизнь отдельного человека , как и всей цивилизации, развивается по одним и тем же законам. Только в первом случае периоды измеряют годами, а во втором — десятилетиями. Именно поэтому их начало и конец на временной шкале могут не на сто процентов совпадать с соответствующими переломными событиями. Кроме того, мы можем проследить периодичность циклов только в состоявшихся цивилизациях. В прочих странах сделать это крайне сложно по причине недостатка исторических материалов и в силу большей зависимости этих стран от факторов, прерывающих естественный ход развития (революции, захватнические войны, стихийные бедствия и т. д.).

3. Естественный ход развития проекта (как и жизни человека) может быть прерван по причине внешних обстоятельств, никак от самой цивилизации не зависящих. В частности, для проекта «Древний Египет» такими событиями стали завоевание страны персами и Александром Македонским, для «Русского проекта» — монгольское нашествие, а для проекта «Британская империя» — буржуазная революция XVII века. В то же время Великая французская революция и Великая Октябрьская социалистическая революция были явлениями закономерными и с точки зрения теории цикличности вполне прогнозируемыми.

4. Итак, средняя продолжительность «жизни» глобального проекта — 336 лет. Разумеется, это не догма. Для одних этот период может составлять 320 лет, для других — 350. Ведь когда мы говорим, что российские мужчины живут в среднем 65 лет, это вовсе не означает, что все без исключения доживают до этого возраста, а затем умирают. И соглашаясь с тем, что человек становится самостоятельным в среднем в 27 лет, мы допускаем, что отдельные индивидуумы могут достичь самодостаточности к 18 годам, а некоторым это вообще не удается. И все же мы оперируем какими–то цифрами, так как прекрасно понимаем, что для человеческой жизни 90 лет — много, а 55 — все–таки мало. И если мужчина в 40 лет все еще тянется к материнской груди — это скорее исключение из правил, чем норма.

5. Плодотворность и насыщенность каждого последующего периода жизни проекта зависит от того, как был преодолен предыдущий. Допущенные ошибки приводят к кризисам в будущем. Следовательно, если во время периода «малого процветания» проект не достигает поставленных целей, это происходит по причине незавершенности процессов развития в предыдущем периоде «хаоса воюющих царств».

6. Личное счастье и финансовое благополучие конкретных людей не зависят от того, на каком этапе развития находится проект. Человек может быть счастлив в период хаоса и глубоко одинок в период единения. Не стоит ожидать, что с наступлением периода «малого процветания» немедленно начнется бурный расцвет личности. Наивно полагать, что период «великого единения» всех объединит, люди обретут богатство и счастье, перестанут конфликтовать, а правитель будет всех одаривать своей любовью и осыпать наградами. Речь идет всего лишь о возможностях, которые тот или иной период предлагает.

7. Показателями нормального развития человека являются его физиологические, умственные и психические данные. Рост и вес, работа сердца и печени, способность переносить физические нагрузки, сообразительность для каждого периода жизни разные. При этом, даже если все эти показатели у вас в норме и человек вы, как говорится, неплохой, это вовсе не значит, что вы лишены недостатков и одинаково хороши для окружающих.

Для глобальных проектов также разработаны показатели, свидетельствующие о нормальном развитии: рост территории, увеличение численности населения, развитие экономики, науки, образования и культуры, в частности, литературы и искусства. XIX век — век наивысшего расцвета России — закономерно совпал с периодом «великого единения» «Русского проекта». Его называют «золотым веком» не только по причине максимального расширения государственных границ, роста военной и экономической мощи, а также уровня жизни народа, выразившегося хотя бы в появлении новых сословий мещан и разночинцев. Это время Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Репина и Врубеля, Менделеева и Сеченова, а также, если хотите, Плеханова и Ленина. И хотя в стране происходили восстания и войны, людей ссылали на каторгу и предавали смертной казни, называть этот период российской истории мрачным и беспросветным из–за казненных декабристов, терактов и убийств самодержцев вряд ли справедливо.

8. «Bceму свое время» . Умственные, физические и психические возможности человека на разных этапах его жизни неодинаковы. В пять лет он не может окончить университет, а в 70 — исполнять роль плейбоя. В 18 после бессонной ночи на дискотеке вы отправляетесь на лекцию по психологии и при этом неплохо себя чувствуете, а после 45 бессонные ночи чреваты печальными последствиями. Человек старается избегать того, что ему повредит. Стакан водки — радость для некоторых индивидов среднего возраста — является смертельной дозой для младенца.

В развитии глобальных проектов также следует избегать «перегрузок». Россия сейчас находится в стадии перехода от хаоса допубертатного периода и пубертата к зрелому процветанию, и для нее крайне важно пройти этот этап с наименьшими потерями. Поэтому на нынешней стадии развития стране абсолютно противопоказаны революции и гражданские войны. Призывы к ним сегодня равнозначны призывам к десятилетней девочке родить как можно быстрее, только потому, что ее жизнь, по мнению окружающих, не совсем удалась. Может быть, она и родит, но вернее всего, либо погибнет сама, либо потеряет младенца.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Условия возникновения глобальных проектов

Новое сообщение ZHAN » 08 сен 2020, 19:15

Нации могут достичь состояния глобального проекта, или собственно цивилизации, только при следующих условиях:

1. Наличие проектообразующего народа.

2. Наличие проектообразующей территории, в том числе и мифологизированной (как у евреев на протяжении почти всей их истории).

3. Наличие проектообразующей идеи.

4. Наличие проектообразующей элиты.

Примером может служить глобальный проект античной истории «Древний Рим»:

♦ проектообразующий народ — римляне;

♦ проектообразующая территория — Лаций;

♦ проектообразующая идея — идеология Pax Romana («Римский мир»), реализуемая практически на протяжении всего исторического развития древнеримского государства;

♦ проектообразующая элита — верная патриотическим идеям Древнего Рима верхушка, объединившая высшую законодательную (сенат), исполнительную (консулы) и судейскую власть (трибуны) в руках наиболее уважаемых патрицианских (например, Юлии) и плебейских (например, Гракхи) родов.

Римляне не просто покоряли соседние народы. Они подтягивали их до своего уровня, используя институты государственной власти и совместные экономические проекты. С чего начинали?

С определения административного статуса покоренной территории, внедрения в ее юридическую практику римских законов, строительства дорог, мостов и акведуков, четкой организации почтовой службы.

Идеология Рима носила надконфессиональный и наднациональный характер, что исключало возникновение вражды на национальной и религиозной почве. Все это обеспечивало стабильность государства и его долголетие.

Древний Рим рухнул из–за коррозии собственной элиты, это так. Но не меньшую роль в развале единого государства сыграло признание христианства в качестве государственной религии, после чего последовало уничтожение и отторжение огромного пласта языческой культуры и разобщение людей по религиозному принципу.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Глобальные проекты сегодня

Новое сообщение ZHAN » 09 сен 2020, 19:54

В цивилизационной битве (карточной игре) глобальных проектов сегодня участвуют следующие игроки:

1. Вечное царство Израилево.

2. Папская империя Рима.

3. Имамат — шиитский проект.

4. WASP — белые англосаксонские протестанты.

5. Срединная империя (Китай).

6. Халифат — суннитский проект.

7. Объединенная Европа.

8. Самурайская империя (Япония).

9. Русский проект.

Такая последовательность проектов не случайна. Она обусловлена следующими параметрами:

♦ возраст проекта;

♦ его пребывание на той или иной стадии развития («хаос воюющих царств», «малое процветание» или «великое единение»);

♦ наличие проектообразующих признаков.

Первые два проекта — одни из древнейших в мире, хотя, согласно официальной историографии, их разделяют почти 1,5 тысячи лет. Кроме того, и евреи, и католики во второй половине XX века вошли в высшую стадию развития — период «великого единения», в котором и будут пребывать весь XXI век. У них есть главное — наличие всех признаков, необходимых для того, чтобы проект состоялся.

Следующие два проекта тоже обладают всеми необходимыми условиями для реализации. Но так уж случилось, что в конце прошлого века они вошли в самый драматичный (но и вместе с тем самый интересный) период своего развития. Они как бы родились заново и делают первые шаги (оттого, наверное, и не всегда правильные). Персы свалились в период «хаоса воюющих царств» после победы Исламской революции 1979 года, а надменные «васпы» — на рубеже тысячелетий! Может, именно поэтому эти два проекта столь враждебно настроены по отношению друг к другу, рычат и кусаются, словно два щенка–волчонка, пытающихся доказать всей стае (человечеству), кто из них круче.

Срединная империя сумела сохранить свое достоинство и величие, несмотря на унижения позапрошлого века, что было связано с ее пребыванием в периоде «хаоса», из которого она доблестно шагнула в «малое процветание» в конце XX века. Сегодня это — стремящийся к власти и мировому лидерству сильный «молодой» человек, сумевший преодолеть все болезни роста и превратившийся в настоящего мужчину–воина.

Первые пять проектов, «Большая пятерка», обладают всеми проектообразующими признаками, а потому именно они являются сегодня главными игроками за карточным столом истории.

Шестой — Халифат — и «девятка» («Русский проект») должны в ближайшие годы шагнуть из периода хаоса в малое процветание. Для нас срок смуты заканчивается в 2021 году, для суннитов — в 2027–м. Но сумеют ли эти два проекта реализоваться и преодолеть столь важный для себя исторический барьер? Ведь на сегодняшний день у них отсутствуют некоторые (и весьма существенные) проектообразующие составляющие.

Объединенная Европа (седьмой проект) стала складываться после Второй мировой войны, которая подвела жирную черту под попытками отдельных европейских государств добиться гегемонии на континенте (вспомним немцев, французов, шведов, отчасти испанцев). Европейцам хватило мудрости понять, что пора строить общий дом на залитой кровью столетних конфликтов и войн земле. Можно пожелать им удачи на этом сложном пути. Но для того чтобы общеевропейский проект состоялся, все–таки необходимо наличие тех самых четырех условий, а с этим пока не все получается.

У Японии, которую, следуя восточной традиции, я поэтично назвал Самурайской империей, вроде все проектообразующие признаки налицо. Но… Состоится ли эта цивилизация как полноценный восьмой проект — вопрос. И связано это, прежде всего, с тем, что до середины XIX века японцы довольствовались своими островами. И не просто не стремились выходить за рамки собственных национальных границ, а активно проводили политику изоляционизма, что абсолютно не соответствует задачам и принципам жизни глобального проекта. Учитывая все вышеперечисленные факторы, напрашивается логичный вывод: оба проекта (и Объединенная Европа, и Самурайская империя) находятся на так называемом этапе «проектной сборки», что соответствует самому первому периоду «хаоса воюющих царств» в жизни любого проекта.

Ясно, что перечисленными девятью цивилизационными проектами не исчерпывается всё то огромное многообразие антропологического, этнического, мировоззренческого и культурологического спектров, которые присутствуют в различных уголках нашей планеты и проявляются с различной степенью яркости в зависимости от обстановки и «освещения». Но в данной теме речь идет только о глобальных цивилизациях, способных оказывать решающее воздействие на общемировые процессы.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

«Вечное царство Израилево»

Новое сообщение ZHAN » 10 сен 2020, 20:29

Эту империю вы не найдете ни в одном учебнике истории, так как на самом деле ее не существовало. И вместе с тем, евреи как носители определенных цивилизационных ценностей сумели создать систему взглядов и мировоззренческую теорию, которая, в конечном счете, завоевала половину подлунного мира. Христианская религия со всеми ее ответвлениями и многоликий ислам уходят своими корнями в веру иудеев в единого Бога, которая укрепилась в устоях сознания миллиардов людей. Именно благодаря евреям на смену потребительскому отношению к божествам, когда волхвы, шаманы и ведуны с помощью языческих ритуалов добивались от потусторонних сил исполнения своих желаний, пришло трепетное поклонение Создателю, который откликается лишь на горячие призывы искренне верующих в него людей.

Сегодня этот проект силами всего 13 миллионов евреев, рассеянных по всему свету, контролирует огромную территорию. В 1995 году он вошел в фазу «великого единения» десятого цикла своего цивилизационного развития.

«Вечное царство Израилево» (ВЦИ) входит в состав «Большой пятерки», поскольку обладает всеми признаками проектной состоятельности. Итак:

проектообразующий народ — евреи. Народ, вышедший из Египта под предводительством Моисея примерно в XIII веке до н. э. Единственный народ, достигший надрасового и наднационального уровня, поскольку евреи могут быть семитского (сефарды), европейского (ашкеназы), негроидного (эфиопские и йеменские евреи), монголоидного и прочих типов. В разных странах живут русские евреи, узбекские евреи, горские евреи, европейские евреи и прочая, и прочая, в то время как еврейских татар, еврейских цахурцев, еврейских англичан или еврейских русских, наконец, просто не существует;

проектообразующая территория — земля, обещанная Богом народу Израиля еще во времена первых пророков, то есть Земля обетованная. Территория между рекой Иордан и Средиземным морем;

проектообразующая идея — иудаизм. Религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа — самая древняя из трех основных монотеистических религий человечества;

проектообразующая элита — духовные и финансовые лидеры «детей Иакова», опирающиеся на идею богоизбранности евреев и их особой миссии в развитии человечества. В наши дни — это так называемые «ротшильдовцы», то есть добившаяся вершин финансового могущества группа еврейских банкирских домов, входящая через Бильдербергский клуб в состав мирового правительства.

Существуют разные версии появления евреев на земле. Каждая из них по–своему интересна, у каждой есть свои сторонники и противники. Но не это главное — именно евреи, а не иные, более многочисленные племена и народы, сумели создать учение, которое на протяжении многих тысячелетий не только объединяет многомиллионную армию последователей, рассеянных по всему миру, но и оказывает воздействие на все мировые процессы. Произошло же это, во многом, благодаря тому, что во главе этого уникального сообщества стояли выдающиеся вожди, многие из которых оставили след в истории всех трех мировых религий.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Пророки (начало II — начало I тысячелетия до н. э.)

Новое сообщение ZHAN » 11 сен 2020, 20:04

Родоначальником двенадцати колен израилевых был внук Авраама Иаков (Яаков), получивший впоследствии имя Израиль. Именно ему однажды ночью (в 15 километрах севернее современного Иерусалима) было откровение Божье:
«И снилось ему: вот, лестница стоит на земле, а верх ее достигает неба, и вот, ангелы Всесильного восходят и спускаются по ней. И вот, Бог стоит над ними и говорит: «Я Бог — Всесильный Авраама, отца твоего, и Всесильный Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, — тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок Земли, и ты распространишься на Запад и Восток, на Север и Юг, и благословятся тобою и потомством твоим все племена Земли. И вот, я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ни пойдешь, и возвращу тебя в эту страну, ибо я не оставлю тебя, пока не сделаю того, что говорил тебе…

И встал Яаков рано утром, и взял камень, что сделал своим изголовьем, и поставил его памятником, и возлил масло на его вершину. И назвал это место Бейт—Эль. Но Луз — первоначальное имя этого города. И дал Яаков обет, говоря: «Если со мною будет Всесильный, и сохранит меня на том пути, которым я иду, и даст мне хлеб для еды и платье для одежды, и возвращусь с миром в дом отца моего, то Бог будет мне Всесильным. Камень этот, который я поставил памятником, будет домом Всесильного…»
(Тора, Брейшит — Ваецэ.)

Любопытна история камня Иакова. Во время переселения евреев в Египет при сыне Иакова Иосифе камень был перевезен туда. Во время Исхода евреев из Египта дочь фараона Рамсеса II по имени Скота ушла вместе с евреями. Но согласно британским мифам не присоединилась к ним в поисках Земли обетованной, а стала искать собственную страну счастья. Она долго блуждала по свету, пока через тысячу лет не попала в Испанию (здесь возникает тема исхода евреев из Вавилона на Пиренейский полуостров). Но и там счастья не обрела, после чего, прихватив с собой священный камень, отправилась на север, где, по ее представлению, находилась сказочная страна. В результате она нашла то, что так долго искала: окруженную морями землю на стыке двух островов: Ирландии и Великобритании. Она осталась здесь, так как поняла — это и есть то, к чему она так долго стремилась. Впоследствии благодарные потомки назвали часть земель ее королевства Шотландией (в английском произношении «Скотлэнд», то есть «Земля Скоты»), Сами же шотландцы («скотты»), по одной из версий легенды, были потомками Скоты и ее мужа Гателы, царя скифов (явный намек на русских предков кельтских народов Великобритании). Этот миф служит главным доказательством величия глобального проекта WASP.

Но вернемся к Иакову. Его становление как лидера происходило не совсем гладко, так как он, единственный из пророков, решился на битву с самим Всевышним, что отражает в какой–то степени представления древних о том, что от богов можно чего–то добиться настойчивостью, упорством и силой. Вспомним в этой связи хотя бы древние мифы и предания, а также героический эпос гордых сынов Эллады. Там главные действующие лица постоянно чего–то требуют от высших сил, настаивают на своем, проявляют строптивость и даже с оружием в руках выступают против олимпийцев. И, конечно же, Иаков для укрепления в своей вере должен был пройти и через это испытание, указавшее ему истинный путь — только смирением и послушанием можно добиться расположения Создателя. При этом Иаков «был совершенно не похож на своего деда Авраама: притворщик, неразборчивый в средствах, скорее стратег, чем боец, политик, ловкач, а кроме того, мечтатель…» (Пол Джонсон. История евреев).

Значительное место в еврейской истории занимает так называемое египетское пленение, начало которого связано с именем еще одного великого пророка Иосифа (Йосефа). О таких людях говорят: «Он сделал себя сам». Проданный в рабство собственными братьями, он сумел благодаря своим исключительным способностям, и прежде всего величайшему уму и такту, сделать при дворе фараона блестящую карьеру, фактически став правителем Египта. Но при этом не зазнался, сумел простить коварным родственникам подлость, проявив присущее только неординарным личностям великодушие. Благодаря Иосифу еврейский народ смог спастись от голода в благодатном Египте, который стал им родным домом, где они сумели сохранить свою культуру, язык и религию.

В последующем евреям часто придется менять место проживания: Палестина и Италия, Поволжье и Испания, Германия и Польша. Но в очередной раз осваивая новую среду обитания, они никогда не изменяли своей вере и традициям, что в конечном счете и способствовало появлению той самой всемирной империи евреев, о которой говорится в этой теме. А все началось с младшего в семье, Иосифа, мальчика, которого хотели убить его родные братья и который сумел пережить это предательство и обеспечить выживание всего народа.

Египетское благоденствие с годами превратилось для евреев в египетский плен, что часто потом случалось в истории этого народа. Предприимчивые, умные, расчетливые, спаянные единой верой евреи умудрялись повсюду добиваться успеха, занимать важные посты, оказывать влияние на финансовые и экономические сферы жизни любого государства, что вызывало зависть коренных жителей, недовольных экспансией этих трудолюбивых и талантливых последователей Торы.

Исход евреев из египетского плена (завершился, по некоторым расчетам, к 1225 году до н. э.), а на самом деле их бегство от неминуемого геноцида, произошло благодаря величайшему из пророков Моисею (Моше). Косноязычный пастух своей неистовой верой и стремлением к созиданию сумел сплотить народ, заставить его поверить в то, что его действиями руководит божье провидение, и спасти от неминуемой гибели. Он был суровым и жестоким вождем, способным организовать и дисциплинировать толпу, раздираемую противоречиями и вечным стремлением к непослушанию и бунту. Он был мудрым и справедливым судьей, стремившимся к Истине через правду познания воли Всевышнего. Он был страстным и эмоциональным человеком, порою не способным сдержать свой гнев и негодование (вспомним историю с разбитыми скрижалями). Именно поэтому ему и не суждено было попасть в Землю обетованную, куда евреи вошли лишь после его смерти, возглавляемые своим первым великим полководцем Иисусом Навином (Иешуа Бен Нуном).

Смелый и решительный воин, блестящий стратег и тактик, начавший свое восхождение с того, что возглавил в созданной Моисеем структуре власти своеобразную службу безопасности (как тут не провести аналогию с современной российской действительностью?), Иисус Навин осуществил завоевание Ханаана. При этом он проявлял такие качества, как дипломатичность, хитрость, последовательность, жестокость. Именно по его приказу был стерт с лица земли Иерихон, первый город на пути израильской экспансии, в котором евреи «предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом» (Нав. VI, 20). Точно так же он расправился и с жителями города Асор: «…и царя его убил мечом… И побили все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души; а Асор сжег он огнем» (Нав. XI, 11).

Действия Иисуса Навина вызывают естественную реакцию отторжения у современного обывателя, воспитанного на идеях гуманизма, милосердия и сострадания. Но необходимо помнить, что речь идет об очень древней истории, когда эти понятия, особенно когда речь шла о войне, мало кого волновали. Кроме того, точно так же поступали завоеватели во все времена. Александр Македонский и Юлий Цезарь, Чингисхан и Тимур, Карл Великий и Наполеон мягкосердечием не отличались, что не умаляет их воинских заслуг. Да что там говорить! Наш гениальный Александр Васильевич Суворов до сих пор вызывает ужас у поляков, так как именно он потопил в крови польское восстание под руководством Костюшко, а кроме того, отнюдь не дипломатическими методами подавил Пугачевское восстание и уничтожил Ногайскую орду. Так что действия Иисуса Навина, этого выдающегося вождя евреев, скорее всего, были оправданы историческим контекстом и реалиями того времени.

Отдельного упоминания заслуживает судьба Самсона, который хоть и не был ни пророком, ни вождем, внес свой вклад в процесс формирования евреев как народа. Он происходил из низкого рода, никогда не принадлежал к элите еврейского общества и, тем не менее, стал настоящим народным героем, отчасти благодаря чертам своего характера, которые были близки и понятны простым людям. Он влюбчив и заносчив, непослушен и упрям, его легко обмануть и свернуть с пути праведного. Но у него чистая душа, доброе сердце, сильная воля и главное — верность своему Богу, к которому он и обращается в тяжкий миг испытаний: «Господи Боже! вспомни меня, и укрепи меня только теперь, о, Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои!» (Суд. XVI, 28). Этот призыв отчаяния ослепленного и униженного раба был услышан Всевышним, который помог совершить ему предначертанное судьбой и навсегда войти в еврейскую историю.

Именно с филистимлянами, давшими название «Палестина» многострадальной земле, на которой и поныне продолжает литься кровь, связано решение израильтян перейти от теократической формы общественного устройства, когда народом правили пророки, судьи и иные духовные лидеры, к монархии. Филистимляне
«были составной частью одной из наиболее грабительских рас позднебронзовой эпохи, так называемых Народов Моря, которые уничтожили то, что оставалось от крито–минойской цивилизации, и были близки к захвату Египта. Когда великий фараон… Рамсес III изгнал их из поймы Нила в битвах, которые прекрасно изображены в Карнаке, эти, как их называли, «пулести» двинулись на северо–восток и осели в прибрежном районе, который до сих пор носит их имя, — Палестине… В их воинственности… сомневаться не приходится. У них уже было оружие из железа. Они были хорошо организованы под руководством военно–феодальной аристократии. Около 1050 года до н. э., уничтожив прибрежных хананеев, они начали крупномасштабное движение во внутренние холмистые районы, занятые к этому времени израильтянами».
(Пол Джонсон. История евреев.)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Распад и Вавилонский плен (нач.I тысячелетия — 587 до н. э.)

Новое сообщение ZHAN » 12 сен 2020, 12:06

Филистимлянская угроза требовала сосредоточения всех сил под единым руководством, концентрации власти в руках одного правителя — и евреи захотели иметь царя, с чем не совсем был согласен их небесный Отец, который расценил такое желание, прежде всего, неверием в то, что Он всегда сможет их защитить и спасти. Когда израильтяне возжелали того, чтобы ими правил царь, сам Господь подивился их просьбе и понял, что такое стремление происходит не от большого ума, а от большой распущенности:
«И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».
(1 Цар. УШ, 7.)

Именно так Всевышний трактовал намерение подвластного ему народа заменить судей царями.

Дабы удержать своих неразумных чад от поспешных шагов в данном направлении, Он приказал Самуилу рассказать людям всю правду о царской власти. По всей видимости, Отец Небесный полагал, что если Он раскроет им истинное положение вещей, те убоятся и передумают:
«И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя,
И сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим… и будут они бегать пред колесницам его;
И поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничий прибор его.
И дочерей ваших возьмет, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы.
И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим.
И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть, и отдаст евнухам своим и слугам своим.
И рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела.
От мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами.
И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда».
(1 Цар. VIII, 10–18.)

Всемилостивый показал своим не всегда последовательным чадам истинную картину будущего, на которое они себя обрекают. И можно только сожалеть о том, что недалекие людишки таки не послушались мудрого совета Вседержителя, а ведь Он знал, что говорил. В общем, в итоге Господь пошел навстречу желаниям израильтян: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя». Так на непродолжительный исторический срок евреи объединились под властью царей.

Первым избранным оказался Саул, командир одного из военных отрядов на Юге страны, проявивший за время противостояния филистимлянам храбрость, мужество, организационный талант и преданность общему делу. Кстати, не последнюю роль в том, что выбор пал именно на него, сыграли его высокий рост и красивая внешность. Но, сумевший пройти через многие испытания и выйти из них победителем, Саул не смог противостоять искушениям высшей власти и превратился со временем в жестокого и мстительного правителя, страдающего паранойей и манией преследования, что в полной мере отразилось на его отношении к Давиду. Царство его закончилось бесславно, ибо сам Бог отвернулся от него, и «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар. XV, 35).

После гибели Саула царем израильтян стал Давид (1010— 965 годы до н. э). Скромный пастух, не обученный воинскому искусству, обладал более значимыми для еврейского менталитета качествами: он верил в Бога Единого, всецело полагаясь на его мудрость, прозорливость, защиту и поддержку. Потому и вышел с легким сердцем на бой с Голиафом без каких–либо доспехов, с одной лишь пращой в руках. И победил, сразу же став героем в глазах народа.

Человек всесторонне одаренный, о чем свидетельствует его умение играть на музыкальных инструментах, а также склонность к стихосложению (знаменитые псалмы), Давид был безудержно храбр и очень умен, что позволило ему в свое время избежать смерти от руки Саула, склонить на свою сторону его сыновей, сделав их своими союзниками.
«Давид оказался самым удачливым и популярным царем Израиля, настолько образцовым царем и правителем, что более чем через 2000 лет после его смерти евреи считали его царствование золотым веком».
(Пол Джонсон. История евреев.)

Именно ему принадлежит честь и слава основателя национальной и религиозной столицы евреев — Иерусалима, признанной духовным центром всех трех религий, города, с именем которого связано не только прошлое и настоящее евреев, мусульман и христиан, но и их будущее.

Но ничто человеческое не было чуждо и ему. На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будут связывать с именем ее мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении… Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жены его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменен, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — Соломон (2 Цар. XI, 2–XII, 25).

С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Давид, узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари (Тамар) Авессалома, который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (2 Цар. XIII). Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2 Цар. XIV) и подготовил восстание против Давида. Внезапно начав военные действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Давидом (2 Цар. XV–XVI). Так исполнился Божий суд.

Умирая, Давид завещал своему сыну и наследнику Соломону: «И храни завет Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы… и постановления Его, как написано в законе Моисеевом» (3 Цар. II, 3).

Соломон/Шломо (965–928 до н. э.) прославился, прежде всего, своей мудростью. В отличие от своего импульсивного, страстного отца, он был расчетлив, холоден и рассудителен. Понимая необходимость создания единого духовного центра страны, он строит Храм, проводит военную и административную реформы, развивает торговлю и экономику. Путем династических браков укрепляет международное положение Израиля, при этом сам становится родственником фараона, женившись на его дочери.

Соломон неустанно заботится о процветании своей столицы: в Иерусалиме возводят новые дворцы, разбивают сады и парки, мостят улицы. И все же главное его деяние — это строительство Храма, с которым связана вся последующая история еврейского народа и с восстановлением которого в будущем, согласно еврейским преданиям, наступят всеобщий мир и гармония, а сыны Израилевы будут «пасти народы мира сего».

К сожалению, и такой мудрец, как Соломон, не удержался от греха! К концу жизни абсолютная власть сыграла с ним злую шутку: обуянный гордыней, он уверовал в свою непогрешимость и отказался от главного, что и сделало его царем, от Господа своего, предавшись иным божествам. И хотя Всемилостивый простил ему этот грех, подобная неблагодарность со стороны первого лица государства не осталась безнаказанной — со смертью Соломона прекращает свое существование в качестве единого государства и еврейская держава, разделившись на Иудею на Юге (Иерусалим) и Израиль на Севере (Самария).

Ни одно из них в отдельности, ни более процветающее и экономически развитое северное царство, ни южная теократия, не смогло соперничать с набирающими силу мощнейшими державами Междуречья и друг за другом пали, что привело к очередному рассеянию народа и его депортации за пределы Ханаана. Причем северянам, потерпевшим поражение от Ассирии, повезло меньше:
«И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее».
(4 Цар. XVII, 23–24.)

По мнению историографов, это была первая трагедия еврейского народа, приведшая к физическому уничтожению, рабству, насильственной и естественной ассимиляции значительной части евреев. Масштабы этой трагедии были настолько велики, что позволили выдающемуся исследователю еврейской истории Полу Джонсону сделать вывод о том, что
«катастрофическое рассеяние израильских северян было окончательным. Последний, вынужденный исход десяти северных племен в Ассирию проходил по маршруту из истории — в предания».
Падение Израиля, с одной стороны, усилило тревожные ожидания на Юге, а с другой — послужило мощным толчком к подъему духовности и религиозных чувств, что привело к появлению сразу трех пророков. Непохожие и взаимодополняющие друг друга, Осия, Исайя и Иеремия вскрывали причины политических поражений — безнравственность власти и беспринципность духовенства, отказ от промысла Божия и несоблюдение Закона Моисея, погоня за богатством вместо праведного служения Создателю и людям:

♦ «Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Шехем и совершают мерзости» (Осия);

♦ «Горе вам, прибавляющие дом к долгу, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места» (Исайя);

♦ «У народа сего сердце буйное и мятежное» (Иеремия).

Но ни народ, ни власти предержащие голоса пророков не услышали, и Юг страны пал вслед за Севером. Правда, на этот раз в роли поработителя выступил Вавилон, который неожиданно нанес сокрушительный удар Ассирийской империи, затем Египту, а в 597 году до н. э. захватил Иерусалим, где пленил царя Иудеи Иехонию «со всем Иерусалимом, всеми князьями, и всем храбрым войском».

Ассирийское и Вавилонское нашествия привели к тому, что
«… большинство евреев всегда уже жило за пределами Земли обетованной. Разбросанные, лишенные руководства и поддержки, какую могли бы обеспечить государственные структуры, евреи были вынуждены искать какого–либо альтернативного способа сохранить свою идентичность. И они обратились к своим писаниям — законам и летописям… Именно в изгнании евреи, лишенные своего государства, обратились к номократии — добровольно подчинившись власти Закона, которую можно было проводить в жизнь только при общем согласии. Ранее ничего подобного в истории не наблюдалось».
(Пол Джонсон. История евреев.)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Освобождение. Период написания книг (550–160 до н. э.)

Новое сообщение ZHAN » 13 сен 2020, 13:43

Освобождение евреев произошло довольно скоро и не без посторонней помощи. Кир Великий, персидский царь и выдающийся полководец того времени, разгромил Вавилонскую державу, даровал евреям свободу, позволил им открыто исповедовать свою религию и даже содействовал воссозданию Храма и иных культовых сооружений.

Само возвращение в Иерусалим и в Ханаан осуществлялось поэтапно и завершилось только в 445 году до н. э., когда во главе общины встал выдающийся деятель того времени Неемия, еврей по происхождению и крупный персидский чиновник, назначенный наместником Иудеи. Он восстановил крепостные стены, переселил в Иерусалим еврейские семьи (одни поехали добровольно, другие по жребию), наполнив город жизнью, воссоздал административное управление и возродил Храм.

В последующие 200 лет евреи жили относительно спокойно под покровительством персов, которые не препятствовали их неустанной деятельности по сведению своих священных книг в Канон. В результате и возник собственно иудаизм, как окончательно оформившаяся религия, что сразу же отразилось на пророках, которые фактически исчезли из жизни общины. И это понятно: поскольку у евреев теперь было самое главное (Тора), то любое пророчество могло лишь смутить умы истинно верующих: «…если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: «тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа» (Зах. XIII, 3).

Период этого благоденствия был, однако, связан с процессами, которые в дальнейшем предопределят весь ход еврейской истории: эллинизм, выросший из «коротких штанишек» Балкан, рвался наружу, и главным объектом его экспансии стала Азия, с ее процветающими городами, многочисленными ресурсами и богатством. Разгромив Персидскую империю, Александр Македонский позволил этому культурологическому вулкану выплеснуться наружу, что привело к универсализации норм эллинизма.

Отныне любое инакомыслие считалось проявлением варварства и отсталости. В общем, тогда происходило то же, что и сейчас, когда ценности глобализации возведены в абсолют, а все остальное — лишь помеха на пути прогресса.

Почти 150 лет евреи находились под властью греческих держав, сначала Птолемеев, а потом Селевкидов, которые проводили политику эллинизации, по современным меркам, вполне демократично (так же, как и сегодняшние сторонники глобализма по–американски): в городах строили стадионы, культовые языческие сооружения, развивались искусство, театр, литература. На первый план вышли идеи личного счастья, богатства и успеха. Однако все это было чуждо еврейскому образу жизни и устоям сознания еврейской нации: «… кто любит богатство, тому нет пользы от того… Какое благо для владеющего им?..» (Еккл. V, 9–10).

Положение евреев усугубилось после того, как наследник Антиоха III, царь Антиох IV Эпифан (176–164 до н. э.), издал специальный декрет, ставящий светские законы в Иудее выше закона Моисея, а потом и вовсе попытался силой уничтожить еврейские традиции и религию. По его приказу казнили каждого еврея, у которого находили свиток Торы, предавали смерти матерей, сделавших своим сыновьям обрезание, и обрезанных младенцев. Многих убивали за отказ осквернить себя запрещенной пищей, особенно свининой, а иных сжигали прямо в пещерах, где евреи собирались для соблюдения субботы: «Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, — и умирали» (1 Маккав. I, 62–63).

Непродуманные и жестокие методы сирийцев привели к общенародному восстанию, которое началось с убийства одного из подручных новой власти:
«В городке Медина, расположенном у подножия Иудейских холмов в 10 километрах к востоку от Лидды, еврейский реформатор, отвечавший за внедрение новых обрядов, был убит Маттиасом Хасмоном, главой старой семьи еврейских священников и членом организации «Стража Йехоарива». После этого пятеро сыновей старика, возглавляемых Иудой Маккавеем по кличке «Молот», начали партизанскую войну против гарнизонов селевкидов и их еврейских сторонников. За два года (166–164 годы до н. э.) они выжили всех греков из района, окружающего Иерусалим».
(Пол Джонсон. История евреев.)

Евреи собрались с духом и свергли сирийское иго. В память об этом вот уже более 2000 лет восемь дней в году, начиная с 25 числа месяца Кислев (ноябрь–декабрь), они празднуют светлый праздник «Ханука» (что в переводе означает: «Отдохнули двадцать пятого»).

В дни Хануки принято готовить традиционные ханукальные кушанья, картофельные оладьи и пончики, обязательно на растительном масле в память о чуде, имевшем место в Храме после его освобождения от захватчиков, которые перед уходом осквернили сосуды со священным оливковым маслом. Удалось найти лишь один чистый сосуд, но масла в нем хватило бы только на один день, однако произошло чудо, и масло в храмовом светильнике горело восемь дней.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Гибель и рассеяние (160 год до н. э. — 152 год н. э.)

Новое сообщение ZHAN » 14 сен 2020, 19:23

В 152 году до н. э. независимость еврейского государства была подтверждена актом признания в качестве первосвященника Ионафана (160–140 годы до н. э.), старшего на тот момент члена семьи Хасмон по мужской линии. Ему наследовал его брат Симон Маккавей (142–134 годы до н. э.), который и стал первым главой независимого иудейского государства, Великим Первосвященником, военачальником и вождем евреев:
«Симон был последним из братьев Маккавеев. Это были храбрые, чтобы не сказать — отчаянные, сильные и неистовые люди. Они считали, что возрождают к жизни книгу Иисуса, отвоевывают Землю обетованную у язычников, и рядом с ними стоит Господь Бог. Они жили с мечом и погибли от меча в духе безжалостного благочестия. Большинство из них действительно приняли насильственную смерть. Симон не был исключением. Его предательски убили Птолемеи вместе с двумя сыновьями. Симон был, конечно, кровавой личностью, но по–своему он был достоин уважения; ему чуждо было своекорыстие. Несмотря на триумфальное возвышение как первосвященника и этнарха, он сохранил дух религиозного народного вождя и обладал харизмой героического благочестия».
(Пол Джонсон. История евреев.)

Весьма прискорбно осознавать, что потомки столь славного правителя предали благие намерения отца–основателя государства. Третий сын Симона, Иоанн Гиркан (134–104 годы до н. э.), начал проводить активную захватническую политику, пытаясь восстановить царство Давида. Его путь был отмечен потоками крови, разрушениями, насилием и беззаконными казнями мирных жителей, чей грех заключался лишь в том, что они говорили по–гречески.

Сын Иоанна, Александр Ианний (103–76 годы до н. э.), продолжил этот фактически националистический курс, уничтожая все нееврейское на своем пути, при этом, незаметно для самого себя, превращаясь в худший образчик восточного деспота. Самовластие, вседозволенность и патологическая жестокость особенно проявились во время его вступления в Иерусалим, где «он учинил одно из самых варварских деяний на свете… Пируя на глазах всего города со своими наложницами, он приказал распять около восьмисот пленных и, пока они еще живы, на глазах у них перерезать горло их детям и женам». Умер этот нелюдь в 76 году до н. э. от психопатии, вызванной беспробудным пьянством. Его вдова Саломея пыталась править страной, изнасилованной мужем, разодранной репрессиями и несправедливостью, но спустя девять лет умерла, а при ее сыновьях династия пресеклась.

Именно в это время на политической сцене появляется высокопоставленный чиновник Антипатр, который был крупным военачальником во времена Иоанна Гиркана II (63–40 годы до н. э.), предпоследнего первосвященника из династии Хасмонеев, и даже считался другом этого тирана.

Антипатр был «полуэллинизированным иудаистом», способным договориться с поднимающим голову Римом и другими державами о своем правлении, что привело к созданию в 63 году до н. э. нового протектората в рамках Римской республики — Иудеи.
«Римляне признали за Иоанном Гирканом II только титул первосвященника, а светским правителем Иудеи назначили Антипатра. Последний, стремясь укрепить позиции своей семьи, назначил своих сыновей Фацаэла и Ирода соответственно наместниками Иерусалима и Галилеи. Позднее Антипатр был отравлен противниками… Иоанн Гиркан II и Фацаэл попали в плен к парфянам, призванным в страну их противником Антигоном. Фацаэл покончил жизнь самоубийством, его брат Ирод бежал в Рим, где Сенат признал его царем Иудеи. Ирод вернулся на родину, сверг и казнил Антигона. Затем он казнил возвратившегося из плена Иоанна Гиркана II и утвердил в стране свою единоличную власть».
(Николай Сычев. Книга династий.)

Превращение страны в настоящее царство, активно влияющее на мировые процессы тогдашней эпохи и способное встать в один ряд с настоящими империями, произошло при сыне Антипатра, Ироде (37–4 годы до н. э.), прозванном «Великим». Более тридцати лет он правил страной, создав по–настоящему крупную в экономическом и политическом смысле державу. При этом он демонстрировал завидное дипломатическое искусство, твердость и последовательность, хитрость и коварство. Во многих случаях он вел себя как мудрый и эффективный правитель, который опирался на симпатии народа и многое сделал для его благосостояния. Он не был ортодоксом, не чурался наслаждений, общества красивых женщин и вина, но при этом не жалел средств на восстановление и украшение Храма, который при нем стал еще более величественным, чем во времена Соломона. Он был жесток и беспощаден к своим политическим противникам (придя к власти, казнил в Иерусалиме 46 ведущих членов Синедриона), но численность евреев в период его правления неуклонно росла.

По некоторым источникам, в начале I века н. э. в Иудее и за ее пределами проживало около 8 миллионов евреев, что составляло около 10% общей численности населения Римской империи. Чтобы оценить масштаб этой цифры, напомню, что татары (второй по величине этнос современной России) составляют всего 4% общей численности населения, а третий по величине этнос — чеченцы — чуть более 0,6%. Однако значимость влияния этих народов на нашу внутреннюю и внешнюю политику очевидна.

Ирод был другом «сильных мира сего», в частности сподвижника и соратника императора Августа Марка Агриппы. Он демонстрировал свою светскость и приверженность эллинистической культуре, в частности, фактически спас от забвения Олимпийские игры, профинансировав их проведение, за что и был избран пожизненным их председателем (по–нашему, возглавил МОК на том этапе исторического развития).

Поражает его неуемная энергия: он успевает строить города, реставрировать храмы, мостить улицы, любить, преследовать врагов, поощрять искусства — и все это с присущими ему размахом, щедростью, азартом. Правда, в христианской традиции — он не самое приятное лицо, так как именно по его приказу произошло так называемое Вифлеемское избиение младенцев. Напомню, что вызвано оно было сообщением волхвов о том, что в Вифлееме родился Царь Иудейский. Это известие так напутало стареющего Ирода, что он приказал для пущей верности истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола, заслужив тем самым проклятие потомков. С тех пор его покрытое позором имя стало нарицательным: «иродами» народ называет извергов, мучителей.

После смерти Ирода Великого его империя фактически перестала существовать, а период стабильности сменило время напряженного ожидания перемен, причем не самых лучших. С уходом Ирода, который умело сглаживал противоречия между еврейским Законом и ценностями эллинизма, конфликт этих мировоззренческих систем все усугублялся, что привело к первому еврейскому погрому, устроенному греками в 66 году в Цезарии при явном попустительстве римского гарнизона. Последующая за этим попытка изъятия храмовой казны в Иерусалиме переполнила чашу терпения евреев, наиболее ортодоксально настроенные подняли бунт и вырезали римлян, живущих в городе. Этого уже мощная машина империи не могла ни стерпеть, ни простить, и в течение последующих шести лет страна была уничтожена, Храм разрушен до основания, а евреи лишены своих святынь (захват и разрушение Иерусалима легионами императора Тита Флавия в 70 году н. э.).

Во времена императора Адриана (первая половина II века) гонения на евреев усилились, что привело к последнему в истории Иудеи восстанию, которым руководил один из самых загадочных персонажей еврейской истории Симон бар Кохба (Кошива). Его поражение стало последним звеном в длинной цепочке несчастий, приведших к окончательному рассеянию евреев по земле. Они лишились родины, но
«…не исчезли с исторической сцены подобно многим народам… Они не утратили своего индивидуального лица… как это случилось с римлянами и эллинами… Иудаизм и остатки еврейства сохранились в янтаре Торы… Утратив царство Израиля, евреи превратили Тору в крепость мысли и духа, в которой могли обретаться в безопасности и даже довольстве».
(Пол Джонсон. История евреев.)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Вавилон и Испания (152–1492)

Новое сообщение ZHAN » 15 сен 2020, 20:38

Теперь еврейскими общинами управляли учителя–наставники, носители национальной традиции. В разных странах было множество таких общин, наиболее известные находились в Вавилонии на закате античности и в первый период мрачных времен Средневековья, а затем в Испании.

И везде, где бы они ни возникали, их представители добивались успехов в различных сферах интеллектуальной деятельности, фактически становясь первыми интеллигентами Средневековья. Связано это было, прежде всего, с тем, что необходимость следования Закону требовала обучения каждого еврея, и их общины потому отличались почти поголовной грамотностью.

Если вспомнить о требовании христианских иерархов не допускать к чтению святых книг обычных людей, а только избранных, или о запрете исламских лидеров переводить Коран на другие языки, что не позволяло мусульманам многих стран вникнуть в заложенные там смыслы, то получается, что по стойкости в вере и духовному единству евреи всегда превосходили тех, кто позволял им селиться на своей территории. Основой же существования еврейской общины в любом государстве была взаимопомощь ее членов, выделение денег на образование и пропитание малоимущих, что позволяло евреям выжить даже в самых неблагоприятных условиях.

Понятно, что обычным ремеслом достаточных средств не заработаешь, тем более, что элиты и правители стран, где они проживали, грабили евреев нещадно как с помощью специальных налогов, так и посредством многократного завышения цен на любые виды предоставляемых им услуг.

И здесь на первый план выходит ростовщичество, или взимание процентов по кредитам. Дело в том, что и христианство (до реформы Лютера), и ислам категорически запрещали взимать ссудный процент, а нарушители этого правила подвергались самым строгим наказаниям. Так, в 1179 году католической церковью был принят закон, в соответствии с которым тех, кто пытался заняться ростовщичеством, отлучали от церкви.

У евреев же бытовало иное правило, закрепленное Торой: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост».

Таким образом, евреи могли заниматься финансовыми операциями, что, с одной стороны, укрепляло материальное благополучие общин, а с другой — вызывало недовольство населения [Кстати, русское слово «лихоимец» — тот, кто взимал с людей «лихо» (лишнее, излишек) — всегда носило негативную окраску, а еврей в сознании русского народа был не кем иным, как лихоимцем].

Кроме того, из иудейских общин выходили врачи, налоговые инспекторы, стряпчие и адвокаты. Все эти профессии были не в почете у коренных жителей христианских и мусульманских стран в период раннего Средневековья. По мнению писателя, историка и ученого Ярослава Кеслера, само обозначение евреев (Ju) является производным от немецкого Jurist. Возможно, ненависть к иудеям была вызвана тем, что их ассоциировали с поборами и произволом властей.

Однако с конца XI века эта тенденция постепенно ослабевает, что в первую очередь связано с крестовыми походами, открывшими Европе исламский мир и приблизившими мусульман к плодам европейской цивилизации. Пусть через кровь и насилие, как это было принято в эпоху варварства, но уровень образованности населения рос. А потребность в субсидировании и оснащении все новых военных экспедиций привела к появлению первых банкиров, ростовщиков и лекарей из чиста неевреев (кстати, слово «банк» образовано от итальянского banca, то есть «скамья». Именно на скамьях во Флоренции сидели менялы и заемщики, предлагавшие свои услуги потенциальным клиентам).

Новоявленные христианские «юристы» с помощью, как мы сейчас говорим, властного ресурса пытались избавиться от умных и опытных конкурентов, не гнушаясь любыми методами: будь то папские буллы или элементарные погромы.

В конечном счете по Европе прокатилась волна изгнания евреев с насиженных мест, в том числе из Линца и Вены, Кельна и Аугсбурга, из Баварии и столичных городов Моравии, из Перуджи и Венеции, Пармы и Милана. Все это имело для детей Иакова страшные последствия, многие их поселения подверглись грабежу и насилию. Превзошедшая всех в фанатичной ненависти к евреям католическая Испания к 1492 году изгнала всех евреев (сефардов) со своей территории, предварительно обобрав их до ниточки. Десятки тысяч невинных людей погибли на кострах инквизиции. Не избежали этой участи старики и дети, юные девы и прославленные ученые. Так, в Андалусии были сожжены 10 тысяч молодых женщин, виновные лишь в том, что следовали заветам отцов.

Евреев повсеместно ненавидели, боялись и проклинали, что привело к принятию экстраординарных мер — созданию еврейских гетто. С одной стороны, они были направлены на изоляцию евреев, как прокаженных, а с другой — защищали своими высокими и прочными стенами самих евреев и их самобытность от окончательного уничтожения.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Битва глобальных проектов

Новое сообщение ZHAN » 16 сен 2020, 22:03

От первого гетто до Великой французской революции (1492–1789)

Первое гетто было создано по решению правительства Венецианской республики. Еврейскую общину разместили в заброшенном литейном цеху, известном под названием «Гетто Нуово». За пределами гетто евреи подвергались унижению и преследованиям, что не мешало им, правда, заниматься активной торговой и посреднической деятельностью.

(Данный факт лишь подчеркивает их чрезвычайную способность к выживанию и возможность адаптироваться к любым внешним условиям.)

Внутри же гетто существовал только еврейский мир, куда посторонним вход был строго воспрещен и где царили законы Торы и Талмуда. Там весело и пышно отмечались еврейские праздники, действовали синагоги, работали школы и академии, передававшие вечные знания молодому поколению. Так что это своего рода резервация, созданная для сохранения еврейства в первозданном виде.

Очередной виток гонений был связан с Великой Реформацией, хотя Лютер изначально и попытался договориться с еврейскими учеными по вопросам толкования Библии. Однако, получив их отказ креститься, обрушился на них с проклятиями, в которых выразил всю глубину бюргерской неприязни к тем, кто мыслит и живет иначе:
«Первым делом следует предать огню их синагоги, а то, что останется, втоптать в грязь, дабы никто более не смог увидеть ни камня их, ни пепла… после этого следует заняться еврейским народом, снести их дома, а жильцов согнать под одну крышу, в стойло, как цыган, и втолковать им, что они — не хозяева нашей страны».
Полагаю, у этой программы и сегодня найдется немало приверженцев и последователей. Вот уж воистину, ничто не ново под Луной! Лютеранская пропаганда привела к плачевным результатам: в 1537 году евреи были изгнаны из Саксонии, а к 1572 году их проживание было запрещено по всей Баварии. Католики были ничуть не менее жестоки, и хотя защита императора Карла V сохранила некоторые еврейские поселения в Германии, после его смерти при папе Павле IV, а затем Пие V евреев жестоко преследовали, объявляя врагами веры и сжигая на многочисленных кострах. Все это толкало евреев к поиску новых земель, что закончилось рассеянием этого великого народа по всему миру и, прежде всего, миграцией в Америку, которая впоследствии стала пристанищем для самой могущественной и многочисленной еврейской диаспоры.

Импульс к всемирному освобождению евреев дала Великая французская революция, которая декретом о полной эмансипации иудеев от 27 сентября 1791 года предоставила французским последователям Торы гражданские права, что привело к закрытию еврейских гетто в Европе. Примеру Франции последовали Нидерланды (1796) и Пруссия (1812).

Тем не менее, несмотря на триумфальное вхождение евреев в русло мировой цивилизации, нападки на них не прекратились. И хотя де–юре они становились полноценными гражданами, их обособленность, в том числе и в силу собственной кастовой замкнутости, де–факто сохранилась, чему в немалой степени способствовало негативное отношение к ним величайших мыслителей и философов нового времени.

В частности, Вольтер писал:
«…их жизнь в Вавилоне и Александрии, которая позволяла личностям приобрести мудрость и знания, лишь способствовала тому, что народ в целом преуспел в науке ростовщичества… Это абсолютно невежественная нация, которая в течение долгих лет соединяла презренную скаредность и отвратительные предрассудки с неистовой ненавистью со стороны всех наций, которые были вынуждены ее терпеть… Тем не менее — не стоит их сжигать на костре».
Дидро говорил, что евреи
«…обладают всеми недостатками, присущими невежественной и суеверной нации».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Ротшильды (конец XVIII века)

Новое сообщение ZHAN » 17 сен 2020, 20:34

Подлинный расцвет еврейства начался с развитием капитализма, который потребовал коренных изменений в кредитно–банковской сфере и привел к появлению ценных бумаг: векселей, закладных, акций и, наконец, бумажных денег. Спаянные единой верой, которая ни для одного еврея никогда не была простой фикцией, связанные родством и порукой, основанной на национальной обособленности, евреи первыми сумели наладить механизм гарантий и доверия, без которых невозможен был переход к новым принципам товарно–денежных отношений, а следовательно, и к новой исторической формации.

Впереди «планеты всей» в плане эмансипации евреев шла Великобритания, которая, несмотря на то что была в числе первых стран, принявших антиеврейские законы (1215), тем не менее в середине XIX века получила в качестве премьер–министра выходца из еврейской семьи, правда, крестившегося в детстве, Бенджамина Дизраэли. Евреи были первыми, кто основал финансовый рынок Сити, до сих пор являющийся центральным звеном в мировой финансовой системе, а такие семьи, как
«…Лопесы и Мендесы из Бордо, Карцересы из Гамбурга, Сассуны из Багдада, а также Перейры, Д’Акосты, Конелъяно и Альгадибы, действовавшие на листах во многих городах, были среди наиболее информированных людей мира задолго до того, как Ротшильды основали свою собственную коммерческую диаспору… Благодаря совместному действию всех перечисленных… факторов евреи внесли в создание современного капитализма вклад, совершенно не пропорциональный их численности».
(Поя Джонсон. История евреев.)

И все же идеальное решение еврейского вопроса в условиях всепобеждающего капитализма нашли именно Ротшильды, которые с помощью нового финансового механизма, каковым в XVIII столетии стали банки, сумели войти в мировую элиту, занять высшие эшелоны власти и способствовали как развитию отдельных общин, так и укреплению позиций евреев на международной арене, став у основания той самой всемирной еврейской империи, о которой и идет речь:
«Это была замечательная семья, которая ухитрялась решать четыре трудные и, казалось бы, несовместимые задачи: приобретать огромное состояние быстро и честно; широко распределять его, сохраняя доверие многих правительств; продолжать получать большие прибыли и тратить их, не возбуждая народной ненависти; оставаться евреями юридически и в значительной степени по духу. Никто из евреев не зарабатывал столько денег, не потакал тем самым собственным слабостям и не оставался при этом столь популярным».
(Пол Джонсон. История евреев.)

Наряду с их несомненными достоинствами они обладали еще и замечательным качеством, которое лишь добавляло им власти и авторитета: Ротшильды были абсолютно чужды славе. Семейные архивы по большей части уничтожены, а более или менее подробная история этого дома так и не написана. Неудивительно, что загадок вокруг них всегда было много, ореол таинственности окружает семью «Красного щита» до сих пор («ротшильд» в переводе с немецкого означает «красный щит»; именно так называлась меняльная контора патриарха семьи Майера Амшеля (1744— 1812) во Франкфуртском гетто).

Основателем династии считается сын Майера Натан, которого отец в 1797 году послал в Англию в качестве своего представителя. Тот быстро разбогател на торговле текстилем, благодаря новым схемам кредитования закупок с использованием векселей. Это позволило ему войти в пул основных финансистов, причем его позиции значительно укрепил брак с дочерью другого банкира еврейского происхождения Леви Барента Коэна. Ротшильды быстро обзаводились связями и расширяли свой бизнес, подключая к нему все новых членов семьи, бравших на себя руководство региональными филиалами:
♦ Натан в Лондоне;
♦ Джеймс (второй сын Майера) во Франции;
♦ Соломон (третий сын) в Вене;
♦ Карл (четвертый сын) в Неаполе;
♦ Амшель, самый старший из братьев, возглавил франкфуртский филиал, замкнув, таким образом, все великие державы в единую банковскую систему, надежностью и оперативностью превосходившую финансовые структуры, известные на тот момент.

Пять братьев — пять стрел в гербе новоявленных нобилей, добившихся вступления в ряды всемирной аристократии благодаря собственному интеллекту и оборотистости, а не победам на полях сражений.

Европейские монархи стали пользоваться услугами Ротшильдов, которые обладали во второй половине XIX века гигантским капиталом в 35 миллионов фунтов. Новая международная компания, созданная Ротшильдами, была защищена ценными бумагами и поэтому практически неуязвима. Толпа антисемитски настроенной молодежи, ворвавшаяся в дом Ротшильдов во Франкфурте в 1848 году, не смогла ничего унести, так как там не было денег.
«…Ротшильды завершили процесс, над которым евреи трудились веками, чтобы обезопасить свою законную собственность от насилия. Отныне их богатство оказалось вне досягаемости толпы (и почти вне досягаемости алчных монархов)».
(Пол Джонсон. История евреев.)

Ротшильды практически никогда не заключали браки вне своего клана, не допуская распыления капиталов и проникновения в их среду посторонних лиц, что только прибавляло загадочности и туману всему, что было связано с их империей (так, сын Натана Лионель женился на своей двоюродной сестре, дочери Карла, организовавшего семейный бизнес в Неаполе). А в том, что к концу XIX века это была империя, уже никто не сомневался! Причем обладала эта империя уникальным на тот момент оружием — финансами, которые не знали границ, пристрастий и привязанностей и в которых все нуждались. Всего за четверть века, с 1860 по 1885 годы, через лондонские банки, львиную долю капитала которых контролировала эта семья, были розданы кредиты иностранным правительствам в размере 700 миллионов фунтов.

Именно с Ротшильдов начинается исторический альянс двух глобальных проектов: «Вечного царства Израилева» и WASP. Этот союз позволит покорить полмира, используя военную мощь Британской империи и неограниченные финансовые возможности международного еврейства. «Васпы» получили надежного партнера для своих игр за карточным столом истории, а еврейские банкиры заимели «бесценного друга», открывающего перед ними все новые и новые возможности для расширения финансовой паутины. Евреи становятся полноценными гражданами Великобритании и подданными Ее Величества королевы Виктории. Они достигают высоких государственных постов и получают высочайшие дворянские титулы.

Со временем влияние семьи только росло. Уже сын Лионеля и внук Натана I, названный в честь своего великого деда, стал первым в этом роду лордом, обладавшим влиянием настолько огромным, что Ллойд Джордж в своей речи в Лайм—Хаусе в 1909 году даже задал риторический вопрос: «…не является ли лорд Ротшильд диктатором нашей страны?», имея в виду, естественно, Великобританию. Этого первого в истории евреев носителя высшего аристократического титула Запада называли
«Князем Израиля и англичанином, которым Англия была вправе гордиться».
(Пол Джонсон. История евреев.)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58808
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Геополитика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: ZHAN и гости: 1