Почему одни страны становятся великими державами, а другие бесследно исчезают со страниц истории?
От кого и от чего это зависит?


Девять — сакральное число. Предел земного и любимое число китайских императоров. Случайно это или нет, но именно девять цивилизаций сегодня ведут борьбу за гегемонию в мире. Это не грубое силовое противостояние, типичное для Древнего мира и раннего Средневековья, и не изысканное коварство эпохи Возрождения. Современные цивилизации, которые мы назвали «глобальными проектами», предпочитают победы на информационно–смысловом поле, что гораздо эффективнее ядерных зарядов. Хотя бы потому, что когнитивное оружие не уничтожает окружающую среду.
Именно поэтому последние десятилетия ушедшего и начало нынешнего столетия продемонстрировали вполне очевидную закономерность: мировые силы, представленные в глобальных проектах, все более предпочитают прямому противостоянию лоб в лоб обходные технологии, дающие больший простор для ума и души. То есть на смену геополитическим играм в шахматы, где «белые», как правило, начинают и, как правило, выигрывают у «черных», пришел карточный расклад.
И активными игроками за карточным столом истории могут быть только глобальные проекты.
При этом возникает вполне резонный вопрос: а возможно ли предугадать результат игры заранее?

В принципе, это возможно. Мы попробуем проанализировать закономерности исторического развития и взаимодействия цивилизаций и понять, что нас ждет в недалеком будущем.
Закономерности развития
Глобальные проекты, так же как и люди, рождаются, взрослеют и умирают.
1. Средний возраст одного цивилизационного цикла проекта — 12 поколений (или 336 лет[2]):
♦ четыре поколения (112 лет) — «хаос воюющих царств». Период рождения, отрочества и юности — наиболее драматичный и интересный этап в жизни проекта, так как именно в это время формируются его основные черты, направленность и виды на будущее. Грубо говоря, лентяйничал, учился плохо, спортом не занимался, болел часто, шел на поводу у других — в следующий период войдешь слабым, не готовым к великим свершениям, то есть не состоишься как самостоятельный проект;
♦ три поколения (84 года) — «малое процветание». Период становления проекта, его утверждения в истории. Это самый короткий и плодотворный этап развития цивилизации, когда появляется возможность воплотить в жизнь юношеские мечты, стать лидером, заставить окружающих слушать себя и подчиняться.
♦ пять поколений (140 лет) — «великое единение». Период зрелости, старости и «смерти» проекта. Это этап обретения гармонии, достижения наивысшего расцвета и духовности, который заканчивается «смертью», обрушивающей проект в новый «хаос» очередного цикла.
2. Жизнь отдельного человека , как и всей цивилизации, развивается по одним и тем же законам. Только в первом случае периоды измеряют годами, а во втором — десятилетиями. Именно поэтому их начало и конец на временной шкале могут не на сто процентов совпадать с соответствующими переломными событиями. Кроме того, мы можем проследить периодичность циклов только в состоявшихся цивилизациях. В прочих странах сделать это крайне сложно по причине недостатка исторических материалов и в силу большей зависимости этих стран от факторов, прерывающих естественный ход развития (революции, захватнические войны, стихийные бедствия и т. д.).
3. Естественный ход развития проекта (как и жизни человека) может быть прерван по причине внешних обстоятельств, никак от самой цивилизации не зависящих. В частности, для проекта «Древний Египет» такими событиями стали завоевание страны персами и Александром Македонским, для «Русского проекта» — монгольское нашествие, а для проекта «Британская империя» — буржуазная революция XVII века. В то же время Великая французская революция и Великая Октябрьская социалистическая революция были явлениями закономерными и с точки зрения теории цикличности вполне прогнозируемыми.
4. Итак, средняя продолжительность «жизни» глобального проекта — 336 лет. Разумеется, это не догма. Для одних этот период может составлять 320 лет, для других — 350. Ведь когда мы говорим, что российские мужчины живут в среднем 65 лет, это вовсе не означает, что все без исключения доживают до этого возраста, а затем умирают. И соглашаясь с тем, что человек становится самостоятельным в среднем в 27 лет, мы допускаем, что отдельные индивидуумы могут достичь самодостаточности к 18 годам, а некоторым это вообще не удается. И все же мы оперируем какими–то цифрами, так как прекрасно понимаем, что для человеческой жизни 90 лет — много, а 55 — все–таки мало. И если мужчина в 40 лет все еще тянется к материнской груди — это скорее исключение из правил, чем норма.
5. Плодотворность и насыщенность каждого последующего периода жизни проекта зависит от того, как был преодолен предыдущий. Допущенные ошибки приводят к кризисам в будущем. Следовательно, если во время периода «малого процветания» проект не достигает поставленных целей, это происходит по причине незавершенности процессов развития в предыдущем периоде «хаоса воюющих царств».
6. Личное счастье и финансовое благополучие конкретных людей не зависят от того, на каком этапе развития находится проект. Человек может быть счастлив в период хаоса и глубоко одинок в период единения. Не стоит ожидать, что с наступлением периода «малого процветания» немедленно начнется бурный расцвет личности. Наивно полагать, что период «великого единения» всех объединит, люди обретут богатство и счастье, перестанут конфликтовать, а правитель будет всех одаривать своей любовью и осыпать наградами. Речь идет всего лишь о возможностях, которые тот или иной период предлагает.
7. Показателями нормального развития человека являются его физиологические, умственные и психические данные. Рост и вес, работа сердца и печени, способность переносить физические нагрузки, сообразительность для каждого периода жизни разные. При этом, даже если все эти показатели у вас в норме и человек вы, как говорится, неплохой, это вовсе не значит, что вы лишены недостатков и одинаково хороши для окружающих.
Для глобальных проектов также разработаны показатели, свидетельствующие о нормальном развитии: рост территории, увеличение численности населения, развитие экономики, науки, образования и культуры, в частности, литературы и искусства. XIX век — век наивысшего расцвета России — закономерно совпал с периодом «великого единения» «Русского проекта». Его называют «золотым веком» не только по причине максимального расширения государственных границ, роста военной и экономической мощи, а также уровня жизни народа, выразившегося хотя бы в появлении новых сословий мещан и разночинцев. Это время Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Репина и Врубеля, Менделеева и Сеченова, а также, если хотите, Плеханова и Ленина. И хотя в стране происходили восстания и войны, людей ссылали на каторгу и предавали смертной казни, называть этот период российской истории мрачным и беспросветным из–за казненных декабристов, терактов и убийств самодержцев вряд ли справедливо.
8. «Bceму свое время» . Умственные, физические и психические возможности человека на разных этапах его жизни неодинаковы. В пять лет он не может окончить университет, а в 70 — исполнять роль плейбоя. В 18 после бессонной ночи на дискотеке вы отправляетесь на лекцию по психологии и при этом неплохо себя чувствуете, а после 45 бессонные ночи чреваты печальными последствиями. Человек старается избегать того, что ему повредит. Стакан водки — радость для некоторых индивидов среднего возраста — является смертельной дозой для младенца.
В развитии глобальных проектов также следует избегать «перегрузок». Россия сейчас находится в стадии перехода от хаоса допубертатного периода и пубертата к зрелому процветанию, и для нее крайне важно пройти этот этап с наименьшими потерями. Поэтому на нынешней стадии развития стране абсолютно противопоказаны революции и гражданские войны. Призывы к ним сегодня равнозначны призывам к десятилетней девочке родить как можно быстрее, только потому, что ее жизнь, по мнению окружающих, не совсем удалась. Может быть, она и родит, но вернее всего, либо погибнет сама, либо потеряет младенца.