средневекового государства Золотая Орда , располагавшемуся в ХII-ХV вв. в центре Евразии, необходимо разобраться в терминологии и символике этого уникального по своей сути государства. Традиционная "монгольская" версия или все таки иная, то есть альтернативная? Название Орда, да еще и Золотая? Этот знаменитый и через 700 лет после исчезновения улус, имел еще одно название, улус - Джучи. Джучи, это имя старшего сына Чингизхана. Улус - это административно-территориальная единица государства с названием Тартария или Тартария Магна (Гранд Тартария). Государство, основанное Чингизидами или прямыми потомками Чигизхана. И так, Улус видимо происходит от тюркского слова "улу" или "улуг", со значением "большой","старший" или главный. Главная часть государства - есть Улус. Улус Джучи, действительно был больших размеров и включал в себя много покоренных народов, которых отказался покорять сам Джучи, и пришлось выполнять план уже сыну Джучи, Саин хану с прозвищем Бату, который это исполнил уже по указанию хана Угедея.
- "Бату появился на свет от Уки-фудж-хатун, дочери Ильчи-нойона из рода кунгират. Его называли Саин-хан. Он был очень влиятелен и всемогущ и ведал улусом и войском вместо Джучи-хана и прожил целый век. Когда четырех сыновей Чингиз-хана не стало, то старшим над всеми его внуками оказался он и был у них в великой чести и в почете. На курилтаях никто не противился его словам; напротив, все царевичи повиновались и подчинялись [ему]. Так как Джучи уклонился от выполнения ранее вышедшего постановления Чингиз-хана отправиться ему с войском и захватить все северные области, как то: Ибир-Сибир, Булар, Дашт-и Кипчак, Башгирд, Рус и Черкес до Дербенда Хазарского, который монголы называют Тимур-кахалка, и включить их в свои владения, то, когда Угедей-каан воссел на царство, он повелел Бату [это сделать] таким же порядком. "
Рашид-ад-Дин.

Берем любую средневековую карту с обозначенными на ней регионами, описанными в летописи. Как видно из карты, эти области к территории современной Монголии отношения не имеют вообще. И казалось, было бы логичным, находясь в Монголии, начать покорение соседних с Монголией областей, например Чжунго (совр. Китай), а не с "тридевятого царства - государства", расположенных за несколько тысяч километров от территории , которую считают родиной Чингизхана. Ведь туда, многотысячной армии нужно совершить полный опасностей многомесячный переход. Но начнем по порядку. Кто такие татаромонголы?
Для этого, разберем значение имени - Джучи. ДЖУЧИ - Jochi! Значение слова - Jochi? Jochi (Йохи, Йохим, Аким, Яхве) - созданный Яхве! Улус - Яхве, в тюркском варианте Джучи! Яхве - ветхозаветное имя Бога. С этим именем шло завоевание народов по Ветхому Завету, и именно он - Яхве, вел вначале Моисея, а затем Иисуса Навина в Землю Обетованную. С именем этого же бога, монголы продолжали делать тоже самое т.е. покорять соседние государства. В тексте письма Гуюк хана к Папе Римскому сказано: -" И еще. Вы послали мне такие слова:"вы взяли всю область Majar(Венгров) и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?" И эти слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к обоим выслушать приказ бога. Но приказу бога эти люди не послушались. Те, с которых ты говоришь, даже держали великий совет, они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях силою вечного бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу бога спаслись, по его единой селе. Как человек может взять и убить, как он может хватать и заточать в темницу? Разве так ты говорить:" я христианин, я люблю бога, я презираю и ...." каким образом ты знаешь, что бог отпускает грехи и по своей благости жалует милосердие, как можешь ты знать его, потому что произносишь такие слова?
Силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где всходит пожалованы нам. Кроме приказа бога так никто не может ничего сделать. Ныне вы должны сказано чистосердечно :"мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество".Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу бога и воспротивитесь нашим приказам, то станете врагами.
Вот что следует Вам знать. А если вы поступите иначе, то разве мы не знаем, что будет, одному богу известно.
В последние дни джамада-оль-ахар года 644.(3-11 ноября 1246 г.)
Внук Чингисхана Гуюк в письме Папе Римскому Иннокентию IV в 1246 году написал, что все захваченные земли даны монголам по божьему благословению и тот, кто не согласен с этим, будет считаться врагом империи. Письмо, обнаруженное в архиве Ватикана в 1920 году было написано на персидском языке. Кому принадлежала территория вокруг которой и находились вышеназванные земли и народы? Ответ очень простой, все вышеназванные народы в начале второго тысячелетия были соседями государства с очень известным названием Хазарский каганат, говоря простым языком -Хазарией, управлявшейся каганами или коэнами т.е. каанами. Те самые хазары, которых многие средневековые авторы называли татарами. Историческая летопись "Джаграф тарихы", написанной Бахши Иманом в 1229–1246 гг. значится, что Хазар называли «мэн», по имени которых впоследствии было названо несколько тюркских племен Кашана. Вот небольшой отрывок из описания Саксина*: «По словам бека, хазары были теми самыми самарскими булгарами, которых барджийцы [персы] выселили из Армана в Кашан. Так как этих изгнанников было тысяча человек, то барджийцы и называли их «хазар», что на их языке значит «тысяча». А другие булгары называли хазар по-нашему – «мэн» или «мин», а также «сарт»... Так как хазары были искусными купцами, то их название «сарт» стало означать в некоторых местах и «купец»... Мэнцы(мэнголы) возглавили несколько тюркских племен Кашана и дали им всем свое барджийское(персидское) прозвище...». _____________________________________________________________________________
*Саксин — средневековый торговый город. Упоминается арабскими географами XII—XIV вв. Точное местоположение неизвестно. Возможно, находился на месте бывшего хазарского города Итиль. Первым описание Саксина оставил путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, посетивший Поволжье в XII веке. Одно из последних упоминаний датируется началом XIV века и принадлежит аль-Омари, составившим свой рассказ со слов побывавших в городе купцов. Среди прочего, о саксинцах есть упоминание в докладе брата Бенедикта Поляка, сопровождавшего в 1246 году Плано Карпини в поездке через лагерь Батыя.
Трудно не заметить, что в большом количестве исторических документов говорится о
Хазарах - мэнах, мэнхолах (т.е. в современном языке – монголах), родина которых северо-восточные земли Скифии, но никак не современная Монголия в Азии. Хазары на протяжении трехсот лет, начиная с VI века доминировали между Доном и Волгой.

Этапы эволюции Хазарского каганата.
Напрашивается простой вывод, завоевание Ибир-Сибир, Булар, Дашт-и Кипчак, Башгирд, Рус и Черкес до Дербенда Хазарского, который монголы называют Тимур-кахалка, и включение их в свои владения, есть не что иное, как расширение Хазарией (Монголией) своих границ. На этом, поли этническом государстве необходимо остановится отдельно.
ХАЗАРЫ это СКИФЫ
У Диодора (Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, лат. Diodorus Siculus, ок. 90 — 30 гг. до н. э.) — древнегреческий историк и мифограф; (родом из Агириума на Сицилии.) отцом Скифа именуется уже Зевс, а не Геракл, что относит его рождение в более древнюю эпоху, потомками Скифа именуются Пал и Нап, разделившие между собой царство и покорившие ряд племен. После этого Диодор помещает рассказ об амазонках. В труде Юстиниана (Фла́вий Пётр Савва́тий, Константинополь — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году) сократившего сочинение Помпея Трога, содержатся следующие хронологические указания. После победы скифов над египтянами на протяжении 1500 лет Азия платила дань(налоги) скифам. Затем ассирийцы правили Азией 1300 лет, а мидяне — 350 лет. Таким образом, так как конец владычества мидян связывался с правлением персидского царя Кира (середина VI века до н. э.), то победа скифов над египтянами Везосиса, по Помпею Трогу, относится примерно к 3700 году до н. э. Также Юстин приводит рассказ о юношах царского рода Плине и Сколопите, их гибели и происхождении амазонок. Эти события помещаются примерно за два поколения до Троянской войны, а поход скифского царевича Панасагора против Афин — за одно поколение. Христианский историк Оросий, в целом используя сочинение Юстина, принять его даты не мог, ибо они противоречили библейской датировке потопа (примечательно, что в «Хронике Евсевия» сведения о древнейшей истории скифов вовсе отсутствуют). Достижение скифами господства в Европе и Азии Оросий отнес к периоду за 1500 лет до Нина, что попадает на 3553 г. до н. э. Орозий переставил последовательность войн. Победу ассирийского царя Нина над скифами он датирует за 1300 лет до основания Рима (2053 год до н. э.), Весозис же воюет со скифами за 480 лет до основания Рима (1233 год до н. э.). Таким образом, у Орозия, как и у Геродота, эта война датируется незадолго перед Троянской, но итогом войны, как и у Юстина, названа победа скифов. Рассказ о Сколопите, Плине и амазонках у Орозия совпадает с Юстином. Иордан, также рассказывая о победе готского короля Танаузиса над египетским фараоном. Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам). Первый Скифский царь - Таргитай — сын Зевса, родоначальник скифов. Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скить». В «Повести временных лет» скифы неоднократно упоминаются: Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая Скифь». Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».Русские летописи XVII века считали народы средневековой Руси продолжением народов Великой Скифии (см. «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»). И так, принимая во внимание факт, что Хазары, по своему происхождению есть Скифы, имеют общего предка Таргитая (Торгамота,Тогара,Тогарма) и соответственно являются Тюрками, имеют тысячелетний успешный военный опыт, позволявший им по праву называться жителями SAR-MATIA - Родины Царей. Территория Скифии, совпадает с территорией империи Гуннов, Булгар, Хазар, Тартар (Орды),Казаков.

Скифы по свидетельству Плиния и есть казаки, только на другом наречии, все та же особенность языковых различий. Что же о себе в источниках оставили хазары? .
До нас дошло два варианта ответа хазарского царя Иосифа — так называемые краткая и пространная редакции письма. В основе своей обе редакции, как это доказывает русский ученый П. К. Коковцев, восходят к одному первоначальному тексту. Они воспроизводят э текст с большими или меньшими изменениями и добавлениями. П. К. Коковцев полагает, что текст пространной редакции хазарского письма лучше сохранил основной смысл документа. Краткую редакцию опубликовал еще в XVIII в. Исаак Акриш в Константинополе. Копию пространной редакции, обнаруженную в собрании рукописей А. С. Фирковича в Крыму в 1874 г., впервые издал востоковед А. Я. Гаркави. В 1932 г. обе редакции письма Иосифа, письмо Хасдая и другие сопутствующие этой переписке документы, были собраны П. К. Коковцевым и вышли в свет на древнееврейском языке с русскими переводами и обширными комментариями. Письмо начинается с обязательных вежливых приветствий, перечня вопросов, заданных Хасдаем, и многословных любезных обещаний ответить на них. Каган открывает повествование этническим определением своего народа. Он заявляет, что народ его происходит из рода Тогармы (общий предок со Скифами), сына Иафета (в древнееврейской литературе Тогармой (Тогаром) именовали все тюркские народы). У Тогармы, согласно сведениям Иосифа, было 10 сыновей: Агийор (Авийор, или Уюр), Тир-с (Турис), Авар (Аваз), Угин (Угуз), Биз-л, Т-р-на, Хазар, Знур (Янур), Б-л-г-д (Б-л-г-р), Савир. Иосиф гордо называет себя в первой строке письма «царем Тогармским», подчеркивая этим могущество своей власти, простирающейся не только на хазар, но и на все остальные тюркские народы. После перечисления имен сыновей Тогармы следует раздел, посвященный первым шагам хазарской истории. Сначала, пишет Иосиф, предки хазар были малочисленны. Затем, говорится в краткой редакции, «они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью божьей прогнали их и заняли их страну. Те бежали, а они преследовали их, пока не принудили перейти через большую реку по имени «Руна». До настоящего дня они расположены на реке «Руна» и поблизости от «Куштантинии», а хазары заняли их страну». Эта фраза многое объясняет: Ски(т)фы, т.е. Хазары придя на Дон как в Библии, изгнали и покорили половцев. "В пространной редакции сведения эти конкретизируются. Во-первых, подчеркнут тот факт, что хазары не только прогнали своих врагов, но некоторых из них заставили платить дань. Во-вторых, указано, кого они изгнали — в-н-н-т-р. (Ряд ученых вполне логично полагает, что это неточно переданное в древнееврейской транскрипции имя болгарского племени оногуров (ути-гуров), живших в VII в. в Восточном Приазовье, кроме того, река, до которой преследовали болгар хазары, называется не «Руной», а «Дуной», т. е. Дунаем, который действительно в 70-х годах VII в. форсировала болгарская орда, предводительствуемая ханом Аспарухом.
В следующей части письма Иосиф подробно и в высшей степени «богобоязненно» рассказывает историю принятия иудаизма хазарами. Произошло это при Булане. Булан, склонившись к иудаизму, не решился сам обратиться к своему народу с требованием перехода к новой религии. Удалив из страны «гадателей и идолопоклонников», он начал действовать через «главного князя»-бозоргхана, который почему-то (Иосиф не объясняет причин) имел большее влияние на подданных и смог убедить их принять новую веру. Очевидно, для подкрепления ее авторитета среди населения каган предпринял поход в страну «Руд-лан» и страну «Ардил». В пространной редакции эти страны имеют более определенное название: «Д-ралан» и «Ар-д-вил», т. е. Дарьяльское ущелье и город Ардебиль — центр кавказской Албании. (Одним из самых сокрушающих походов хазар в Албанию(Азербайджан), сопровождавшихся разгромом Ардебиля, был поход, датирующийся 730—731 гг. и известный по ряду других источников.) Продолжая повествование, Иосиф перечисляет всех хазарских каганов, начиная, естественно, с «праведного» Булана и кончая им самим. Их всего было 13: Булан, после Булана — «сын его сыновей» — Обадия, далее Езекия, Манассия, затем брат Обадии — Ханукка, сын Ханукки — Исаак и потом — Завулон, Манассия, Нисси, Манахем, Вениамин, Аарон и Иосиф. Иосиф подчеркивает, что власть всегда передавалась у них в роду от отца к сыну: «Чужой не может сидеть на престоле моих предков, но только сын садится на престол своего отца». Он далее пишет, что каждый род (колено) в его государстве имеет наследственное владение или черту оседлости. В пределах владений роды ведут свое полу земледельческое, полукочевое хозяйство. Рассматривая Хазар как Скифов пришедших на Дон 13 родами (коленами) несложно определить столицу Хазарского Каганата, принадлежащую царскому колену Ефрема. Город этот и будет носить название Царский - Czarskiy или Черкасский который и находился в то время действительно на острове. Так как, этот единственный городок, находился во владениях рода (колена) Иуды, иудейскоая Хазария имеет свое место в истории. Сам каган тоже имеет домен, отличающийся весьма большими размерами. Каждый год в апреле («с месяца Нисана») царь с огромной свитой и рабами отправляется в длительную кочевку по своему владению. Осенью он возвращается в ставку, расположенную в Атиле. Весной он выезжал из своей столицы Атиль ( Итиль) и двигался на юг к реке В-д-шан .Затем он поворачивал на север к реке Бузан , а от туда возвращался в Атиль, к себе домой, находившейся в 20 фарсахах от Бузана. "Поскольку дождей в Хазарии выпадает мало, поля орошаются водой из рек, земли же страны тучны и плодородны — почти в каждом владении есть свои сады и виноградник". Очень несложно определить даже по этим немногочисленным данным кто такие хазары. Имена Хазарскиих царей это имена 13 сынов Израилевых . Таким образом наличие государства с 13 родами сынов Израилевых находит свое подтверждение между Волгой и Доном. Существует ли связь между государством хазар, той территорией которой они овладели благодаря богу, и Золотой Ордой? Ведь если верить Ветхому завету, Земля занятая сынами Израиля и есть Земля обетованная?