Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Ростов Великий

Ростов Великий

Новое сообщение ZHAN » 18 дек 2014, 09:20

«Преславный град Ростов» впервые упомянут в старинной летописи «Повесть временных лет» под 862 годом. Однако археологические памятники свидетельствуют, что человек начал осваивать эти земли во времена более древние. Близ Яковлевского монастыря на речке Унице и сейчас можно найти предметы эпохи неолита — черепки с характерным орнаментом из ямок или гребенчатых полос, отшлифованную костяную иглу, грузило и даже янтарную подвеску.

Русский исследователь Ю. Шамурин отмечал, что об основании Ростова нет устных преданий и легенд, которые так поэтично украшают историю многих древнерусских городов. Возникновение города относится к временам незапамятным, к давности более древней, чем народные предания и легенды. Ростов существовал еще до пришествия на Русь Рюрика, это было одно из древнейших поселений славян среди угро-финского племени меря, обитавшего в северном Поволжье. Меряне занимались охотой, рыбной ловлей, земледелием; были им знакомы кузнечное и литейное дело, кожевенное производство, а также обработка дерева и волокнистых веществ

В X—XI веках на ростовские земли проникают новгородские словене и кривичи, к XII веку меря совершенно исчезают, слившись со славянами. Оба народа мирно уживались друг с другом, занимаясь рыболовством, охотой, земледелием и ремеслами. Как память, меря оставили по себе целый ряд названий населенных пунктов, сохранившихся до наших дней: Веска, Инеры, Шугарь, Ишма, Солоть и другие.

Поселившись в новом городе, новгородцы сохранили тесную связь с митрополией как в области обычаев, так и порядков В Ростове прочно укрепился вечевой строй, когда власть князя была ограничена, а в вече господствовало сильное земское боярство. На зависимость ростовских князей от бояр, на вынужденную «ласковость» князей указывали еще владимирские и ростовские летописцы.

Затерянный среди лесов, Ростов находился и вдали от широких политических путей, поэтому город мало привлекал князей, которые бывали здесь только наездами. Быстро усиливаться, богатеть и процветать город стал только с XI века. При князе Юрии Долгоруком Ростов получил титул «Великий», хотя князья по-прежнему не живут в городе, предпочитая ему Новгород и Владимир, а позднее Суздаль. При богатстве и многочисленности населения города кажется немного странным, что князья не стремятся сделать Ростов своей резиденцией. По отрывочным намекам некоторых летописей, князей смущали уже само «величие» города и свободный и вольный ход его жизни. Ростовские бояре издавна славились своим «буйством», да и горожане представляли собой народ весьма активный: бунты, изгнания и даже убийства неугодных лиц не были редкостью в истории Ростова.

Зато здесь, вдалеке от шумных княжеских дворов, строились церкви и копилась христианская культура в те времена, когда еще не существовала Москва. Ростовские монахи издавна славились своей образованностью, а монастыри — библиотеками. Из Григорьевского «Затвора» выходили на всю Русь религиозные проповедники, из Ростова вышел и просветитель зырян Стефан Пермский.

Один из древнейших городов русских, Ростов когда-то был равен богатством и славой Новгороду и Киеву, и потому много было охотников разорить ростовские земли. Кого только не повидали берега озера Неро: здесь побывали татаро-монголы, литовцы, поляки, шведы, разорявшие и грабившие город, но каждый раз Ростов вставал из пепла еще более величественным и прекрасным.

Большого расцвета город достиг при князе Константине Всеволодовиче (конец XII — начало XIII в.), который даже перенес сюда столицу Северо-Восточной Руси из Владимира, правда, ненадолго. После смерти Константина Всеволодовича княжество разделилось на три самостоятельных удела, и Ростов отошел к князю Василько Ростовскому, который, как говорится о нем в летописях, «наружность имел величественную и прекрасную» и был всеми любим за добродушие и кротость.

В битве с татарами Василько Ростовский был взят в плен, но отказался поступить на службу к хану Батыю. Он даже пищу принимать от них не хотел: «Враги моего отечества и Христа не могут быть мне друзьями». Разъяренные отказом татары зарубили князя, а вдова его, Мария, постриглась в монахини и основала на окраине Ростова монастырь Спа-са-на-Песках, который в народе называли «Княгининым». Впоследствии по указу императрицы Екатерины II он был слит с Яковлевским в единый Спасо-Яковлевский монастырь.

«Ехал черт в Ростов, да испугался крестов», — гласит старинная народная поговорка, в которой верно отразилась главная черта Ростова как города православного. Повсюду на зелени полей, окружавших город, белели монастыри и старинные церкви, а в центре Ростова высился кремль, украшенный несколькими десятками церковных глав. Создание этого белокаменного ансамбля связано с именем митрополита ростовского Ионы Сысоевича — выходца из крестьян, человека огромной культуры и тонкого художественного вкуса. Он хорошо знал историю и традиции ростовской школы архитектуры, многое увидел и по-новому оценил, будучи в Москве, где некоторое время исполнял обязанности местоблюстителя патриаршего престола.

Вернувшись из Москвы в 1664 году, митрополит Иона Сысоевич приступил к возведению своей резиденции в Ростове. Ростовская митрополия была тогда еще богата, в ее владения входили земельные угодья, сотни деревень, десятки рыбных ловель, мельницы, соляные варницы... Имея такое богатство, митрополит и начал возведение резиденции в Ростове — начал решительно, но с осторожностью и эстетическим тактом. К тому времени в центре города уже красовался великолепный Успенский собор: путь к новой резиденции митрополита как раз и должен был проходить мимо него, значит, предстояло возвести ансамбль, достойный такого соседства.

В Успенском соборе хранились такие святыни, как кипарисовый крест с частью древа Креста Господня, чудотворный образ Богоматери Владимирской, святые мощи под спудом святителей Леонтия и Феодо-ра и князя Василька, а на вскрытии — мощи святителей Исайи и Игнатия. Кроме того, здесь находилось до 150 частей мощей других угодников Божиих.

Когда в 1160 году Успенский собор сгорел, летописец сильно сокрушался, что погибло такое чудо, ибо собор был «...зело преудивленный, такова убо не бывало и потом не вем, будет ли». Однако вскоре князь Андрей Боголюбский заложил первый каменный собор, но от «неискусства немчина Куфира» его стены рухнули через 40 лет. Через девять лет заложили новый собор, однако и его уничтожил пожар, а во второй половине XVI века Успенский собор в Ростове возвели подобно Успенскому собору в Кремле. Несмотря на огромные размеры, Успенский собор в Ростове удивляет поразительной гармонией своих пропорций, он просторен и светел, великолепны его фрески работы ярославских и костромских мастеров.

Вот рядом с этим архитектурным шедевром митрополит Иона Сысоевич и начал возводить свою резиденцию. Дело двигалось быстро, и одно за другим вырастали сказочные каменные строения. В южной части Владычного двора долго стояла маленькая деревянная церковка на каменном подклете, но в 1671 году она сгорела от удара молнии. Подклет тогда решили не разбирать, а использовать для возведения нового храма. Так появилась церковь Спас-на-Сенях, главный вход в которую был сделан не с западной стороны (как это обычно бывает у православных храмов), а с севера. Это не было ни бунтом, ни ошибкой, просто с западной стороны к церкви примыкала Белая палата.

По предположениям исследователей, церковь Спаса-на-Сенях была расписана самой первой, так как была возведена в 1675 году уже как домовая церковь. В ее росписях изображены евангельские сюжеты «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение» и другие. Большой интерес представляет композиция «Страшного суда», занимающая всю плоскость западной стены. Левая половина росписей отведена праведникам: среди них особенно выразительна группа, во главе которой идет апостол Петр с ключами от рая в руках.

Правая часть росписей посвящена аду и грешникам: ад изображен в виде огненной массы, на которой сидит главный черт и держит на коленях Иуду с мешочком сребреников. Замысел художника при написании «Страшного суда» основывался на реальных, земных представлениях, и потому мучения грешников изображены как пытки в застенках заплечных дел мастеров.

К 1690 году были возведены еще надвратная церковь Воскресения, церкви Иоанна Богослова и Григория Богослова. Мощные стены опоясали территорию, на которой разместились Митрополичий дом38, Красная палата — «хоромы для пришествия великих государей», Дом на погребах, Иераршая палатка и другие постройки.

Красная палата в своем первоначальном виде до нас не дошла, а между тем это было одно из самых интересных сооружений кремля. По описи 1691 года, «хоромы для пришествия великих государей» описывались так: «Столовая, в ней писано стенным письмом; пол настлан железными и чугунными досками, перед столового — сени; подле сеней — палата Отдаточная, двои сени проходные, под ними исподних житей-хлебня, да 8 палат жилых. От ворот на двор крыльцо каменное, над лестницей — свод; над рундуками два шатра каменных, опаяны железом белым».

Разные периоды были в истории ростовского кремля. После 30 лет расцвета при митрополите Ионе Сысоевиче в его жизни наступил упадок, а когда митрополию перенесли в Ярославль, ростовский кремль и вовсе захирел. Без присмотра были оставлены и погибали древние книги и архивные документы, целые вороха бесценных свитков и рукописей валялись в башнях и переходах архиерейского дома. Кремлевские здания стали постепенно перестраиваться и приспосабливаться для других нужд; сооружения, не использовавшиеся практически (особенно башни и храмы), быстро приходили в упадок.

В начале XIX века ансамбль даже хотели снести, а на его месте построить огромный по тем временам гостиный двор. К счастью, этого не случилось, но разобрать успели верхнюю часть Часобитной башни и второй этаж Красной палаты. Ростовские купцы почти все кремлевские постройки быстро превратили в добротные склады. Красная палата, вызывавшая в свое время восхищение всех, стала мрачным лабазом, в котором хранились вино и соль: для удобства хранения этих товаров были даже выломаны стены, столпы и арки внутри нее, а настенная живопись уничтожена. В течение почти 50 лет ростовский кремль приходил в упадок, и только с 1870 года началась планомерная работа по его восстановлению и реставрации.

В настоящее время по своему общему виду ростовский кремль напоминает огромный монастырь. Хотя раньше монастыри строились и как оборонительные сооружения, но здесь нет приемов крепостного зодчества — ни рвов, ни решетчатых ворот, ни отводных стрельниц. Скорее, он напоминает замок — олицетворение силы и власти его бывших обитателей.

Кроме культовых построек в кремле, в Ростове было много и других храмов и монастырей — Богословская церковь, Богоявленский. Авраа-миев и Спасо-Яковлевский монастыри... Более 20 церквей было в городе, и почти в каждой из них есть что-то интересное с художественной точки зрения. Особенно интересна церковь Исидора Блаженного, архитектурные формы которой были не совсем характерны для Ростова. Одноглавая, с гладкими стенами, она более напоминает небольшие церкви Пскова и Новгорода.

Сейчас Ростов Великий — тихий городок Ярославской области. Но когда подъезжаешь к нему, открывается удивительно красивая панорама города, встающего из озерных вод, словно легендарный Китеж-град.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Изображение
Обзор

Изображение
Спасо-Яковлевский монастырь

Изображение
Ростовский Кремль

Изображение
Успенский собор

Изображение
Ростовский музей-заповедник
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 51884
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Загадка ростовского саркофага

Новое сообщение ZHAN » 10 фев 2019, 13:49

Российские археологи исследуют один из самых необычных древнерусских артефактов — саркофаг, который находится под полом Успенского собора в Ростове Великом.
Изображение

Необычное расположение

Как это бывает порой в археологии, находка обратила на себя внимание ученых далеко не сразу. В 1994 году саркофаг под полом храма обнаружили специалисты Государственного Эрмитажа. Казалось бы, ничего особенного: каменный гроб с разломанной на части крышкой.
Осмотрев саркофаг, специалисты поспешили «законсервировать» его кирпичной кладкой, настелив сверху деревянный пол.

По какой-то неведомой причине они не придали значения тому, что сам по себе пустой каменный гроб в историческом слое XIII века, да еще в главном храме духовного центра Северо-Восточной Руси — это очень необычно.

Лишь четверть века спустя началось исследование обнаруженного объекта. Да и то практически по случайному стечению обстоятельств: специалисты Института археологии (ИА) РАН на Соборной площади Ростова осмотрели теплотрассу, чтобы под полом Успенского собора, памятника архитектуры, провести тепло. Дело в том, что зимой его стены покрываются инеем, который по весне тает и смывает уникальную храмовую роспись. В это время в соборе очень холодно — ноги мерзнут даже в очень теплой обуви. Да и летом здесь больше семи градусов не бывает.

Именно работы над системой отопления, как отмечает настоятель Успенского собора протоиерей Роман Крупнов, позволят осуществить полноценную реставрацию храма и хранящихся в нем артефактов. Того же саркофага, например. Сейчас над ним установлено «археологическое окно», которое, правда, зимой из-за холода покрывается наледью.

«Орнамент дал подсказку»

«Этот саркофаг озадачивает ученых. Дело в том, что он пустой, и мы не знаем, для кого он был приготовлен. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время нет, отсутствуют и следы, указывающие на то, что в саркофаге когда-либо было произведено захоронение», — рассказывает ведущий научный сотрудник ИА РАН Андрей Леонтьев.

Пустой гроб в церкви — это в любом случае загадка, которая может навести на разного рода конспирологические размышления.

И вправду — слишком скудная информация о гробнице и исторический контекст порождают множество версий. Однако исследователи склонны жестко отсекать небылицы от более-менее правдивых предположений.

Специалисты ИА РАН обратили внимание еще на одно странное обстоятельство. «Массивная крышка гробницы по длине превышала размер каменного ящика и, возможно, заменила первоначальную. При предыдущих исследованиях этот факт остался незамеченным», — отмечает Леонтьев.

Завотделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев обращает внимание на то, что у гробницы и крышки к ней по краю одинаковый орнамент. «Это уникальный случай», — подчеркивает ученый.

Сам тип орнамента — вписанные в прямоугольники концентрические круги — связан с древней европейской традицией погребения святых, которая, в свою очередь, восходит к языческому обычаю украшать саркофаг тремя венками. То есть, вполне вероятно, что в ростовском саркофаге лежал святой. Но кто? Еще одна загадка.

Гроб или мощевик

Гробница находится в северной части собора, где ученые нашли следы храмовой кладки XIII века. Нынешний облик Успенский собор приобрел в 1512 году, а до этого на его месте в то или иное время стояли три разных храма. Первый был построен «из древа дуба» в 991 году, когда князь Владимир лично крестил ростовчан.

«Так он сделал только в Киеве и в Ростове. Почему он решил приехать сюда — непонятно. Возможно, потому, что здесь правили его дети — Борис, а потом Ярослав. А может, он собирался в Новгород, но не доехал», — рассуждает настоятель собора.

Однако по-настоящему Ростов стал христианским лишь благодаря ростовскому епископу Леонтию, впоследствии канонизированному. Обстоятельства его смерти в 1073 году окутаны тайной: в одних источниках говорится, что он умер мирно, в других — что погиб от рук язычников.

В 1160 году деревянный храм сгорел. По приказу князя Андрея Боголюбского началось возведение каменной церкви.

Когда строители копали ров под фундамент, то, согласно летописям, в южной части сгоревшего здания нашли мощи святителя Леонтия и его преемника на ростовской кафедре — святителя Исайи.

Правда, с построенным при Андрее Боголюбском храмом случилось странное: в 1204 году, как свидетельствует летописец, «падеся соборная церковь в Ростове». Землетрясение? Пожар? Ошибки в расчетах при строительстве? Доподлинно не известно — кроме того, что разрушение произошло очень быстро.

К середине XIII столетия возводится новое здание, именно этим веком ученые датируют загадочный саркофаг. Когда была сделана крышка к нему — тоже загадка. Может, он предназначался как раз для святителей?

«Вряд ли это рака для мощей. Гробница слишком большая по размеру (длина — 180 сантиметров), а глубина внутренней части (28 сантиметров) не так мала, как это кажется. То есть человек вполне поместится», — утверждает Леонид Беляев.

Два святителя

История останков святителей Леонтия и Исайи изучена довольно подробно. Мощи первого долгое время хранились в 120-килограммовой золотой раке.

«Такой на Руси больше не было. Правда, в 1609 году в собор ворвались поляки. Здесь молились и воины, и гражданские — среди них был митрополит Филарет, отец царя Михаила Романова и будущий патриарх Московский. Поляки всех в храме посекли. Летописец отмечал, что “кровь в соборе стояла по щиколотку”. А в качестве трофея они забрали с собой золотую раку», — рассказывает протоиерей Роман Крупнов.

В 1612 году после освобождения Ростова местные жители решили замуровать мощи святителя Леонтия в полу. Это их — в отличие от останков святителя Исаии — спасло в 1920-е годы, когда большевики вскрывали саркофаги с мощами святых, борясь с «церковным дурманом».

Есть еще один аргумент в пользу того, что загадочный пустой саркофаг не мог принадлежать этим святым: в древнерусских храмах мощи святых ставили справа от алтаря, в южной части храма. По мнению историка Александра Мельника, эта традиция связана с почитанием князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

«Согласно источникам, возникшим не позднее начала XII века, раки с мощами этих святых были внесены в некую “клетку” — очевидно, специально построенное для них сооружение — и поставлены “на десной стране” (храма). Следовательно, в то время вкладывали какой-то особый смысл в то, что раки святых находились именно “на десной”, то есть на правой стороне интерьера здания», — пишет историк.

А пустой саркофаг установлен в левой части Успенского собора.

Тайна эксгумации

Однако среди вороха версий у археологов все же имеются две основные. В 1278 году в Ростове разразился большой скандал. Местный епископ Игнатий приказал вынуть из находившегося в соборе гроба тело ростовского князя Глеба Васильковича и похоронить «в земле». Возможно, выяснилось, что тот при жизни в чем-то сильно согрешил.

Впрочем, хотя тела родственников князя тоже похоронены в соборе и их никто не тронул, у этой версии есть один большой минус.

«Эта загадочная гробница находится в алтарной части храма, а значит, чисто теоретически в ней мог быть похоронен только священнослужитель, никак не мирянин», — отмечает отец Роман Крупнов.

А что если в саркофаге покоился сам епископ Игнатий, скончавшийся через десять лет после инцидента? Известно, что он обладал большим авторитетом в городе и, согласно преданию, «прославился чудотворениями» еще при жизни.

По мнению Андрея Леонтьева, при рассмотрении этой версии нужно помнить, что в 1920-х годах большевики вели тщательный учет всех мощей в храме.

«Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, перемешанные с землей. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их переносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причем давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию», — говорит исследователь.

Кроме того, следы органики на гробнице до сих пор не найдены. Здесь серьезные исследования только предстоят.

А вот отец Роман полагает, что это — все же гробница святителя Игнатия. Правда, его тело туда так и не положили.

«Во всех житиях говорится, что он не погребался — единственный святой на Руси. Его месяц не могли занести в Успенский собор — народ все шел и шел», — рассказывает священнослужитель. В конце концов тело святителя положили сразу в раку.

Впрочем, ученые так и не нашли каких-либо убедительных подтверждений этой версии. Однако исследование загадки «ростовского саркофага» продолжается — возможно, нас ждет сенсация.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 51884
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Города и местности России

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1