Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Господин великий Новгород

Господин великий Новгород

Новое сообщение ZHAN » 16 дек 2014, 10:40

Медленно, почти незримо катит свои светлые воды Волхов, по обеим берегам которого раскинулся старинный русский город. Новгород Молчаливы стены новгородского кремля, молчаливы маковки глав Софийского собора, молчит голубое высокое небо, распростершееся над новгородской землей — над Волховом, Ильмень-озером и Чудским озером. Только земля новгородская не молчит каждый камень на ней, каждый холмик, каждая археологическая находка рассказывают о вечно живой истории Новгорода.

О названии города и времени его основания в исторической и археологической науке нет единого мнения. Дата рождения Новгорода — 859 год — условная, поскольку установлена она только по первому упоминанию города в русских летописях. Но, кроме русских летописей, есть богатая письменность Византии, и оказалось, что там Новгород упоминается гораздо раньше 859 года. Например, в «Житии Святого Серафима Сурожского» повествуется о нападении на Крым новгородской дружины во главе с князем Бравлиным - ..рать была велика, а князь силен зело. Руссы повоевали византийские владения от Херсонеса до Керчи и с многою силою подступили к Сурожу.

Взяли новгородцы и Сурож, но у гробницы Святого Серафима князь Бравлин «вдруг был поражен внезапным недугом обратися лицо его назад». После того князь крестился, а крестил его сурожский архиепископ Филарет — лицо историческое, много раз упоминающееся в византийских хрониках.

Исследования многих российских историков нападение на Сурож относят к концу VIII — началу IX века, а американский византолог Г. Вернадский называет даже более точную дату — 790 год. Поэтому естественно предположение, что сам Новгород возник еще до похода князя Бравлина, но археологических подтверждений более ранней (чем 859 год) датировки города пока нет. Поэтому даже византийские свидетельства некоторые ученые берут под сомнение.

По богатству своему и значению Новгород был вторым городом на Руси после Киева, и владел он самой большой землей русской — Новгородской. Она представляла собой огромное государство, которое охватывало весь север нашей страны — от Балтики до Урала и от Ильмень-озера до Баренцева моря. Однако обширные новгородские земли были скудны, огромные пространства покрывали леса и болота, но предприимчивые новгородцы-ушкуйники, купцы и первопроходцы, заводили свои поселения по всему Северу.

В знак своей силы и могущества город над Волховом воздвиг «дубовый храм о тринадцати верхах» — Софию Новгородскую. Когда церковь в 1045 году сгорела, князь Владимир заложил в центре каменного кремля, южнее Боярских ворот, Софию каменную. Этот собор тоже горел, но каждый раз поднимался вновь, становясь еще краше и величественней. «Где София — там и Новгород», и не зря говорил народ, что до конца XV века «дом Святой Софии» не имел себе равных ни в Новгородской земле, ни в других русских землях. В этом соборе русские князья служили молебны перед отправлением в боевые походы, его опекал и Иван Грозный, но когда город пытался перечить ему, он разорял «Святую Софию».

По берегам широкого Волхова раскинулся вольный Новгород, и для возведения города лучшего места в этих краях найти было нельзя. Он находился в центре водных путей, связывавших русские земли с западными странами; через Новгород проходил «великий путь из варяг в греки», и город контролировал бескрайние просторы русского севера вплоть до Белого моря. Выгодное географическое местоположение и определило быстрый рост города. Не сельское хозяйство и даже не ремесла, а торговля была «внутренним и внешним жизненным нервом» Новгорода. Господин Великий Новгород посылал своих купцов на рынки немецких городов и в Бухару, изделия искусных новгородских ремесленников славились далеко за пределами земли Новгородской; город молился в своих многочисленных церквах, пировал и принимал заморских гостей.

Новгород сыграл выдающуюся роль и в создании Древнерусского государства, центр которого находился в Киеве. В 882 году новгородский князь Олег, собрав дружину могучую, захватил Киев, обосновался там и сделал его центром государства. Однако значение Новгорода после объединения его с Киевом и другими княжествами, вошедшими в состав Древнерусского государства, нисколько не уменьшилось. В борьбе за власть киевские князья часто опирались на Новгород, здесь они набирали дружины для своих походов, сюда обращались за помощью при неудачах и всегда находили поддержку.

В силу общего уклада своей жизни Новгород всегда проявлял стремление к самобытности и самостоятельности. Полухристианский-полуязыческий, но всегда вольный город-гуляка, город-купец, город-воин 300 лет жил под звон вечевого колокола. Под его раскаты шумел на берегах Волхова удалой ушкуйник Васька Буслаев, не веривший «ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай» и вернувшийся из своих походов почтенным посадником Василием Буслаевичем. Дерзкая предприимчивость, тяга к странствиям отличают и былинного Садко — богатого новгородского гостя.

Новгород и вправду был богатым городом, и зарились на его богатства с Востока и с Запада. Над крестом средней главы Софийского собора парит металлический голубь. Старинное предание повествует, что голубь этот — судьба Новгорода: он всегда хотел быть вольным городом мира, а ему навязывали пожары, разорения и битвы. Монголы, правда, до города не дошли, но зато двинулись на него тучи с Балтики, и в борьбе с вражеским нашествием стал Новгород щитом для земли Русской. А во главе войска был поставлен юноша-князь Александр Невский, вся дальнейшая жизнь которого была столь тесно связана с Новгородом, что он почитался своим, хотя и не был уроженцем города.

В начале XII века, когда Киевская Русь распалась на отдельные княжества, Новгород стал самостоятельным городом и превратился в феодальную республику — Господин Великий Новгород. Правящими кругами в ней стали владевшие обширными землями бояре, богатое купечество и высшее духовенство. Князь в Новгороде не имел такой власти, как в других русских городах, так как его приглашали сюда княжить на определенных договорных условиях: договоры скреплялись целованием креста. Главная задача князя состояла в организации обороны города. Все вопросы городской жизни решались на Совете господ, во главе которого стоял епископ. Епископ владел кремлем и Софийским собором, где хранилась новгородская казна, ведал внешними сношениями Новгородской республики, имел право судить и наблюдать за торговлей. Решения Совета господ потом выносились на утверждение вече — собрания свободного городского населения. Главой исполнительной власти являлся посадник, который председательствовал на вече.

Русский историк В.О. Ключевский писал, что новгородское вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием...

Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопросы о войне и мире.

Жизнь Новгородской республики бурлила на знаменитой торговой стороне — Ярославовом дворище. Когда-то здесь стоял пышный и богатый двор князя Ярослава Мудрого, а потом Ярославово дворище стало вечевой площадью, на которой происходили все важнейшие политические события Отсюда народ шел громить особо ненавистных бояр, отсюда, начиная с 1136 года, под перезвон вечевого колокола новгородцы «указывали путь» негожим князьям и архиепископам.

Нередко на вече, куда собирались «всем городом», сталкивались представители враждующих партий. Когда междоусобица казалась неизбежной, по обеим сторонам Волхова собирались два вече. Двигаясь навстречу друг другу, они сходились на большом мосту, и если духовенство не успевало разнять противников, дело заканчивалось кровавым побоищем.

Московские князья, ведя борьбу за объединение русских земель, не раз ходили походами на Новгород. Московский князь Дмитрий Иванович Донской первым заставил новгородцев признать свою зависимость от Москвы, но жители вольного города еще долго продолжали бороться. Особенно рьяно боролся против Москвы Дмитрий Шемяка, которому удалось даже на некоторое время захватить московский престол. Потерпев поражение, он вынужден был скрываться у новгородских бояр, но дело его продолжили другие.

В 70-х годах XV века, в последние дни независимости Новгорода, часть новгородской знати захотела перейти под власть литовского князя. Душой патриотов, которые противодействовали притязаниям Москвы, была Марфа Борецкая, за которой закрепилось прозвище «посадница», хотя она ею никогда не была. Двор вдовы новгородского посадника на Софийской стороне был местом, куда стекались все недовольные присоединением Новгорода к Москве.

Сыновья и друзья Марфы-Посадницы объявили на вече, что Новгород — сам себе государь, жители его — люди вольные и сами выберут себе князя и что лучше отдаться под власть литовского князя Казимира, чем подчиниться Москве. Многие в Новгороде приняли сторону Борецких, и народ стал волноваться.

В ответ на такие действия новгородских бояр московский князь Иван III предпринял поход на Новгород: «Вечевому колоколу в отчизне нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держатй». Поход этот принял характер общерусского ополчения, так как под начало Москвы — против «изменников христианству» — собирались войска со всех подвластных ей земель.

Новгородцы в решающем сражении на реке Шелони потерпели поражение, и московский князь расправился со многими именитыми новгородцами - у кого отобрал земли, а кого отправил в ссылку. Плакали и убивались новгородцы, когда со звонницы снимали выпоротый плетьми вечевой колокол, народ и именитые горожане долго провожали его с безмолвной горестью и слезами. Однако старинное предание повествует, что, когда повезли колокол в самодержавную Москву, по дороге, на холмах Валдая, упал он в глубокий овраг и разбился на мелкие кусочки. А из тех кусочков мастера-умельцы отлили валдайские колокольцы, которые разнесли свои песни по всей России.

Однако Иван III считал, что новгородцы еще не до конца покорились ему, и еще раз «явился в Новгород под предлогом благочестия... чтобы удержать их в вере, так как они якобы хотели отпасть от русского закона. Посредством этой хитрости он занял Новгород и обратил его в рабство, отняв все имущество у архиепископа, граждан, купцов и иноземцев».

Марфа-Посадница говорила, что с потерей вольности померкнет слава Новгорода, опустеют его широкие и многолюдные посады, позарастут травой улицы, великолепие и богатство отцов исчезнут, а слава города станет басней в народе. И напрасно любопытный странник будет искать среди печальных развалин, где собиралось вече, где стоял дом Ярослава и мраморный образ Вадима никто ему не укажет их. Он задумается горестно и скажет только: «Здесь был Новгород».

Однако сила традиций новгородской вольности была так велика, что в течение еще 100 лет в Новгороде были живы воспоминания о прежней вольной жизни. Кроме того, в годы правления Ивана Грозного новгородцы были недовольны затянувшейся Ливонской войной, которая разоряла их земли и мешала торговле с заграничными странами. Чтобы ослабить тягу новгородцев к самостоятельности, царь отправился с опричниками на Новгород.

Второго января передовой царский отряд обложил Новгород, овладел пригородными монастырями, захватил все церковное имущество и, взяв в плен до 500 монахов, поставил их «на правеж» до прибытия царя. Той же участи подверглись целые сотни семейств новгородцев, имущество которых было опечатано.

Через четыре дня прибыл Иван Грозный, а с ним и царевич Иван, и 1500 стрельцов. По приказу царскому игумены и монахи, взятые «на правеж», были забиты до смерти палками, а трупы их были отданы в обители для погребения. Архиепископ Пимен был взят под стражу, а дом его отдан опричникам на разграбление. Взятых в плен горожан и купцов пытали в присутствии царя и царевича, пытали не просто, но опаляя их каким-то необыкновенным горючим составом; затем началось потопление новгородцев в Волхове. Сотнями и тысячами на санях свозили обоего пола и всякого возраста жителей на берега реки, на которых стояли опричники с копьями, баграми и долбнями, то есть деревянными молотами. Оглушив жертву ударом долбни по голове, ее бросали в проруби; выплывавших из-подо льда прикалывали или вталкивали обратно в воду, и это зверство продолжалось в течение пяти недель!

По окончании этой расправы царь со своими сподвижниками начал грабить и жечь окрестные монастыри, резать обывателей, истреблять скот и житницы, разрушать дома, сквернить женщин и младенцев, наконец, велел опустошить и обезлюдеть окрестности Новгорода на 250 верст в окружности!

Но вопреки предсказаниям Марфы-Посадницы, Новгород не погиб. Пройдя через многие испытания — огонь гражданской войны, голод, разруху, сквозь все испепеляющие годы Великой Отечественной, — он только приумножил свою славу.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 57257
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Господин великий Новгород

Новое сообщение Буль Баш » 27 дек 2014, 18:14

Интересная была бы тема в альтернативке - если бы Новгород победил Москву. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 15342
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Новгород Великий: наш Запад

Новое сообщение Пётр » 21 июл 2016, 09:28

Изображение
Имперская историография – как царская, так советская и постсоветская – воспринимает феномен Новгородской республики как некую опасную аномалию, тревожный соблазн, крамольное указание на возможность ИНОЙ русской судьбы. Перманентный враг № 1 – Запад – оказывается, присутствует здесь, у нас, «среди берез», на восточно-европейской равнине, пусть даже в виде воспоминания, в виде призрака. И что самое страшное для апологетов Евразийской Империи – русские жили в этом Западе, причем счастливо, свободно и богато, были там ДОМА. Это был РУССКИЙ ЗАПАД. Оказывается, русские могут-таки жить не хуже шведов и немцев, безо всякой «достоевщины», плеточного «византизма» и «умом Россию не понять». И жили бы так поныне, повернись по-другому, успей король Казимир пособить отважной Марфе Борецкой…

Отношение «державных» историков к Новгородской республике примерно такое же, как у Совка к острову Крым в одноименной антиутопии Василия Аксенова. И сама трагическая судьба Великого Новгорода как до поры уцелевшей части домонгольской, аутентичной Руси, перекликается с фабулой аксеновского романа. Взять хотя бы такие детали, как промосковская группировка в Новгороде, выступавшая под «патриотическим» лозунгом «К Москве хотим!», и, соответственно, просоветский Союз Общей Судьбы на острове Крым. Ну и, конечно, летописная история новгородского «воссоединения» с Московией живо напоминает картины «воссоединения» аксеновского Крыма с «Родиной»: тупая и инертная мегамашина Империи равнодушно сминает самобытный, живой и красивый уклад, с «мясом» перелицовывая страну под себя. Московские наместники с их чиновным аппаратом смотрелись в Новгороде столь же дико, как и райкомы КПСС на «воссоединившемся» острове Крым; а зашедшие в новгородский кабак «промочить горло» московские ратники ощущали и вели себя так же, как советская «десантура», заскочившая в ялтинское бистро в конце романа. То есть они были иностранцами, русскоязычными, но иностранцами. Вокруг них был чуждый, но чертовски привлекательный мир. Который соблазнял, искушал, «морально-политически» разлагал, пробуждая фантазии об ИНОЙ жизни, ИНОЙ судьбе. О ВЫБОРЕ. И потому этот мир был обречен. Литературный остров Крым был закрыт от внешнего мира могучим телом советского авианосца, а исторический Новгород кончился после того, как по воле Москвы лишился своего Ганзейского двора. Иван Третий закрыл «окно в Европу», которое потом пришлось страшной, «азиатской» ценой прорубать Петру Первому…

Да, спор Новгорода и Москвы далеко не окончен. Образ русского Запада возникает всякий раз, когда Империю постигает кризис и у русских появляется возможность обрести иной, более органичный формат исторического бытия. Наверное, не случайно, что именно в 1991 году вышла «централистская» книжка доктора исторических наук Ю. Алексеева «К Москве хотим. Закат боярской республики в Новгороде», которую я приобрел в новгородском краеведческом музее. Вот небольшой пассаж из нее, наглядно демонстрирующий нерушимость вековых парадигм государства российского – от московских князей до президента Путина: «Упразднение вечевого строя и посаднического управления в Новгороде сочеталось с коренным переустройством системы управления в новгородских погостах – отныне волости и села должны были быть как в “Низовской земле”. Это означало подчинение погостской администрации не представителям новгородских властей, а ЛИЦАМ, НАЗНАЧЕННЫМ ИЗ МОСКВЫ». Вот откуда есть пошла власти вертикаль, подобно свае утрамбовавшая живое разнообразие и самостоятельность старинных русских земель…

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Последний раз редактировалось Пётр 21 июл 2016, 09:37, всего редактировалось 1 раз.
Только правда и ничего кроме правды!
Аватара пользователя
Пётр
ефрейтор
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 19 июл 2016, 16:54
Откуда: Самара
Пол: Мужчина

Re: Новгород Великий: наш Запад

Новое сообщение Пётр » 21 июл 2016, 09:32

Россия будет свободной, процветающей и демократической, ибо иного пути нет, другие пути пройдены и пройдены тяжело, с кровью и большими жертвами. У русских демократичность, демократия в крови именно поэтому древние русские города, поселения были по сути демократическими республиками.
Только правда и ничего кроме правды!
Аватара пользователя
Пётр
ефрейтор
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 19 июл 2016, 16:54
Откуда: Самара
Пол: Мужчина

Re: Новгород Великий: наш Запад

Новое сообщение ZHAN » 21 июл 2016, 12:27

Пётр писал(а): У русских демократичность, демократия в крови именно поэтому древние русские города, поселения были по сути демократическими республиками.
Преувеличение. Правили там бояре да богатые купцы. Олигархат это был, а не демократия. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 57257
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Новгород Великий: наш Запад

Новое сообщение Пётр » 21 июл 2016, 16:15

ZHAN писал(а):
Пётр писал(а): У русских демократичность, демократия в крови именно поэтому древние русские города, поселения были по сути демократическими республиками.
Преувеличение. Правили там бояре да богатые купцы. Олигархат это был, а не демократия. :)

Никакого преувеличения! Была выборность всех властей сверху донизу. В том числе и в боярскую Думу.
Только правда и ничего кроме правды!
Аватара пользователя
Пётр
ефрейтор
 
Сообщения: 112
Зарегистрирован: 19 июл 2016, 16:54
Откуда: Самара
Пол: Мужчина

Re: Новгород Великий: наш Запад

Новое сообщение ZHAN » 21 июл 2016, 20:59

Пётр писал(а):Никакого преувеличения! Была выборность всех властей сверху донизу. В том числе и в боярскую Думу.
Идеализация прошлого ошибка. Новгород идеализировать не стоит уже потому, что он проиграл. :(
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 57257
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Новгород Великий: наш Запад

Новое сообщение konde » 24 июл 2016, 18:16

Что было в Новгороде на Севере то было и в Поле, у половцев, у "тартаров" или "греков" (прозвища жителей-сельчан Поля и горожан побережья моря). А что было в ядре империи то было и в ее окраинах не важно что в Европе, Азии или в Северной Африке. Республиканский строй федерата империи. Ну и что? Главное что бы он дань, налоги платил как следует, Новгород или Генуя аль Венеция какая разница, а не платил так его упорство по правилам империи его же соседи же убаюкали и по хорошему и через кары совершенные "грехами центральной власти". Через указания центральной власти наказать соседнего ослушника: Москва - Казань или Новгород, Вильна - Смоленск или Псков и т. д.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина

Разгром Новгорода и возникновение русской угрозы для Запада

Новое сообщение ZHAN » 29 авг 2016, 09:43

Присоединение Новгорода к Московии в 1478 году разрушило традиционный порядок общения русских земель с Ливонией. Это породило цепную реакцию сбоев в торговле, практике разработки и соблюдения международных договоров, сфере дипломатического общения. Также началось размещение войск Московии близ ливонской границы, вооруженные нападения на ливонскую территорию. Это привело к формированию в Ливонии и в целом Восточной Европе представлений о "русской угрозе".

В социально-экономическом, политическом и культурном развитии Новгородская республика существенно отличалась от прочих русских городов, что в немалой степени определялось интенсивностью его торговых контактов с Западной Европой. Благодаря торговле с городами Ганзейского союза уклад жизни Новгорода оказался адаптирован к западноевропейскому стандарту. Этому немало содействовал и принцип равенства иноземцев с новгородцами, заложенный в основу правовых норм, регламентировавших их деловое общение, или "старины".

Новгородская земля являла собой нечто вроде буферной зоны, расположенной на стыке православного (русского) и католического (ливонского) культурно-исторических пространств. «Низовые» русские земли, где подобные условия отсутствовали, осуществляли свои связи с Западной Европой при посредничестве, главным образом, Новгорода (ту же роль играли Псков и Литва). После 1478 года, однако, эта гармония оказалась разрушена. Московия, раздвинувшая свои границы вплоть до Ливонии, представляла собой иную, нежели Новгород, модель общественного состояния, поскольку приспосабливалось к контакту не с католическим Западом, а с монголо-татарской Степью. Подобная Система исключала присутствие европейских политико-правовых систем, в частности, западноевропейского городского права, на котором покоились традиции новгородско-ганзейской торговли ("старины").

Иван III хорошо представлял экономическое и стратегическое значение Ливонии и Ганзы, игравших важную роль в поставках Москве западноевропейских товаров — в том числе вооружения и стратегического сырья, и в обеспечении проезда русских послов в Европу, а потому после подчинения Новгорода утвердил новгородско-ганзейскую "старину" своей "золотой грамотой". Но — ненадолго.
Изображение
Клавдий Лебедев. «Марфа посадница. Уничтожение новгородского веча»

Начавшиеся переговоры с Ливонией показали, что правовые нормы международного общения, присущие новгородской «старине», подлежали отмене, поскольку они полностью исключали волю великого князя. Иван III потребовал от ганзейцев «челобитья», что означало для них отказ от принципа равенства договаривающихся сторон.

В ганзейском разговорнике Т.Фенне (нач. XVII в.) значение слова «челобитье» передано понятием «supplication» (лат. supplicare — становиться на колени, припадать к ногам).

Обеспечение ливонской стороной безопасности путешествий русских купцов по Балтийскому морю и уравнительный порядок распределения спасенных при кораблекрушении товаров, затребованные Иваном III при составлении договора, противоречили традиционной европейской норме «каждый сам несёт свой убыток». Ганзейцам эти требования казались произволом, но ради восстановления торговли они пошли на компромисс с московитами. Впрочем, заключённый в 1487 году торговый мир воспринимался ими с большой долей скепсиса, купцы Ганзы понимали, что Московия его скоро нарушит.

Убежденность российских историков в намерении Ивана III покончить с монополией Ганзы в балтийской торговле и содействовать развитию русского предпринимательства более чем спорна, поскольку основной деструктивный импульс в отношении Ганзы исходил не из «антиганзейской политики» великого князя, а являлся побочным продуктом подгонки новгородского уклада к московскому стандарту.

Так, массовая депортация новгородских купцов и бояр в 1484-89 годах ограничила возможности новгородской международной торговли. Московские посадские люди, переселённые великим князем в Новгород, не обладали деловыми связями, опытом ведения заморской торговли, знанием конъюнктуры ганзейского рынка и правовых основ международного товарообмена; они были, в отличие от новгородцев, подвержены недоверию в отношении «латинян». Наконец, никто из них не знал балтийских языков.

Почти прекратив международную торговлю Новгорода, великий князь добился лишь того, что его подданные стали всё чаще выезжать по торговым делам в Ливонию, московитский экспорт также был перенесён туда, и это обеспечило расцвет её экономики в первой половине XVI века.
Изображение
Северо-восток Балтии, карта Олафа Мангуса

В 1494 году Московия закрыла новгородскую ганзейскую контору (Немецкое подворье). Это обернулось для Московского государства ганзейскими торговыми санкциями, которые в преддверии русско-шведской войны 1495-1497 годов осложнили подвоз вооружения, сырья, лошадей.

Одна из версий этой бездумной, самоубийственной для Москвы акции, такова. Иван III вёл в 1489-1493 годах с Максимилианом Габсбургом переговоры. Максимилиан отказался от заключения военного и династического союза с великим князем Московским, и того это задело. Немецкое подворье являлось единственной доступной ему «болевой точкой» империи, и он продемонстрировал Западу степень своего раздражения, обрушив репрессии на его обитателей, в большинстве своём имперских подданных.

В период новгородской независимости урегулирование конфликтов осуществлялось на публично-правовом уровне, понимание которого Ивану III было чуждо. Отсутствие же у ливонцев достоверной информации порождало слухи о скором нападении русских, которые концентрировались в тезу о «русской угрозе» («Rusche gefahr») и благодаря налаженным коммуникациям быстро распространилась за пределы Ливонии.

Между тем закрытие Немецкого подворья, аресты ганзейских купцов в Новгороде и русских «гостей» в Риге и Ревеле, а также запретные санкции, утвержденные весной 1495 году Любекским ганзетагом, не пресекли русско-ливонской торговли, но содействовали её качественному изменению. Не имея возможности сохранить свои традиционные формы, она продолжала развиваться в виде полулегальной или «необычной» торговли (ungewonlicke kopenschopp), переместившись из Новгорода в города и торговые местечки близ русско-ливонской границы — в Дерпт, Нарву, на Неву и Лугу. Ливонские ландсгерры препон ей не чинили, справедливо полагая, что сохранение торговли гарантирует их от ухудшения отношений с Москвой. Вплоть до начала русско-ливонской войны 1501-1503 годов русские купцы пользовались в Ливонии правом «чистого пути».

Ливония ввела санкции: вывоз из страны стратегических товаров — металлов и изделий из них, пороха, серы, селитры, а также лошадей был запрещён, что не исключало контрабанды. Политики запретов наиболее последовательно придерживались власти Ревеля, руководствуясь, однако, не враждебным отношением к русским купцам, а стремлением ослабить своих торговых конкурентов в Дерпте/Тарту и Нарве, которые саботировали исполнение санкций, но из-за дефицита товаров, искусственно создаваемого Ревелем, и сокращения объёмов экспортируемых из Любека товаров вынуждены были также ограничивать торговлю с Московией.
Изображение

Чтобы устранить опасную ситуацию, возникшую после разгрома Немецкого подворья, магистр Плеттенберг в 1494-1497 года вёл переговоры с великим князем по поводу освобождения арестованных в Новгороде ганзейских купцов, идя на компромисс с Иваном III. Он сломил, в частности, сопротивление Ревеля и Риги, не желавших освобождать русских заложников, но великий князь нарушил предварительные договорённости, потребовав от магистра выдать судей, которые в Ревеле осудили на казнь русского купца, а после того как в конце лета 1496 года шведы взяли Ивангород, захотел покарать «злодеев» из числа участвовавших в штурме жителей Нарвы.

Впрочем, потребность в нормализации отношений с Ганзой заставила Ивана III освободить ганзейских купцов, за исключением четверых ревельцев, которых собирались держать в заключении вплоть до получения великим князем удовлетворения за казнь его подданного, хотя ливонский магистр, к которому было обращено его требование, за неимением права вмешиваться в городскую юрисдикцию был не в состоянии его исполнить. В результате конструктивного диалога всё же не получилось, и переговоры в Нарве закончились ничем.

С началом строительства в 1492 году Ивангорода осложнилось положение дел на новгородско-ливонской границе. Появление близ Нарвы с её густонаселенной округой русской крепости деформировало местный уклад жизни. Ливонские крестьяне, привыкшие рыбачить вдоль русского берега Наровы, теперь жестоко преследовались за браконьерство, совершая ответное насилие над русскими купцами, случайно попавшими в их руки . Служащие русского гарнизона по причине слабой дисциплины и плохого снабжения практиковали систематические «шкоды» (грабежи) на ливонской стороне, из-за чего ливонцам, жившим в приграничной полосе, легко верилось в пресловутую «русскую угрозу». От них, жителей Нарвы, страх перед русскими и распространился далее в Европу.

Опасность для ливонцев представляли дислоцированные близ границы русские войска, включавшие мобильные и слабо дисциплинированные отряды дворянской конницы и татар. Их набег на ливонскую территорию 1478 году и отсутствие реакции со стороны московских властей создали опасный прецедент.
Изображение

Накануне похода на Выборг Иван III планировал нанести превентивный удар по Ревелю, через который шведы получали солдат, вооружение и деньги, а в период русско-шведской войны 1495-1497 года периодически напоминал ливонцам о своём присутствии акциями, которые те расценивали как недружественные и угрожающие (блокирование границы, запрещение плаваний по Нарове, переброска войск под Ивангород). Весной 1498 года систематическим нападениям подверглись орденские округа Мариенбурга/Алуксне, Розиттена/Резекне, Лудзена/Лудзы, Нарвы, Нейшлоса/Васкнарвы, а также дерптская и рижская епархии. Это нападение отличалось широтой охвата, глубиной проникновения (до 100 км вглубь Ливонии), а также жестокостью в обращении с местным населением.

Убедившись в бесперспективности дальнейших переговоров, магистр Плеттенберг летом 1498 года окончательно отказался от их продолжения и приступил к подготовке войны с Московским государством.

Главной причиной возникновения конфликта между Московией с одной стороны и Ливонией и Швецией с другой, стал разгром Великого Новгорода. Это разрушило традиционный порядок сообщения русского и западно-европейского «миров» посредством своеобразного «адаптера». Его присоединение к Москве и последовательное разрушение основ организации республики породило цепную реакцию сбоев в торговле, практике разработки и соблюдения международных договоров, сфере дипломатического общения и т.д. Настороженность и страх ливонцев, хорошо знавших обычаи и нравы новгородцев, но имевших смутное представление о «московитах», усугублялись непониманием происходящего, что было следствием утраты русско-ливонско-ганзейскими отношениями своего публично-правового характера. Иван III, который стал их главным фигурантом, не считал нужным мотивировать свои политические решения, не был склонен к компромиссам и предпочитал методы силового воздействия, что давало европейцам повод говорить о тираническом характере его правления.

По материалам: «Великий Новгород конца XV века между Москвой и Ливонией»; Мария Бессуднова, Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, №2, 2013
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 57257
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Господин великий Новгород 2015 год Кремль

Новое сообщение Alevtina » 21 май 2020, 18:10

В Великом Новгороде за последние 5 лет мне удалось побывать три раза. Каждая поездка была запоминающаяся и не похожая на другие. В Этом городе живут две мои двоюродные сестры - Галина и Ирина. Мы переписывались иногда, но лично не встречались лет 20. И вот после длительного перерыва в сентябре 2015 года я наконец приехала к ним в гости. Естественно, что в первый же день меня повели знакомиться со знаменитым Новгородским Кремлем. Около стен Кремля на мосту перед входом
Изображение
Сразу же за воротами - здание филармонии, где мы купили билеты на завтрашний концерт солистов Большого театра из Москвы.
Изображение
напротив нее - знаменитый памятник "тысячелетия России"
Изображение
а чуть дальше - Собор Святой Софии.
Изображение
Мы сначала решили просто погулять по территории Кремля, все посмотреть... Вот над входом кусок старой стены, почему-то неотреставрированный
Изображение
Для фото я залезла на высокое крыльцо, а Галя сфотографировала меня, выглядывающую из окна. Да, нелегко было женихам допрыгнуть на такую высоту!.. Обратно я спускалась еле-еле, потому что мне казалось, что старые деревянные ступеньки скрипят и шатаются, того гляди все рассыплется…
Изображение
Вот такое интересное здание встретилось, у которого все окна на разном уровне - почему??
Изображение
Все дышит стариной, хотя многое здесь восстановлено после боев во время Великой Отечественной войны
Изображение
Мы зашли в знаменитый Софийский собор, осмотрели его. В это время службы не было, народу почти никого тоже не было, только торговали 3 или 4 лавки с сувенирами и свечами. Я купила книгу про собор, чтобы дома прочитать ее. Свет в соборе не был включен, а в центре 12 толстых колонн, расписанных сверху до низа, но из-за них кажется очень темно и тесно…
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Мы вышли из Собора и пошли осматривать вторую половину Кремля. Видели колокола, стоящие почему-то внизу
Изображение
Вышли из других ворот на берег реки Волхов, которая сильно обмелела в этом году.
Изображение
Прошли мимо здания Консерватории
Изображение
мимо Дома со львами
Изображение
В одном месте у стены было устроено что-то вроде театра, а напротив – ряды стульев. Галя говорит, что здесь бывают театрализованные представления про старину и ролевые игры. Там был какой-то большой камень, трон, рыцарь в кольчуге и объявление, что за 300 рублей можно нарядиться в старинные новгородские костюмы и сфотографироваться. Конечно же, мы захотели переодеться.
Изображение
Мы закончили осмотр Кремля, вышли на площадь напротив мэрии, где стоял памятник Ленину и детские аттракционы, и на автобусе вернулись домой.
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Alevtina
солдат
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 12 мар 2020, 09:39
Пол: Женщина

Re: Господин великий Новгород

Новое сообщение ZHAN » 21 май 2020, 23:10

Спасибо, Alevtina! :Rose:
Я был на экскурсии в новгородском кремле в начале 1980-х и, судя по фотографиям, там практически ничего не изменилось. Хотя даже для сохранение в относительном порядке такого комплекса несомненно требуются большие усилия. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 57257
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Господин великий Новгород

Новое сообщение Alevtina » 22 май 2020, 05:18

Это еще не все!!!!! :)
Аватара пользователя
Alevtina
солдат
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 12 мар 2020, 09:39
Пол: Женщина

Re: Господин великий Новгород 2015 год Витославицы

Новое сообщение Alevtina » 22 май 2020, 09:43

На следующий день после осмотра Новгородского Кремля у меня были две встречи с детьми в библиотеках, где я рассказывала о своих книжках, но писать подробно об этом не буду. На третий день мы с сестрой съездили на автобусе в Санкт-Петербург, но это рассказ про другой город, и на четвертый день мы с сестрой после обеда долго ехали на автобусе в пригород Новгорода - Витославлицы, потому что
Изображение
Это новгородский музей-заповедник народного деревянного зодчества. День был теплый и солнечный, много народа с детьми входили по билетам (300 руб.) на территорию заповедника, где среди зелени и деревьев по краям широкой улицы стоят различные деревянные дома. Они не раскрашены цветными красками, их красота – в резных наличниках, в деревянных кружевах под крышей. Кроме домов с высокими крылечками стоят и различные хозяйственные постройки: овины, кузницы, сараи…
Изображение
Избы и амбары 19-го века
Изображение
Изображение
Но Галина не дает мне толком всё разглядеть и сфотографировать, а ведет дальше. И вот на широкой поляне у высокой деревянной звонницы мы видим несколько новых деревянных скамеек и спешим занять одну из них – скоро (в 15-00) начнется здесь концерт колокольных звонов. Церковь Николая Чудотворца:
Изображение
Перед входом в деревянную церковь Николая Чудотворца стоит и малая (в человечески рост) звонница. На ее перекладинах в три ряда висят колокола: сверху маленькие (с две ладошки), ниже – крупнее, а в самом низу два больших колокола, и к ним приделана педаль. Надавишь на нее ногой, и колокол ответит басом. Несколько мужчин что-то делали с ними – настраивали.
Изображение
Изображение
Я подошла поближе фотографировать и все разглядела: на небольшой горизонтальной дощечке сделаны железные петельки, а к ним привязаны веревки от колоколов. Мужчины пробуют натяжение веревки, слушают звук и передвигают каждый колокол подальше или поближе
Изображение
Вскоре начался концерт. Ведущая в микрофон очень интересно рассказывала о колокольном звоне, его истории, о его видах и т.д. Потом объявляла исполнителя, из какого он города (Москва, Питер, Новгород, еще откуда-то…), объявляла, какой звон будет исполняться (праздничный, Благовест, повседневный или вообще импровизация)… Я записывала аудио, т.к. большинство звонарей поднимались на высокую колокольню, и нам снизу ничего не было видно, а звук далеко летел!.. Последнюю вещь решила записать на видео, тем более, что исполняли ее внизу, на малых колоколах, подошла поближе, но забыла нажать кнопку «пуск» - ничего не записала… Но видела, как звонарь легко и быстро, как по клавишам пианино, нажимал на веревки от колоколов, и звучала чудная музыка!..
После концерта мы с Галиной гуляли по территории музея, рассматривали дома, заходили внутрь и много фотографировали. около изб с сувенирами я останавливалась и с восторгом все разглядывала!.. Ничего не купила - дорого...
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Там для экскурсантов проложены везде деревянные тротуары, вот мы по ним и шли, пока все не обошли. Галина рассказывала мне, что здесь часто проводятся различные выставки и праздники: масленица, Пасха, Троица… Почти постоянно проводят мастер-классы по гончарному делу, ткачеству, лоскутному шитью и изготовлению игрушек и сувениров из глины, дерева, бересты… Здесь всегда много народа с детьми. Воздух, конечно – чистейший! В Новгороде я нигде не видела дымящих заводских труб. Часто сюда приезжают художники рисовать с натуры.
Навес для дров:
Изображение
Изба-двойня Добровольских 19 век
Изображение
Можно зайти внутрь и все осмотреть:
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Продолжение следует...
Аватара пользователя
Alevtina
солдат
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: 12 мар 2020, 09:39
Пол: Женщина


Вернуться в Города и местности России

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron