Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Русский менталитет

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 24 окт 2015, 18:51

ZHAN писал(а):Это и есть экзистенциализм в действии, обусловленный историческими условиями развития российского государства, выработавшими у русского человека абсолютно нигилистическое отношение к государственной власти и её представителям.

Так в России и власть всегда была особенная.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 11 апр 2016, 22:56

Изображение
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 16 апр 2016, 19:08

ZHAN писал(а):Изображение
Такие не все. Но к сожалению именно таких русских становится все больше и больше.
Еще одни богоизбранные. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Русский менталитет и неандертальцы

Новое сообщение ZHAN » 07 май 2016, 15:20

Возможно на русский менталитет повлияло и то, что неандертальцы на территории России вымерли на несколько тысячелетий позже, чем в остальной части Европы. Об на конференции в Санкт-Петербурге рассказал ведущий научный сотрудник Отдела палеолита Института истории материальной культуры РАН (ИИМК), доктор исторических наук Леонид Вишняцкий.
Изображение
Реконструкция неандертальцев. Неандерталь, Дюссельдорф, Германия.

Он отметил, что в 2014 году группа исследователей из лабораторий Оксфорда применила новейшую методику радиоуглеродного датирования, чтобы определить, к какому времени относятся самые поздние следы жизни неандертальцев. Итогом работы стала дата в 40 тысяч лет назад.

Российские исследователи решили применить ту же методику к своим материалам, в частности, полученным при раскопках Бетовского археологического комплекса. Новые даты позволят предполагать, что неандертальцы существовали в Европейской части России дольше, чем «на Западе» – примерно на 6-8 тысяч лет.

Однако археологи пока относятся новым результатам с осторожностью. «Это интересный факт, требующий проверок и наполнения новыми данными, никто пока не делает окончательных выводов. Нужно применить новейшие методы датирования к другим археологическим памятникам. Такая работа может занять 10-15 лет», – отметила младший научный сотрудник Отдела палеолита ИИМК РАН Евгения Ткач.

Линии неандертальцев и людей современного вида разошлись от общего предка около 500 тысяч лет назад. Предполагается, что в пике развития численность неандертальцев достигала примерно 70 тысяч. Но их число неизменно сокращалось, пока Homo neanderthalensis не вымерли.

Люди современного вида – сапиенсы – пришли в Европу около 50 тысяч лет назад и какое-то время сосуществовали с неандертальцами. Некоторые исследователи даже предполагали, что именно наши предки «приложили руку» к исчезновению родственного вида. Другие говорили, что неандертальцы смешивались с Homo sapiens до тех пор, пока не были полностью ассимилированы. Сторонники ещё одной теории считали, что причиной вымирания Homo neanderthalensis стало суперизвержение в Кампании (район современного Неаполя), которое около 40 тысяч лет назад привело к резкому похолоданию. Однако ни одна из этих версий пока не получила общего признания.

По материалам пресс-службы ИИМК РАН
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 07 май 2016, 19:40

ZHAN писал(а):Возможно на русский менталитет повлияло и то, что неандертальцы на территории России вымерли на несколько тысячелетий позже, чем в остальной части Европы.
Эт ты загнул. Тогда еще ни о каких нациях и речи не было. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Csunami » 08 май 2016, 01:53

Буль Баш писал(а):
ZHAN писал(а):Возможно на русский менталитет повлияло и то, что неандертальцы на территории России вымерли на несколько тысячелетий позже, чем в остальной части Европы.
Эт ты загнул. Тогда еще ни о каких нациях и речи не было. :D







Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 14 май 2016, 18:01

Какой была древняя Русь 30 000 лет назад
Ну и фейк! :ROFL:
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Csunami » 15 май 2016, 10:02

Буль Баш писал(а):
Какой была древняя Русь 30 000 лет назад
Ну и фейк! :ROFL:

И, что конкретно привело к таким мыслям?
Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 21 май 2016, 18:12

Csunami писал(а):И, что конкретно привело к таким мыслям?
Некорректность термина древняя Русь относительно 30000 лет назад. Будто русские ученые опустились до уровня армян или киргизов стремящихся удревнить свои корни. :(
Хвала богам - это не ученые болтают. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Csunami » 21 май 2016, 19:18

Буль Баш писал(а):
Csunami писал(а):И, что конкретно привело к таким мыслям?
Некорректность термина древняя Русь относительно 30000 лет назад. Будто русские ученые опустились до уровня армян или киргизов стремящихся удревнить свои корни. :(
Хвала богам - это не ученые болтают. :D

А, какой термин Вас более устраивает? :pardon:
Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 21 май 2016, 20:10

Csunami писал(а):А, какой термин Вас более устраивает?
Географический. Но никак не государственный. :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Csunami » 22 май 2016, 05:01

Буль Баш писал(а):Географический. Но никак не государственный. :)

И, какие будут предложения? :)
Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 28 май 2016, 19:44

Csunami писал(а):И, какие будут предложения?
Не политизировать науку. Не комплексовать по поводу происхождения. :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Особенности национальной гордости россиян

Новое сообщение ZHAN » 04 июл 2016, 11:43

Уж не помню почему, но на одном из уроков литературы в школе наша учительница, объясняя какую-то тему, сказала, что советский народ гордится своими революционными традициями. Происходило это примерно тридцать лет назад. Тогда подобное мало кого удивляло и прозвучать могло чуть ли не на любом уроке, хоть биологии или физкультуры. Ученики такое привычно игнорировали. Но что-то в тот день заставило моего одноклассника Сережу поднять руку.
Изображение

Дьявол в деталях

"Вот народ ФРГ, - блеснул Сережа сведениями, почерпнутыми из популярной передачи "Международная панорама", - гордится своими автомобильными дорогами. Вот это я понимаю. А как можно гордиться революционными традициями - не могу понять. Это когда больше нечем, потому что, например, нормальных дорог нет?" :unknown:

Даже в поздние советские времена подобное считалось попранием устоев и оскорблением святынь, в лучшем случае - издевательством над учителем, поэтому Сережа без всяких объяснений был выгнан из класса.

Остальные поняли - хотя нет, не поняли, мы и так это знали, просто закрепили для себя, - что во избежание неприятных последствий публично гордиться нужно именно тем, что предлагается официально. Пусть и материя эта от современной жизни далека и малопонятна. Любые рациональные соображения по этому поводу осуждаемы и даже наказуемы.

С тех пор, по большому счету, мало что изменилось. Люди называют те причины для гордости, которые им предлагают сверху. Об этом свидетельствуют результаты опроса "Левада-центра". По этим данным, за три последних года число гордящихся тем, что живут в России, выросло с 70% до 82%. В самой по себе такой гордости нет ничего плохого, наоборот. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Из чего же складывается национальная гордость россиян? :unknown:

Пять причин

Больше всего (44%) гордятся российской историей, куда, наверное, вполне попадают и те самые революционные традиции. Правда, теперь не очень понятно, революции столетней давности - это хорошо или плохо? Вроде бы, на каждом шагу говорят, что революции, особенно цветные - это плохо. Но при этом большевиков-то никто не осуждает, советская власть, установленная в результате Октябрьской революции, вовсе не считается преступной, а, скорее, наоборот - народной. Но бог с ней, с революцией. Очевидно, в этом контексте, прежде всего, имеется в виду победа во Второй мировой войне.

На втором месте (38%) среди предметов для гордости - природные богатства России. То есть фактически люди гордятся везением. Бог дал, видимо, не просто так. Есть, дескать, в нас что-то такое, что спровоцировало его на щедрость. :D

Вооруженные силы находятся в тройке главных причин (36%) для гордости за страну не так давно - всего год, и это прямое последствие аннексии Крыма.

И тут двоемыслие россиян проявляется во всей своей красе: вооруженными силами мы гордимся, но бояться их не перестали. Спросите об этом у своих знакомых, имеющих сыновей-подростков. Да, количество тех, кто открыто признает, что в случае необходимости будет искать способ "отмазать" члена семьи от армии, по опросам того же Левада-центра, год от года падает, но все равно это - каждый четвертый.

Российская культура, которой гордятся 34% опрошенных, казалось бы, самый бесспорный пункт. Впрочем, современное ее состояние, включая главу профильного ведомства, вызывает немало вопросов и споров. Так что речь, скорее, вновь о прошлом, от Серова до балета. :D

Замыкает пятерку немного абсурдный пункт, под стать природным богатствам - размеры страны (31%). Что в XXI веке означают просто размеры, а не площадь освоенной территории, например? Должен ли народ Канады, как и мы, гордиться миллионами квадратных километров земли, на которой никто не живет и которые ровным счетом ничего не дают экономике страны?

Есть чем гордиться

Согласно тому же опросу, лишь считанные проценты респондентов называют поводами для гордости системы образования и здравоохранения, экономические успехи, сограждан (другими словами - самих себя) и достижения отечественной науки. То есть все то, для чего надо прикладывать усилия, проводить серьезные реформы, совершенствовать и совершенствоваться.

Хотя мы вовсе не растеряли эти навыки, достаточно посмотреть на IT-сферу. У нас есть всемирно известные и давно ставшие глобальными ABBYY (прославившаяся интернет-словарями и программами по распознаванию текстов) и Касперский (популярные в мире антивирусные программы), и, конечно же, "Яндекс" - один из немногих национальных поисковиков, успешно конкурирующих с Google сразу на нескольких рынках.

Такой гордости не надо?

Программисты и стартаперы из России участвуют в проектах мирового уровня, недавний успех приложения Prisma - лишнее тому подтверждение. Но, видимо, такой причины для гордости нам даром не надо, если принимаются законы, вроде "пакета Яровой", способные заживо похоронить всю отрасль. Не говоря уж о том, что создатель самой популярной российской соцсети Павел Дуров вынужден продать свой бизнес и уехать за границу. И там он врывается на вполне конкурентный рынок мессенджеров и предлагает свой Telegram, который уже непонятно, можно ли считать российским.

Если оставить в стороне качество и степень ангажированности социологических исследований в России, то вывод один - свое госфинансирование телепропаганда вполне отрабатывает. Она доступно растолковала, что можно не напрягаться создавать настоящее и будущее, если есть, чем гордиться в прошлом. Не говоря уж о богатых природных ресурсах и обширной территории, которые всегда с нами. :D

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Особенности национальной гордости россиян

Новое сообщение Csunami » 04 июл 2016, 15:38

ZHAN писал(а):Уж не помню почему, но на одном из уроков литературы в школе наша учительница, объясняя какую-то тему, сказала, что советский народ гордится своими революционными традициями. Происходило это примерно тридцать лет назад. Тогда подобное мало кого удивляло и прозвучать могло чуть ли не на любом уроке, хоть биологии или физкультуры. Ученики такое привычно игнорировали. Но что-то в тот день заставило моего одноклассника Сережу поднять руку.
Изображение

Дьявол в деталях

"Вот народ ФРГ, - блеснул Сережа сведениями, почерпнутыми из популярной передачи "Международная панорама", - гордится своими автомобильными дорогами. Вот это я понимаю. А как можно гордиться революционными традициями - не могу понять. Это когда больше нечем, потому что, например, нормальных дорог нет?" :unknown:

Даже в поздние советские времена подобное считалось попранием устоев и оскорблением святынь, в лучшем случае - издевательством над учителем, поэтому Сережа без всяких объяснений был выгнан из класса.

Остальные поняли - хотя нет, не поняли, мы и так это знали, просто закрепили для себя, - что во избежание неприятных последствий публично гордиться нужно именно тем, что предлагается официально. Пусть и материя эта от современной жизни далека и малопонятна. Любые рациональные соображения по этому поводу осуждаемы и даже наказуемы.

С тех пор, по большому счету, мало что изменилось. Люди называют те причины для гордости, которые им предлагают сверху. Об этом свидетельствуют результаты опроса "Левада-центра". По этим данным, за три последних года число гордящихся тем, что живут в России, выросло с 70% до 82%. В самой по себе такой гордости нет ничего плохого, наоборот. Но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Из чего же складывается национальная гордость россиян? :unknown:

Пять причин

Больше всего (44%) гордятся российской историей, куда, наверное, вполне попадают и те самые революционные традиции. Правда, теперь не очень понятно, революции столетней давности - это хорошо или плохо? Вроде бы, на каждом шагу говорят, что революции, особенно цветные - это плохо. Но при этом большевиков-то никто не осуждает, советская власть, установленная в результате Октябрьской революции, вовсе не считается преступной, а, скорее, наоборот - народной. Но бог с ней, с революцией. Очевидно, в этом контексте, прежде всего, имеется в виду победа во Второй мировой войне.

На втором месте (38%) среди предметов для гордости - природные богатства России. То есть фактически люди гордятся везением. Бог дал, видимо, не просто так. Есть, дескать, в нас что-то такое, что спровоцировало его на щедрость. :D

Вооруженные силы находятся в тройке главных причин (36%) для гордости за страну не так давно - всего год, и это прямое последствие аннексии Крыма.

И тут двоемыслие россиян проявляется во всей своей красе: вооруженными силами мы гордимся, но бояться их не перестали. Спросите об этом у своих знакомых, имеющих сыновей-подростков. Да, количество тех, кто открыто признает, что в случае необходимости будет искать способ "отмазать" члена семьи от армии, по опросам того же Левада-центра, год от года падает, но все равно это - каждый четвертый.

Российская культура, которой гордятся 34% опрошенных, казалось бы, самый бесспорный пункт. Впрочем, современное ее состояние, включая главу профильного ведомства, вызывает немало вопросов и споров. Так что речь, скорее, вновь о прошлом, от Серова до балета. :D

Замыкает пятерку немного абсурдный пункт, под стать природным богатствам - размеры страны (31%). Что в XXI веке означают просто размеры, а не площадь освоенной территории, например? Должен ли народ Канады, как и мы, гордиться миллионами квадратных километров земли, на которой никто не живет и которые ровным счетом ничего не дают экономике страны?

Есть чем гордиться

Согласно тому же опросу, лишь считанные проценты респондентов называют поводами для гордости системы образования и здравоохранения, экономические успехи, сограждан (другими словами - самих себя) и достижения отечественной науки. То есть все то, для чего надо прикладывать усилия, проводить серьезные реформы, совершенствовать и совершенствоваться.

Хотя мы вовсе не растеряли эти навыки, достаточно посмотреть на IT-сферу. У нас есть всемирно известные и давно ставшие глобальными ABBYY (прославившаяся интернет-словарями и программами по распознаванию текстов) и Касперский (популярные в мире антивирусные программы), и, конечно же, "Яндекс" - один из немногих национальных поисковиков, успешно конкурирующих с Google сразу на нескольких рынках.

Такой гордости не надо?

Программисты и стартаперы из России участвуют в проектах мирового уровня, недавний успех приложения Prisma - лишнее тому подтверждение. Но, видимо, такой причины для гордости нам даром не надо, если принимаются законы, вроде "пакета Яровой", способные заживо похоронить всю отрасль. Не говоря уж о том, что создатель самой популярной российской соцсети Павел Дуров вынужден продать свой бизнес и уехать за границу. И там он врывается на вполне конкурентный рынок мессенджеров и предлагает свой Telegram, который уже непонятно, можно ли считать российским.

Если оставить в стороне качество и степень ангажированности социологических исследований в России, то вывод один - свое госфинансирование телепропаганда вполне отрабатывает. Она доступно растолковала, что можно не напрягаться создавать настоящее и будущее, если есть, чем гордиться в прошлом. Не говоря уж о богатых природных ресурсах и обширной территории, которые всегда с нами. :D

Скрытый текст

Хм, Жан, ну и дермецо словесное Вы запостили от Александра Плющева... :) Биография сего "перца" так и "блещет"... Даже с "Эха Мацы" был уволен за несоблюдение журналистской этики"... :D
Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 04 июл 2016, 15:44

Csunami писал(а):Хм, Жан, ну и дермецо словесное Вы запостили от Александра Плющева... Биография сего "перца" так и "блещет"... Даже с "Эха Мацы" был уволен за несоблюдение журналистской этики"...
А что конкретно не так? :unknown:
Чаще всего автора обливают дерьмом, если не могут аргументированно возразить по сути его высказываний. :pardon:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Csunami » 04 июл 2016, 16:33

ZHAN писал(а):А что конкретно не так? :unknown:
Чаще всего автора обливают дерьмом, если не могут аргументированно возразить по сути его высказываний. :pardon:

Ну, хорошо... Вот один из примеров аргументированности о его высказываниях :



Это, как раз о том, почему его даже с "Эха Мацы" уволили... Думаете, это в впервые с ним "случается"? Отнюдь... В ролике Доренко ещё мягко высказывался, тактично...
Так, КТО КОГО грязью поливает? Автора или Автор всех и вся? :pardon:
Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 04 июл 2016, 18:21

Csunami писал(а):Ну, хорошо... Вот один из примеров аргументированности о его высказываниях :
Продолжение обсуждения автора и высказываний никак не связанных с опубликованным материалом. :)
Csunami писал(а):Так, КТО КОГО грязью поливает? Автора или Автор всех и вся?
Вы автора. В чем Вы увидели грязь в публикации? :unknown:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Csunami » 04 июл 2016, 23:08

ZHAN писал(а):Продолжение обсуждения автора и высказываний никак не связанных с опубликованным материалом. :)

Я, лишь привёл один из примеров мнений об этом "авторе"... :pardon:


Csunami писал(а):Вы автора. В чем Вы увидели грязь в публикации? :unknown:

Хм... Что заслужил... :pardon: Грязь в публикации? Да, потому, что всё переврано и уничижено... Ну, при чём тут "революционные традиции", например? В СССР, что -- каждый год революции происходили? Далее он рассуждает на свой, мягко говоря, "мещанский", "местечковый" взгляд, приравнивая к своей недалёкости ВЕСЬ Народ... Ну, если у него такие "взгляды" и "ценности", то пусть о себе и пишет... :pardon:
Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 05 июл 2016, 08:37

Csunami писал(а):Хм... Что заслужил... Грязь в публикации? Да, потому, что всё переврано и уничижено...
Что конкретно переврано? Что унижено? :unknown:
Csunami писал(а):Ну, при чём тут "революционные традиции", например? В СССР, что -- каждый год революции происходили?
Читаем: Уж не помню почему, но на одном из уроков литературы в школе наша учительница, объясняя какую-то тему, сказала, что советский народ гордится своими революционными традициями. Происходило это примерно тридцать лет назад. Тогда подобное мало кого удивляло и прозвучать могло чуть ли не на любом уроке, хоть биологии или физкультуры. Разве не так? И дальнейший эпизод с удалением ученика тоже правдив. Лично меня травили в школе и за меньшее. Вообще чесность преследовалась, поощрялось лицемерие.
Csunami писал(а):Далее он рассуждает на свой, мягко говоря, "мещанский", "местечковый" взгляд, приравнивая к своей недалёкости ВЕСЬ Народ... Ну, если у него такие "взгляды" и "ценности", то пусть о себе и пишет...
Он приводит статистику Левада-центра. :D А вот Вы только пропагандистские ролики и собственные взгляды. Опять же основанные на таких роликах. :lol:
Как видите, его взляды выглядят более научно-обоснованными, а как раз Ваши - голословными, т.е. мещанскими и местечковыми. :pardon:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Csunami » 06 июл 2016, 03:47

ZHAN писал(а):
Csunami писал(а):Хм... Что заслужил... Грязь в публикации? Да, потому, что всё переврано и уничижено...
Что конкретно переврано? Что унижено? :unknown:
Csunami писал(а):Ну, при чём тут "революционные традиции", например? В СССР, что -- каждый год революции происходили?
Читаем: Уж не помню почему, но на одном из уроков литературы в школе наша учительница, объясняя какую-то тему, сказала, что советский народ гордится своими революционными традициями. Происходило это примерно тридцать лет назад. Тогда подобное мало кого удивляло и прозвучать могло чуть ли не на любом уроке, хоть биологии или физкультуры. Разве не так? И дальнейший эпизод с удалением ученика тоже правдив. Лично меня травили в школе и за меньшее. Вообще чесность преследовалась, поощрялось лицемерие.
Csunami писал(а):Далее он рассуждает на свой, мягко говоря, "мещанский", "местечковый" взгляд, приравнивая к своей недалёкости ВЕСЬ Народ... Ну, если у него такие "взгляды" и "ценности", то пусть о себе и пишет...
Он приводит статистику Левада-центра. :D А вот Вы только пропагандистские ролики и собственные взгляды. Опять же основанные на таких роликах. :lol:
Как видите, его взляды выглядят более научно-обоснованными, а как раз Ваши - голословными, т.е. мещанскими и местечковыми. :pardon:


Знаете, Жан, я не буду с Вами спорить -- у каждого СВОИ жизненные ценности и взгляды... Я вполне согласен с Фурсовым во многом:



для меня моё прошлое ВСЕГДА останется таким:


Аватара пользователя
Csunami
лейтенант
 
Сообщения: 7330
Зарегистрирован: 05 окт 2014, 00:45
Пол: Мужчина

О крестьянском архетипе русского

Новое сообщение ZHAN » 15 авг 2016, 10:14

Крепостное состояние крестьян не было в России неким исключительным явлением, а представляло собою составную часть всеохватывающей системы, прикрепляющей всё население к государству. В отличие от раба древнего мира или обеих Америк, крепостной Московской Руси не был несвободным человеком, живущим среди вольных людей, илотом среди граждан. Он был членом общественного организма, никому не позволявшего свободно распоряжаться своим временем и имуществом. Наследственный характер общественного положения в Московской Руси и отсутствие грамот, гарантирующих членам общественных групп какие-либо права и привилегии, означали, что все россияне без исключения влачили несвободное существование.
Изображение

Михаил Сперанский, обозревая современную ему Россию через призму своего западного образования, заключил, что в ней есть лишь два состояния:
«рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым».
По меньшей мере в одном отношении московские служилые люди находились в худшем положении, чем их крепостные: в отличие от них, слуги государевы не могли жить круглый год дома, в кругу семьи. Торгово-ремесленное население также было прикреплено к своей профессии и месту жительства. Иными словами, крепостное состояние крестьян было лишь наиболее распространённой и самой заметной формой несвободы, которая пронизывала каждый слой московского общества, создавая замкнутую систему, где не было места личной вольности.

Материальной стороной западного феодализма был феод, то есть собственность (земля или должность), временно жалуемая вассалу в качестве вознаграждения за службу. Практика предоставления собственности в условное владение служилому классу известна и в других местах, однако сочетание феода с вассалитетом есть уникально западноевропейское явление.

Россия знала единственную форму землевладения — аллод (вотчину), не связанный с несением службы. Отсутствие в удельной Руси какой-либо формальной зависимости между землевладением и несением службы означало, что там отсутствовала коренная черта того феодализма, который практиковался на Западе. Условное землевладение, появившееся в России в 1470, было не феодальным, а антифеодальным институтом, созданным абсолютной монархией с целью разгрома класса «феодальных» князей и бояр.

Почему феодализм так важен для европейской цивилизации? :unknown: Дело в том, что из феодальных институтов выросли некоторые из важнейших политических институтов современного государства.

Феодальная curia regis, первоначально бывшая собранием королевских вассалов, созванных, чтобы помочь королю советом, которого он как господин имел право у них испрашивать, в XIII веке сделалась во Франции центральным органом королевского правительства, пользующимся услугами платных чиновников. В XIII веке Генеральные Штаты во Франции и в Англии превратились из нерегулярных съездов, созываемых в периоды чрезвычайного положения, в парламенты, которые сделали свою былую обязанность своим правом. Точно так же и судебная система Англии и Франции, выросла из феодального института, а именно права вассала на публичный суд, творимый не его господином, а третьим лицом.

Таким образом, невзирая на все свои противовластные тенденции, феодализм предоставил в распоряжение западных монархов прекрасный набор орудий, при помощи которых они сумели укрепить свою власть и устроить централизованные государства. Державная власть над личностью вассалов и контроль над их феодами могли сделаться (а местами и действительно стали) средством установления державной власти над всем народом и населяемой им территорией. Правители Германии и Италии не смогли как следует воспользоваться этим орудием; властителям Англии, Франции и Испании это удалось, и, начиная с 1300-х, они заложили основания мощных централизованных государств. В этих трёх странах феодализм послужил колыбелью, в которой было выпестовано современное государство.

Ключевым различием централизации западных государств и централизации России получается то, что в Европе государство сшивалось не только центральной властью, но и обществом, множеством договорных отношений, которые обязывали все стороны договоров, в т.ч. и королевскую власть. В России централизация происходила путём отъёма власти в пользу царя, т.е. подданные становились по отношению к царю всё более бесправными и отделёнными от политической власти.

Рассредоточение поместий и их быстрый переход в новые руки продолжались на протяжении всего периода империи. Получателям щедрых пожалований Екатерины II и Павла I поместья давались не в одном месте, а то там, то сям, точно так же, как в XVI и XVII веках. Вследствие этого даже крупнейшие состояния представляли собою в России не латифундии, а совокупность рассеянных имений.

У Морозовых, которые, благодаря своим семейным связям с царствующим домом, сделались в середине XVII века богатейшими помещиками страны, было 9 тысяч крестьянских дворов, разбросанных по 19 губерниям.

Обширные поместья, которыми обзавелись на протяжении XVIII века благодаря императорским пожалованиям Воронцовы (они владели 5711 дворами с 25 тысячами крепостных мужеского пола, живших на 283 тысячах гектарах), были рассеяны по 16 губерниям.

То же самое относится и к состоянию Шереметева, которое было в екатерининское царствование крупнейшим в России: принадлежавшие ему 186 тысяч душ и 1,1 миллиона гектаров располагались в 17 губерниях.

В России не было слитых вместе владений, достаточно обширных, чтобы обеспечить своим хозяевам побочный продукт собственности — решающий голос в местной политической жизни. Российский магнат был подобен современному инвестору, владеющему акциями многих компаний, но не имеющему ни в одной из них контрольного пакета. Ещё больше это относилось к средним и мелким землевладельцам. У беднейших помещиков были наделы пахотной земли в одной или нескольких деревнях, которыми они владели совместно с другими помещиками. Человеку, взращённому на западной истории, трудно себе представить, насколько крайние формы принимало в России дробление имений. Нередко село с 400–500 жителей принадлежало тридцати-сорока помещикам. :shock:

Упомянутый быстрый переход в новые руки (и параллельно раздробление поместий) происходили ещё потому, что в России никогда не было ни майората, ни права первородства. В результате земли делились поровну между всеми наследниками и тем самым дробились. Одним из следствий этого процесса было то, что не накапливались большие состояния — разбогатеть в России всегда можно было только от государства.

Из сказанного примерно просматривается старый режим как вотчинный строй — когда всё замыкается на вершину, на царя, а остальные — его холопы.

Сознание русского крестьянина было, если использовать терминологию старого поколения антропологов вроде Леви-Брюля, «первобытным». Наиболее выпуклой чертой сознания такого типа является неумение мыслить абстрактно. Крестьянин мыслил конкретно и в личностных понятиях. Например, ему стоило больших трудов понять, что такое «расстояние», если не выразить его в верстах, длину которых он мог себе представить. То же самое относится и ко времени, которое он воспринимал лишь в соотнесении с какой-то конкретной деятельностью. Чтобы разобраться в понятиях вроде «государства», «общества», «нации», «экономики», «сельского хозяйства», их надо было связать с известными крестьянам людьми, либо с выполняемыми ими функциями.
Изображение

Эта особенность объясняет очарование мужика в лучшие его минуты. Он подходил к людям без национальных, религиозных и каких-либо иных предрассудков. Несть числа свидетельствам его неподдельной доброты по отношению к незнакомым людям. Крестьяне щедро одаривали едущих в сибирскую ссылку, и не из-за какой-то симпатии к их делу, а потому что они смотрели на них как на «несчастненьких».

Во время Второй Мировой войны гитлеровские солдаты, пришедшие в Россию завоевателями и сеявшие там смерть, сталкивались в плену с подобными же проявлениями сострадания. В этой неабстрактной, инстинктивной человеческой порядочности лежала причина того, что радикальные агитаторы, пытавшиеся поднять крестьян на «классовую борьбу», столкнулись с таким сильным сопротивлением. Даже во время революций 1905 и 1917 годов крестьянские бунты были направлены на конкретные объекты — месть тому или иному помещику, захват лакомого участка земли, порубку леса. Они не были нацелены на «строй» в целом, ибо крестьяне не имели ни малейшего подозрения о его существовании.

Но эта черта крестьянского сознания имела и свою скверную сторону. К числу недоступных крестьянскому пониманию абстракций относилось и право, которое они были склонны смешивать с обычаем или со здравым смыслом. Они не понимали законоправия. Русское обычное право, которым руководствовались сельские общины, считало признание обвиняемого самым убедительным доказательством его вины. В созданных в 1860-х волостных судах, предназначенных для разбора гражданских дел и управляемых самими крестьянами, единственным доказательством в большинстве случаев было признание подсудимого.

Крестьянину точно так же трудно было понять, что такое «собственность», которую он путал с пользованием или владением. По его представлениям не живший в своём имении помещик не имел права ни на землю, ни на её плоды. Крестьянин мог легко позаимствовать вещь, в которой, по его мнению, законный владелец не нуждался (например, дрова из господского леса), однако в то же самое время выказывал весьма острое чувство собственности, если речь шла о земле, скотине или орудиях других крестьян, поскольку эти вещи были надобны для заработка на хлеб.
Изображение

Крестьянин терпеть не мог формальностей и официальных процедур и был не в состоянии разобраться в абстрактных принципах права и государственного управления, вследствие чего он мало подходил для какого-либо политического строя, кроме авторитарного.

Подобно другим «первобытным» существам, русский крестьянин обладал слабо развитым понятием собственной личности. Личные симпатии и антипатии, личное честолюбие и самосознание обыкновенно растворялись в семье или в общине, по крайней мере до той поры, как крестьянин получил возможность сколачивать большие капиталы, и тогда приобретательские инстинкты полезли наружу в самой уродливой форме. Деревенская община, мир, сдерживала антисоциальные инстинкты мужика — коллектив был выше своих индивидуальных членов. Хомяков как-то сказал, что «русский человек, порознь взятый, не попадёт в рай, а целой деревни нельзя не пустить». :)

Внешний мир воспринимался как нечто далёкое, чужое и в общем-то совсем маловажное. Он составлялся из двух частей — необъятного святого сообщества православных и царства иноземцев, делившихся на басурманов и немцев.

Крестьянин чутко осознавал разницу между себе равными и вышестоящими. Всякого человека, не облечённого властью, он звал братом, а имеющего власть величал отцом или, чуть более фамильярно, батюшкой. С себе равными он обращался на удивление церемонно. Приезжавшие в Россию путешественники изумлялись, насколько учтиво здоровались друг с другом крестьяне, вежливо кланяясь и приподнимая шапку. Один путешественник отмечает, что в отношении политеса они ничем не уступали парижанам. Перед вышестоящими они либо били челом (привычка, приобретённая при монголах), либо отвешивали поясной поклон. Иностранцы отмечают также весёлость крестьянина, любовь к игре и песне, его добродушный нрав: даже будучи сильно пьяным, он редко лез в драку.

Однако стоит ознакомиться после этих описаний с крестьянскими пословицами, как неприятно поражаешься отсутствию в них мудрости или сострадания. В них проступает грубый цинизм и полное отсутствие общественного чувства. Этика этих пословиц безжалостна и проста: заботься о себе и не тревожься о ближнем. «Чужие слезы — вода».

Когда революционные социалисты отправились в 1870-х «в народ», дабы пробудить в нём негодование против несправедливости, они обнаружили к полному своему смятению; что крестьянин не видел ничего дурного в эксплуатации как таковой. Он просто-напросто хотел превратиться из объекта эксплуатации в эксплуататора.
Изображение

Чтобы разрешить противоречие между этими двумя обличьями, следует, видимо, предположить, что крестьянин совсем по-разному относился к людям, с которыми у него были личные отношения, и к тем, с кем он состоял в отношениях, так сказать, «функциональных». «Чужие», чьи слезы ничего не стоили, дураки, которым предназначались ложь и битьё, находились вне его семьи, деревни и личных связей. Но поскольку именно «чужие» и составляли «общество» и «государство», разрушение стены, отделявшей маленький крестьянский «мир» от большого внешнего мира, произошедшее в XIX и XX веках, оставило крестьянина в полном замешательстве и душевной расколотости.

Он был плохо подготовлен к вступлению в добрые неличные отношения, а когда его понуждали к этому обстоятельства, он тут же выказывал свои самые худшие, корыстные черты. В своей религиозной жизни крестьянин проявлял много внешней набожности. Он постоянно крестился, регулярно посещал длинные церковные службы и соблюдал посты. Все это он делал из убеждения, что скрупулезное соблюдение церковных обрядов (постов, таинств) и беспрерывное осенение себя крестом спасут его душу. Однако, он, кажется, плохо понимал — если понимал вообще — Духовный смысл веры и религию как образ жизни. Он не знал Библию и даже «Отче наш». К попу он относился с полным презрением. Связь его с христианством была поверхностной и проистекала прежде всего из потребности в формулах и обрядах, с помощью которых можно было бы попасть на небеса.

До революции 1905 года русский крестьянин несомненно был «монархистом» в том смысле, что не мог представить себе иного средоточения земной власти, кроме царя. Он смотрел на царя как на наместника Божьего на земле, созданного Господом, чтобы повелевать крестьянином и печься о нём. Всё хорошее он приписывал царю, а во всём дурном винил либо Божью волю, либо помещиков с чиновниками. Он верил, что царь знает его лично, и постучись он в двери Зимнего дворца, его тепло примут и не только выслушают, но и вникнут в его жалобы до самой мелкой детали.

Одним из важнейших факторов, обусловивших монархические настроения крестьян, была их вера, что царь хочет сделать их собственниками всей земли, что помещики препятствуют этому желанию, но в один прекрасный день он преодолеет их сопротивление. Отмена крепостного права в 1861 году превратила эту веру в твёрдое убеждение. В 1870-х агитаторы из революционных социалистов приходили в полное отчаяние от непоколебимой крестьянской веры в то, что «царь даст» им землю.
Изображение

Императорское правительство придавало монархическим настроениям крестьянства большое значение, и политика его (например, нежелание проводить индустриализацию и железные дороги и равнодушное отношение к народному образованию) часто обуславливалась желанием сохранить мужика точно таким же, как он есть — простоватым и верноподданным. Вера в крестьянскую приверженность монархии являлась одним из краеугольных камней царской политики.

Правительство лишь отчасти верно оценивало настроения крестьянина. Крестьянская преданность была личной преданностью идеализированному образу далёкого властителя, в котором мужик видел своего земного отца и защитника. То была не преданность институту монархии как таковому и уж точно не его агентам, будь то дворяне или чиновники. У крестьянина не было никакого резона испытывать привязанность к правительству, которое гребло от него обеими руками, ничего не давая взамен. Власть была для крестьянина в лучшем случае данностью, которую приходилось переносить, как болезнь, старость и смерть, но которая ни при каких обстоятельствах не могла быть «хорошей» и из чьих лап человек имел полное право вырваться при первой возможности.

Преданность царю не означала взятие на себя какой-либо гражданской ответственности; более того, за нею было сокрыто глубочайшее отвращение к политическим институтам и политике вообще. Персонализация всяких человеческих отношений, столь характерная для русского крестьянина, порождала поверхностный монархизм, казавшийся консервативным, но на деле бывший глубоко анархическим.

События 1905 года зародили в крестьянстве небывалое сознание собственной силы. Когда Николай II неожиданно отрекся от престола в марте 1917 года, сдержать крестьян не было никакой возможности. Весной 1917-го мужики снова пустились во все тяжкие, чтобы на этот раз довершить недоделанное первой революцией. Теперь они целились не на пашню; на сей раз они взялись рубить казённые и частные леса, собирать чужой урожай, захватывать хранящиеся на продажу сельскохозяйственные продукты и, разумеется, снова разорять и жечь барские дома.
Изображение

Крестьянские восстания 1917 года были направлены прежде всего против крупных, высокопроизводительных поместий и хуторов созданных столыпинской реформой. Именно на гребне этой крестьянской революции (одной из сторон которой было разложение армии, составленной преимущественно из крестьян) и вознёсся к власти Ленин со своей партией.

Российская монархия была уничтожена, в конечном итоге, тем самым крестьянином, в котором она видела своего самого верного союзника. Обстоятельства не дали развиться в России консервативному земледельческому сословию. Сперва подспудный крестьянский анархизм привел к оттяжке реформ, затем под его воздействием они были проведены чересчур осторожно, и, наконец, выйдя на поверхность, он произвел хаос, приведший к падению недостаточно реформированное государство. Ни в один период русской истории крестьянин не выступал тем оплотом стабильности, каким он был в Германии или во Франции.

Использованы материалы: Ричард Пайпс «Россия при царском режиме». 1974.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 20 авг 2016, 19:07

ZHAN писал(а):Российская монархия была уничтожена, в конечном итоге, тем самым крестьянином, в котором она видела своего самого верного союзника.
Не союзника а раба. Союзников так не доят. :D
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Характеристики переселенцев в конце XIX века

Новое сообщение ZHAN » 07 окт 2016, 10:39

Пензенцы
Изображение

Самыми симпатичными оказываются пензенцы. Народ рослый, мясистый, бородатый, широкоплечий. Старики просто великолепны. Стоит твердо, осанка спокойно-гордая, то, что называется исполненная достоинства. Старики стыдливы: только молодежь входит в одних рубахах, сквозь ворот которых видна дочерна загорелая грудь, а старики, какая бы жара ни была, являются перед лицом начальства в опрятных, застегнутых тёмно-рыжих армяках. Манеры спокойные, неторопливые.

Глаза небольшие, серые, смотрят из-под нависших бровей как из кустов, но взгляд умный спокойный; холодный, но не злой. О пособиях если и просят, то только потому, чтобы узнать, не обязательно ли их выдают; дело идет не о милостыне, а о праве, которое, впрочем, и им самим кажется сомнительным.

Мордва
Изображение

Очень похожа на пензенцев мордва. У нас обыкновенно принято обижаться, когда говорят, что великороссы не чистые славяне. Ещё чаще думают, что, говоря это, обижают великороссов. По-моему, это похвала. Самый даровитый и энергичный из славянских народов, конечно, великороссы. Чем чище славянин, тем он жиже. Так, у белороссов, у беспримесных малороссов Галиции и Волыни не хватает даровитости, у поляков нет устойчивости и практической мудрости. Чего же тут обижаться, что кровь не чистая, — была бы хорошая.

Таким образом, я нимало не хочу обидеть великоросса, если скажу, что мордва ему самый близкий родственник. Не наметавши глаза, вы не отличите мордвина от великоросса из Пензы или Тамбова. Вас поразит только их крупный рост. Всё остальное — русь, да и только. Та же крепкая кость, те же широкие плечи и выпуклая грудь, те же окладистые бороды. Лицо — «одно из славных русских лиц», неправильное, но выразительное. Речь, интонация, жесты — чистейшие великорусские. Да и мысль идёт, очевидно, теми же путями: речь точна, образна и выразительна. Пензенец да и только.

И лишь после частых столкновений с этим великороссом-невеликороссом вы начинаете замечать в нём черточки и черты, которыми он отличается от своего двоюродного братца. Сначала крупный рост. Потом поистине монументальные размеры его баб.

Тут найдутся и ещё отличия. Мордвин не так сообразителен и, вслушиваясь, слушает с большим напряжением, чуть-чуть вытянув шею и склонив набок голову. Взгляд его не так блестящ, и он никогда не сверкнет им на вас, как русский пензенец, когда вы показались ему недостаточно обстоятельным. Душевные его движения не так сильны. Правда, он и крякает, и чмокает, и шевелит перстами, но как будто из подражания великороссу, а не по собственной потребности.

И действительно, как только мордвины заговорили между собою по-своему, сейчас же финн оживает в них. Меняются звуки говора, делаясь бесцветными и мягкими; меняются интонации, становясь монотонными; меняется даже лицо, переставая играть мимикой. Но заговорил мордвин по-русски, — и опять пред вами почти настоящий сангвиник великоросс. Если все финские племена, участвовавшие в создании великоросского типа, были такие же малодаровитые, как мордва, то я не вижу никакого резона открещиваться от родства с ними.

Татары
Изображение

Корят великоросса ещё родством с татарами. Опять-таки, и это предрассудок, и в этом родстве нет ничего худого. Татарин, вошедший в состав великоросса, совсем не монгол. Он и в основе своей тюрк, да и, кроме того, смешался с волжскими болгарами и хазарами. Татарин, родня великоросса, — среднего роста, жилистый, широкоплечий. Голова маленечко кругла, борода пожиже, но лицо овальное, глаза быстрые, живые, хорошо, совсем не по-монгольски, открытые; у одних маленькие, серые; у других блестящие, весёлые, чёрные. Татарин — неважный земледелец, но способный торгаш. Как видите, и тут нечем обижаться.

Среди переселенцев татар немного, и они как мужики ненадёжны: телеги и лошади плоховаты, сами хорошенько не знают, куда идут; но о «способии» тоже просят.

Чуваши
Изображение

Иное дело чуваши. Это если и родня великороссов, то неприятная. Их идёт тоже немного, но изредка в переселенческой конторе, где-нибудь в самом заднем углу, совсем затёртая крупной мордвой, энергичными великороссами и стройными великанами из Новороссии, обнаруживается группа маленьких, жиденьких, худеньких безбородых человечков, с чёрными больными глазами и чёрными волосами, одетых в белое домотканое полотно; рядом с человечками — такие же дрянные, почему-то перегнутые вперед бабёнки, с головой, укутанной белым полотенцем. Стоят, молчат, и точно они не люди, а собачонки, контрабандой забежавшие подремать в укромном уголку.

Хотя чуваши и «все как следует», но в родстве с ними быть, признаться, было бы нелестно. Уж на что мелок и плох оршанский или быховский белоросс, а и тот по сравнению с чувашем если не гвардеец, то гренадер. Умом чуваш недалёк: «чувашскую книгу корова съела», говорят русские. Но про добродушие и честность чувашей идет хорошая слава.

Тамбовцы

Больше всего хлопот доставляют тамбовцы. Кто их знает, отчего это происходит, но между тамбовцами много, что называется, «отчаянных». Может быть, потому, что тамбовец начал беднеть недавно: нужда уже гнетёт его, но не сломила ещё, и тамбовец злобно барахтается в её тенетах.

Обыкновенно тамбовец — высокий, хорошо сложенный мужик. Одет он ничего себе, но все принадлежности туалета как будто маленечко украдены. Волосы тамбовца светло-русого цвета, расчесаны пробором посредине и даже припомажены. Густая рыжая борода. Лицо было бы прилично, даже красиво, если бы не было окрашено подозрительной краснотой; светлые, серые, большие глаза, с расширенными зрачками, блестят жидким блеском и бегают.

Рязанцы, орловцы и туляки (старороссы)
Изображение
Орловские крестьяне

Средину между тамбовцем и пензенцем занимают великороссы из старых губерний: рязанцы, орловцы, туляки. Отличительный их признак — одежда с влиянием города и то, что называется «неосновательностью». Мужик-то он мужик, но и на дворового смахивает. Пензенец — тот первобытен как медведь. От туляка отдаёт фабрикой, от орловца — однодворцем, от рязанца кучером. По внешности он мельче и худее. Худоба эта не хорошая, — не жилистая, а поистощённая. Лицо интеллигентное, но помятое. Голос — нервный тенор.

Писателю или чиновнику простительно всё это: худосочность, помятость и интеллигентный тенорок; но в землепашце, в мужике это неприятно. Мне представляется тревожным это свойство нашего народа, — быстро вырождаться.

Немец, например, гораздо старше нас, история его была труднее нашей, жить ему несравненно труднее; а между тем в Германии народ сохранил свои физические качества куда лучше, чем мы. Многим ли Рязань старше Тамбова, а между тем какая разница между тамбовцем, с которым мы только что имели удовольствие беседовать, и рязанцем! Сравните также черниговского малоросса с воронежским, — первый поместится в кармане последнего, но и воронежец, в свой черед, влезет в заплечную котомку тавричанина или херсонца. Рост и здоровье людей уменьшаются прямо пропорционально числу лет, которое насчитывают себе их пашни.

Рязанцы, туляки, орловцы, отчасти куряне, — «неосновательный народ». Из Пензы, Саратова, Самары, Симбирска идут люди серьёзные, настоящие «кондовые» мужики, идут они не на авось, а послав вперёд ходоков, по письмам родственников, уже засевших на новых местах; в крайнем случае их ведут «верные» садчики.

Малороссы
Изображение

Между малороссами таких резких контрастов, как среди великороссов, нет, — в нравственном отношении, а не в физическом. Физически черниговец, воронежец, тавричанин отличаются друг от друга так же, как пони, битюг и першерон. Огромная разница и в благосостоянии. Северный черниговец из Новозыбкова или Стародуба приходит бедненьким, худеньким, робким. Подолец или киевлянин приезжает на деревянной телеге, хорошей, но всё-таки на деревянных осях, мазанной пахучим дегтем, которым непременно выпачканы развевающиеся шаровары киевлянина.

Не то тавричанин: его телега немецкая; оси патентованные; втулки точёные; смазывается аккуратно особой мазью; мало того, телега не везет, а сама едет по железной дороге; мало и этого, вместе с телегой едут дорогие аглицкие плуги, бороны-зигзаг, жнея Дэзы из Чикаго; словом, немец, помещик, а не мужик.

Это различие не мешает всем малороссам быть довольно неприятными гостями переселенческой конторы. Прежде всего, малоросс позволяет говорить жинкам, а уж не дай Бог, когда заговорит малороссийская жинка: из самой быстрой веялки не вылетает с такой быстротою столько зёрен, сколько слов из жинкиного рта. Мне сильно сдаётся, что мужики позволяют жинкам говорить нарочно, чтобы одурить кого нужно, а потом голыми руками и взять. Второй недостаток малоросса — притворяться не то что дураком, а новорожденным младенчиком.

Но не думайте, чтобы эта невинность и простота были настоящие: у простоты не было бы ни таких утроб, ни таких бумажников. Это особая манера хитрить, довольно тяжёлая и довольно ненужная. Малороссы хитрят не активно, не опутывая вас, а пассивно, с изумительным терпением выжидая, чтобы вы устали и как-нибудь проговорились, высказались, раскрыли карты.

С великороссом можно сделать десять дел, прежде чем с малороссом кончишь одно. Воображаю, как упаривал дьяков царя Алексея Хмельницкий, пока они не приняли его в русское подданство.

Из книги Владимира Дедлова-Кигна «Переселенцы и новые места. Путевые заметки». 1894.

В наше время многие места из этнографических описаний автора были бы признаны как минимум неполиткорректными :D , но в то время они были обыденностью.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Какими словами, в каких понятиях охарактеризовать русскость?

Новое сообщение ZHAN » 13 окт 2016, 15:10

Если сейчас, в эмиграции, попросить кого-нибудь из рядовых беженцев дать характеристику «русскости», я уверен, что мы получим два прямо противоположных портрета. Стиль этих портретов нередко совпадает с политическим лагерем эмигранта. Правые и левые видят совершенно иное лицо русского человека и лицо России.

Возьмем левый портрет. Беззаветно преданный народу, искусству, идеям — положительно ищущий, за что бы пострадать, за что бы отдать свою жизнь. Непримиримый враг всякой неправды, всякого компромисса. Максималист в служении идее, он мало замечает землю, не связан с почвой — святой беспочвенник (как и святой бессеребренник).
Изображение

В терминах религиозных, это эсхатологический тип христианства, не имеющий земного града, но взыскующий небесного. Впрочем, именно не небесного, а «нового неба» и «новой земли». Всего отвратительнее для него умеренность и аккуратность, добродетель меры и рассудительности. Он вообще холоден к культуре, как к царству законченных форм, и мечтает перелить все формы в своём тигеле. Для него творчество важнее творения, искание важнее истины, героическая смерть важнее трудовой жизни. Своим родоначальником он чаще всего считает Белинского, высшим выражением (теперь) — Достоевского. Не трудно видеть, что этот портрет есть автопортрет русской интеллигенции.

Однако, этот столь юный, последний в русской культуре, интеллигентский слой не лишён совершенно народных корней, — или, точнее, соответствий. Отщепенцы, бегуны, искатели, странники — встречаются не только на верху, но и внизу народной жизни. Их мы видим среди многочисленных сектантов, но также среди ещё более многочисленного слоя религиозно обеспокоенных, ищущих, духовно требовательных русских людей. В них живёт по преимуществу кенотический и христо-центрический тип русской религиозности, вечно противостоящий в ней бытовому и литургическому ритуализму.

Эти кенотические силы народной религиозности были освобождены вместе с расколом XVII века, т. е. вместе с утратой церковной цельности. Поиски духовного града начались вместе с сомнением в безусловном православии московско-петербургского царства. Таким образом и этот народный тип, столь ярко отражённый русской литературой XIX века, — сравнительно позднее образование — конечно, более старое, чем интеллигенция, но, приблизительно, совпадающее по времени с Империей. Это не значит, что у него не было истоков в древней Руси — они были даны в кенотическом типе русской святости, — но в оторванности от почвы, в скитальчестве своём эта духовная формация принадлежит новейшей истории.

Я думаю, многие, и даже не из правых кругов, откажутся видеть в этом интеллигентском типе самое глубокое выражение русскости. И мне самому, когда я на чужбине стараюсь вызвать наиболее чистый образ русского человека, он представляется в иных чертах. Глубокое спокойствие, скорее молчаливость, на поверхности — даже флегма. Органическое отвращение ко всему приподнятому, экзальтированному, к «нервам». «Молчание — золото». Спокойная, уверенная в себе сила. За молчанием чувствуется глубокий, отстоявшийся в крови опыт Востока. Отсюда налёт фатализма. Отсюда и юмор, как усмешка над передним планом бытия, над вечно суетящимся, вечно озабоченным разумом.
Изображение

Юмор и сдержанность сближают этот тип русскости всего более с англо-саксонским. Кстати, юмор свойственен в настоящем смысле только англичанам и нам. Толстой и его круг — большой свет Анны Карениной — в Европе только в англо-саксонской стихии чувствуют себя дома. Только её они способны уважать.

Мы должны остановиться здесь, не пытаясь уточнять нравственный облик этой русскости. Добр ли русский человек? Порою — да. И тогда его доброта, соединенная с особой, ему присущей, спокойной мудростью, создает один из самых прекрасных образов Человека. Но русский человек может быть часто жесток, — мы это хорошо знаем теперь, — и не только в мгновенной вспышке ярости, но и в спокойном бесчувствии, в жестокости эгоизма. Чаще всего он удивляет нас каким-то восточным равнодушием к ближнему, его страданиям, его судьбе, которое может соединяться с большой мягкостью, поверхностной жалостью даже. Есть что-то китайское в том спокойствии, с каким русский крестьянин относится к своей или чужой смерти.

Эта мудрость выводит нас за пределы христианства. Толстой глубоко чувствовал дочеловеческие, природные корни этого равнодушия. Ленив он или деятелен? Чаще всего мы видели его ленивым; он работает из-под палки или встряхиваясь в последний час, и тогда уже не щадит себя, может за несколько дней наверстать упущенное за месяцы безделья. Но видим иногда и людей упорного труда, которые вложили в своё дело огромную сдержанную страсть: таков кулак, изобретатель, учёный, изредка даже администратор. Рыхлая народная масса охотно отдает руководить собой этому крепкому «отбору», хотя редко его уважает. Без этого жестоко-волевого типа создание империи и даже государства Московского было бы немыслимо.

Заговорив о Московском государстве, мы даём ключ к разгадке второго типа русскости. Это московский человек, каким его выковала тяжёлая историческая судьба. Два или три века мяли суровые руки славянское тесто, били, ломали, обламывали непокорную стихию и выковали форму необычайно стойкую. Петровская империя прикрыла сверху европейской культурой московское царство, но держаться она могла всё-таки лишь на московском человеке. К этому типу принадлежат все классы, мало затронутые петербургской культурой. Всё духовенство и купечество, всё хозяйственное крестьянство, поскольку оно не подтачивается снизу духом бродяжничества или странничества.
Изображение

Его мы узнаём, наконец, и в большой русской литературе. Всего лучше отражает его почвенная литература — Аксаков, Лесков, Мельников, Мамин-Сибиряк. И, конечно, Толстой, который сам целиком не укладывается в московский тип, но всё же из него вырастает, его любит и подчас идеализирует. Каратаев, Кутузов, Левин-помещик — это всё москвичи, как и капитан Миронов и Максим Максимович — пережившие Петровский переворот московские служилые люди.

Николаевский служака, которому так не повезло в обличительной литературе, представляет последний слой московской формации. Мы встречаем его и на верхах культуры: Посошков, Болотов, семья Аксаковых, Забелин, Ключевский и Менделеев, Суриков и Мусоргский — берём имена наудачу — всё это настоящие москвичи.

Таковы два полярных типа русскости, борьба которых обусловила драматизм XIX века. В них можно видеть выражение основного дуализма, присущего русской душе. В культурных напластованиях русской души это ёе московский слой и тот последний, «интеллигентский», который рождается с 1830-х годов. Но между Москвой и интеллигенцией лежит Империя. Да и не с Москвы началась Россия. Где же среди нас русский человек Империи, русский человек Киево-Новгородской Руси?

Когда мы, вслед за Достоевским и ориентируясь на Пушкина, повторяем, что русский человек универсален и что в этом его главное национальное призвание, мы, в сущности, говорим об Империи. Ни московскому человеку, ни настоящему интеллигенту не свойственна универсальность. Напротив, они отличаются узостью косности или узостью сектантства. Но Петровская реформа, действительно, вывела Россию на мировые просторы, поставив её на перекрестке всех великих культур Запада, и создала породу русских европейцев. Их отличает, прежде всего, свобода и широта духа — отличает не только от москвичей, но и от настоящих западных европейцев.

В течение долгого времени Европа, как целое, жила более реальной жизнью на берегах Невы или Москва-реки, чем на берегах Сены, Темзы или Шпрее. Легенда о том, что русский человек необыкновенно способен к иностранным языкам, создана именно об этой имперской, дворянской формации. Простой русский человек — москвич, как и интеллигент — удивительно бездарен к иностранным языкам, как и вообще не способен входить в чужую среду, акклиматизироваться на чужбине. Русский европеец был дома везде.
Изображение

Противоречие между всей шкалой оценок старой русской и новой западной жизни рождает скептицизм, поверхностность или преждевременную усталость. Начиная с петиметров 18 века, «душою принадлежащих короне французской», через Онегиных, Рудиных и Райских — цепь лишних людей проходит через русскую литературу. Ещё недавно в них принято было видеть основное течение русской жизни. Это колоссальное недоразумение.

Мы знаем и другой тип русского европейца — того, который не потерял силы характера московского человека, связи с родиной, а иногда и веры отцов. Именно эти люди строили Империю, воевали и законодательствовали, насаждали просвещение. Это подлинные «птенцы гнезда Петрова», хотя родились они на свет ещё до Петра. Их генеалогия начинается с боярина Матвеева, Ордина-Нащокина — быть может даже с Курбского. Их кульминация падает на век Александра I. Тогда они занимали почти все правительственные посты, и между властью и культурой не было разрыва.

Пушкин, «певец империи и свободы», был последним великим выражением этого имперского типа. Но он не исчез вполне и после Николаевского разрыва между монархией и культурой. В эпоху великих реформ, на короткое время, европейцы опять стали у власти. Мы ещё видели «последних могикан» в Сенате, в Государственном Совете, при двух последних императорах, когда, оттеснённые от власти и влияния, они хранили свой богатый опыт, свою политическую мудрость — увы, уже ненужную для вырождающейся династии.

Но ниже, в управлении и суде, во всех либеральных профессиях, в земстве и, конечно, прежде всего в Университете европейцы выносили, главным образом, всю тяжесть мучительной в России культурной работы. Почти всегда они уходили от политики, чтобы сохранить свои силы для единственно возможного дела. Отсюда их непопулярность в стране, живущей в течение поколений испарениями гражданской войны. Но в каждом городе, в каждом уезде остались следы этих культурных подвижников — где школа или научное общество, где культурное хозяйство, или просто память о бескорыстном враче, о гуманном судье, о благородном человеке. Это они не давали России застыть и замёрзнуть, когда сверху старались превратить её в холодильник, а снизу в костёр.
Изображение

Если москвич держал на своем хребте Россию, то русский европеец её строил. Но творческий или трудовой тип европейца вырастал сам на московском корню. Пусть в жизни ему приходилось всего больше бороться с косностью и ленью москвичей, у него с ними была общность нравственного идеала, была общая любовь к родной стране и к её «душе». Там, где это выветривалось, европеец превращался в перекати-поле, теряя способность к созидательной работе. При иных условиях он мог превратиться в интеллигента, — это верхний, дворянский исток интеллигенции, весьма отличный от демократического. Как раз в начале XX века — с особой силой после первой революции 1905 года — русский европеец, человек культуры начал стремительно разрастаться за счёт интеллигенции. Могло казаться, что ему принадлежит будущее…

Что в русском человеке отнести на долю «удельно-вечевой» Руси? Москве не удалось до конца дисциплинировать славянскую вольницу. Она вылилась в казачестве, в бунтах, в XIX веке она находит себе исход в кутежах и разгуле, в фантастическом прожигании жизни, безалаберности и артистизме русской натуры. В цыганской песне и пляске эта сторона русской души получает наиболее адекватное выражение. Если порою русский разгул бывает тяжёл и мрачен — тут сказались и татарская кровь и московский гнёт, — то часто он весел, щедр, великодушен. Таков разгул Пушкина, соединявшего европеизм с русской вольной волей. До сих пор эта черта, если она хоть сколько-нибудь умерена дисциплиной и культурой, не отъемлема от русского гения.

Мрачность и детскость и здесь поляризируют русскую вольность. Нельзя забывать лишь одного. Эта веселость мимолетна, безотчётная радость не способна удовлетворить русского человека надолго. Кончает он всегда серьезно, трагически. Если не остепенится вовремя (по-московски), кончает гибелью — или клобуком.

Возможно ли заглянуть ещё глубже в русскую душу, за Киев и Новгород? Снимая, как с луковицы, слой за слоем, культурно-исторические пласты, найдём ли мы в русском человеке основное, неразложимое ядро?

Нисколько не предполагая, чтобы в славянском язычестве была заложена идея русскости (где здесь отличие восточных славян от южных?), стоит всё же всматриваться в эту таинственную глубь. Мы лучше всех культурных народов сохранили природные, дохристианские основы народной души.
Изображение

Где искать ключа к нему? Недавно В.Вейдле пытался нащупать эту русскую стихию в родовом начале. Русский славянин и в XIX веке ещё не оторвался вполне от матери-земли. Его срощенность с природой делает трудным и странным личное существование. Природа для него не пейзаж, не обстановка быта и уж, конечно, не объект завоевания. Он погружен в неё, как в материнское лоно, ощущает её всем своим существом, без неё засыхает, не может жить. Он не осознал ещё ужаса её бесжалостной красоты, ужаса смерти, потому что в нём нечему умирать.

В нравственной сфере это создает этику мира, коллектива, круговой поруки. В искусстве громадную чувственную силу восприятия и внушения, при большой слабости формы, личного творческого замысла. В познании — иррационализм и вера в интуицию. В труде и общественной жизни — недоверие к плану, системе, организации.

На самом деле, она ничего общего с христианством не имеет и уводит нас скорее далеко на Восток. Ещё шаг, и мы уже в Индии с её окончательным провалом личности.

Георгий Федотов. «Письма о русской культуре. Русский человек» (1938 год).
Он начинал как социалист-боевик, но затем постепенно пришёл к христианскому демократизму. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 30 окт 2016, 15:05

Изображение
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 12 ноя 2016, 20:22

Изображение
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Какими словами, в каких понятиях охарактеризовать русскость?

Новое сообщение ввс555 » 12 ноя 2016, 21:27

ZHAN писал(а):
На самом деле, она ничего общего с христианством не имеет и уводит нас скорее далеко на Восток. Ещё шаг, и мы уже в Индии с её окончательным провалом личности.

Георгий Федотов. «Письма о русской культуре. Русский человек» (1938 год).
Он начинал как социалист-боевик, но затем постепенно пришёл к христианскому демократизму. :)


русский менталитет -за это явление принимают эхо прежней мировой идеологии... цивилизаторы-колонизаторы это кличут ещё варварством, дикарством... христианизация руси или россиянство было последним действом в мировой колонизации :pardon: посему предание свежо... о какой то там русскости..... :lol: но ща капитал всё исправит и рынок поставит мозги на место :lol: так как идиоты забыли суть самой идеологии, по сему и не понимают, что это такое как "Русский менталитет" :lol: дебилы под амнезией почти всё населенние планеты :lol:
Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Аватара пользователя
ввс555
старший сержант
 
Сообщения: 971
Зарегистрирован: 25 ноя 2015, 12:28
Откуда: Палата №6
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение Буль Баш » 26 ноя 2016, 20:05

Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.
(Из письма Пушкина Вяземскому 27 мая 1826 года)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Русский менталитет

Новое сообщение ZHAN » 30 мар 2017, 09:51

Художественная литература в массовом сознании всё более становится необязательной частью культуры. :shock:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49906
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Пред.След.

Вернуться в Российские народы и общество

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1