Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Фашистский джихад

Правила форума
Все события новейшего времени не подходящие для других разделов. Или, если сомневаемся, куда поместить.

Фашистский джихад

Новое сообщение ZHAN » 18 июл 2016, 16:40

80 лет назад, ночью 17-18 июля 1936 года началась кровавая гражданская война в Испании. «Но пасаран!», Герника, интербригады, Пассионария, легион «Кондор», советские военспецы — яркие моменты конфликта достаточно хорошо известны. Но мало кто помнит, что решающую роль в победах Франко сыграли мусульмане — марокканские части испанской армии, упорно проводившие джихад против безбожной республиканской власти. Чего они добивались? Насколько оправданной была их репутация убийц и насильников? Почему республиканцы не смогли перетянуть их на свою сторону? Расскажем об «исламском следе» той гражданской войны.
Изображение

Начался конфликт с путча генералов против республики, к власти в которой после выборов 1936 года пришли левые силы. Первые два дня мятежа показали, что ультраправым генералам и их союзникам не удалось закрепиться в крупных городах Испании — республиканцы удержали более 70 процентов территории страны. Ситуацию спас только захват Севильи: на итальянских и немецких самолетах Франко смог перебросить на континент Африканскую армию, создав себе плацдарм на полуострове. Именно «туземные» подразделения, укомплектованные в испанской части Марокко, стали ударными частями фашистов — они отбили у республики Толедо и Овьедо, они шли в авангарде изначально победоносного похода на Мадрид.

Конечно, мусульманские подразделения сражались не только в испанской армии (можно вспомнить, например, французских зуавов). Но только испанцы использовали мусульман-иностранцев в сражениях со своими соотечественниками. Ирония истории заключалась еще и в том, что националисты считали свой мятеж «крестовым походом» против коммунизма, но воевали за них потомки изгнанных из Испании во время настоящих крестовых походов (Реконкисты) мавры. :)

Блицкриг с ножами

Регуларес (Fuerzas Regulares Indígenas — регулярные туземные силы) были набраны среди мусульман испанской части северного Марокко. Они отличились в сражениях с берберскими племенами в ходе Рифской войны (в 1920-х). Офицерский состав комплектовался из испанцев.

Пять полков регуларес (около 13 тысяч человек) перебросили из Африки в ходе первой военно-десантной операции такого масштаба в истории. Этим военные инновации «мавров» не исчерпываются: их движение на Мадрид в колоннах на грузовиках стало предтечей блицкрига (моторизированной переброски атакующей пехоты). Наконец, марокканцы одними из первых применили «коктейль Молотова» — против мощных советских танков Т-26, поступивших на вооружение республиканцев.
Изображение
Марокканские части готовятся к переброске в Испанию на борту немецкого транспортника

Статистика подтверждает высокие боевые качества мусульманских частей (как в начале войны, так и в более поздний период, когда их распределили по новым дивизиям все более боеспособной армии испанских призывников — для поднятия морального духа и передачи опыта). Например, из 85 частей, награжденных «Военной медалью» (за храбрость) в 1936-1939 годах, 35 (40 процентов) были укомплектованы маврами — хотя последние составляли всего десять процентов общей численности армии.

Количество убитых и раненых среди мусульманских частей было выше, чем среди других подразделений. Итальянские легионеры потеряли примерно пять процентов бойцов, фалангисты — около десяти, а мавры — от 15 до 27, по разным подсчетам. Больше пострадали только интербригадовцы: число убитых и раненых в их частях доходило до 33 процентов.

О причинах высокой смертности среди мусульман дает представление рассказ американского журналиста Джона Уитакера, присутствовавшего при боях за пригороды Мадрида.
«Взвод из 50 мавров окружает здание, подавляет огонь защитников с первого этажа и врывается внутрь. Второй этаж они зачищают с помощью пистолетов-пулеметов и ручных гранат. Мавры спокойны, немногословны, профессиональны. Этаж за этажом они зачищают здание. Есть только одна проблема — когда работа закончена, в живых из мавров никого не остается».


Фашистский джихад
14:48 Сегодня в рубрике Общество Elka 236 2 1
Фашистский джихад
Как мусульмане завоевали Испанию для генерала Франко
80 лет назад, ночью 17-18 июля 1936 года началась кровавая гражданская война в Испании. «Но пасаран!», Герника, интербригады, Пассионария, легион «Кондор», советские военспецы — яркие моменты конфликта достаточно хорошо известны. Но мало кто помнит, что решающую роль в победах Франко сыграли мусульмане — марокканские части испанской армии, упорно проводившие джихад против безбожной республиканской власти. Чего они добивались? Насколько оправданной была их репутация убийц и насильников? Почему республиканцы не смогли перетянуть их на свою сторону? «Лента.ру» рассказывает об «исламском следе» той гражданской войны.
Начался конфликт с путча генералов против республики, к власти в которой после выборов 1936 года пришли левые силы. Первые два дня мятежа показали, что ультраправым генералам и их союзникам не удалось закрепиться в крупных городах Испании — республиканцы удержали более 70 процентов территории страны. Ситуацию спас только захват Севильи: на итальянских и немецких самолетах Франко смог перебросить на континент Африканскую армию, создав себе плацдарм на полуострове. Именно «туземные» подразделения, укомплектованные в испанской части Марокко, стали ударными частями фашистов — они отбили у республики Толедо и Овьедо, они шли в авангарде изначально победоносного похода на Мадрид.

Конечно, мусульманские подразделения сражались не только в испанской армии (можно вспомнить, например, французских зуавов). Но только испанцы использовали мусульман-иностранцев в сражениях со своими соотечественниками. Ирония истории заключалась еще и в том, что националисты считали свой мятеж «крестовым походом» против коммунизма, но воевали за них потомки изгнанных из Испании во время настоящих крестовых походов (Реконкисты) мавры.

Блицкриг с ножами
Регуларес (Fuerzas Regulares Indígenas — регулярные туземные силы) были набраны среди мусульман испанской части северного Марокко. Они отличились в сражениях с берберскими племенами в ходе Рифской войны (в 1920-х). Офицерский состав комплектовался из испанцев.

Пять полков регуларес (около 13 тысяч человек) перебросили из Африки в ходе первой военно-десантной операции такого масштаба в истории. Этим военные инновации «мавров» не исчерпываются: их движение на Мадрид в колоннах на грузовиках стало предтечей блицкрига (моторизированной переброски атакующей пехоты). Наконец, марокканцы одними из первых применили «коктейль Молотова» — против мощных советских танков Т-26, поступивших на вооружение республиканцев.


Марокканские части готовятся к переброске в Испанию на борту немецкого транспортника
Фото: Berliner Verlag / DPA / Globallookpress.com

Статистика подтверждает высокие боевые качества мусульманских частей (как в начале войны, так и в более поздний период, когда их распределили по новым дивизиям все более боеспособной армии испанских призывников — для поднятия морального духа и передачи опыта). Например, из 85 частей, награжденных «Военной медалью» (за храбрость) в 1936-1939 годах, 35 (40 процентов) были укомплектованы маврами — хотя последние составляли всего десять процентов общей численности армии.

Количество убитых и раненых среди мусульманских частей было выше, чем среди других подразделений. Итальянские легионеры потеряли примерно пять процентов бойцов, фалангисты — около десяти, а мавры — до 15 до 27, по разным подсчетам. Больше пострадали только интербригадовцы: число убитых и раненых в их частях доходило до 33 процентов.

О причинах высокой смертности среди мусульман дает представление рассказ американского журналиста Джона Уитакера, присутствовавшего при боях за пригороды Мадрида. «Взвод из 50 мавров окружает здание, подавляет огонь защитников с первого этажа и врывается внутрь. Второй этаж они зачищают с помощью пистолетов-пулеметов и ручных гранат. Мавры спокойны, немногословны, профессиональны. Этаж за этажом они зачищают здание. Есть только одна проблема — когда работа закончена, в живых из мавров никого не остается».

Братство соплеменников

Главным оружием мусульман считалась их устрашающая репутация садистов, убийц и насильников. Традиционный испанский образ мавра (жестокого разбойника, разоряющего христианские княжества) только усиливал страх перед ними. В битве при Хараме (1937) марокканцы вырезали роту французских интербригадовцев. Пошли слухи, что их еще и кастрировали, однако при осмотре трупов никаких следов надругательства не обнаружили. Изнасилования тоже известны главным образом по леденящим душу анекдотам, и исследователи конца ХХ века не смогли выяснить, насколько частыми на самом деле были такие происшествия.

На поле боя противника устрашал другой образ регуларес — хитрых и жестоких воинов. Например, в битве за Хараму они якобы вырезали несколько десятков часовых по одному, а целую роту британцев захватили в плен, запев «Интернационал» у ее окопа. Однако даже при минимуме критичности сложно предположить, что неграмотные кочевники-мусульмане, даже по-испански говорившие с трудом, могли убедительно пропеть «Интернационал» — скорее всего, такими историями республиканские войска прикрывали собственное ротозейство. :D

Что не вызывает сомнений (в отличие от подвигов с ножами) — так это высокий боевой дух мусульман. Несмотря на огромные потери, дезертиров среди регуларес было меньше, чем в других частях армии мятежников. Этому способствовала комплектация частей по системе десяток (ашра). В каждое отделение записывали членов только одной племенной группы, что предотвращало конфликты и облегчало коммуникацию (не говоря о сплоченности и желании мстить за погибших соплеменников).

Еще более важную роль в укреплении дисциплины играли офицеры-испанцы. Далеко не все командиры могли адекватно выполнять свои обязанности в мусульманской части — от них требовалась не только личная храбрость и готовность погибнуть в бою, но и умение находить общий язык с подчиненными. Поэтому лучше всего мавры сражались под началом офицеров, с которыми они «сработались» еще в колониальных операциях 1920-х годов, и жаловались на незнакомых им командиров.

Джихад на службе католиков

Важнейшей особенностью — и проблемой! — регуларес была их мусульманская религия. Франко и его генералы были готовы на все, чтобы не оскорбить чувства верующих марокканцев. Так, однажды Франко осматривал военный госпиталь, в одной из палат которого разместили раненых мавров — и распорядился убрать со стен палаты распятия. В 1938 году власти Тетуана в ультимативной форме потребовали выдавать мусульманским солдатам особую бумагу для писем домой, так как обычная была украшена христианской символикой, и родственники солдат могли заподозрить, что их обращают в католицизм.

Эти меры особенно пикантно смотрятся в свете того, что мятежные военные исповедовали идеологию клерикального фашизма (fascismo frailuno — монахофашизма, по выражению одного испанского социолога). Даже намека на католическую пропаганду в одном из писем было достаточно, чтобы вызвать бурю недовольства в МВД. Священнослужителей скоро перестали пускать в мусульманские палаты военных госпиталей, а в 1938 году сам Франко официально запретил обращать мавров в христианство — так как это могло повредить особой мавританской психике!
Изображение
Мусульманские войска около Навальканеро (октябрь 1936 года)

После такого уже не удивляют отдельные участки на кладбищах и прописанные в штате каждого госпиталя должности имама, мударриса (учителя и юрисконсульта), катиба (писца, ответственного за переписку неграмотных с родными) и мунадифа (для обмывания трупов). Флот выделил отдельный корабль и военное судно сопровождения для хаджа (паломничества в Мекку).

Франкистская пропаганда изображала республику «безбожной», нацеленной на разрушение любой религии — не только католичества, но и ислама. Нельзя сказать, чтобы это было ложью: в ходе идущих в Арагоне и Каталонии социальных революций рабочие и крестьяне активно сражались с церковью, обладавшей в Испании огромной властью и богатством. Даже в России в гражданскую войну не было столько случаев «адресного» насилия против церкви (сожженных храмов, зарезанных священников, изнасилованных монахинь).

Неизвестно, насколько близко к сердцу марокканцы принимали лозунги «войны за веру». В интервью с ветеранами, которые ученые провели уже в 2000-е годы, выяснилось, что в бой они шли с криками «Аллах акбар!» и были уверены, что осуществляют священный для мусульманина джихад. Однако, подчеркивают марокканские историки, даже если солдаты были не особо верующими и скептически воспринимали фашистский проект Франко, они не могли не замечать, что политическая обстановка в испанской части Марокко была более либеральной, чем в самой Испании.

Коммунисты-ксенофобы

Не меньшую роль в верности и стойкости регуларес сыграли ошибки республиканцев — они относились к маврам откровенно расистски и ксенофобски и даже не пытались переманить их на свою сторону. Более того, солдаты республики в принципе отказывались принимать пленных марокканцев, ожидая какой-нибудь подлости. Ясно, что принцип «пленных не брать» не добавлял мусульманам симпатии к противнику.
Изображение
Солдат регуларес около Гибралтара

Даже к сражавшимся в интербригадах арабам (главным образом коммунистам из Туниса, Сирии и Палестины) испанцы относились с презрением и подозрением. Ситуация немного изменилась лишь благодаря иностранным коммунистам. В 1936 году Коминтерн делегировал Наджати Сидки — палестинского подпольщика (учился в Москве и Ташкенте, был знаком со Сталиным, Зиновьевым и Бухариным) — для сочинения листовок на арабском и другой пропаганды среди мавров. С мегафоном в руке он призывал мусульман Франко переходить на сторону республики. Но все эти робкие попытки были обречены из-за непрекращающихся расстрелов пленных марокканцев. Более того, сама Пассионария (лидер коммунистов Долорес Ибаррури) выступила против любых союзов с «ордами мавров, гадкими дикарями, насилующими наших жен и дочерей». Сидки от такого отношения впал в депрессию и уехал из Испании уже в конце 1936 года.

Доблесть, стойкость и военные успехи регуларес интересны не только с точки зрения военной истории. Их роль в гражданской войне демонстрирует реальную опасность ксенофобии. Франко и его генералы, при всей «реакционности» их идеологии, оказались очень гибкими и прогрессивными в своем отношении к маврам. Выражая уважение к правам меньшинств и чужой культуре, они действовали фактически по стандартам западных армий ХХI века, тогда как революционные республиканцы, при декларируемом желании спасти угнетенных всего мира, остались в плену расистских предрассудков.

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49518
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Вернуться в Общий о Новейшем времени

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1