Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Технологическая цивилизация и ее сегодняшнее состояние

Правила форума
Все события новейшего времени не подходящие для других разделов. Или, если сомневаемся, куда поместить.

Технологическая цивилизация и ее сегодняшнее состояние

Новое сообщение Прогрессов » 22 авг 2014, 13:03

1
Говоря о технологической цивилизации, не будем останавливаться на ее сколько-нибудь строгом определении. Отличие технологической цивилизации от всех других «не технологических», традиционных цивилизаций ощущается повсеместно и видно не вооруженным глазом.
Современная технологическая цивилизация охватывает несколько веков и связана с технологической, промышленной, а позднее и информационной революцией, с созданием машин, внедрением паровых двигателей, освоением электричества, созданием современных средств транспорта, связи, систем передачи информации, вычислительных машин. Технологическая цивилизация в широком смысле охватывает огромный исторический период, уходит корнями в античность и включает в себя достижения теоретического знания и многие другие научные, технологические, общественные и организационные достижения, без которых европейская цивилизация не смогла бы сделать технологический рывок.

2
Важнейшим необходимым элементом технологической цивилизации является теоретическая форма знания и теоретическая форма мышления. Успехов в накоплении научных знаний достигли многие цивилизации, европейская цивилизация долгое время не была лидером в части прямолинейного накопления. Эти накопленные знания носили практический характер, вытекали из повседневной практики и позволяли непосредственно решать те или иные насущные задачи.
В отличие от практического знания теоретическое знание имеет дело с научными абстракциями и логическими конструкциями. Здесь европейская цивилизация уникальна. Основные научные абстракции, принципы создания таких абстракций, применяемые к ним формы мышления, применяемые логические конструкции, позволяющие теоретическим путем получать новое объективное знание, мы находим у древнегреческих ученых. Обычно вспоминается евклидова геометрия, а также достижения античной эпохи в механике и теории чисел.
Здесь уместно провести аналогию с системой образования. Профессионально-техническое образование дает практическое знание. Неевропейские цивилизации имели ограничитель в своем развитии, поскольку даже самое продвинутое и качественное технологическое знание, которым они обладали, соответствовало уровню качественного профессионально-технического образования и не могло подняться на уровень высшего образования.
Студенты передовых советских вузов могли удивляться огромному объему теоретических дисциплин, но именно такое образование, такое развитое теоретическое мышление позволяло развивать и поддерживать современные технологии. Отметим, что процесс подготовки теоретически мыслящих кадров наименее поддается экспорту из Европы в другие регионы технологической цивилизации. В США критическая масса таких специалистов получила образование в Европе.

3
В настоящее время технологическая цивилизация находится в процессе падения в варварство. Варваризация вовсе не означает конец технологической цивилизации, это некоторая естественная стадия, откат, возможно весьма длительный откат. Аналогично, варваризация античности не означала абсолютный конец той линии развития, которой характеризовалась античность и которая в итоге привела к современной технологической цивилизации.
В России, на периферии Европы, на периферии технологической цивилизации падение в варварство заметно наиболее рельефно. При этом необходимо понимать, что процессы в России являются продолжением аналогичных процессов варваризации в Европе и в мире.
Рассмотрим некоторые аспекты современной варваризации технологической цивилизации. Не будем останавливаться на таких заметных и грубых моментах, как демография, переселение народов и сдача территории. Остановимся на более тонких моментах.

4
Дать старт современной технологической цивилизации, совершить начальный рывок, начать промышленную революцию было очень трудно. Требовалось преодолеть огромный потенциальный барьер. Старт был локальным, совершился в малом числе очагов современной технологической цивилизации. Сейчас живущему в технологическом мире человеку трудно представить себе весь масштаб трудностей и препятствий, которые надо было преодолеть, и мощь пассионарного напора, который требовался для старта.
Распространение технологической цивилизации за пределы этих малых очагов шло главным образом с применением методов догоняющего развития. Существует принципиальная разница между обществами, самостоятельно созревшими для старта технологической цивилизации, и обществами, в которые технологическая цивилизация была внесена путем заимствования, путем догоняющего развития, путем имитации, путем создания внешне похожих, но внутренне слабых и извращенных форм.
Классические очаги технологического саморазвития имели место в Голландии, в Англии, позднее в Северной Америке. Континентальная Европа, даже Германия, не говоря уж о России, прошла по пути догоняющего развития. При этом для успешного сохранения и развития технологической цивилизации требовалось сохранение очагов саморазвития. На одной имитации, на одном догоняющем развитии технологическая цивилизация выехать не может.
Сейчас в мире утрачены очаги саморазвития, утрачен тип развития, характерный для этих очагов, утрачено саморазвитие. Сейчас мы всюду, даже несмотря на наличие быстро развивающихся регионов, наблюдаем вырождение, затухание технологической цивилизации, движение по инерции, утрату пассионарного импульса развития.

5
Успехи третьего мира в технологическом развитии, какими бы грандиозными они ни казались, не дают нам примеров перехода от догоняющего развития к «обгоняющему» развитию. Отсутствует модель такого перехода, отсутствует способ изменения типа развития.
В мире имеются огромные массы населения, сохраняющего традиционный аграрный уклад и при этом обладающего способностью к демографической экспансии. Отдельные отряды этих традиционных аграрных масс периодически вступают на путь догоняющего технологического развития. По мере того, как ранее вступившие отряды тормозят в своем развитии, в дело вступают новые отряды и так далее. Торможение развития оказывается раньше или позже неизбежным, можно долго догонять, можно достичь больших сенсационных успехов по отдельным показателям, но нельзя догнать в целом, нельзя догнать «чужую», «иностранную» цивилизацию.
Для стран третьего мира слабым местом модели догоняющего развития является отсутствие менталитета, свойственного технологической цивилизации, сохранение существенных элементов традиционализма в мышлении и в общественных отношениях. Нет свободного размаха творческой мысли, нет способности к общественной самоорганизации. На практике отсутствие менталитета ярко проявляется в отсутствии достижений в области фундаментальной науки и в наиболее продвинутой части системы высшего образования. Третий мир вынужден полагаться в фундаментальных вопросах на базу, сохраняющуюся в первом мире. Модель догоняющего развития не является само достаточной.
Мы наблюдали быстро наступившее бюрократическое торможение в СССР. Мы уже сейчас видим рост диспропорций в относительно недавно вступившем на путь догоняющего развития Китае. Индия и Бразилия демонстрируют резкое падение темпов роста и застой, импортируют кризис из внешнего мира, не могут навязать внешнему миру свою повестку дня.

6
Для всякого догоняющего развития, в том числе для европейского, характерна государственная, бюрократическая, централизованная, административно-командная форма. В этом заключается коренное отличие более позднего, более «современного» варианта технологической цивилизации от стартового, первоначального варианта технологической цивилизации. На старте в своих классических очагах технологическая цивилизация продвигалась за счет общественной инициативы при минимальной бюрократии в условиях разрастающейся и углубляющейся общественной самоорганизации.
При догоняющем развитии государство ставит задачу догнать и перегнать и начинает командовать в соответствующем направлении. На первый план выходит государственная, государственно-корпоративная или сращенная с государством частная корпоративная централизация. Это наблюдалось в Германии и достигло апогея при нацистах, причем крайности такого догоняющего развития были исправлены (сначала в западной части, позже в восточной) внешней оккупацией со стороны стран классической технологической цивилизации.
В России и Советском Союзе догоняющее развитие сопровождалось поддержанием старых феодально-крепостнических форм и даже возвратом к рабскому труду. В Советском Союзе наблюдалось быстрое загнивание государства и общества, подавление всякой общественной инициативы, бюрократическое перерождение всех организационных структур и институтов, на которых держится технологическая цивилизация.
Развитие технологической цивилизации объективно приводит на определенном этапе и уже привело к ликвидации саморазвития и переходу к бюрократической, централизованной, безинициативной форме везде без исключения, даже в классических очагах технологической цивилизации. Другими словами, происходит варваризация технологической цивилизации. Мы действительно видим проявления варварства.
Первым признаком затухания технологической цивилизации был переход в 70-е годы 19 века к так называемому империализму, то есть переход к монополиям, переход к крупным корпорациям, управляемым бюрократией, ослабление конкуренции и частной инициативы. До варваризации было еще далеко, впереди еще было много успехов и технологических прорывов, но объективная тенденция уже наблюдались.
Подавление сетевых форм централизованными формами является неизбежным в процессе развития технологической цивилизации по мере укрупнения производства, усложнения рыночных и не рыночных механизмов, усложнения системы управления. Путей и форм централизации может быть много, в разных странах реализуются разные пути, но общей тенденции избежать невозможно. Одним из влиятельных идейных учений централизации долгое время был социализм. Централизация и подавление инициативы разрушают и развращают общество, делают невозможным дальнейший качественный цивилизационный рост. Технологическая цивилизация объективно предполагает наличие стадии варваризации.

7
Наш жизненный уклад и наш предметный мир являются результатом долгого шествия технологической цивилизации. Нам достались относительно комфортные условия жизни, нас окружают машины, компьютеры. Нам закрыт путь назад в традиционное аграрное общество. В то же время, если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что за компьютерами сидят дикари, управляют обществом дикари, не создавшие технологической цивилизации и способные ее только разрушать.
Сегодняшнее состояние нашей цивилизации напоминает состояние древних городов, захваченных варварами. Города еще не разрушены, дома и дворцы на месте, еще не разрушены произведения искусства и бани, но используется это хозяйство далеко не по назначению.
Мощная вычислительная техника используется для создания огромного количества всякой отчетности и ее проверки, причем эта отчетная чехарда не имеет ни малейшего отношения к созданию полезного продукта, а только отвлекает силы и тормозит развитие. С помощью автоматизированной и компьютеризованной налоговой и финансовой системы дестабилизируется экономика и происходит выкачивание из экономики финансовых и инвестиционных ресурсов. При этом за компьютерами сидят дикари и делают свое дело с серьезным видом и чувством глубокого удовлетворения от проделанной работы.
Дикари, занимающие руководящие посты на всех уровнях, отвлекают человеческие ресурсы на прозябание, в то время как остаются нерешенными реальные проблемы повышения качества жизни и внедрения в повседневную жизнь технологических достижений. Люди проводят долгие дни в офисах, выполняя бесполезную работу, при этом разрушатся те сферы интеллектуальной и образовательной деятельности, куда объективно требуется переключить человеческие ресурсы.
Наука только по внешним признакам остается наукой. Руководят наукой дикари с академическими званиями, не способные к творчеству и неспособные создавать ничего полезного. На развалинах науки, создававшейся многими поколениями пассионарных ученых, пляшут дикари-бюрократы. Вместо культуры имеется так называемая массовая культура, поют и пляшут дикари. В учебных заведениях не осталось профессоров, обладающих действительным знанием и способных передать знание следующему поколению.

8
Важнейшим отличием классической технологической цивилизации является менталитет человека, принципы, которыми он руководствуется в своем поведении, способы взаимодействия человека и общества, статус человека и его самоощущение. В других цивилизациях основу поведения человека составляют традиции, законы предков, указания, содержащиеся в тех или иных священных писаниях. Человек находится в жестких рамках, инициатива не приветствуется, отсутствует идея личной ответственности и личного неповторимого статуса, человек пассивно принадлежит обществу, нет самоорганизации. Социальная мобильность обычно отсутствует или минимальна, но резко и сумбурно возрастает в моменты быстрого догоняющего развития.
Технологическая цивилизация стартовала благодаря социальной, научной, производственной инициативе относительно большого числа передовых, активных, инициативных людей. В этих обществах ценилась свобода, творчество, инициатива. В своем поведении значительная часть людей руководствовалась не формально заданными правилами на все времена, а собственным неповторимым мировоззрением. Общество было крепким, поскольку основывалось на самоорганизации свободных и социально ответственных людей, готовых проявлять инициативу и искать пути развития общества, производства, науки, технологий. В плане социальной мобильности технологическая цивилизация ломает кастовость и сословность.
Как стартовый технологический рывок, так и любая действительно фундаментальная, качественная технологическая трансформация требует свободы, требует творчества, требует отсутствия страха перед творчеством. Когда-то Эйнштейн сказал об одном из своих коллег, что у него критические способности преобладали над творческими способностями. Такая оценка была весьма негативной по меркам того времени, то есть времени расцвета технологической цивилизации. В неевропейских цивилизациях надо быть таким, как все, быть типовой частью «всего». В классической европейской цивилизации надо быть неповторимым «самим собой» и вносить во «всё» свою неповторимую творческую инициативу.
Посмотрим на современных людей, в первую очередь на сегодняшних представителей технологической цивилизации. Единственным способом достичь чего-либо в современном обществе является карьера чиновничья или максимально приближенная к чиновничьей. Таких людей мы встречаем на всех уровнях и во всех сферах руководства и вообще почти везде, где требуется высшее образование. Они добились своего положения не благодаря творческим способностям, а благодаря дисциплине, послушанию, способностью вписаться в узкие карьерные рамки.
Каждый шаг карьеры расписан, школа в соответствии с социальным статусом, высшее образование в соответствии с социальным статусом, продвижение по служебной лестнице. Проявление творческой инициативы, отклонение от заданной траектории на шаг влево или вправо делает человека неконкурентоспособным, спускает его вниз по социальной лестнице. В обществе не осталось областей деятельности, в которых процветает инициатива и возможность продвинуться из низов вверх по социальной лестнице благодаря творческим способностям. На смену творческим личностям сначала приходят бюрократы, на следующем этапе на смену бюрократам приходят варвары.

9
В заключение несколько слов об эрозии правовой системы и в особенности об эрозии конституционного права. Современное общество характеризуется наличием чрезмерного количества законов, правовых актов, ведомственных подзаконных актов, инструкций и правил. Масса таких нормативных документов и сам подход к нормотворчеству так или иначе, прямо или косвенно ограничивают свободу, создают препятствия для нормальной деятельности и развития.
На старте технологической цивилизации правовых актов было мало, они не регламентировали мелкие детали повседневной жизни и бизнеса, не отнимали свободу технологического развития. В то же время, общество было вполне правовым. Основные принципы правовой системы были заложены в конституциях и других основополагающих правовых актах, часто в нестрогой литературной форме и понятным языком.
Сегодня из конституционного права выхолощен всякий смысл. Существует множество правовых актов, не совместимых с духом и буквой современных конституций. Эти правовые акты приняты в результате лоббирования интересов государственной, ведомственной и корпоративной бюрократии. Повседневная практика находится в зависимости от этих актов и при этом игнорирует фундаментальные конституционные принципы технологической цивилизации. Примеров существует множество, некоторые видны невооруженным глазом.
Фундаментальным принципом классической технологической цивилизации является свобода слова, свобода распространения любой информации, отсутствие цензуры, ничтожность любых принимаемых государством нормативных актов, направленных на ограничение свободного распространения информации. Победа над цензурой и достижение свободы слова были важнейшей победой технологической цивилизации над мракобесием. Сегодня цензура возвращается, возвращается мракобесие в тех или иных юридических формах.
Такими формами цензуры являются институт авторского права в целом и современная сложившаяся форма патентного права. Эти институты складывались в эпоху монополизма, отражают интересы монополий и являются признаками разложения технологической цивилизации. Еще одной формой цензуры является институт государственной, ведомственной и коммерческой тайны. Ведомства боятся прозрачности, плодят тайну, а государство эту тайну защищает.
Финансовое и налоговое законодательство также противоречит одному из фундаментальных принципов технологической цивилизации, а именно принципу свободы экономической деятельности. Налоги в их сегодняшнем виде отнимают необходимые ресурсы у бизнеса и просто у людей, занятых экономической деятельностью. Бюрократия, класс чиновников занимаются перераспределением отнятых у экономики, отнятых у общества ресурсов. Право на экономическую деятельность становится ничтожным, поскольку обрастает чрезмерными финансовыми обязательствами перед государством, а также чрезмерными обязательствами в части отчетности перед государством.
У технологической цивилизации в основе экономических прав лежит самоорганизация общества. Подавление этой самоорганизации государством ведет в варварство.
Прогрессов
допризывник
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 07 авг 2014, 12:37
Пол: Мужчина

Re: Технологическая цивилизация и ее сегодняшнее состояние

Новое сообщение ZHAN » 22 авг 2014, 20:18

Прогрессов писал(а):Сейчас в мире утрачены очаги саморазвития, утрачен тип развития, характерный для этих очагов, утрачено саморазвитие.
В чем причины?
Прогрессов писал(а):Для стран третьего мира...
Каково сейчас, по Вашему, деление миров. Раньше это были капстраны, соцстраны и развивающиеся (будто бы не выбравшие путь развития). Сейчас соцстран не стало, второй мир исчез. Единственный путь развития - капитализм. Какие же страны отнести к третьему миру?
Прогрессов писал(а): Они добились своего положения не благодаря творческим способностям, а благодаря дисциплине, послушанию, способностью вписаться в узкие карьерные рамки.
И связям. Родственным или клановым.

Не ясно ни кто виноват, ни что делать. Вроде бы все идет естественным путем. :D
Думаю, что это и к лучшему.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50352
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Технологическая цивилизация и ее сегодняшнее состояние

Новое сообщение Прогрессов » 29 авг 2014, 14:09

Дополнительные соображения о технологической цивилизации

1
Не всякое знание является технологическим знанием в том смысле, что могут существовать глубоко разработанные философские и религиозные системы, не удовлетворяющие требованиям научной объективности и представляющие собой теоретизирование вокруг мифологии вплоть до того самого учения о ведьмах и домовых, которое упоминает Ленин в своей известной книге. В средневековой Европе процветало богословие, но технологии на его основании создать невозможно. Современные технологии были созданы в результате возрождения в Европе античного научного знания и его дальнейшего развития.
Мы видим в Европе две традиции. Одна восходит к античности, другая восходит к варварам. Европа и сегодня не застрахована от победы варварства над античностью. Передовая европейская наука 19 и 20 века в относительно ограниченной части является творением христианской части Европы. Решающий вклад здесь внесли представители народа другой религиозной традиции.

2
Важно различать узко практическое технологическое знание и теоретическое знание, являющееся высшей формой технологического знания. Вся мощь технологического рывка последних веков основывается на теоретическом знании и умении довести научную абстракцию до конкретных технологий. На одном практическом знании вы можете создать различные механические чудеса, но вы никогда не создадите телевизор, для телевизора требуется овладеть множеством теорий, включая теорию электричества, теорию передачи информации.
Теоретическое знание слишком абстрактно и на первый взгляд абсолютно ненужная вещь. Народы не европейской цивилизации не занимались такой праздной ерундой, как теоретическое знание. Оно стартовало в античности, позже блуждало по разным регионам, переводилось на разные языки, но не реализовало свой технологический потенциал до тех пор, пока не вернулось в Европу.
Теоретическое знание имеет формальную и неформальную сторону. Формальное знание моделируется с помощью машин, в частности с помощью компьютеров. Формальное знание содержит инструкции и чертежи для создания техники. Неформальное знание не имеет машинного аналога в традиционном понимании машины, оно уникально и свойственно человеку.
Сегодняшнее торможение и загнивание теоретического знания состоит еще и в том, что формальное знание развивается в ущерб неформальному. Сначала человек развивал свои умственные способности и создал в качестве побочного продукта машину. Позже машина стала давать техническое задание человеку, и человек редуцировал уникальные умственные способности до уровня машины.

3
Перейдем к социальной стороне. Если мы оставим в стороне базирующееся на ряде произвольных допущений социалистическое учение Маркса и рассмотрим его экономическую теорию капитализма, то мы увидим, что учение Маркса о взлете и падении, о развитии и загнивании капитализма представляет собой учение о взлете и падении технологической цивилизации в капиталистической Европе 19 века. Здесь Маркс не ошибался, он действительно теоретически отобразил бюрократическое вырождение капитализма в отдельно взятой изолированной Европе.
В реальности Европа изолированной не была, в мировой системе существовал еще новый мир, Америка. Благодаря Америке технологическая цивилизация в форме капитализма вышла на новый виток. Америка позже стартовала. Соответственно, процессы становления и последующего падения произошли там со сдвигом по времени. Кроме того, наличие обширного нового мира позволило продлить во времени возможность экстенсивного развития, продлить экстенсивную составляющую развития и отсрочить переход к исключительно качественному развитию. Сегодня мы действительно пришли к марксову исчерпанию капитализма, но с существенной поправкой на 21 век.

4
Общественный потенциал технологической цивилизации и его бюрократическое подавление хорошо видны на примере отечественной истории, а именно на примере революции 1917 года. Здесь нужно отличать социальную революцию 1917 года в России от двух политических революций, Февральской и Октябрьской. Особенность событий 1917 года состоит в том, что эти события не сводятся к политическим переворотам и последующим политическим перестановкам и колебаниям курса. Сущность революционного переворота 1917 года заключена в произошедшем социальном тектоническом сдвиге.
Отошли на второй план или канули в социальное небытие целые группы и сословия старого общества. Среди новых социальных групп, приобретших влияние и получивших возможность социального творчества, была мощная группа, связанная с технологической цивилизацией. Эта группа создала передовую науку, технику и беспрецедентную систему образования. Лучшим памятником нерукотворным социальной революции 1917 года является многотомный учебник теоретической физики Ландау и Лившица.
На определенном этапе сложилась парадоксальная ситуация. Интеллектуальный и культурный уровень руководства страны и политической элиты после ряда чисток оказался относительно низким по сравнению с рядом новых социальных слоев, не говоря уж о кадрах науки и образования. В СССР говорили, «я не боюсь министра культуры, а боюсь культуры министра».
Впервые в мировой истории была достигнута доступность образования с возможностью дальнейшего карьерного продвижения, была создана новая институциональная система в сфере науки и образования, содержательная сторона образовательных курсов и научной деятельности была нацелена на технологический прогресс. Традиционное высшее образование является гуманитарным или вырастает из гуманитарного. Традиционное образование нацелено на запоминание статичных научных истин, знание представляется набором научных истин. Новое образование развивает способность решать задачи. Новое образование учит видеть относительность научных истин и нестандартными творческими путями преодолевать эту относительность.
В результате эмиграции и различными другими прямыми и косвенными путями советская система образования ускорила мировое развитие технологического общества. В свою очередь, революционные социальные перемены в относительно периферийной России не были поддержаны социальными переменами в развитой части мира. Социальные слои, связанные с наукой, выродились в СССР или были замещены бюрократией. Уже к началу 60-х годов в СССР произошло торможение науки и прекратил существование социальный лифт в области научной деятельности. Дальнейшие достижения в науке связаны с движением по инерции и расходованием ранее накопленного потенциала.

5
От прогресса отстраниться и укрыться нельзя. Это необратимый процесс. Вернуться назад в первобытное общество или в патриархальное крестьянское хозяйство невозможно. Застыть в статике тоже невозможно. Велосипед не может ехать назад и стоять на месте, на нем можно ехать вперед или падать. Единственным условием выживания человека является прогресс технологического общества. Где нет прогресса, где он тормозится, там мы видим деградацию экономики, социальную деградацию и вымирание народов, создавших технологическую цивилизацию. Сегодня на повестке дня смена тормозящих прогресс элит и осуществление очередного качественного скачка.
Прогрессов
допризывник
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 07 авг 2014, 12:37
Пол: Мужчина

Re: Технологическая цивилизация и ее сегодняшнее состояние

Новое сообщение ZHAN » 30 авг 2014, 23:43

Прогрессов писал(а):Сегодня на повестке дня смена тормозящих прогресс элит и осуществление очередного качественного скачка.
Только в технологиях? Может человеку стоит больше обращать внимания на самого себя и собственное общество?
По моему человечеству для выживания следует подтянуть этику, сделать ее развитие опережающим по отношению с техническому прогрессу. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 50352
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Общий о Новейшем времени

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron