Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Кропоткин Петр Алексеевич

Правила форума
Об известных личностях Нового времени.

Кропоткин Петр Алексеевич

Новое сообщение Буль Баш » 15 окт 2012, 20:08

Петр Алексеевич Кропоткин родился 9 декабря, 27 ноября по старому стилю 1842 в Москве; умер 8 февраля 1921 в Дмитрове и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Князь П.А. Кропоткин происходил из одного из самых древних русских родов, который вел свое начало от Рюриковичей, таким образом, превосходя в родословном отношении правящую царскую династию Романовых. Петр Кропоткин отучился в Первой московской гимназии, закончил Пажеский корпус (1862), но вместо того, чтобы продолжить военную карьеру, предпочел заняться географией и выбрал себе службу в Амурском конном казачьем войске, надеясь способствовать реформам в Сибири. Кропоткин принял участие в нескольких экспедициях, обследовавших область Северной Маньчжурии, неизвестные на тот момент северные склоны Восточного Саяна, районы центральной части Восточной Сибири, где при его участии были открыты Патомское и Витимское нагорья и несколько хребтов. Изучив материалы о течениях и перемещениях льдов в Баренцевом море и прилегающих частях Северного Ледовитого океана, Кропоткин предсказал наличие суши в океане севернее Новой Земли, но царское правительство отказалось финансировать морскую экспедицию, а через 2 года австрийские географы именно в этом месте открыли архипелаг и назвали его Землей Франца-Иосифа. Кропоткин подготовил несколько научных трудов, которые впоследствии принесли ему мировую известность. Русское географическое общество наградило его золотой медалью, а в 1870 избрало секретарем Отдела физической географии.

Осознав косность бюрократической системы и невозможность кардинальных изменений в России, Кропоткин в 1867 вышел в отставку и отправился в Швейцарию, где вступил в I Интернационал. По возвращении в Россию он примкнул к революционному кружку "чайковцев", вел пропаганду среди рабочих и студентов. В этот период в работах "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?" и "Программа революционной пропаганды" он в общих чертах сформулировал свою анархистскую теорию. В 1874 Кропоткина арестовали и в течение 2 лет он находился в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург) За это время он подготовил фундаментальное "Исследование о ледниковом периоде", доказав, что в раннечетвертичное время Скандинавия и Кольский полуостров были покрыты мощным ледниковым щитом, который, неоднократно перемещаясь в южном направлении, занимал северную часть равнинных областей Европы и России. Через 2 года Кропоткина перевели в тюремный госпиталь, откуда он совершил дерзкий побег и эмигрировал.

За 40 лет эмиграции Кропоткин написал свои основные исторические и политические труды: "Речи бунтовщика" (1885), "В русских и французских тюрьмах" (1887), "Хлеб и воля" (1892) [Труд "Хлеб и воля" впервые был опубликован на французском "La Conquête du Pain" ("Завоевание хлеба") и появился после изучения Кропоткиным в 1890 г. сельского хозяйства острова Джерси: русское издание сочинения "Хлеб и воля"; английский перевод 1906 г. "The Conquest of Bread"], "Современная наука и анархия" (1901), "Взаимная помощь, как фактор эволюции" (1902), "Записки революционера"(1902), "Великая французская революция. 1789 — 1793" (1909), "Современная наука и анархия" (1913). Первоначально он некоторое время жил в Швейцарии, где после смерти М.А. Бакунина стал наиболее авторитетным теоретиком анархизма, однако в 1881 по требованию русского правительства его выслали из страны. В 1883 за проповедь анархистских идей и принадлежность к уже не существовавшему I Интернационалу он был осужден во Франции на 5 лет, но под давлением общественного мнения амнистирован в 1886. После этого Кропоткин поселился в Англии.

В июне 1917 уже глубоким стариком Кропоткин вернулся в Россию, но, верный идеям анархизма, отказался войти в состав Временного правительства. Первое время он жил в Петрограде, с августа 1917 — в Москве, откуда весной 1918 перебрался с семьей в подмосковный Дмитров, где и умер 8 февраля 1921. В годы гражданской войны обращался к Ленину с призывом прекратить красный террор и захват заложников, как недостойные революционной партии. Ответа на эти призывы не последовало.

В честь П.А. Кропоткина впоследствии были названы: горный хребет на юге Патомского нагорья и там же поселок (к северо-востоку от Бодайбо); хребет в Восточном Саяне и гора в Олекминском Становике; гора в Антарктиде; железнодорожный узел Романовский хутор, ныне город Кропоткин Краснодарского края; одна из красивейших станций Московского метрополитена "Кропоткинская".

Идеи П.А.Кропоткина
В своих трудах Кропоткин, привлекая обширный исторический материал, разрабатывал идеи революции и государства. По его мнению, участники Великой французской революции смогли лишь овладеть теми способами борьбы, которые прежде против своих врагов использовало правительство, но, лишенные революционных идей, они оказались неспособны на порождение нового. Причина неудачи всех революций, по мнению Кропоткина, заключалось в угнетении личности, что на практике всегда выливалось в борьбу с инакомыслием, и не только с враждебными классами, но и с былыми единомышленниками. Вот почему самоистребление революционных лидеров характерно для любой развитой революции. Любая революция по своей природе деструктивна и регрессивна и как таковая она является антиисторическим явлением. В то же время она проявляет себя как духовная деспотия: революция рождается из насилия и порождает насилие. Государство же, в представлении Кропоткина, есть орган, механизм и генератор насилия, и как антагонист свободы личности должно быть уничтожено. Государство как "самое серьёзное препятствие для развития общества на началах равенства и свободы, так как представляет историческую форму, выработавшуюся и сложившуюся с целью помешать этому развитию. Люди, стоящие на такой точке зрения, стремятся поэтому, не преобразовать, а совершенно уничтожить государство". Отвержение государства — это онтологическое воплощение полного неприятия Кропоткиным принижения и угнетения индивидуальной величины – свободы личности. Идеалом Кропоткина было общество, где категорически бы исключалось насилие в любой форме, и где свободная личность как таковая могла обладать правом выбора. (Подробнее см. http://www.topos.ru/article/4508).

Цитаты:
Надежда, а вовсе не отчаяние ... порождает успешные революции.
Без равенства нет справедливости, без справедливости нет нравственности.
Хорошо было бы, если бы все господа, строящие планы государственной дисциплины, прежде чем расписывать свои утопии, прошли бы школу действительной жизни. Тогда меньше было бы проектов постройки будущего общества по военно-пирамидальному образцу.
Люди лучше учреждений.
Государство, покровитель мироедства, заступник хищничества, защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда!
Ни одна наука — ни астрономия, ни физика, ни химия, ни биология, не доказывают необходимость власти.
Анархия — это учение, которое стремится к полному освобождению человека от ига капитала и государства.

Ссылки:
Записки революционера http://militera.lib.ru/memo/russian/kro ... index.html
Хлеб и Воля http://lib.babr.ru/index.php?book=1079
Этика http://lib.babr.ru/index.php?book=351
Налог - средство обогащать богатых http://lib.babr.ru/index.php?book=1080
Справедливость и нравственность http://akaada.narod.ru/krap.htm
Великая французская революция 1789-1793. (М., 1979)
Исследования о ледниковом периоде. т. 1-2. СПб., 1876.

О Кропоткине http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/KROPOTKIN/ADD02.HTM
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Кропоткин Петр Алексеевич

Новое сообщение ZHAN » 15 окт 2012, 23:33

Бульбаш, благодарю! Грамотно и четко! :good:
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49862
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Неизвестный Кропоткин

Новое сообщение ZHAN » 21 апр 2016, 15:14

Большевикам требовалось обоснование своего прихода к власти в России. Для этого, кроме марксизма, с его классовым подходом, дающим общемировое обоснование пролетарской революции, необходима была и российская революционная традиция. Самым ярким ее представителем был Кропоткин. Многие элементы его положений большевики позже использовали — в том числе и концепцию кропоткинского федерализма как принципа устройства послереволюционного государства.
Изображение

Большевикам было удобно держать Кропоткина на коротком поводке и эксплуатировать его имя, поэтому репрессии его не коснулись. Даже похороны Кропоткина были проведены масштабно, а впоследствии в Советской России его именем назвали улицы, станцию метро и даже целый город.

Еще большим символом грядущей революции Кропоткин стал для анархистов. Его имя было непререкаемым авторитетом, хотя и с некоторыми оговорками. Поэтому анархисты не хотели замечать перемен в политических взглядах Кропоткина, хотя некоторые из них выступили с заявлением о его политической смерти (это произошло в конце 1918 года, когда он перебрался в Россию).

Начиная с 1897 года взгляды Кропоткина претерпели значительные изменения. В частности, он положительно высказывался об установлении в России парламентской системы правления, а во время Первой мировой войны Кропоткин выступил в поддержку стран Антанты. Такая позиция была обусловлена тем, что к этому времени он признал прогрессивную роль демократических государств в истории, считая их переходным этапом к установлению анархического общества будущего.

По этой же причине Кропоткин приветствовал Февральскую революцию в России и, стараясь помочь, на государственном совещании Временного правительства призвал к провозглашению установления в России демократического, республиканского и федеративного политического устройства. В качестве посильного вклада он возглавил Лигу федералистов, основной целью которой была разработка принципов российского федерализма в различных аспектах (историческом, юридическом, политическом и других).

Эти не вписывающиеся в революционную традицию поздние взгляды Кропоткина подверглись критике большинства российских анархистов как при его жизни, так и после смерти. В советской историографии такие взгляды оправдывались «революционной отсталостью» или даже «старческим маразмом», а постсоветские исследователи вообще замалчивают этот вопрос.

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин Международного славянского института Сергей Сайтанов
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49862
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Кропоткин Петр Алексеевич

Новое сообщение Буль Баш » 23 апр 2016, 19:34

ZHAN писал(а):Эти не вписывающиеся в революционную традицию поздние взгляды Кропоткина подверглись критике большинства российских анархистов как при его жизни, так и после смерти.
Зря. Это был шаг к реальному анархизму. 8)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13922
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина


Вернуться в Деятели Нового времени

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron