Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Иеремия Вишневецкий

Правила форума
Об известных личностях Средневековья

Иеремия Вишневецкий

Новое сообщение Richthofen » 23 ноя 2012, 23:35

eremi (Jarema) Michał Korybut Wiśniowiecki ; 17 августа 1612, Лубны — 20 августа 1651, лагерь под Паволочью) — государственный и военный деятель Речи Посполитой из рода Вишневецких, воевода русский (1646—1651), основной предводитель польско-литовских войск во время восстания Богдана Хмельницкого в 1648—1651 годах. Князь на Вишневце, Лубнах и Хороле (1615—1651), староста перемышльский (1649—1651), каневский (1647—1651), прасмыцкий (1649—1651) и новотарский (1649), староста гадяцкий (1634—1651), рейментар великий коронный, воевода русский (1634—1651) Князь Иеремия по матери был внуком молдавского господаря Иеремии Могилы. Его родители: Михаил Вишневецкий (ум. 1616), староста овручский (1603—1615), каштелян киевский и Раина Могилянка (1588 — после 18.01.1619), двоюродная сестра киевского митрополита Петра Могилы. Оба они славились приверженностью православной вере. Князь Иеремия Вишневецкий родился в 1612 году. При крещении получил имя Иеремия-Михаил в честь своих дедов: Иеремии Могилы и Михаила Вишневецкого. Князь Иеремия почти не помнил своего отца, который умер около 1616 года. Его отравил в Молдавии во время таинства причастия подосланный из Константинополя православный монах. Смерть князя весьма устраивала едва помирившихся между собой Речь Посполитую и Турцию. Князь Михаил пытался посадить на трон вассальной по отношению к Стамбулу Молдавии брата своей жены Раины Могилянки, а это приводило в бешенство как двор султана, так и короля Сигизмунда III, которому в ту пору совершенно не нужна была война с турками. После смерти мужа опеку над детьми и поместьями взяла мать Иеремии Раина Могилянка-Вишневецкая. На этом злоключения малолетнего князя не закончились. Через два года после смерти Михаила, по инициативе Сигизмунда ІІІ королевской канцелярией было реанимировано старое дело покойного Вишневецкого о неуплате налогов в казну. 9 июня 1618 года было вновь открыто дело об иске старшего королевского коморника Станислава Мышки к Михаилу Вишневецкому «о незаплачене юркгелту певного золотих полских 600 (по 300 за 1612 и 1613 года)… водлугъ конституции року 1607 о процесе скарбовом уфаленое, так же и о незаплачене шкод таковоє ж сумы». Отвечать по нему пришлось вдове князя и его детям — Иеремии и Анне. Детали дела неизвестны. Да и сумма не была такой большой, чтоб княгиня не могла её заплатить. Однако, дело завершилось очень быстро, возможно, даже в отсутствие княгини Раины. Уже 11 июня 1618 года королевским указом Раина Вишневецкая была осуждена на баницию (изгнание). По закону, баниция распространялась и на её детей — Иеремию и Анну. О том, что это дело — инициатива короля, говорит фраза из текста указа «з розказанъя і приданъя нашого и с повинности уряду своего тую баницию на помененных позваных (ответчиков) голосом вынеслымъ тут в Варшаве». Вельможам Речи Посполитой было предписано, чтобы те не смели общаться с княгиней Раиной и её детьми, не принимали их в своих домах и не помогали им советами («яко з банитами… жадного сполку и обцованя не мели, оных в домах и маетностях своих не переховывали, рады и помочи имъ ни в чомъ не додавалы»). Так князь Иеремия впервые оказался вне закона. Около 1619 года умирает и Раина Вишневецкая, а опеку над Иеремией и его младшей сестрой Анной вместе с их поместьями получил их дядя — князь Константин Вишневецкий, известный магнат и сенатор. Все эти испытания, которые выпали на голову малолетнего князя не ослабили, а закалили его характер. Несмотря на то, что Иеремия совсем не помнил отца, и его воспитывали женщины и монахи, князь воспитал в себе сильный характер и харизму, которая полностью покоряла и восхищала войска и шляхту. Этот характер был результатом деятельности самого Иеремии, поскольку его сын, воспитанный в схожих условиях (потерял отца в 11 лет), сильным характером, в отличие от отца, совершенно не блистал. Образование князь Иеремия начал во Львове. Князь Константин отдал Иеремию на несколько лет на воспитание в Коллегиум иезуитов во Львове, в тот, где несколькими годами раньше обучался и Богдан Хмельницкий. Через несколько лет Иеремия вместе с двумя сыновьями Константина, его ровесниками, отправляется в Европу. Их путь лежал через Италию, Испанию и Голландию. В 1628 году они посетили Рим, в 1629 году — Падую, а в 1630 году были в Болонье. Однако смотря на то, сколько времени они оставались в этих городах, нельзя говорить, что они много успели там изучить. Скорее всего они выучили там латынь, что было единственным видимым признаком их европейской учёбы. (Рожица). В 1631 году Иеремия инкогнито прибыл в Нидерланды, где познакомился с современным искусством фортификации, поскольку Нидерланды в этом вопросе находились впереди всей Европы. Полученные там знания он с успехом будет применять во время обороны Збаража. Позаимствованная в Голландии технология постройки редута была с успехом применена под Берестечком. Есть сведения, что в это время Иеремия посетил также и Францию, однако эта версия неправдоподобна и не отражена в документах. В том же 1631 году князь возвращается из Европы домой и вступает во владение «Вишневеччиной» или «Лубенским государством». Вступив во владение своей землей, он не забывает и вопросы образования и культуры. Князь становится и меценатом. Известно шесть книг с авторскими посвящениями ему. Возможно, они были и в его личной библиотеке. Среди их авторов — Петр Могила, Кирилл Ставровецкий, Николай Лавринович. Книги — это не только панегирики, но и проповеди, статьи в прозе и стихи учительно-религиозного характера. Где-то за месяц до падения Вишневеччины, 1 мая 1648 года в Киевском Лаврском издательстве вышел текст представления-декламации, исполнители которого были слушатели класса риторики Киево-Могилянской академии. Книга адресовалась князю Иеремии. Получив образование у иезуитов во Львове, князь Иеремия перешёл из православия в католичество в 1631 году. Существует легенда, что Раина якобы клятвой обязала сына не изменять своей вере, но Иеремия нарушил её. Факт такой клятвы не бесспорен. Скорее всего, речь идет о так называемом «бродячем сюжете», которыми изобиловала православная полемическая литература в начале XVII века в Речы Посполитой. Однако есть основания полагать, что в основу этой легенды был положен реальный документ — это подтверждает так называемый «фундуш» Раины на основание Мгарского монастыря. Этим документом налагалась «клятва» на того, кто посмел бы отнимать привилегии у обитателей монастыря или притеснять на его землях православие. Не известно ни одного факта притеснения Иеремией православных верующих в его владениях. Наоборот, он даровал православным монастырям новые привилегии и не допускал их притеснения иезуитами, греко-католиками и своими урядниками. Вишневецкий поддерживал основанную его дядей святителем Петром Могилой Киево-могилянскую коллегию. Сохранились посвящения учащихся своих работ Иеремии. Таким образом, де-юре Иеремия никоим образом не нарушил завещания матери. Он был человеком веротерпимым, в его войске служили не только православные и католики, но и протестанты. Воспитание сына, чтобы не вырос ни православным, ни католическим фанатиком, он поручил протестантке Теодоре Домарацкой. Возвращение князя Иеремии Вишневецкого из поездки на Украину произошло во время Смоленской войны с Москвой. Как раз в это время умирает польский король Сигизмунд III. Война началась с осады московским войском Смоленска. Молодой князь выступает на свою первую войну вместе с каменецким старостой Александром Песочинским. Его участие в этой войне не имело принципиальных последствий. Единственное, что он вынес из этой войны — это представление о том, что многие казачьи формирования ненадёжны. Во время осады Путивля казаки не слушались его приказов, а однажды попросту сбежали ночью из лагеря. Иеремия ненадолго вернулся домой, чтоб вскоре снова покинуть его, на этот раз без Песочинского, но с Адамом Киселем. В ходе кампании князь Иеремия опустошил важные владения московского царя, разграбив их и испепелив(.Рожа) Также князь участвовал в осаде Путивля, и, как он считал, только из-за бегства казаков не смог добиться там успеха. Князь прославился тем, что жестоко сжигал деревни, приказывая «ни огня, ни железа врагу не жалеть». Здесь он получил ужасную славу и имя «Поджигателя». (Рожа)В 1633 и 1634-м годах в Курский край опять вторгались войска Республики Обоих Народов под предводительством князя Иеремии Вишневецкого. Главные нападения их были на Путивль и Рыльск, и оба нападения потребовали крайнего напряжения военной силы — дворян, детей боярских и других ратных людей для борьбы с многочисленными войсками Республики Обоих Народов . В апреле 1633 года Путивльские воеводы князь Н. Гагарин и Ан. Усов посылали, в виду польских вестей, для добывания «языков» на низ рекой Семью под литовский город Борзну голову Прокофия Стобурова с товарищами, да к Рамонскому острожку Константина Вишневского, и апреля 14-го дня оба головы пришли из похода и привели языков семь человек, а в расспросах они сказали, что идут под Путивль полковник Песочинский «с товарищи», по тем вестям воеводы «сели в осаду» и приняли все меры предосторожности для обороны крепости. После войны 1634 года князь всего себя отдал активной деятельности в поместьях, полученных им от князя Константина. Заднепровские владения были огромные, хотя и малозаселенные. Богаче Иеремии был только Владислав Доминик Заславский, ординат Острожский (но только по размеру земли, но не прибыли с неё). В 1641 году, после смерти дяди Константина, Иеремия становится старшим в роде и наследует остальные владения. Тогда же происходит судебный конфликт за наследство с Александром Людвиком Радзивиллом. Князь начинает широко запланированную акцию по колонизации Заднепровья. До 1645 года количество населения в его владениях выросло в 7 раз (до 38000 домов и 230000 подданных). Сюда сбегали правобережные крестьяне, привлеченные обилием земли и двадцатилетними налоговыми льготами. В княжескую столицу собиралась мелкая шляхта, которая занимала административные должности на княжеских землях. Князь имел одну из крупнейших магнатских армий Речи Посполитой. Она насчитывала от 4 до 6 тысяч воинов, а в случае необходимости князь мог выставить, по различным сведениям, от 12 до 20 тыс. вооруженных людей. Со времени Смоленской войны 1632—1633 годов, описанной историком Рембовским, активно формирует реестровые казацкие полки — в 30- х годах Миргородский и Черниговский: в 40-х годах Винницкий, Брацлавский, Полтавский, Гадячский и др. Он принес на эти земли закон и порядок. Был самым большим землевладельцем, в 1646 г. имел на Украине 230 тысяч подданных. Михаил Грушевский писал, что латифундия Вишневецких была самой большой «не только на Украине и в Польше, но, возможно, и во всей Европе». Он содействуют распространению местного самоуправления — получают Магдебургское право и городской статус Лубны, Полтава, Пирятин. Его владения польский ученый Александр Яблоновский считает даже не латифундией, а отдельной Заднепровской державой. Победа в битве под Берестечком была, казалось, личной победой князя Иеремии, его высшим триумфом. Ничто, казалось, его уже не остановит на пути к королевскому престолу Речи Посполитой — либо де-юре, либо де-факто при номинальной власти московского государя и с ещё большими полномочиями — и возвращению его владений на Левобережье. Но судьба распорядилась иначе. В 11.00 20 августа 1651 года в польском военном лагере под Паволочью умирает князь Вишневецкий. До сих пор причины его смерти так и не выяснены. По одной версии он умер от отравления, по другой — от болезни во время эпидемии. Хроники оставили нам описание последнего дня жизни князя. Как сообщают летописцы, в последний день Иеремия поел огурцов и запил их медом, а от этого заболел и умер. Однако даже в день его смерти такое объяснение не удовлетворило польское войско. Армия подозревала, что их любимого вождя отравили. Чтоб не допустить бунта, было проведено коллективное вскрытие. Вскрытие не подтвердило версии об отравлении Популярность Иеремии в Речи Посполитой после его смерти была настолько высока, что это отразилось даже на карьере его воспитанника — князя Дмитрия Ежи Вишневецкого, который, несмотря на то, что совсем не был великим полководцем, стал тем не менее Великим коронным гетманом, и сына — Михаила Томаша, выбранного в 1668 году королем польским. Конрад Т.Найлор поместил русского князя Иеремию на 45 место в своем списке людей, которые больше всего сделали для Польши (правда, многих аспектов его деятельности он не учел, но позиция и так очень высокая). Тело Иеремии после его смерти из-под Паволочи перевезли в Сокаль, а в сентябре 1653 года поместили в аббатстве Святого Креста.
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Re: Иеремия Вишневецкий

Новое сообщение Richthofen » 23 ноя 2012, 23:36

Источник - Ю. Рудницкий. ''Иеремия Вишневецкий''
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Re: Иеремия Вишневецкий

Новое сообщение konde » 30 май 2018, 16:23

/Заднепровские владения были огромные/
- Если он занимал какой то престол в государстве, временно, это не значит что он становился и хозяином богатств того престола. Ну давайте представим себе сколько богатств себе нажил на пример шляхтич Василий Шуйский, когда он стал царем на престоле Московском, имел он богатства видимо не видимые?
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 768
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина


Вернуться в Деятели Средневековья

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1