Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Ладога как отражение этнокультурного развития Руси

Правила форума
О славянах и русах, их государственности и культуре в средние века

Ладога как отражение этнокультурного развития Руси

Новое сообщение ZHAN » 27 фев 2018, 10:22

Хронология строительных горизонтов, раскопанных на площади около 3,5 тыс. кв. м, охватывает время с середины VIII до XI в., а планиметрия застройки, - примерно 10% реальной Ладоги этого времени. Это позволяет наметить этапы формирования этнокультурного содержания Ладоги.
Изображение

Нулевая фаза

"Нулевая фаза" охватывает период до конца 740-х, начинающийся после арабских завоеваний на Ближнем, Переднем Востоке и в Средней Азии, новой стабилизации на Великом Шелковом пути и выходе восточных купцов на Волжский путь в Прикамье и Приуралье, к источникам ценных мехов, воска, дикого мёда, таежной пушнины и других товаров лесного Севера.

Древняя «аландо-камская труба» фенно-скандинавских связей подключала к Волжскому пути весь обширный финно-угорский массив таёжно-тундрового населения, от Нижней Оби до Финмаркена, и вводила в соприкосновение с ним скандинавов Норвегии и Швеции, узнавших таким образом о Бьярмии финских бродячих торговцев-перми. Славяне в VI-VII вв. вошли уже в соприкосновение с чудью, прибалтийско-финским массивом, и, наверное, с мерей Волго-Окского междуречья, про крайней мере, на Серегерьском пути, пересекающем ареал древней финно-угорской гидронимии.
Изображение

Славяне (словене) должны были встретить на новом месте автохтонную чудь, лопь, весь, а при их посредничестве познакомиться с посещавшими острова и побережья восточной Балтики и Финского залива и оседавшими здесь скандинавами - ruotsi, roots, "русь".

I фаза (750-810 годы)

Начальная (домонетная), анонимная, представлена I и II ярусами застройки Староладожского поселения на Земляном городище. Безымянные скандинавские первопоселенцы ("кузнец-годи Одина") строят судоремонтную мастерскую и обосновываются у ладожской гавани: "руотси в Алоде-йоки" в 750-х. Спустя десятилетие, вместе с любшанскими, может быть, ильменскими словенами (и кривичами?), их, видимо, потеснила волховско-верхнеднепровская "волна мигрантов". Связи с Днепровским Левобережьем, подвластным Хазарии, дополняют связи с Волжским путём, по которому в 780-е прибыли мастера-стеклоделы (иранцы? персы из Дербента?), наладившие производство стеклянных бус, для выгодного обмена и последующей продажи мусульманским купцам пушнины, собранной у окрестной "лопи" безбрежных лесных просторов Приладожья, Прионежья, Карелии.

Первые поселенцы могли поставить от 6 до 10 "больших домов", а следующая волна —- 10-20 изб; счёт населения, видимо, шел на сотню-другую человек, оно было колеблющимся по численности и составу, разноэтничным, но уже в третьей четверти VIII в. на поселении, безусловно, зазвучала славянская речь.

III ярус Земляного городища фиксирует первые результаты торговой активности Ладоги: сердоликовые бусы поступают по Волжскому пути вместе с первым арабским серебром и сине-стеклянными салтово-маяцкими лунницами из хазаро-аланского Подонья-Предкавказья. Фаза заканчивается с началом обращения арабского серебра и "выпадением" первых кладов, наметившим в Восточной Европе конкуренцию между Волжским (финно-тюркским) путём и Волховско-Днепровским (Двинско-Неманским), предшественником восточнославянского, древнерусского Пути из Варяг в Греки.

II фаза (810-840)

Фаза "первой волны серебра" (поколение Убби-Захарии). Имена греческого и варяжского "коммерсантов" Петергофского клада и возможное наиболее раннее время его сокрытия (805-825) совпадают с всплеском застройки IV яруса на площадке Староладожского поселения в 811 году: "большой дом" и не менее семи изб с печами, а через тридцать лет - и первые постройки Варяжской улицы совпадают с движением "в первый период обращения арабского серебра" дирхемов - на Балтику, появлением там сердоликовых (и хрустальных, из Индии) бус; активно действует и любшанское население (кубовидные стеклянные бусы Великого Шёлкового пути).

В целом размах этих связей полностью соответствует ареалу "дирхемов первого периода обращения" (786-833), охватившему всю территорию Восточной Европы в пределах будущей Киевской Руси, а некоторое смещение трасс движения этого серебра свидетельствует о стремлении вывести его из зоны хазарского контроля на Волжском пути (включая Волго-Окское междуречье), используя выходы Среднего Поднепровья, Киевщины, в Левобережье.
Изображение

Материал Петергофского клада, как и клад на Княщине в Ладоге (808 год), документирует именно это стремление, наряду с освоением Двинско-Днепровского варианта с выходом в западную Балтику. Ответные действия хазар, с постройкой Саркела в 834-838 годах, посольство росов 838-839 в Византию и Империю Каролингов свидетельствуют о масштабности процессов, охвативших пространство от Петергофа до Саркела, от Ладоги до Константинополя, от Гнездова (и ранней фактории у Новоселок, там же, на днепро-двинских волоках) до Бирки Ансгара. Пожар 840 года подвёл черту под этим этапом деятельности "безымянных русов".

III фаза (840-865)

Фаза деятельности "поколения Дира", открывается, а не завершается первой "манифестацией руси" в Константинополе и Ингельгейме: послы - вернулись, хакан - правил, Ладога после пожара застраивается с необычайной представительностью V яруса (840-865). Русы (ар-рус) вторгаются в Грецию и Амастриду (842 год), уверенно действуют в Средиземноморье, от Севильи до Александрии. Сведения о них беспокоят багдадского халифа ал-Муктадира биллах; через два года посольство, путешествовавшее в 842-844 через Кавказ в южнорусские степи, успокоило халифа тем, что вал - не прорван; и сто лет спустя хазары сообщали правителям мусульманской Кордовы в Испании, что Каганат преграждает путь на восток страшным "ар-рус", которые (если умели бы ездить на лошадях) могли бы опустошить Мамлакат ал-Ислам до Багдада.

В наибольшем количестве именно в это время поступают полудрагоценные сердоликовые и хрустальные бусы и дешёвый рубленый бисер всех цветов, появляются фризские гребни наиболее многочисленного типа (с S-видным циркульным орнаментом), известные в Дорестаде, Хайтабу, Волине, Бирке, что свидетельствует об определении максимального диапазона действующих в дальнейшем внешних связей Ладоги.

Представительная застройка: не менее двух больших домов с окружающими постройками "усадеб хёвдингов" (которых, следовательно, могло быть до 20 на месте Земляного городища и Варяжской улицы с первыми сооружениями над гаванью); воинская железная гривна; детские игрушечные мечи маленьких русов; став (stafr) с рунической надписью из 43 знаков (рёкские руны IX в.) доносят до нас не только повседневный быт, но и голоса этого поколения.

Однако, судьба каганата русов оставалась проблематичной. С.Ширинский обратил в своё время внимание на "выпадение" из ареала обращения арабского серебра района Среднего Поднепровья (с середины 830-х до 900 гг.), связав этот факт с возможной блокадою путей на Киев со стороны Хазарии. Кончина Дира (вряд ли позднее 860 г.) могла привести к кризису и распаду начальной, а потому эфемерной "Руской земли" 840-х. В Киеве начинает действовать "поколение Аскольда" (860-882), сочетающее масштабный, хотя и не слишком удачный поход на Византию с уплатою дани хазарам, а на севере ладожские русы, видимо, стали собирать свою собственную "варяжскую дань". Два ареала, варяжской и хазарской дани, в середине IX в. отчётливо и устойчиво делят пространство Руси, где в северной части, навстречу движению кладов арабского серебра, на Ижорском плато, в Приладожье, бассейне Оки, на Верхнем Днепре, на Десне и в Киеве появляются первые экземпляры ранних форм мечей викингов.
Изображение

И нумизматика, и летопись, и стратиграфия Староладожского поселения свидетельствуют, что "варяжская дань" закончилась катастрофой Ладоги. Сокрушительный пожар 863 года (по дендродатам) сметает застройку на Земляном городище, материалы IX и VIII горизонтов Варяжской улицы весьма фрагментарны. Гибнет и Любша.

IV фаза (865-890)

Фаза "призвания князей" поколения Рюрика, его братьев и руси, начинается именно с этого катастрофического пожара и проявляется в возобновлении строительной активности на Староладожском поселении не ранее рубежа десятилетий (868 г. на Варяжской улице, 871 г. - на Земляном городище). Застройка VI яруса (865-890-е) на городищенской части поселения предельно утилитарна: большой дом, восстановленный в привычном центре селитьбы, кузница; но при этом осваивается и мысовая скала крепости, прибрежная часть правого берега Ладожки распланирована по образцу датского Рибе, здесь начинает действовать ювелирно-литейная мастерская, используя привозные шведские образцы фибул и других изделий из латуни.

Варяжская улица застраивается сооружениями VII горизонта (870-890), поставленными неупорядоченно, но интенсивно: хозяйственный сруб, производственный комплекс, большая постройка, верхнюю часть которой составляли доски корабельного борта.

Ладога этого времени впервые засвидетельствована в русской летописи под своим славянским именем; но для скандинавов это уже Aldeigjuborg, крепость на Ладоге. Это время подъема активности Сясьского городища (Алаборга?), появления первых курганов, появления скандинавских вещей и самих варягов на городище Крутик в Белозерье. Сокрытие огромного Тимеревского клада дирхемов (в том числе с руническими граффити) и сооружение первых скандинавских курганов Ярославского Поволжья, как и расцвет жизни на Сарском городище ростовской мери, где, как свидетельствуют вещевые находки скандинавских типов, в том числе культовые амулеты, немалую роль играли выходцы из Скандинавии, документируют уверенный выход "Руси Рюрика" на Волжский путь.

Вверх по Волхову, к югу от Ладоги появляются сравнительно богатые погребения в сопках и растёт посад городища Дубовик над Волховскими Порогами, путь по Волхову завершается в Рюриковом городище, укреплённой княжеской резиденции над берегом Ильменя, которая с этого времени контролирует движение восточного серебра на Балтику с Волги, по основному речному маршруту, рекам Приильменья, Мете и Поле, к истоку Волхова; очень быстрый переход Рюрика из Ладоги в Новгород - показатель направленного предпочтения призванного князя и его руси, именно - словен, из всего альянса племён на речных путях Восточной Европы; интерес в данном случае совпадал в том, чтобы вытеснить с восточных рынков Булгара и Хазарана верхневолжских и волго-окских "първиих насельниць".

Изборск в пограничье словен и чуди этого времени характеризуется обновлёнными укреплениями. Эти укрепления, однако, были разрушены (частокол сожжён); при наличии серии находок IX в. (бусы ладожского круга, фризский гребень с S-видным узором), обращает на себя внимание полное отсутствие раннегончарной керамики.

При всей дискуссионности проблематики Гнездовского археологического комплекса на верхнем Днепре, не вызывает сомнений, наряду с ранними скандинавскими памятниками у д.Новоселки, сам факт сложения в ранний период Гнездова (конец IX — первая половина X в.) населения, включавшего в свой состав скандинавские семьи (оставившие серию женских погребений) в этом ключевом центре Верхнего Поднепровья с выходами и на Западнодвинскую, и на Ловатско-Волховскую речные магистрали.
Изображение

В Среднем Поднепровье к этому времени относят клад из Киева, в Шестовицком могильнике под Черниговым начиная с второй половины IX в. скандинавские вещи сопровождаются предметами византийского и восточного производства, где исследователи склонны видеть особый, по сравнению с верхнерусским, путь возникновения такого феномена, как "русы" восточных и византийских авторов через синкретизм хазарских, славянских и скандинавских традиций. Безусловно, выход на Днепр, к "Руси Аскольда" в эти десятилетия не был приоритетом Ладоги, хотя обнаруживаемый разрыв в процессе указанного синтеза оставался проблемой 860-890-х, и проблема эта была решена рейдом Олега из Ладоги и Новгорода - в Киев, по летописи, в 882 году.

Центр в низовьях Волхова, однако, сначала стремился решить, и решал на этом этапе, иные задачи: стабилизируется вывоз в Скандинавию монетного серебра, увеличение притока восточных монет на Готланд в 860-870-х годах, весьма вероятно, отражает то укрепление политических, а возможно, и экономических связей Руси со Скандинавией, которое в старой русской историографии получило название "призвания варягов".
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49223
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Ладога как отражение этнокультурного развития Руси

Новое сообщение ZHAN » 28 фев 2018, 09:28

V фаза (890-920)

Фаза "Ладога Олега Вещего и волжской торговли русов". Расцвет Староладожского поселения начинается с этой поры, когда "стольным городом" Верхней Руси, безусловно, был Новгород, княжеский и вечевой город "Руси Рюрика". Ладога Рюрика и Олега, однако, не уступала ему по значению, хотя и первый, и второй из варяжских князей настойчиво сращивает свою русь со славянской знатью и в Новгороде, и в Киеве, где сплотившиеся вокруг Олега "Варязи и Словти и прочи прозвашася Русью".

Ладога, очевидно с деревянною цитаделью крепости Альдейгьюборга над гаванью (которую сожжёт в конце столетия ярл Эйрик), застраивается спешно и дружно:большой дом» купеческой артели возведён из разобранного корабельного дерева (как в Константинополе, распродав товар, русы продавали часть своих судов "на дрова"), в VI горизонте Варяжской улицы впервые отчётливо проступает планировка - ряды сооружений, вытянутых по линии север-юг, параллельно берегу Волхова, строго по сохраняющейся с тех пор уличной трассе. Плакунекий курган № 6 организует вокруг себя пространство дружинного некрополя, в цепочке сопок над Плакуном совершено погребение с ритуальным захоронением коня, с уздою, украшенной 39 серебряными накладками.

Это захоронение, безусловно, превосходило по ритуальному рангу самые представительные "камеры типа F" (воина с конём) появляющиеся в это же время в Бирке. И по количеству (две, а не одна), и по положению лошадей - не в ногах, внутри камеры, а снаружи и вдоль борта; по княжескому набору стрел. "Византийский след" в виде поясной пряжки не требует комментариев; а для "Карлы, Инегельда" и прочих послов "великаго князя рускаго" погребение вождя в ладье с конями вполне соответствовало бы именно рангу этого их конунга.

Ладога выступает эпицентром и первоисточником ряда процессов, развернувшихся на этой фазе от Бирки до Константинополя, отображённых в появлении иерархии камерных могил "русов Бирки" или в договорах византийских басилевсов с киевскими послами и "великим князем руским". Археологические проявления этих процессов - это подъём Алаборга и расцвет курганной культуры Приладожья (где в Усть-Рыбежне воздвигнут ещё один курган знатного воина с мечом и оружием и поставленной над останками кремации не сожжённой ладьей для посмертного плавания), появление серии скандинавских погребений мужчин и женщин в Тимеревском и Михайловском могильниках Ярославского Поволжья, Владимирских курганах Волго-Окского междуречья; военный лагерь под вадами Сарского городища (уступающего с той поры место Ростову). Завершающему десятилетию этой фазы принадлежат первые из варяжских больших курганов Гнездова (с сожжениями в ладье), появление верхнерусской деревянной застройки Подола в Киеве и, по-видимому, отдельной княжеской крепости Самбат (на Лысой горе) с варяжским могильником у подножья.
Изображение

Именно с этой поры актуальны арабские сведения о "трёх центрах Руси" - Славиюн, Куйяба, Арса. В наиболее развёрнутом изложении середины X в. ал-Истахри: "Русы состоят из трёх племен, из коих одно ближайшее к Булгару, а царь его живёт в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдалённое от них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого присоединяться к ним и вступать в их страну. Из Арты вывозят чёрных соболей и свинец".

И.Дубов убедительно обосновал тождество "русов Арты (Арсы)" с купцами-воинами ярославских и владимирских могильников Ростовской земли X в. Концентрация скандинавских древностей средней эпохи викингов в Ростовской земле не уступает, если не превосходит таковую же в Верхней Руси и Поднепровье, с нарастающим перетеканием более поздних комплексов от Верхнего к Среднему Поднепровью Киева (Куябы). При этом А.Стальсберг обратила внимание на то, что в могильниках Древней Руси соотношение мужских и женских скандинавских» погребений не отличается от такого же в могильниках Скандинавии, то есть варяги на этой фазе селились на Руси семьями, при этом женщины этих семей (судя по распределению купеческого инвентаря, весов и гирек) активно занимались торговлей.

Восточный импорт, поступающий в это время, наряду с серебром и сопряжённым с ним торговый инвентарем (весами и гирьками азиатского производства) составляли драгоценные и полудрагоценные камни и украшения из них (бусы, вставки перстней и пр.), серебряные и бронзовые подвески, наборные воинские пояса, восточные и византийские ткани (в том числе в виде готовых одежд "иранского" покроя), кожаные изделия, предметы вооружения и конской сбруи, бронзовая и серебряная посуда. Системообразующим в этом потоке ценностей было монетное серебро: около 925 года число кладов с куфическими монетами на территории Швеции начинает расти, достигая наибольших размеров около 955-970-975 гг., причём клады Восточной Европы и Швеции в 900-938 гг. соотносятся как 83:18, а в 939-1000 гг. - как 60:88.

Ал-Масуди в своём сочинении "Золотые луга и россыпь самоцветов" (947-950) отмечал: "Ар-рус составляют многие народы, делящиеся на различные разряды. Есть между ними разряд, называемый ал-лаудана. Они наиболее многочисленны и ходят по торговым делам в страну Андалус, в Рум, Кунстантинийю и к Хазарам". Со времен А.Гаркави выдвинуто и обосновывается чтение ал-лаудана - ладожане. Ладога середины X в. выступаете глазах исламского мира основным организатором восточной торговли со всей Средиземноморской цивилизацией, мусульманскими и христианскими странами, от Испании до Кавказа.

Ибн Хордадбех, начальник почт и осведомления одной из областей Халифата, в "Книге путей и стран" (846/47 гг. с дополнением 885/86 гг.) описал восточные, азиатские маршруты русов: "Ар-рус, а они вид (джинс. — разряд, каста) славян, вывозят меха бобров и чёрнобурых лисиц и мечи из отдалённых частей страны славян к Румскому морю, и берёт десятину с них властитель Ар-Рума (Византии). Если они хотят, то отправляются по Реке Славян, входят в Хамлидж, город Хазар. Тот властитель также взимает с них десятину. Затем отправляются они к Джуржданскому [Каспийскому] морю и высаживаются на каком-либо берегу, куда стремились. Иногда везут свои товары из Джурждана на верблюдах в Багдад, и переводят им евнухи из славян, они же русы заявляют себя христианами".
Изображение

Восточная торговля русов обретает чёткие организационные формы, и Договоры Руси с Византией 907-911 гг. кодифицируют отношения, описанные Ибн Хордадбехом. С другой стороны, багдадское посольство в Булгаре 922 года наблюдает русов, когда они прибыли по своим торговым делам, и хрестоматийное описание Ибн-Фадлана внешнего вида, вооружения, обычаев русов отмечает и присутствие женщин из их числа (наряду с наложницами, вывезенными на продажу).

Обороты, которые с этого времени набирает торговля русов, достигли в течение X столетия (в среднем!) 1,25 млн. дирхемов ежегодно, что требовало поступления на булгарский рынок 12,5 тыс. "сорочков" условной пушнины (500 тысяч ценных шкур). Организация этого оборота в масштабах Восточной Европы определила развитие Ладоги следующих десятилетий.

VI фаза (920-950)

Фаза "Ладога великаго князя рускаго. Большой дом купеческой артели в 920-х сменяет двухэтажный деревянный "дворец" VIII яруса, простоявший около полувека; вокруг на Староладожском поселении теснятся ремесленные мастерские мастеров-универсалов (сочетавших в одном производственном комплексе ювелирное, стеклодельное, косторезное ремесло, владевших токарным станком, обработкою янтаря, кожевенным ремеслом и пр.). Массовым стало производство стеклянного бисера, необходимого для устойчивого обмена пушнины на серебро. На Варяжской улице возводятся жилые срубы и большая постройка V горизонта, предназначенная почти до конца столетия служить "уличанским святилищем", что бесспорно связано с социальной организацией города, которая перейдет в церковно-административную структуру древнерусского Новгорода и Ладоги после Крещения Руси.

Культурный слой с гончарной керамикой, вытесняющей в это время лепную, выявлен в разных частях поселения, стягивающихся в концы, со своими святилищами и могильниками (как Успенский в створе Варяжской улицы). Видимо, в это время поселение достигает максимальных размеров (16 га) и численности - не менее 2000 человек. По этим параметрам Ладога занимает заметное место среди скандобалтийских "городов старшего типа".

Безусловно, она заняла и важное место в той организации внутреннего оборота и экспортного обмена ценностей, которую описал в 955 г. басилевс Константин Багрянородный. Константин не упоминает Ладогу, но она органично вписывается в его текст о том, «что приходящие из внешней Росии [exo Rosias] в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и Вусеграда. Все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самбатас". "Экзо-Росиа" - Верхняя Русь, Немогарда - Новгород, Милиниска - Смоленск, Телиуца - Любеч, Чернигов и Вышеград названы почти без искажений.

Стабильность восточной торговли от Булгара до Бирки и от Ладоги до Константинополя обеспечивала система, закреплённая внутренней организацией ("нарядом") княжеского полюдья и Договорами с Византией, распределявшими экспортные доходы между великим князем и его окружением, "светлыми князьями" и "всяким княжьем", гостями, боярами и старейшиною всех, объединившихся вдоль путей от Ладоги до Киева, "стольных городов" Руси.
Изображение

Кризис этой системы в 945 г., восстание древлян, карательная экспедиция киевской княгини Ольги в Древлянскую землю в 946 г., а затем её путешествие в Новгород и Псков 947 г. завершились первыми административно-фискальными реформами в истории России. "Полюдье русов" было заменено системой погостов, распространенных по Луге и Мете в земли от восточного и западного Приильменья, где эта система, по-видимому, ещё не сложилась к середине X в. На базовых трассах Пути из Варяг в Греки, Ловати и Волхове погосты к этому времени, вероятно, уже существовали.

VII фаза (950-997)

Фаза "Ладога Вальдамара Старого", складывается задолго до рождения Владимира Святославича, в годы отроческого правления его отца в Новгороде и Ладоге. По сравнению с застройкой IХ-Х ярусов Земляного городища, Варяжская улица III горизонта более представительна: многокамерные хоромы с двухэтажными помещениями, "повалушей"-башней, обходными галереями не уступает боярским постройкам стольного Новгорода. При этом велика вероятность престижной застройки и в крепости, и особенно на Княщине, где сосредоточиваются центральные, административно-фискальные функции. Город Ладога этой поры - приморский порт, предшествующее в начале русской истории Санкт-Петербургу "окно в Европу", где вполне вольготно и комфортно чувствуют себя в Альдейгьюборге как заезжие, так и давно осевшие на Руси варяги.

В руинах святилища на Варяжской улице найдена медная воинская подвеска со второй рунической надписью Ладоги. Текст, нанесенный тайным и, зеркальными рунами, сохранил заклинание воинского амулета, оставленного варягом, вероятно проделавшим немало путей в составе княжеской дружины из поколения тех варягов, мечами которых молодой Владимир Святославич отвоевал себе "стол киевский", чтобы стать Крестителем Руси, Владимиром Святым.

Именно после этого будет разрушено уличанское святилище ладожских варягов, но, приняв православную веру, они сохранили свой прежний статус и укрепили его. Вполне возможно, что церковь Климента папы римского, чьи святые мощи князь Владимир получил на свое крещение в Херсонесе Таврическом, была поставлена и на прежнем представительском центре Староладожского поселения. Православный могильник ладожан эпохи Владимира и Ярослава оставлен городским населением Древней Руси, уже полностью вписанным в действительность древнерусского Средневековья.

VIII фаза (997-1015)

Фаза "Ладога Ярослава", археологически почти не выражена; только княщинская подвеска над Поромоновым ручьем надёжно зафиксировала принадлежность Ладоги новгородскому князю Ярославу Владимировичу, как в своё время - Святославу и затем Владимиру, если не со времён ожидания киевского престола взрослым Игорем (получившим ещё в 903 г. жену из Пскова). Разорение Ладоги в междоусобной войне норвежских правителей в 997 г., в борьбе ярла Эйрика с конунгом Олавом Трюггвасоном, повторилось в 1015 г., когда точно так же выясняли свои отношения ярл Свейн Хаконарсон и конунг Олав Харальдссон (Святой).

В судьбе самого Ярослава Ладога, видимо, сыграла похожую роль, когда в 1015 г. он ополчился против отца и ждал похода войска Владимира на Новгород из Киева. Варяжская дружина, набранная для отпора, буйно повела себя в Новгороде и была перебита. Скорее всего, та же участь постигла и подходивший из Ладоги контингент, размещавшийся возле ладожской Княщины. Ярослав отплатил новгородцам, перебив "лучших мужей" на пиру в княжеской усадьбе Ракома в Поозерье. Тем временем пришли вести о смерти Владимира, во княжении Святополка, о гибели Бориса и Глеба; обеспокоенный Ярослав с новгородцами замирился и получил средства на новое варяжское войско. По завершении междоусобицы плодом конфликта новгородских мужей с княжеской дружиной стала статья 1 "Русской Правды".
Изображение

Статус "русина", закреплённый здесь, завершает развитие термина "русь": его начальное значение "скандинав" преобразуется в социальное - "княжеский дружинникё, и в начале XI в. процесс этот далеко еще не завершился. Ладога с VIII до начала XI в. была практически исходным пульсирующим очагом этого восточноевропейского процесса.

IX фаза (1016-1105)

"Фаза Ладога Ингигерд, Ладожское ярлство". В 1020 г.она на какое-то время выводит Ладогу (Альдейгьюборг) из магистрального хода общерусской истории. Процесс закрепления за киевской княгиней земель, которые управлялись её наместникам и скандинавами, трансформировал прежние племенные территории ближней лопи, чуди и веси, подчиняя их социальному организму, объединившему в это время варягов, колбягов и словен: естественная граница ярлства по Порогам связывала его по Волхову с Новгородом, а Ингигерд оставалась не только дочерью шведского конунга, но и великой княгиней киевской Ириною, матерью сыновей и дочерей Ярослава Мудрого.

"Ладожская волость", как потом её именуют новгородские источники, оформила те территориально-этнические образования, что были в дальнейшем основой "федеративного" устройства северо-западных земель Карельской, Ижорской и Водской земли, Обонежской и Вотской пятин Господина Великого Новгорода. Сыновья Рагнвальда стали родоначальниками не только новой шведской королевской династии, но и нескольких знатных новгородских боярских фамилий, которые затем на протяжении ряда веков определяли самостоятельную политику Новгородской державы.

X фаза (1105-1164)

"Фаза Ладога Мстислава", завершает процесс трансформации открытого торгово-ремесленного поселения VIII - первой половины IX вв., равноценного викам, архаического «города старшего типа, без обычных для такого рода трансформаций, катастроф и переносов, в средневековый древнерусский классический "город младшего типа", периодически приближающийся к статусу княжеского или "стольного города". Возвращение Ладоги в 1105 г. под прямое управление новгородского князя - наследника киевского престола - ознаменовано сооружением в 1114 г. каменной крепости в Ладоге.

Крепость посадника Павла в 1164 г. выдержала шведскую осаду, завершавшую движение "Первого Крестового похода шведов в Финляндию, Ингрию и Карелию", и подвела черту под владельческими» притязаниями пресекшейся династии Стейнкиля. Ладога этого времени выступает одним из первых, едва ли не экспериментальным, центром организации церковно-административной структуры управления древнерусского города, и тем самым определяется дальнейшая её роль в развитии русского урбанизма, предшествующего и завершающегося основанием Санкт-Петербурга. Тысячелетний процесс этот в своих определяющих аспектах развернулся в первые "десять фаз" начальной истории этого уникального в своем роде "пульсара Ладоги".

Использованы материалы из книги "Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси". Автор - доктор исторических наук и археолог, один из лучших отечественных специалистов по викингам/варягам (ныне уже покойный) Глеб Лебедев был активным "норманистом", считавшим, что Русь основали скандинавы.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49223
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Славяне и Русь

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1