Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Крестовые походы. Взгляд с Востока

Правила форума
Все о средневековье, что не подходит по тематике других форумов

Пятый крестовый поход

Новое сообщение ZHAN » 14 сен 2020, 17:49

Франки собираются в Сирии, двигаются на Египет и берут Дамиетту, вновь обретенную мусульманами.
Изображение

Ибн аль-Атир

От начала до конца этот эпизод длился четыре года без одного месяца. Мы будем говорить о 614/1217 годе, потому что именно в это время появились франки. Мы изложим все события как единый рассказ, потому что разные стадии сменяли друг друга без перерыва.

В этом году франкское подкрепление прибыло из-за моря, из Рима и других стран, к северу и западу от нас. Их направил повелитель Рима (папа), который занимал очень высокое положение во франкском обществе, так что они не осмеливались ослушаться его или свернуть с пути, им указанного. Он послал армии из своих государств под командованием группы командиров и велел другим франкским королям или выступить лично, или послать армию.

Они подчинились его приказу и собрались в Акре, на побережье Сирии.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58806
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Франки осаждают и берут Дамиетту

Новое сообщение ZHAN » 15 сен 2020, 18:39

Ибн аль-Атир

Когда франки вернулись после осады Ат-Тура (мусульманский форт около Акры), они стояли лагерем в Акре до начала 615 года, а потом отправились морем к Дамиетте, куда прибыли в месяце сафар / мае 1218 года и бросили якоря в Аль-Джизе. Нил был между ними и Дамиеттой, и один из его рукавов тек в море мимо города.

В это время египтянами была построена высокая и хорошо укрепленная башня с массивными железными цепями, протянутыми через реку к стене Дамиетты, чтобы помешать кораблям, прибывающим с моря, пройти по Нилу в Египет.

Франки высадились в Аль-Джизе, при этом Нил находился между ними и Дамиеттой. Они построили стену на своей стороне и вырыли ров, чтобы защитить себя от нападений. После этого они начали осаду Дамиетты. Они построили осадные машины и подвижные башни, которые они перемещали на кораблях, чтобы напасть и захватить башню, в которой было много защитников.

Аль-Малик аль-Камиль, сын аль-Малика аль-Адиля, правитель Дамиетты и всего Египта, разбил лагерь в месте, которое называлось Адилийя, недалеко от Дамиетты, и постоянно слал войска к Дамиетте, чтобы не позволить врагу высадиться на его территории.

Франки, несмотря на постоянные нападения на башню, успеха не добились – наоборот, их собственные осадные машины были разрушены. Несмотря на это, они продолжали упорствовать. Прошло четырнадцать месяцев, прежде чем они наконец достигли своей цели и разорвали цепи, так что их корабли смогли войти в Нил, и они оказались на египетской земле.

Тогда аль-Малик аль-Камиль велел построить большой мост, чтобы они не могли пройти дальше по Нилу. Им пришлось выдержать великую битву, прежде чем они смогли преодолеть это препятствие. Тогда он взял большое число торговых судов и затопил их в Ниле, чтобы корабли франков не могли пройти.

Франки отошли к каналу, называемому аль-Арзак, по которому Нил тек в прежние времена. Они очистили его и углубили выше по течению, чем затопленные корабли, повернули реку в этот канал и направили туда свои корабли до места, названного Бура, расположенного тоже в Аль-Джизе, напротив лагеря аль-Малик аль-Камиля. Они хотели напасть на него там, поскольку у них не было другого способа добраться до него и атаковать – ведь Дамиетта была между ним и франками. Когда франки достигли Буры, они оказались прямо напротив него и начали атаковать его через реку. Их повторяющиеся нападения, однако, не имели успеха и не изменили положение в Дамиетте, которая постоянно получала подкрепления и снабжение, к тому же между ней и франками был Нил. Город оставался в безопасности, не понес ущерба, его ворота были открыты, и никаких особенных трудностей из-за осады он не испытывал.

Во втором месяце джумада 615 / августе 1218 года аль-Малик аль-Адиль умер – видно, так было угодно Аллаху. Его смерть снизила моральный дух населения, потому что он был истинным султаном, и, хотя его сыновья носили королевские титулы, они были ниже его и правили отдельными провинциями (аль-Адиль сумел объединить под своей властью разные владения своего брата Саладина). Он умер, подвергаясь постоянным атакам врага.

Одним из эмиров Египта был человек по имени Имад ад-Дин Ахмад ибн Али, известный как ибн аль-Маштуб, курд из хаккаритов. Он был лидером египетских эмиров и имел много последователей, особенно среди курдов, которые ему беспрекословно подчинялись. Инб аль-Маштуб составил заговор с другими эмирами, желая свергнуть аль-Малика аль-Камиля ради его брата аль-Малика аль-Фаиза ибн аль-Адиля, чтобы через него управлять всей страной.

Когда аль-Камиль услышал новость, он оставил позиции и ночью в сопровождении маленького отряда отправился в деревню, называемую Ашмун-Таннах, возле которой разбил лагерь. Армия в отсутствии султана была оставлена на произвол судьбы. Никто не думал даже о своих ближайших соседях. Люди могли взять с собой только самые легкие вещи, поэтому они оставили все остальное на месте – палатки, запасы, оружие, лошадей – и направились к аль-Камилю.

На следующее утро франки не увидели перед собой мусульман – на берегу реки, где они обычно находились. Сначала они не могли понять, что произошло, но, когда до них дошли вести о случившемся, они сразу переправились через Нил, и им никто не мешал. Они подошли к Дамиетте. Это было в 20-й день месяца зуль-када 615 / 8 февраля 1219 года. В мусульманском лагере они собрали огромную добычу. Аль-Малик аль-Камиль был склонен покинуть Египет, поскольку не доверял никому, а франки захватили все, не прилагая к этому никаких усилий.

Но Аллах проявил милость к мусульманам, и аль-Малик аль-Муаззам Иса, сын аль-Адиля (султан Дамаска), прибыл спустя всего лишь два дня, когда повсюду царила неразбериха. Его прибытие обрадовало и подняло дух брата, который стал удерживать свою позицию с новой силой и смелостью. Инб аль-Маштуб был вытеснен в Сирию, договорился с аль-Маликом аль-Ашрафом и присоединился к его армии.

Когда франки переправились в Дамиетту, все арабские кочевники разных племен стали грабить район вокруг города. Они перерезали дороги и занимались бандитизмом, принося мусульманам больше бед, чем франки. В Дамиетте существовал один большой недостаток – отсутствовало народное ополчение. В нем не было необходимости, поскольку войска султана постоянно находились в пределах досягаемости и могли защитить их от врага. Но когда разразилась эта катастрофа, в городе не оказалось гарнизона. Это случилось по вине ибн аль-Маштуба, который вскоре после этого понес справедливое наказание.

Итак, франки осадили Дамиетту и напали на нее по суше и с моря. Они, как обычно, выкопали траншею, чтобы защититься от мусульман. После продолжительной борьбы защитники дошли до предела своих сил. У них не было еды, и они были измотаны постоянными боями. Франков было достаточно много, чтобы они могли сражаться поочередно, давая друг другу возможность отдохнуть, но в Дамиетте такого количества солдат не было. Несмотря ни на что, жители Дамиеты проявили чудеса отваги, хотя и несли очень большие потери.

Осада продолжалась до 27-го дня месяца шабан 616 / 8 ноября 1219 года, когда немногие уцелевшие жители больше не могли защищаться. Они сдали город франкам в обмен на гарантии своей безопасности. Одни из них уехали, другие остались.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58806
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Мусульмане отбирают Дамиетту у франков

Новое сообщение ZHAN » 16 сен 2020, 18:13

Ибн аль-Атир

После завоевания города франки обосновались в Дамиетте и стали высылать во все стороны отряды, которые грабили и убивали. Население стало покидать регион, и франки принялись устанавливать свои порядки и укреплять цитадель, желая сделать ее неприступной.

Аль-Малик аль-Камиль находился недалеко от врага, на границах своей территории, и был готов ее защищать.

Когда франки за морем узнали о захвате Дамиетты, они поспешили туда отовсюду, и Дамиетта стала для них центром.

Аль-Малик аль-Муаззам вернулся в Сирию и разрушил стены Иерусалима в месяце зуль-када того же года из-за страха перед франками (он опасался, что ему придется сдать им Святой город – это действительно было им предложено в какой-то момент, – и хотел, по крайней мере, уничтожить его укрепления). В тот момент представлялось, что весь мусульманский мир, люди и территории, будет потерян из-за угроз с востока, с одной стороны, и запада, с другой. С востока шли татары, которые уже добрались до Ирака, Азербайджана, Аррана и других провинций. А с запада наступали франки, которые взяли город, вроде Дамиетты в Египте, из-за отсутствия укреплений, которые могли бы защитить его от врага.

Весь остальной Египет и Сирия были на грани краха, все пребывали в ужасе, и днем и ночью ждали катастрофы. Население Египта было даже готово покинуть страну из страха перед врагом, «но не было уже времени избавления» (Коран XXXVIII, 2). Со всех сторон подступали враги. Если бы аль-Камиль позволил, они бы покинули страну, но в сложившейся ситуации они держались твердо. Аль-Малик аль-Камиль слал письма с просьбами о помощи своим братьям – аль-Малику аль-Муаззаму из Дамаска, и аль-Малику аль-Ашрафу, который правил Джазрой, Арменией и другими провинциями, умоляя явиться лично или хотя бы послать войска.

Правитель Дамаска лично отправился к аль-Ашрафу, но выяснил, что тот не может послать помощь брату, потому что его вассалы бунтовали после смерти аль-Малика аль-Кахира, правителя Мосула. Поэтому он никак не мог повлиять на ситуацию, в которой оказался аль-Малик аль-Камиль.

Затем бунты во владениях аль-Малика аль-Ашрафа были подавлены, и мятежные правители вернулись к покорности. Процесс завершился к 618 году, когда аль-Малик аль-Камиль все еще противостоял франкам. В начале 618 года аль-Камиль узнал, что проблемы аль-Ашрафа уменьшились, и он опять обратился к братьям за помощью. Правитель Дамаска снова попросил его брата помочь, и тот действительно выступил в поход с войсками, которые в тот момент были в его распоряжении, приказав остальным присоединиться к нему там, где он сможет остановиться и дождаться их. Некоторые эмиры и придворные советовали ему отправить войска дальше, а самому вернуться домой – они опасались восстания. Но он отверг их совет. «Я отправился на священную войну, – заявил он, – и должен дойти до конца». И он пошел дальше – в Египет.

Франки, собрав все свои силы, вышли из Дамиетты, чтобы принять бой с аль-Маликом аль-Камилем. Две армии разбили лагеря друг напротив друга, их разделял только приток Нила, известный как Бахр-Ашмун. Франки использовали против мусульман катапульты и баллисты, и не сомневались, что установят контроль над всем Египтом.

Когда аль-Ашраф добрался до Египта, брат узнал о его прибытии и вышел ему навстречу. И он, и все мусульмане радовались этой встрече, которая – все на это надеялись – приведет к окончательной победе. Даже аль-Муаззам из Дамаска прибыл в Египет и направился к Дамиетте, думая, что его братья и их армии уже осадили ее. Другие говорили, что он услышал о передвижении других франков к Дамиетте (в попытке спастись от разлива Нила в дельте) и направился в этом направлении, чтобы вступить в бой, в то время как его братья нападут на них с тыла. Одному Аллаху известно, как было на самом деле.

Когда аль-Ашраф и аль-Камиль встретились, они решили идти к рукаву Нила, известному как Бахр-аль-Махалла, что и сделали. Они все сильнее теснили франков. Мусульманские галеры шли вниз по Нилу, атаковали флот франков и захватили три корабля вместе с командами, грузом и оружием. Это обрадовало и воодушевило мусульман, которые восприняли это как добрый знак. Они воспрянули духом и ощутили прилив сил, необходимых им для победы над врагом.

Тем временем представители двух сторон стали обсуждать условия перемирия. Мусульмане предложили франкам Аскалон, Тверию, Сидон, Джабалу, Лаодикею и все завоевания Саладина, за исключением Эль-Керака, в обмен на Дамиетту (это дает представление об относительной важности Дамиетты и мудрости франков, решивших захватить ее; Эль-Керак, исключенный из списка, – это Эль-Керак в Моабе, жизненно важный пункт на линии связи Сирии и Египта). Но франки отказались и потребовали 300 000 динаров в качестве возмещения за разрушение стен Иерусалима, которые должны были пойти на их восстановление. Также они сказали, что не могут отказаться от притязаний на Эль-Керак. В такой ситуации мусульманам ничего не оставалось делать – только продолжать борьбу.

Франки были уверены в своих силах и привезли с собой продовольствия только на несколько дней, считая, что мусульмане не окажут сопротивления и все обрабатываемые земли Египта окажутся у них в руках, а значит, они смогут получить любое продовольствие, какое захотят.

Отряд мусульман переправился через реку на сторону франков и открыл плотины. Река разлилась, и у франков остался только один путь вдоль узкой дамбы. Аль-Камиль перебросил мост через Нил в Ашмуне, войска перешли его и перекрыли дорогу, по которой франки должны были пройти, чтобы добраться до Дамиетты. Спасения не было.

В этой ситуации к франкам прибыло большое грузовое судно – марамма. Его защищал конвой брандеров. Все они были нагружены продовольствием, оружием и подкреплениями. Мусульманские галеры напали на них и одержали верх. Они захватили марамму и все брандеры. Увидев это, франки пали духом и поняли, что совершили серьезную ошибку, уйдя из Дамиетты и вторгшись на неизвестную территорию. Мусульмане нападали на них со всех сторон. Ситуация стала настолько серьезной для франков, что они сожгли свои палатки и обоз и решили напасть на мусульман налегке, в надежде прорваться и вернуться в Дамиетту. Но их цель была далека, а путь к ней со всех сторон ограничен илом и водой и блокирован мусульманами.

Когда франки поняли, что оказались в полном окружении, без связи, и их гибель неминуема, они совсем пали духом и сломали кресты. Их бог покинул их. Они послали гонцов к аль-Камилю и аль-Ашрафу с предложением Дамиетты в обмен на свои жизни.

Пока шли переговоры, люди увидели облако пыли и услышали шум со стороны Дамиетты. Мусульмане решили, что к франкам идет подкрепление, и встревожились. На самом деле это был аль-Малик аль-Муаззам, который шел к Дамиетте. Он укрепил ряды мусульман и привел франков в отчаяние. Они согласились на мир в обмен на Дамиетту. Соглашение было достигнуто и клятвы даны в 7-й день месяца раджаб 618 / 27 августа 1221 года. Франкские короли, графы и бароны прибыли в Дамиетту, чтобы стать заложниками. Там были король Акры, папский легат, Людвиг Баварский и другие, всего двадцать человек. Они послали своих священнослужителей и монахов в Дамиетту, чтобы вести переговоры о мире. Город был сдан в 9-й день месяца – это был памятный день для ислама.

Говорят, что, когда мусульмане получили город от франков, к ним прибыла помощь морем. Если бы она успела к городу раньше, он не был бы сдан. Но мусульмане прибыли первыми, потому что так решил Аллах. Из всего населения Дамиетты осталось лишь несколько человек. Когда мусульмане вошли в город, они обнаружили, что он хорошо укреплен франками – можно сказать, они сделали его неприступным. Но всемогущий Аллах восстановил справедливость и даровал мусульманам победу. Они надеялись обменять Дамиетту на всю остальную Сирию, но Аллах дал им Дамиетту и позволил сохранить Сирию. Хвала Аллаху, избавившему мусульман от угроз, за его милосердие к мусульманам и исламу.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58806
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Другие подробности капитуляции франков

Новое сообщение ZHAN » 17 сен 2020, 18:26

Ибн Васил

Франки отправили послов к аль-Малику аль-Камилю и его двум братьям, аль Малику аль-Муаззаму и аль-Малику аль-Ашрафу, с просьбой пощадить их жизни в обмен на Дамиетту.

Аль-Малик аль-Камиль посоветовался с принцами своего дома. Одни говорили ему, что надо обещать им амнистию, но сразу схватить, пока они в его владениях и составляют большинство неверных (на мусульманской земле). Сделав это, он сможет получить Дамиетту и части Палестины, которые были в их руках. Но султан аль-Малик аль-Камиль не согласился. Он сказал: «Есть и другие франки. Даже если мы уничтожим их тоже, потребуется много времени и сил, чтобы завоевать Дамиетту. Франки за морем узнают о случившемся, и их прибудет сюда вдвое больше, чем уже есть сейчас, и будет осада».

В это время войска уже устали от войны. Франкская оккупация Египта продолжалась три года и три месяца. И все согласились с решением султана даровать франкам жизнь в обмен на Дамиетту. Петиция франков была принята при условии, что аль-Малик аль-Камиль будет удерживать их заложников до капитуляции Дамиетты. Франки тоже потребовали в заложники одного из сыновей аль-Камиля и группу знати, как гарантию жизни своего короля. Итак, понимание было достигнуто и клятвы даны. Это было в 7-й день месяца раджаб 618 года.

Франкскими заложниками были: король Акры, папский легат – представитель римского папы, король Людвиг и другие лорды – всего их было двадцать человек. Заложниками аль-Камиля стали его сын аль-Малик ас-Салих Наджм ад-Дин Айюб (правитель Египта в 1240–1249 годах) и группа знати. Аль-Малик ас-Салих в это время едва достиг пятнадцатилетнего возраста – он родился в 603 году. Когда знатные люди предстали перед аль-Маликом аль-Камилем, он провел аудиенцию с большой пышностью в присутствии всех принцев своего дома. Франки получили впечатление о его королевском величии и могуществе. […]

Когда Дамиетта сдалась, франкские и мусульманские заложники вернулись в свои дома, и султан доверил управление эмиру Шуйя ад-Дин Журдик аль-Музаффар ан-Нури, опытному и достойному человеку.

Франки обнаружили, что у них в Дамиетте есть несколько больших мачт для кораблей, и они пожелали увезти их с собой. Шуйя ад-Дин Журдик аль-Музаффар ан-Нури отказал им, и потому они написали жалобу султану. Франки утверждали, что мачты – их собственность, и, по условиям договора, им должно быть разрешено их увезти. Аль-Малик аль-Камиль написал эмиру и велел отдать им мачты, но тот продолжал упорствовать. «Франки забрали кафедру из большой мечети Дамаска, – сказал он, – разрубили ее на части и послали по кусочку каждому из своих королей; пусть султан обяжет их вернуть кафедру, и тогда мачты будут их».

Франки не могли выполнить это условие и потому отказались от претензии на мачты.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58806
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Прибытие в Акру императора Фридриха, короля франков

Новое сообщение ZHAN » Вчера, 17:42

Бескровный крестовый поход Фридриха II, дипломатическая стычка, ставшая одним из эпизодов вражды Айюбидов, которые были наследниками аль-Адиля, оставила интересные следы в мусульманских источниках эпохи. Здесь основные источники – Сибт ибн аль-Джаузи, очевидец мусульманской реакции на сдачу Иерусалима Гогенштауфену, и ибн Васил, который не знал Фридриха лично, но позже был послом у Манфреда в Южной Италии и оставил личный, живой, хотя и не всегда точный рассказ. Люди, близкие к императору во время его визита в Иерусалим, видели его происламские склонности в политических вопросах, его религиозный скептицизм и пренебрежение. Их впечатления, будь они известны в Европе, стали бы поддержкой инспирированной Ватиканом полемики, направленной против Фридриха. Пример можно найти в дипломатической переписке Фридриха, в двух написанных по-арабски письмах, отправленных им после возвращения в Италию своему другу, эмиру при дворе Айюбидов. Они сохранены для нас неизвестным восточным хронистом. За типичной арабской риторикой, которая определенно является работой арабского секретаря, конкретные исторические ссылки раскрывают его осознание императорского достоинства и ожесточенную враждебность по отношению к папе, которые видны и в других его публичных высказываниях.

Ибн Васил

В 625/1228 году император Фридрих прибыл в Акру с большой группой германцев и других франков. Мы уже описывали, как эмир Фахр ад-Дин, сын шейха аш-Шуйуха, был послан к королю-императору от султана аль-Малика аль-Камиля. Это было при аль-Малике аль-Муаззаме (правитель Дамаска, брат аль-Камиля, поспешивший на помощь брату при Дамиетте; после этого отношения между братьями ухудшились, и напряжение между ними, вызванное Джалал ад-Дином, султаном Хорезма и эмиром Арбелы, заставило аль-Камиля обратиться к Фридриху). Обращение к императору, королю франков, и его приглашение были вызваны желанием создать трудности для аль-Малика аль-Муаззама и не позволить ему воспользоваться помощью, предложенной ему султаном Джалал ад-Дин ибн Ала ад-Дин Хорезмшахом и Музаффар ад-Дином из Арбелы, в ссоре с аль-Камилем и аль-Малик аль-Ашрафом.

Император провел подготовку, прибыл со своей армией на побережье Сирии в том же году и высадился в Акре. Там было много франков, но они не могли тронуться с места из страха перед аль-Малик аль-Муаззамом. Они ждали своего лидера – императора. Это слово на языке франков означает «король принцев». Его королевство состояло из острова Сицилия, Апулии и Ломбардии в длинной стране (Италии) (возможно, автор путает Ломбардию и Лангобардию, которые, согласно арабской системе географических названий, существовавшей в то время, относились, соответственно, к региону, расположенному к северо-западу от Капитанате (Лукания) и Мурдже (к северо-западу от Фоджи) и прибрежному региону Апулия; в арабских титулах Фридриха появляются оба названия, что явствует из приведенного далее письма). Автор, Джамал ад-Дин ибн Васил, утверждает: я видел эти части, когда был послом султана аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарса, да будет благословенна его память, к сыну императора по имени Манфред. Император – это франкский король, отличившийся и талантливый, прилежно изучавший философию, логику и медицину, друг мусульман. Его дом – Сицилия, где он получил образование. Он, его отец и дед были королями острова, на котором жили в основном мусульмане.

Когда император прибыл в Акру, он уже не был нужен султану аль-Малик аль-Камилю, потому что его брат аль-Малик аль-Муаззам, который был причиной, по которой к Фридриху обратились за помощью, к этому времени умер. Отослать его обратно или даже напасть на него тоже было невозможно, ввиду условий предварительного соглашения, и потому что это помешало бы аль-Камилю достичь заветной цели. Поэтому он заключил договор с Фридрихом и обращался с ним с большим уважением. […] Император обосновался в Акре, и между ним и аль-Камилем до конца года сновали послы.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 58806
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Пред.

Вернуться в О Средневековье вообще

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron