Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Гуситские войны

Правила форума
О средневековой Европе и европейских народах (кроме Руси и Византии)

Гуситские войны

Новое сообщение ZHAN » 17 мар 2019, 21:05

Знаменитый собор в Констанце принял несколько важных решений, каждое из которых заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь была закончена политическая карьера Балтасаро Коссы, здесь осудили и казнили Яна Гуса. Но главное — именно здесь был нанесен мощный удар по папскому абсолютизму, который поколения понтификов столь заботливо охраняли и развивали.

Идея о соборе возникла в период Великой схизмы на фоне многолетней борьбы разных пап. О созыве такого форума, в конце концов, договорились папа Иоанн XXIII (Косса) и германский император Сигизмунд. Собор должен был положить конец троепапству. К тому же императора толкало на путь реформы папства брожение, охватившее тогда значительную часть империи, особенно Чехию, где чрезвычайный авторитет приобрел Ян Гус. Сигизмунд понимал, что причина появления «гуситской ереси» лежит, в первую очередь, в ошибках, которые допускает сама церковь. Ненасытные, амбициозные и ссорящиеся между собой прелаты и папы не могли не вызывать возмущения всех слоев населения.
Изображение

В декабре 1413 г. Иоанн XXIII опубликовал буллу, в которой в качестве места собора был указан немецкий город Констанц. Туда приглашались все прелаты, князья, владетельные особы и доктора христианства.

Собор открылся 5 ноября 1414 г. На нем присутствовало 3 патриарха, 33 кардинала, 47 архиепископов, 145 епископов, 124 аббата, множество монахов, священников, князей, послов, ученых. Предполагается, что всего на собор приехало около 50 тысяч человек. Из трех пап присутствовал только Иоанн.

На повестке дня было три основных вопроса: защита католической веры (борьба с ересями), восстановление единства церкви (прекращение троепапства) и преобразование церкви.

Под давлением большинства светских правителей собор постановил, что все трое пап должны отречься от престола, для того чтобы был избран новый единый папа. Первым «под горячую руку» попал сам Иоанн XXIII. На соборе был зачитан длинный перечень его преступлений. Косса пытался бежать, но был схвачен и заключен в тюрьму. Освободиться ему удалось, лишь заплатив большой выкуп. Иоанн XXIII отказался от папства и был назначен кардиналом и епископом тускуланским.

Ведущую роль на соборе играли доктора Сорбонны. Было принято постановление, что собор не может быть распущен, отложен либо перенесен в другое место, что собору должен подчиняться и папа. Обоим оставшимся папам — Григорию XII и Бенедикту XIII — было предложено отречься от престола. В новую избирательную коллегию помимо кардиналов должны были войти 30 избирателей из прелатов и ученых, по 6 человек от каждой нации (немецкой, французской, английской, итальянской и испанской).

Григорий XII за власть бороться не стал. Он отрекся и получил звание кардинала Опорто и легатство в Анконе. Бенедикт же с тиарой расставаться не пожелал, бежал в Испанию, укрылся в одной из крепостей Валенсии и до самой смерти управлял паствой из нескольких сотен человек.

Собор обратил свое внимание и на еретиков. Было осуждено учение Уиклифа, а затем пришла очередь Яна Гуса.

Гус родился в 1369 г. (по другим данным — в 1371-м) в местечке Гусинец в бедной семье. Большие способности к учению помогли ему сделать карьеру ученого-богослова. В 1402–1403 и 1409– 1410 гг. он был ректором Карлова университета. Однако Ян Гус выступал не только с университетской кафедры. С 1402 г. он проповедовал в Вифлеемской часовне в Праге и пользовался большой популярностью у прихожан.

Реформаторские идеи Гуса упали на благодатную почву. С середины XIII в. страна переживала экономический подъем, сравнительно быстро начали отмирать феодальные отношения, сменяясь товарной экономикой. Что, в свою очередь, приводило к обострению отношений между феодалами, с одной стороны, и ремесленниками, мелкими дворянами и крестьянами — с другой.

В XIV в. движение последних приняло национальный характер, направленный против немцев, которые были владельцами рудников и копей. Золотая булла 1356 г. возвысила богемского курфюрста, но не принесла статуса главной нации самим чехам. Церковь Чехии также находилась в руках немецкого духовенства, которое поддерживал и Авиньон, и Рим. Борьба за реформу церкви и реформу социальных отношений была тесно переплетена с национально-освободительным движением. Идеологом этой борьбы и стал Ян Гус.

В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Гус обличал пороки общества и, в первую очередь, католического духовенства. Он требовал коренной реформы церкви, осуждал ее богатство, развращенность клира, симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии и угнетения бедняков. Проповедник говорил об идеалах раннего христианства, источником действий верующих он называл лишь Священное Писание, а не распоряжения официальной церкви и ее главы. Гус выступал в поддержку чешской культуры и языка, противопоставляя их иноземному влиянию. Он лично разработал систему чешской орфографии.

Популярному в народе богослову симпатизировали и недовольные папством и немцами крупные чешские феодалы, и даже сам король Вацлав IV. Однако развитие реформационных идей Яна Гуса угрожало уже и самим феодальным устоям. Гус говорил, что сохранение власти в руках господствующих классов допустимо только при условии соблюдения ими «закона Божьего». В противном случае подданные имеют право и даже обязаны поднять восстание.

В 1410 г. Ян Гус был отлучен от церкви. Но это не остановило мятежного проповедника. Его очередное выступление было направлено против политики Иоанна XXIII, организовавшего в Праге массовую продажу индульгенций. Гус утверждал, что папа, погрязший в смертном грехе, не может выполнять таинства достойным образом. После этого Ян был вынужден покинуть Прагу, но продолжал при поддержке населения проповедовать в Проле.

Волнения охватили всю Чехию. «Ересью» были заражены горожане, горные рабочие, крестьяне, небогатые помещики и даже низшее духовенство. Отовсюду слышались резкие протесты против действий «пап-антихристов» и «жирных кардиналов». В ответ на это император Сигизмунд I организовал собор в Констанце, намереваясь с его помощью покончить «со смутой умов».

В конце 1414 г. Ян Гус был вызван на собор в Констанце. Он надеялся в открытом споре защитить свое учение. Авторитетный богослов получил даже охранную грамоту Сигизмунда, но, несмотря на нее, сразу по приезде был схвачен и брошен в тюрьму. На допросах Гус категорически отказался отречься от своего учения и признать его еретическим. Его обвинили в том, что он не проявлял достаточного уважения к институту папства, и осудили как еретика.

6 июля 1415 г. Ян Гус был сожжен. По легенде, старушке, подбросившей хворостину в костер, великий реформатор сказал: «Святая простота!». Там же, в Констанце был казнен и соратник Яна Гуса Иероним Пражский.

Казнь Гуса вызвала взрыв народного недовольства в Чехии, которое в конечном итоге вылилось в мощное гуситское движение.

11 ноября 1417 года в Констанце был избран новый папа — Мартин V, происходивший из могущественного итальянского рода Колонна. Новый «наместник Бога на земле» был сильно ограничен в правах: лишен доходов с вакантных церковных должностей, ему запретили устанавливать налоги на церковные доходы без согласия кардиналов, отняли право пользоваться имуществом, оставшимся после смерти духовного лица.

Собор запретил низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов и без указания курией мотивов. Светские власти и епископы нанесли совместный удар неограниченной папской власти. Констанцский собор издал декрет о регулярных сроках созыва соборов (через 5 лет, следующий через 7, а затем через каждые 10 лет), и Мартин V лично дал клятву исполнить это постановление, хотя впоследствии и нарушил ее.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 53129
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Гуситские войны

Новое сообщение ZHAN » 19 мар 2019, 08:41

Вероломный арест и последующая казнь Яна Гуса вызвали взрыв народного недовольства. Все чешское общество пришло в движение. Это было движение против католической церкви, феодальной эксплуатации и немецкого засилья в стране. Проповедники Микулаш из Гуси, Ян Чапек, Вацлав Коранда и другие в открытую призывали народ к борьбе. Ограничителей же в виде армии короля Вацлава не было, поскольку на просьбу церкви вмешаться и силой подавить развивающееся еретичество монарх ответил отказом.
Изображение

После смерти Вацлава его наследником должен был стать один из виновников смерти Гуса император Сигизмунд. Однако чехи отказались признавать его своим монархом.

30 июля 1419 г. произошло выступление пражского плебса во главе с Яном Желивским. Центрами движения стали города Прага и Пльзень. Местом расположения официальной ставки гуситской армии был выбран мыс над рекой Лужицей. Здесь гуситы построили укрепление — Табор. Именно от этого повстанцы получили название «табориты». Они нападали, в первую очередь, на священников и монахов. Против гуситов выступили крупные чешские католические землевладельцы, Римская церковь во главе с папой и германский император Сигизмунд.

Введенное в практику требование причащения «под обоими видами», т. е. хлебом и вином (что по католическому учению являлось привилегией духовенства), стало общим требованием всех гуситов, а чаша — символом движения.

С самого начала определились два крыла движения. Умеренные («чашники» [Их еще называли каликстинами.]) ограничивали свои стремления секуляризацией церковных земель, реформой церкви, боролись за национальную чешскую церковь. Одним из их основных требований было признание чаши для мирян. Естественно, это были более состоятельные гуситы. Радикальные же гуситы (собственно «табориты») требовали радикальной реформы церкви, лишения ее богатств и власти, более того — ликвидации частной собственности и феодальных привилегий. В проповедях левых таборитских священников (пикартов) звучали призывы к созданию путем вооруженной борьбы царства социальной справедливости.

В Таборе возникла крепкая община реформационных сил, своеобразная республика, в которой, кроме четырех гетманов, стоявших во главе военных общин, большое влияние имели священники и проповедники. Табориты избрали собственного епископа, здесь проводились службы на родном языке, при этом отвергалось большинство канонических обрядов. Вооруженную организацию таборитов возглавил разорившийся чешский рыцарь Ян Жижка. Это был опытный военный, долгое время он состоял в отрядах наемников, сражался при Грюнвальде и Азенкуре.

В войске повстанцев большое внимание уделялось дисциплине. Каждый солдат и начальник под страхом смертной казни должен был выполнять указания вышестоящих командиров. За грабеж и поджоги, утаивание военной добычи и кражу виновного немедленно казнили. Главным оружием таборита был тяжелый цеп — «молотило», подвижная часть которого была окована железом. Этим оружием умелые молотильщики могли сделать 20–30 взмахов в минуту. Также повстанцы были вооружены длинными пиками с крюками, мечами, луками, косами. Использовали они и огнестрельное оружие — аркебузы и бомбарды. Для стационарной обороны и для обороны на марше табориты использовали сооружение из повозок, скрепленных железными цепями, — вагенбург. Численность отряда не превышала 5–6 тысяч человек. Все же войско таборитов состояло из пяти таких отрядов — двух постоянных и трех ополченческих.

Противники гуситов сосредоточились в Чехии на Кутной горе (65 км к востоку от Праги). При этом внутренняя «контрреволюция» нашла поддержку среди немецких, венгерских, польских, австрийских феодалов, а также в Риме. Республика таборитов стала объектом пяти Крестовых походов, организованных папой и императором.

Первый из них был объявлен 1 мая 1420 г. Император Сигизмунд собрал войско и в конце апреля 1420 г. вторгся в Чехию. Войско двигалось к Кутной горе для соединения с местными союзниками. В это же время на северо-западной границе Чехии сосредоточились силы бранденбургского, пфальцского, трирского, кельнского и майнцского курфюрстов. На юге готовились к вторжению австрийский и баварский герцоги.

Несмотря на все эти приготовления, успех был на стороне таборитов. 20 мая они взяли Прагу. Сигизмунд неудачно штурмовал Табор. Затем в июле 1420 г. на Витковой горе под Прагой войско императора потерпело сокрушительное поражение. В январе следующего года отряды Жижки заставили императора отступить в Венгрию.

В ходе ожесточенных боев Ян Жижка был ранен и ослеп. Однако это не мешало успешно командовать отрядами таборитов. Под его руководством был разгромлен (10 января 1422 г. под Немецки-Бродом) Второй крестовый поход, а Третий завершился бегством крестоносцев из-под Тахова осенью 1422 г. Пару раз рыцарское войско разбегалось при одном появлении мятежных чехов на горизонте, при одном лишь звуке их боевых песен.

После смерти Жижки в 1424 г. его солдаты называли себя «сиротами». В дальнейшем императорское войско было разбито Прокопом Голым при Усти над Лабой в июне 1426 г. Были также отражены Четвертый и Пятый крестовые походы, соответственно — в 1427 и 1431 гг. Табориты даже позволили себе совершить ряд походов за пределы Чехии — в Силезию, Саксонию, Баварию, к Балтийскому морю. Гуситская армия стала едва ли не самой сильной в Европе, среди рыцарей распространились мистические представления о том, что ее невозможно победить.

К сожалению, среди повстанцев не было единства. В 1421 г. чашники расправились с вождями пикартов — Яном Быдлинским и Мартином Гуской. В марте 1422 г. ими же был убит Желивский. В начале 30-х годов мелкое дворянство и бюргерство уже искало пути примирения с императором. Переговоры Прокопа, которые он вел на Базельском церковном соборе, успехом не увенчались. Тогда чашники открыто объединились с имперскими силами. 30 мая 1434 г. в бою под Липанами войско Прокопа было разбито.

Отряды таборитов под командованием гетмана Яна Рогача продолжали оказывать сопротивление до 1437 г., когда пала их последняя крепость Сион. Некоторых гуситов, впрочем, ловили еще и в 1450-х годах и окончательно сломили их сопротивление, вероятно, не ранее 1452 г.

Сигизмунд был признан чехами королем. Компромисс с чашниками был оформлен в соглашении, получившем название «компактатов». Они разрешали свободную церковную проповедь и причащение мирян под обоими видами. При этом духовенству фактически было разрешено владеть землями.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 53129
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Средневековая Европа и европейцы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1