Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Готы

Правила форума
О средневековой Европе и европейских народах (кроме Руси и Византии)

Готы

Новое сообщение Richthofen » 07 июн 2013, 21:49

Готы лат. Gothi германский народ II—IX веков, до VIII века игравший значительную роль в истории Европы. Это были германские племена, вероятно, скандинавского происхождения, говорившие на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке разработал готское письмо). В первые века нашей эры они проделали путь из Швеции к Чёрному морю и реке Дунай, достигнув самых аванпостов Римской империи. Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза. Хотя вопрос о родстве готов с протошведским племенем гётов спорен, под Скандзой в историографии принято понимать юг современной Швеции и остров Готланд. При короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли во II веке низовья Вислы (Иордан именует эту область Готискандза). С переправы готов со Скандинавского полуострова на основную территорию Европы некоторые историки начинают отсчёт Великого переселения народов. Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии. Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. До этого Приднепровье предположительно занимал народ спалов, имя которого сохранилось в славянском слове «исполин». В археологическом плане пребыванию готов в Приднепровье соответствует черняховская культура, с центром на среднем Днестре, а более раннему периоду их истории — культура вельбарская. Письменные источники по истории Ойума поздние и ненадёжные — «Гетика» Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, «Сага о Хервёр»), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван «речной дом» — Археймар. Около 230 года готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную (остготы) и западную (вестготы), о которых см. подробнее в соответствующих статьях. К числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани. Основными войнами готов являлись: Скифская война III века (также Готская война, ок. 238—271 гг.) — войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён, совершавших набеги на Малую Азию, Грецию, Фракию и Мезию из регионов Северного Причерноморья и Прикарпатья. Война получила название Скифской из-за греков, которые традиционно именовали скифами всех варваров, населявших северные берега Чёрного моря. Римские историки использовали название Готская война по имени наиболее сильного племени в варварской коалиции. Кроме готов в набегах в том регионе упоминаются также германцы герулы (элуры), гепиды, вандалы (астринги) и тайфалы, дакийцы карпы и племена неясной этнической принадлежности: певки (бастарны), бораны и уругунды. Встречается также такое собирательное название варваров как меотийцы. Характерной особенностью этой войны стали морские походы германцев по Чёрному и Средиземному морям, опередившие почти на 200 лет набеги вандалов из Африки и более чем на 500 лет эпоху викингов. Скифская или Готская война длилась примерно 30 лет и закончилась в 271 году разгромом готов в их землях императором Аврелианом. Последний набег «скифов» отмечен в 276 году при императоре Таците. Согласно Иордану во времена царя Филимера готы от берегов Вислы достигли северного побережья Чёрного моря, расселившись между Днепром и Азовским морем. Это единственное, что известно о приходе готов в Северное Причерноморье из письменных источников. Археологи относят появление памятников вельбарской археологической культуры в верховьях Южного Буга и на Волыни примерно к рубежу II и III веков, то есть к этому времени готские племена мигрировали на территорию правобережной Украины. В III веке происходит формирование ареала черняховской культуры, которая в первой фазе своего существования охватывает частично Правобережную Украину и Молдову. Черняховская культура, хотя и признаётся полиэтничной по своему характеру, ассоциируется прежде всего с появлением готов в этом регионе. На берегу Березанского лимана (северо-западное побережье Чёрного моря) появляются неукреплённые поселения, напоминающие по характеру материальной культуры памятники черняховского типа. Готы вступили в столкновения с Римской империей на нижнем Дунае при императоре Каракалле в 210-е годы. О появлении готов на Дунае в это время сообщает Иордан в рассказе о родителях «солдатского» императора Максимина. Иордан назвал отца Максимина готом, но другие историки считали его происходящим из фракийцев. В фрагменте писателя VI века Петра Магистра содержится рассказ о том, что в 230 году готы уже получали ежегодную дань от римлян, что побудило их соседей карпов (предположительно дакийское племя) просить наместника Мезии о том же. Греки, а вслед за ними римско-византийские историки перенесли название скифов, обитавших до нашей эры в степях к северу от Чёрного моря, на новых поселенцев — готов. В эту эпоху к скифам относили не только готов, но распространили этноним как общее название на все варварские народы к северу и востоку от нижнего Дуная. Согласно историку Дексиппу Скифская (или Готская) война началась при императоре Бальбине в 238 году, когда карпы напали на римскую провинцию Мезия, прилегающую к южному берегу Дуная в его нижнем течении. В сохранившихся письменных источниках отсутствуют сведения о Скифской войне на протяжении последующих 10 лет. Следы начала Скифской войны прослеживаются археологически в северном Причерноморье. Греческая колония Ольвия в устье Южного Буга оказалась разрушена (вероятно готами) в 230-х годах, а к началу IV века там окончательно исчезают признаки жизни. Другая греческая колония Тира (совр. Белгород-Днестровский) в устье Днестра испытывала подъем в хозяйственном развитии в самом начале III века, став опорным пунктом римлян в регионе, но в середине III века подверглась разорению видимо готами и позже заселилась местными варварами. Основные сражения Скифской войны развернутся на территории Фракии, Мезии, Македонии и Греции. В 46 году император Клавдий преобразовал бывшее Одрисское царство, населённое романизированными фракийцами, в римскую провинцию Фракия (совр. южная часть Болгарии). Ещё раньше была образована провинция Мезия (позже Нижняя Мезия), занимавшая территорию к северу от Фракии до Дуная (совр. северная часть Болгарии и румынская Добруджа). Греческие города на западном побережье Чёрного моря входили в состав обеих провинций, сохраняя местное самоуправление и право чеканки собственных монет. Римляне, во многом благодаря дружеским отношениям императора Каракаллы с варварами, превратили готов в федератов-союзников, выплачивая им ежегодные взносы. Когда взносы прекратились, готы под предводительством вождя Остготы примерно в 247 году из-за Дуная совершили удачный набег на провинции Фракию и Мезию. Успех обнадёжил готов. Вскоре Остгота посылает в очередной поход своих вождей Аргаита и Гунтериха во главе большого войска из готов, тайфалов, вандалов-асдингов, карпов, певкинов. Варварам по сообщению готского историка Иордана удалось взять выкуп с осажденного Марцианополя (недалеко от совр. Варны в Болгарии). Современник событий, греческий историк Дексипп не подтверждает выкуп с Марцианополя, но описывает безуспешную осаду города «скифами» (готами): Скифы, полагая, что можно взять город силой, удержались от прямого нападения, а свозили как можно больше камней к стенам его, для того чтобы, насыпав их целые кучи, можно было пустить их в дело в большом количестве. [...] Когда варварам показалось, что довольно наготовлено камней, то они все вместе обступили стену, и одни метали дроты, а другие кидали каменьем в людей, стоявших на бойницах; дроты и камни так часто и беспрерывно следовали одни за другими, что можно было сравнить их с самым густым градом. Жители города оберегали сколько могли и себя, и стену, но отнюдь не оборонялись, следуя данному им приказу. Как скоро истощился у варваров без всякого с их стороны успеха запас камней, дротов и стрел и исчезла надежда взять город без малейшего труда, то они впали в уныние и, по вызову вождей своих, отдалились и расположились станом недалеко от города. [...] Скифы, стеснённые, не имея возможности противиться мисийцам как по причине бойниц, так и по причине укрепления ворот, не устояли под их ударами, не могли дольше оставаться и ушли без успеха.» Набеги на Мезию продолжились, когда Остготу около 250 года сменил новый вождь готов Книва. Книва с 70-тысячным войском вошёл на имперские земли в районе города Новы. Армия императора Деция после удачного боя около Никополя на Янтре, в котором погибло 3 тысячи готов, загнала их войско в балканские горы в районе хребта Гема. Книва, перевалив через хребет, подошёл к Филиппополю (совр. Пловдив). В результате неожиданного нападения готам удалось отбросить армию Деция за горы, после чего они приступили к осаде Филиппополя. Сохранилось письмо Деция, в котором тот ободряет жителей и обещает скоро подойти на помощь: В сохранившемся фрагменте Дексипп подробно рассказывает об осаде города готами и неумелом использовании ими осадной техники, включая тараны: Затем пытались взять самый город: утвердили лестницы, подвезли машины. Это были брусья, сплоченные четырехугольником, что-то вроде домиков. Они обтянули их сверху шкурами для того, чтобы при нападении на ворота обезопасить себя от всяких пускаемых в них снарядов; над собой выдвинули щиты, а машины передвигали на колесах рычагами. Некоторые из осаждавших, приподнимая предлинные брусья, окованные железом, для того, чтобы им не дробиться при столкновении со стеной, старались ими проломать стену. [...] Наконец, были и такие, которые подвозили к городской стене и деревянные башни на колесах с тем, чтобы, придвинув их поближе, набросить на стену мосты и, приведши их к одному с ней уровню, устроить войску переход. [...] Неприятели, не получая успеха от своих машин, впали в унынье; потом, рассуждая о том, как продолжать войну, решились устроить у города высокие земляные насыпи для того, чтобы можно им было биться, стоя в уровень с горожанами.[...] Скифы придумали убить весь скот, который не годился, и всех пленных, удрученных болезнью или старостью, и свалить в ров эти трупы вместе со всяким ломом. На третий день трупы раздулись и тем содействовали немалой высоте насыпи. Фракийцы пробили стену не больше как в ширину узких дверец и через это отверстие каждую ночь свозили к себе землю. Варвары уже и не знали, что им делать.» Согласно Иордану Книва захватил Филиппополь, вступив в соглашение с римским военачальником Приском, ставшим очередным претендентом на императорский титул. Множество жителей было угнано в плен; Аммиан Марцеллин заметил: «разрушен был Филиппополь, причем — если верно сообщение историков — убито было в стенах города сто тысяч человек».
Морские походы варваров по Чёрному морю подробно описал Зосима. Бораны заставили жителей Боспора переправить их на кораблях с северных берегов Чёрного моря (вероятно из Крыма) к совр. Абхазии. Первый набег такого рода, совершённый около 256 года, оказался неудачным: «Когда скифы стали опустошать всё, что было на пути, жители побережья Понта удалились вглубь страны и в лучшие укрепления, а варвары прежде всего напали на Питиунт, окруженный огромной стеной и имевший весьма удобную гавань. Когда Сукессиан, стоявший во главе местного гарнизона, выступил с бывшими там силами и прогнал варваров, то скифы, опасаясь, чтобы гарнизоны других укреплений, узнав об этом и соединившись с питиунтским отрядом, не уничтожили их окончательно, захватили какие могли суда и с величайшей опасностью удалились домой, потеряв под Питиунтом многих из своих.» Вскоре летом последовал второй набег боранов, во время которого Питиунт (совр. Пицунда) был разграблен. Оттуда варвары морем двинулись к большому городу Трапезунт (Трабзон в совр. Турции), окружённому двойной стеной с 10 тысячным гарнизоном. Ночью бораны ворвались в крепость, взобравшись на стены с помощью брёвен: «Взяв город таким способом, варвары овладели бесчисленным множеством сокровищ и пленных; ибо почти все окрестные жители собрались в этот город, как в безопасное убежище. Истребив храмы и жилища и вообще всё, что служило к украшению или увеличению города, а затем опустошив и всю его область, варвары возвратились на родину с огромным количеством кораблей'' Соседи боранов, завидуя их добыче, решили построить флот силами местных обитателей и пленников. Готы совершили набег в зимнее время примерно в 258 году, частью сил на кораблях вдоль западного побережья Чёрного моря, другая часть быстро двигалась по побережью, пока не достигла пролива Босфор, где их переправили в Малую Азию местные рыбаки. Узнав о приближении варваров, имперские войска разбежались. Готы разграбили Халкедон, после чего сожгли богатую Никомедию, оставленную жителями. Были также захвачены Никея, Кий, Апамея и Пруса (города Вифинии). Варвары направились вдоль азиатского побережья Мраморного моря на Кизик, но были остановлены разливом реки Риндак. Нагрузив добычей повозки и корабли, готы вернулись домой. Валериан, завязнув в персидской войне, не мог дат отпор скифам. После битвы при Наиссе уцелевшие готы и союзные им варвары ещё тревожили восточную Фракию, атакуя Никополь и Анхиал. Последние очаги сопротивления подавлял начальник всей римской кавалерии Аврелиан. Он же в 270 году стал императором. Отправившись в 271 году на войну с отколовшимся от Римской империи Пальмирским царством Зенобии, Аврелиан по пути в Малую Азию совершил успешный поход против готов за Дунай, где «уничтожил вождя готов Каннаба, или Каннабауда, с пятью тысячами человек» После этого, согласно Аммиану Марцеллину: «В течение продолжительного времени варвары держали себя спокойно и ничего не предпринимали, если не считать того, что изредка в течение последующего времени их грабительские отряды совершали губительные набеги на соседние с их землей местности.» Возможно такой набег имели в виду историки, упоминая вторжение «скифов» по восточному побережью Чёрного моря через провинцию Понт в Каппадокию, Галатию и Киликию в 276 году (при императоре Таците). Тацит и его брат Флориан разгромили варваров и видимо полностью бы уничтожили, если бы не убийство Тацита и последовавшая затем война самопровозглашённого императора Флориана с командующим восточными войсками империи Пробом, который в результате и стал новым императором в сентябре 276 года.

Источник: Вольфрам Хельвинг ''Готские сражения''
Заморяхин А. Готы Северного Причерноморья III—IV вв. в дореволюционной отечественной историографии
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Re: ГОТЫ

Новое сообщение ZHAN » 09 июн 2013, 15:51

Richthofen, хорошая статья, но требуется продолжение. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: ГОТЫ

Новое сообщение Richthofen » 14 июн 2013, 22:23

ZHAN писал(а): хорошая статья,


Спасибо, Жа-а-а-н!!!!!!!!!!!! :Rose: :Rose: :Rose:
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Re: ГОТЫ

Новое сообщение Richthofen » 14 июн 2013, 22:30

Так, по поводу продолжения, у меня вот что возникло...Как я уже сказала, Велизарий нанес готам поражение, от которого они не оправились до самого конца. Но меня в данной истории интересует совсем другое: распространение готов по Днепру очень и очень схоже с расширением державы Рюриковичей, происшедшим спустя шестьсот лет. Скорее всего, это одна и та же история, но чья стала чьей? То ли поход готов списан с Рюриковичей, то ли наоборот, то ли прототип нужно искать вообще в других временах, — например, в начале XIII века и истории Крестовых войн.Серьезно, посмотрите сами: в истории готов и крестоносцев имеются сходные моменты:выйдя из ибластей Германии, готы явно выдвинулись на историческую сцену в то же время, когда появились готический стиль и готический алфавит, то есть в эпоху Крестовых походов и правления на Руси Рюрика Второго. Как и крестоносцы, они двинулись к Татрам и Дунаю на Балканский полуостров, где основали свою империю, которой подчинилось большинство соседних славянских, литовских и германских племен. Отсюда они, как и крестоносцы через тысячу лет после них, предприняли и морские, и сухопутные походы на Ромейские области Элладу и Малую Азию, нанеся жестокое поражение императору Децию, (то есть ''десятому'')). За тысячу лет до Латинской империи Балдуина ими основана Готская империя ''Германского царя'' Германариха, а вместо турок, победивших германцев, — готов в конечном итоге сокрушили гунны.Вот какие разные истории готов, сходные, между тем, с историей крестовых войн. ..
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Re: ГОТЫ

Новое сообщение Ярослав Стебко » 15 июн 2013, 19:22

А готы в Крыму интересуют? Готский язык сохранялся здесь вплоть до начала 16 столетия.
Аватара пользователя
Ярослав Стебко
старший сержант
 
Сообщения: 1441
Зарегистрирован: 21 янв 2012, 20:01
Откуда: Симферополь
Пол: Мужчина

Re: ГОТЫ

Новое сообщение Буль Баш » 15 июн 2013, 19:34

Ярослав Стебко писал(а):А готы в Крыму интересуют? Готский язык сохранялся здесь вплоть до начала 16 столетия.

Интересно конечно! Выкладывайте! :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: ГОТЫ

Новое сообщение ZHAN » 15 июн 2013, 22:08

Интересно и то, что в литовском языке существует вариант названия Беларуси Gudija (Гудия). :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: ГОТЫ

Новое сообщение Буль Баш » 16 июн 2013, 20:49

Они нас называют гудами а мы их лабасами. :D
Может от нас все робингуды произошли? Ведь у нас даже мародеры не себе все тащили а нуждающимся раздавали. А вот почему они лабасы? Может потому что с Лабы прибыли. Так славяне нынешнюю Эльбу звали. :)
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 12 янв 2014, 00:53

В самом словосочетании "блуждающий народ" уже содержится некая парадоксальность. Слово "народ" вызывает в нашем обыденном сознании ассоциации с некоей стабильностью: каждый народ должен иметь свою, освоенную издревле предками, коренную территорию, свой язык, свои обычаи, привычки, свой характер. Готы за пятьсот лет существования своего этнического единства проделали колоссальный путь, пройдя через всю Европу с севера на юг, а затем с востока на запад. Феномен в истории европейских народов уникальный.
Марк Щукин, российский археолог, писатель, "Готский путь", 2005 год.

Ярослав Стебко писал(а):А готы в Крыму интересуют? Готский язык сохранялся здесь вплоть до начала 16 столетия.

Интересуют. Рассказывайте!

Richthofen писал(а):Скорее всего, это одна и та же история, но чья стала чьей? То ли поход готов списан с Рюриковичей, то ли наоборот, то ли прототип нужно искать вообще в других временах, — например, в начале XIII века и истории Крестовых войн.
Каша какая-то. ИМХО. :D
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение Richthofen » 17 янв 2014, 21:39

ZHAN писал(а):Каша какая-то. ИМХО


Почему Вы так решили? Впрочем, Вы ведь - ЖАН, и Вам лучше знать... :evil: :D
Не ругай Тьму, лучше сам стань маленьким источником Света!
Аватара пользователя
Richthofen
прапорщик
 
Сообщения: 4566
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 23:10
Откуда: Германия
Пол: Женщина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 17 янв 2014, 22:02

Richthofen писал(а):Почему Вы так решили?
Потому что у каждого своя история и не стоит их смешивать. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 17 апр 2014, 15:56

В середине I века, в то самое время, когда кочевники царя Фарзоя гнали длинные колонны пленных венедов Южного Полесья и Киевщины на "вечное поселение" в ремесленное рабство, из тумана, окутавшего южное побережье Балтики, вынырнули первые корабли, доставившие грозных северных воинов со скалистых круч Скандинавии на их новую родину в низовьях Вислы. А ещё через какие-то жалкие двести лет доселе непобедимые римляне начнут выплачивать потомкам этих могучих пришельцев дань. Веком позже те создадут на Востоке Европы державу, лишь слегка уступающую по размерам, количеству населения и уровню развития великой Империи Цезаря и Августа. В 375 году все это величие внезапно рухнет под натиском никому неведомого дикого народа с Востока. Буквально через поколение возродившиеся, как Феникс из пепла, готы разрушат столицу мира – Вечный город Ромула и Рема. А уже в 451 году одни готские племена вместе с римлянами будут биться на Каталаунских полях против других своих сородичей, дабы уберечь мир от всевластия гуннов. Но в начале VI века франки изгонят наследников этих прославленных варваров из Галлии, чуть позже византийцы уничтожат государство их сородичей в Италии, а ещё через двести с лишним лет точку в недолгой истории готов поставят арабы, захватив занятую ими Испанию.

И семи столетий не прошло с того момента, как первый готский воитель шагнул на мягкий песок польского взморья до того, как все о них забыли. А сколько подвигов, походов, побед и поражений, разрушенных городов и государств вместилось в этот краткий период. Тысячи римских легионеров, германских полчищ и кочевых орд полегли за эту эпоху на полях сражений. Сотни народов, фактически все обитатели нашего континента, оставив домашний очаг, вынуждены были отправиться в неизвестность в поисках иного пристанища. В летописи Европы, глава, именуемая Великим переселением народов, навсегда останется самой яркой и значимой. И главными героями в ней оказались именно готы.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 29 апр 2014, 01:17

Richthofen писал(а): Письменные источники по истории Ойума поздние и ненадёжные — «Гетика» Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, «Сага о Хервёр»), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван «речной дом» — Археймар.
В антских сказаниях столицу готов называли Каменные Палаты.
Долгое время историки считали рассказ Иордана о его предках чем то вроде героического предания или племенной легенды. Они сомневались даже в том, что предки этих восточных германцев прибыли на континент с территории Скандинавии (острова Скандзы). Однако, по мере того, как археологи углублялись в польские древности, становилось очевидным, что в середине I века в обычаях обитателей здешних мест случились глубокие перемены. Ранее территорию Польши делили меж собой две близкородственные культуры: Север, включая острова и побережье Балтики (Поморье) занимала оксывская, Центр и Юг – пшеворская. Плиний называл всех восточных германцев вандилиями. Тацит знал обитателей здешних мест, как "расчленяющихся на различные племена лугиев". Он же видел "далее, у самого Океана, ругиев и лемовиев". Современные историки связывают пшеворскую культуру, в первую очередь, с вандалами, а оксывскую, преимущественно, с ругами. И те и другие сжигали тела своих умерших на стороне, а в могилы помещали вместе с прахом ритуально согнутые мечи, кинжалы, острия копий. Их керамика с чёрным лощением походила на зарубинецкую. Украшения оказались довольно скромны, в основном, изготавливались из железа. Однако, в I веке в Польском Поморье с приходом нового населения, как сообщает Марк Щукин, "практически полностью исчезает из погребений оружие, возникает, очевидно, по каким-то соображениям, табу на помещение его в могилу; наряду с трупосожжениями появляются и трупоположения; меняются формы посуды". Керамика становится серолощённой. Кроме того, "появляется здесь и целый ряд совершенно новых и весьма своеобразных форм украшений. В отличие от пшеворской и оксывской культур, где украшения обычно железные, эти, как правило, изготовлены из бронзы, а чаще даже из серебра или золота... Самое же поразительное явление новой культуры - устройство надмогильных сооружений и самих могильников. Здесь есть просто каменные курганы, курганы с каменным панцирем, курганы с выкладками в виде концентрических кругов или это просто каменный круг из отдельно стоящих крупных стел". Когда учёные стали искать местность, где могли зародиться схожие обряды, обнаружили, что "Южная и Средняя Швеция, острова Готланд и Эланд буквально усыпаны могильниками с подобными каменными конструкциями".
Вот и не верь после этого Иордану! :)
Новую культуру, чьи традиции зародились ещё в Скандинавии, учёные и назвали вельбарской. Она появляется сначала в устье Вислы, затем распространяется на всё побережье до Одера. Видимо, это и есть Готисканза – готский берег. В пространстве от Вислы до Одера новички меняют оксывцев. В точном соответствии со строкой Иордана – "и, сразившись с ульмеругами, вытеснили их с их собственных поселений". Кто такие "ульмеруги", догадаться при этом не сложно. "Ульм" – по-германски значит "остров". Стало быть, готы сразились с островными ругами, "сидящими тогда по берегам Океана". Учитывая, что оксывцам, кроме Поморья принадлежали ещё балтийские острова, включая Рюген (Руген), несомненно, что речь идёт именно о них. А когда, чуть позже, вельбарцы займут земли на правом берегу Вислы: Мазовию и Подлясье, они вторгнутся на территорию пшеворцев – "подчинят их соседей вандалов, присоединив их к своим победам". Как видим, всё, что описывает Иордан о жизни готов с момента выхода племени из Скандинавии, в малейших деталях совпадает с данными археологов.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 30 апр 2014, 14:53

Richthofen писал(а): Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в Приднепровье, где на территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум. До этого Приднепровье предположительно занимал народ спалов, имя которого сохранилось в славянском слове «исполин».
Гумилев от слова "исполин" произвел полян. :)
Даже с учётом потепления и засухи начала нашей эры, Готисканза по условиям жизни не смогла удовлетворить воинственных потомков Берига. Поэтому, по словам Иордана: "Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест (для поселения) он пришел в земли Скифии, которые на их языке называлась Ойум. Филимер, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться. Говорят, что та местность замкнута, окруженная зыбкими болотами и омутами; таким образом, сама природа сделала ее недосягаемой, соединив вместе и то и другое. Можно поверить свидетельству путников, что до сего дня там раздаются голоса скота и уловимы признаки человеческого (пребывания), хотя слышно это издалека".
Прошло примерно сто пятьдесят лет и это совпадает с данными археологов, которые утверждают, что жили в этих замкнутых краях вельбарцы до середины или даже до конца II века, после чего значительная часть населения покидает ограждённое со всех сторон водной стихией Висло-Бугское междуречье. "Любопытно, что некоторые могильники Мазовии содержат исключительно женские захоронения" – сообщает по этому поводу Марк Щукин. Стало быть, войско ушло в поход, а женщины и дети, преимущественно, остались на прежнем месте. Наверное, именно это и пытался рассказать нам Иордан в виде предания о разрушенном мосте, через который смогла переправиться лишь часть племени. Не столь даже важно, какую реку пришлось форсировать готскому войску, дабы вырваться из "местности замкнутой, окружённой зыбкими болотами и омутами".
Готы успели вдоволь "наследить" в топонимике Западной Украины. Именно с этой территории вельбарцы затем начнут распространяться в самых разных направлениях. Но до самого конца II столетия поселения восточных германцев будут, по свидетельству украинского археолога Дениса Козака, "расположены лишь в пределах Волыни и Подолии. В других районах, в частности Среднем Поднепровье, Приазовье, Крыму, вельбаркские памятники или их элементы относятся ко времени не раньше середины – второй половины III века. Очевидно, готские племена осели на 50–70 лет на землях современной Волыни, а также Подолии, вытеснив… местное население".
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 30 апр 2014, 15:45

Страна, куда вторглись готы, вырвавшись из замкнутого болотами и омутами пространства, принадлежала в ту эпоху кочевникам, которыми правили цари Фарзой и его преемник Ининсимей. Это были аланы, выходцы с Востока, создавшие на территории Скифии своё могучее государство. Они уничтожили царство бастарнов, заставили бежать на Запад языгов и роксалан, подчинили себе Ольвию и днепровские городища поздних скифов, захватили в плен сотни тысяч людей из числа венедов, вандалов, бастарнов, фракийцев. На Волыни и Южном Буге всесильными кочевниками были созданы несколько невольничьих ремесленных центров. А Припятское Полесье было ими полностью зачищено и превращено в "полосу страха", безлюдную пустыню, покинутую своими обитателями. Преемник и, вероятно, сын Фарзоя – Ининсимей, чьё имя переводиться с иранского как "Имеющий большую храбрость" ещё и расширил отцовские владения, подчинив себе Боспорское царство. Таким образом, этим кочевникам удалось создать в Северном Причерноморье могущественную державу, лишь немногим уступающую по размаху Империи скифов.

Готов этот грозный противник нисколько не смутил. Как пишет Иордан: "Та же часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, перемещенной в области Ойум и завладела желанной землей. Тотчас же без замедления подступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем". Стало быть, готский историк именует тех, с кем столкнулись его предки при входе в Скифию не сарматами и не аланами, а "спалами". И сокрушение этого племени сделало восточных германцев полными хозяевами здешних мест, поскольку после того, они, уже без всякого сопротивления, шествуют к черноморским берегам.
Кто же такие спалы?
Занимательно, что в славянские языки слово "исполин" попало в значении "великан", и многие языковеды полагают, что происходит оно именно от этнонима "спалы". Ведь победители всегда представляются порабощённым племенам эдакими титанами. Стало быть, и спалы, если они действительно угнетали предков славян, могли показаться последним настоящими гигантами. Но народ с похожим названием известен был не только Иордану. Плиний, перечисляя "скифские племена, перешедшие Танаис", то есть, кочевников, оказавшихся в Европе, упоминает неких "сатархеев-спалеев". А Диодор Сицилийский, рассказывая легенду о происхождении всех скифов от братьев Напа и Пала, указывает что потомки второго зовутся "палы". Островному греку палы или спалы казались одним из самых влиятельных кочевых народов его времени. Тем не менее, прямых упоминаний войны готов с наследниками царя Фарзоя в летописях той поры нет. Что не означает, что её на самом деле не было.
Марк Щукин: "Два потока передвижения – германцев с севера и сарматов на запад – встретились в Среднем Подунавье и в Верхнем Поднестровье. К результатам сармато-германских контактов можно отнести такие явления, как находки германских щитов в богатых захоронениях Нижнего Подонья и изображения родовой тамги Фарзоя на германских копьях из Балле в Норвегии и из Бодзаново в Польше... Оба комплекса датируются интервалом 70-170-х годов. Для II-III веков мы имеем уже целую серию германских копий, где наряду с руническими надписями изображены и магические знаки, очень напоминающие сарматские тамги".
Если это была война, то, надо признать, вели её не одни только готы, а практически весь германский мир: посеребрённые острия пик, на которых художники нанесли сарматские знаки, встречаются в захоронениях витязей Дании и Швеции, Севера Германии и Польши. Историки Дмитрий Мачинский и Сергей Воронятов полагают, что мы имеем дело с открытым столкновением: "Одержав победу над спалами, готы и вандалы наносили их знаки на свое оружие, возможно, не только для того, чтобы они теперь служили новым хозяевам победителям, но и для демонстрации, как уже было сказано, в качестве трофеев. Можно предположить, что знаки и рунические надписи на копьях как бы рассказывали историю о том, что с помощью мощи, воплощенной в собственных знаках на копьях, воины германцы одержали верх над силой спалов, символически выраженной в их тамгах. И теперь эти знаки изображены рядом и свидетельствуют о славе германского оружия".
Изображение
Наконечники германских копий из Сушично с изображениями сарматских тамг

Но раз готы и вандалы наносили чужие символы на своё прославленное оружие, с которым уходили в мир иной, значит, они победами над этими чужаками чрезвычайно гордились. Это как захваченные у именитого противника знамёна, брошенные к ногам собственных вождей. В свою очередь, кочевники забирали в могилы отнятые у ясторфцев щиты, и не только вельбарские, но и пшеворские. Их находят в донских степных курганах. Для германца, как уверяет Тацит, не существовало большего позора, чем потерять щит на поле боя. Поэтому, данный трофей был относительно редким и должен был цениться врагами этого народа. Разумеется, пользоваться в битвах такими тяжелыми и громоздкими защитными средствами, предназначенными сугубо для пехотинцев, сарматские всадники никак не могли. Но раз их помещали в гробницы вождей, значит, степняки высоко ценили победы над своими германскими недругами. Таким образом, воины обоих племён самим содержимым своих могил показывают нам, что это была нешуточная схватка.

Археолог Сергей Воронятов обнаружил ещё один удивительный факт. Он исследовал серию сарматских могильников в Поднестровье, тех самых, где встречаются вещи в бирюзово-золотом стиле, принадлежащие кочевникам второй волны. Большинство захоронений были впускными. Это значит, что степняки пользовались курганами предыдущих эпох. И только один искусственный холм у села Мокры был насыпан с нуля. Разумеется, новый курган легко отличить от древних. Именно его потревожили пришедшие в эти края готы. Причём, они не разграбили погребение, как можно было ожидать, но оставили нетронутыми все ценные, в том числе золотые вещи, однако, выбросили из могилы останки сарматского царя, поместив в тот же курган пепел своего воина. Символически это означало повторную смерть – уничтожение уже мёртвого чужака и замещение его своим сородичем. Так можно поступить только с кровным врагом, которого сильно ненавидишь. Все прочие курганы на берегах Днестра, как скифские, так и сарматов первой волны, со сменой населения оставались невредимы.

Кроме рассказа Иордана о сражении его предков со спалами, некоторого количества германских копий с тамгами на остриях, и потревоженного днестровского кургана, иных доказательств военного разгрома готским союзом племён грозной державы царя Фарзоя нет. Но последствий этого столкновения так много, что сомневаться в его реальности не приходится. Во-первых, с рубежа II-III веков на берегах Днестра и Днепра полностью исчезают сарматские могильники. Кочевники либо бегут отсюда, либо попадают в зависимость от германцев и лишаются права сооружать здесь курганы. Во-вторых, начиная где-то с 230 года Римская империя начинает выплачивать готам ежегодное денежное довольствие. Взамен германское племя обязалось охранять незыблемость дунайской границы от любых посягательств извне. Следовательно, именно готы с этого времени становятся в глазах августейших императоров эдакими властителями Северного Причерноморья. Возможно, именно поэтому в античных летописях с этого периода чаще звучит "скифы, именуемые готами". В-третьих, все невольничьи ремесленные центры западнее Днепра в том виде, в котором они существовали при власти кочевников, оказались ликвидированы. Наиболее трагично сложилась судьба обитателей район Марьяновки (Рахны) на Южном Буге. Во второй половине II столетия здесь горят и разрушаются посёлки, причём под руинами оказываются почти все ценные вещи. Это означает, что нападение было внезапным и на пепелище уже никто не вернулся. Остальным центрам повезло больше. Памятники типа Зубрицких под натиском германских пришельцев сдвигаются к Западу, в сторону верховьев Днестра, и вполне мирно просуществуют тут на протяжении всего готского времени. В середине III столетия прекращают своё существование и городища поздних скифов в низовьях Днепра. Наконец, о смене хозяев в Скифии свидетельствует общая обстановка в греческих колониях на берегах Понта. "Письменные источники молчат о событиях 30-40-х годов III века в Северном Причерноморье, – пишет Марк Щукин – но о возникшей здесь в это время некоей напряженности свидетельствуют возникшие в результате пожаров археологические слои, обнаруженные в Ольвии и в Тире, а также надписи о возведении в 236 году новых укреплений в Танаисе. В период с 238 по 242 годы прерывалась и чеканка монет на Боспоре".

Этих фактов вполне достаточно, чтобы подтвердить рассказ Иордана о победе готов над спалами и последующем беспрепятственном движении триумфаторов к берегам Чёрного моря. Осталось определиться с тем, за счёт чего германцам удалось добиться столь безоговорочной виктории над сарматами второй волны. Ведь последние были отнюдь не слабыми воинами. Они принесли в Восточную Европу тактику катафрактариев – использования в бою тяжеловооружённых всадников. В ту эпоху это была грозная сила! Аммиан Марцеллин так описывал подобные подразделения в армии персов: "То были закованные в железо отряды; железные пластины так тесно охватывали все члены, что связки совершенно соответствовали движениям тела, и прикрытие лица так хорошо прилегало к голове, что все тело оказывалось закованным в железо. И попавшие стрелы могли вонзиться только там, где через маленькие отверстия, приходившиеся против глаз, можно кое-что видеть или где через ноздри с трудом выходит дыхание". Мощь железных всадников не раз доводилось испытывать на себе римским легионам. После битвы с парфянами при Каррах, где империя потеряла полководца Красса, его сына и более сорока тысяч солдат, отряды тяжеловооруженных кавалеристов появились и в римской армии. Здесь они получили шутливое прозвище "клибанарии", от названия полевой печки "клибануса". В жарком климате под лучами солнца доспехи всадника раскалялись не хуже пресловутой топки и выдержать эту парилку мог далеко не каждый. Тем не менее, лобовой удар броненосной конницы с длинными четырёхметровыми пиками наперевес не выдерживало порой даже самое дисциплинированное войско.

Как же смогли выстоять против грозных кочевников готы и их союзники? Дело тут не только в мужестве и высоком боевом духе северян, но и в удачной тактике германских ратников. Основу готской армии составила пехота, вооружённая большими круглыми щитами и длинными копьями. Со времён знаменитых фаланг Александра Македонского это вторая успешная попытка использовать против врага подобный вид оружия. Готские воины использовали приём, позже хорошо известный викингам, так называемую "стену щитов", под защитой которой они были в относительной безопасности от стрел, и могли, выставив частокол пик, выдержать первый удар тяжёлой сарматской конницы. После которого она сама, во многом, становилась уязвима, поскольку всадники не могли далее пользоваться слишком длинными штурмовыми копьями, а орудовать двуручными мечами, сидя в седле, не слишком удобно. Именно своё оружие благодарили германцы за победу над грозным противником, расписывая инкрустированные наконечники символами поверженного врага.

Сокрушив спалов, германцы овладели всей Скифией. Они дошли до Меотиды (Азовского моря). Археологические материалы по всему побережью, вплоть до расположенного в устье Дона Танаиса это подтверждают. Как свидетельствует Денис Козак, повсюду появление германцев сопровождается следами погромов: "Так, при исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд построек с многочисленными находками III века. Объекты IV века отсутствуют. Зато в верхних слоях памятника засвидетельствованы следы пожаров, есть другие свидетельства единовременного разрушения большинства построек. На улицах найдены скелеты погибших людей. Такая картина отмечена исследователями при раскопках столицы Малой Скифии – Неаполя Скифского, Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ. В Танаисе, также погибшем в середине III века, найдены лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы западного типа. Они свидетельствуют о проживании здесь, после гибели города, какого-то населения западного происхождения, возможно, принадлежавшего к готскому союзу. Вместе с городищами и селищами в III веке прекращает функционирование целый ряд могильников Юго-Западного Крыма. О катастрофе, наступившей в это время в Крыму, свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не ранее первой четверти III века. По мнению исследователей, появление кладов следует объяснять угрозой появления готских отрядов".

Не следует думать, что в степи Причерноморья хлынули исключительно готы. Они лишь возглавили движение большого количества ясторфских племён с территории Польши, Германии, и даже Дании, которые, прорвав сарматскую оборону, широко разлились по здешним просторам. Античные авторы рядом с готами называют и иных германцев: гепидов, боранов, тайфалов, герулов, вандалов, скиров. Готский историк, в свою очередь, подчёркивает лидерство своих предков "на понтийском побережье скифской земли; оно (племя готов) без страха держало огромные пространства земель и столько морских заливов, столько течений рек! Под его десницей нередко лежал (распростёртый) вандал, принуждаем был к дани маркоманн, обращены в рабство вожди квадов".

Изображение
Боевая песнь готов. Художник А. Ежов
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 01 май 2014, 21:33

Почти всю свою многотысячелетнюю историю Восточная Европа являла собой отсталую окраину цивилизованного мира. Лишь дважды ей удавалось избавиться от этого не слишком почётного статуса. Первый раз это случилось при царских скифах. Второй - при готах. Империя, созданная здесь восточными германцами, по имени своего основателя часто в исторических трудах именуется державой Германариха. Этот готский предводитель, правивший где-то с 330 по 375 годы нашей эры, сумел существенно расширить пределы своего государства – "от Меотиды до Германского океана". При нём восточногерманская держава достигла наивысшего могущества. По словам Иордана: "он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью". Поскольку этот вождь упоминается также в трудах Аммиана Марцеллина, есть все основания полагать его реальным историческим персонажем. Хотя многое из написанного о нём весьма напоминает героическое сказание: "После того как король готов Геберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим".

Археологи подтверждают появление на Востоке Европы в этот период обширного и чрезвычайно богатого царства. Как отметил Марк Щукин: "период приблизительно от 280 до 350/380-х годов, с пиком на 330–360 годы, был эпохой наибольшего расцвета Черняховской культуры. Именно к этому времени обширная территория от восточной Трансильвании до верховьев рек Псла и Сейма в Курской области России, на площади, немногим уступающей всей Западной и Центральной Европе, оказалась покрыта густой сетью поселений и могильников, удивительно однообразных по своему культурному облику. Эти памятники занимают и всю территорию Молдовы и, практически, почти всю Украину. Каждый, кому доводилось проходить археологической разведкой хотя бы один из участков этого пространства, знает, что черепки блестящей серой Черняховской керамики, которую ни с какой другой не спутаешь, можно найти чуть ли не на каждом вспаханном поле украинско-молдавских чернозёмов. Следы Черняховских поселений иногда тянутся на несколько километров. Похоже, мы имеем дело с неким весьма многочисленным населением, и плотность заселённости в IV веке немногим уступала современной". Ничего подобного эти края с уходом скифов не знали, и подобный уровень цивилизованности после исчезновения восточных германцев достигнут будет ещё очень нескоро.
Изображение
Археологические культуры 3-4 веков нашей эры

Готы почти не строили городов и крепостей, по крайней мере, таковых в большинстве областей их проживания учёными не обнаружено. Население державы Германариха обитало преимущественно в неукреплённых местах, но при этом, как пишет Мария Гимбутас: "деревни отличаются своей величиной, некоторые простираются более чем на несколько километров, расположены на террасах реки и состоят не менее чем из семидесяти домов. Жилища, из которых состоят деревни в Волыни и Молдавии, являют собой жилые дома со служебными помещениями. Усадьба насчитывает от двух-трех до десяти или более построек, каждая из которых имеет конкретное сельскохозяйственное назначение: амбар, зернохранилище, конюшня, хлев и другие. Прямоугольные в плане дома располагались над землей и имели прочные стены из обмазанных глиной прутьев. В них были плотно утрамбованные глинобитные полы, усиленные деревянными настилами. Многие из домов состояли из двух комнат, в одной - жилой половине - располагался очаг, во второй половине находились конюшни и клети для животных. Подобная планировка характерна для жилищ германцев. Длина дома могла превышать 12 метров".

Деревни с длинными наземными домами с середины III века или чуть позже, сразу после неудачной попытки перебраться на Юг, стремительно распространяются на огромной территории - от Балтики до Дуная и от Волыни до бассейна Северского Донца. Скифия, стоявшая до того полупустой, внезапно превращается в цветущую многонаселённую страну. Потрясает уровень развития – повсюду применяются самые передовые технологии и новинки. Зерно дробят водяные и ручные мельницы, землю вздымает прототип плуга – рало с железными наконечниками, способное переворачивать пласты почвы и подрезать корни растений, урожай снимают не только серпами, но и косами. Создаётся собственное стекольное производство. Литейщики и кузнецы достигают совершенства в металлообработке. Ювелиры радуют современников разнообразием своих изделий и технических приёмов. Закрепляет впечатление великое изобилие красивой посуды: блюда, миски, без ручек и с тремя ручками, вазы, чашки, чарки и изящные кувшины. Серолощённая высокого качества керамика оказывается изготовленной при помощи гончарного круга и обожжённой без доступа воздуха в специальных печах, где одновременно помещалось до ста пятидесяти сосудов.
Изображение
Образцы черняховской керамики и металлоизделий из Будешты, Молдавия, 4 век нашей эры.

Поражает воображение учёных даже не сам по себе внезапно нагрянувший сюда прогресс, но то, как быстро его достижения расходятся по всей территории Готской державы. Например, для производство стекла в ту эпоху подходили исключительно лишь некоторые районы Прикарпатья, где имелись залежи сырья и росли деревья особо твёрдых пород, дающие при сжигании необходимую для литья стекольной массы высокую температуру. Между тем изделия карпатских стеклодувов попадаются по всей Скифии и далее, вплоть до берегов Южной Балтики, датских и скандинавских пределов. О том, как они ценились в ту эпоху, свидетельствуют заплаты из золотых пластин, которые ставили на треснувшие стеклянные кубки. Точно также повсюду распространяется превосходная черняховская керамика, одинаковое оружие и украшения, предметы быта и орудия труда. Это значит, что существовало единое государство, обеспечивавшее твёрдый порядок. Благодаря ему расцвели товарно-денежные отношения и купцы без страха могли перевозить даже самый хрупкий товар в наиболее удалённые части Восточногерманской державы. При этом на Востоке Европы изящная посуда, изготовленная в специализированных мастерских, практически вытеснила из обихода лепные изделия. В то время как в соседней Германии, к примеру, значительная часть посуды ещё лепилась дома вручную. А такое изобилие серебряных римских монет, что находят в здешних кладах и могильниках, не встречается археологам ни в одной другой европейской области, даже на территории самой Империи. Порой создаётся впечатление, что этот металл весь, без остатка, от римлян ушёл к восточным германцам, которых античные авторы часто упрекали за "сребролюбие".
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 15 май 2014, 11:01

У черняховцев мужчины и женщины оказались весьма различны по происхождению. Причём, контраст между полами проявился не только когда готы пришли в Скифию, но гораздо раньше, фактически с первых шагов этого племени по нашему континенту. Уже в могильниках низовьев Вислы, а также Восточной Польши антропологам встретились большие женские черепа со среднешироким, слегка уплощённым лицом и слабо выступающим носом. Такой вариант внешности с урало-лапоноидными признаками попадается у финно-угорских народов на европейском Северо-востоке. Но как его представительницы оказались так далеко на Западе, в низовьях Вислы, где их, вероятно, повстречали готские воители, является для учёных загадкой. В предыдущий период народы южного побережья Балтийского моря сжигали тела своих усопших, так что проследить истоки этого антропологического типа пока не удаётся. Тем не менее, он встречается у черняховок не только на правобережье Вислы, но и на Волыни и даже в Молдове. А на Востоке Польши, в районе города Любека, подобный вариант внешности будет преобладать у населения (и мужчин и женщин) вплоть до позднего Средневековья.

Там же, ещё на Висле, у готов появились дамы, вероятно, заимствованные у балтов. По всей видимости, это могли быть представительницы племён шнуровой керамики или соседних западнобалтских культур. Данный тип внешности затем будет весьма распространён у черняховок Центральной Украины и на Левобережье Днепра, порой попадаясь и в Причерноморье. В антропологическом плане они более всего напоминают ранних славянок. Поэтому учёные и предполагают, что в его формировании чуть позже могли принять участие киевлянки, а также этулийки и обитательницы посёлков типа Черепин-Теремцы. Но чётко разделить тех женщин балто-славянского типа, что попали к готам ещё на Востоке Польши, от тех их сестёр, что присоединились уже в Скифии, не представляется возможным. Не менее значимым среди женских серий стал тип, присущий поздним скифянкам. Кстати, он единственный из местных, что полноценно проявился и у мужчин. Потомки "скифов-пахарей" и "миксэллинов" стали основой готского населения Причерноморья, "а отдельные группы переселились в Центральную, а также Восточную Украину и Молдову. Не исключено, – замечает Борис Магомедов – что представители этого народа составляли в обществе торгово-ремесленную прослойку".

Но большая часть мужского населения империи Германариха всё же оказалась пришлой. Среди вождей и знатных воинов преобладали выходцы с южного побережья Балтики. Этот вариант внешности вполне можно назвать "германским", поскольку он широко представлен в средневековых могильниках с территории между Одером и Рейном. Он же основной и в гробницах везиготов на Пиренейском полуострове. Как ни крути, приходится признать, что пришельцев с Северо-запада континента среди готских мужчин было много. Но более всего учёных смутил ещё один антропологический тип, увидеть который здесь они, в общем-то, и не рассчитывали. Это тоже были мигранты, и довольно многочисленные, но пришли они не с Севера, а из Центра Европы. Такой вариант внешности с длинным черепом и малыми размерами лица в предыдущую эпоху встречался на территории Австрии, Чехии и Венгрии, а в готское время был основным в Богемии и Силезии, а также среди мужских серий Западной Украины. Похоже, что восточные германцы увлекли с собой в ходе переселений и некую часть наследников Лебединых племён.

Львиная доля технических достижений готской державы заимствована не у греко-римлян с Юга, как это полагали некоторые историки, а непостижимым образом была принесена кем-то из центральной части нашего континента. Это странное явление названо "кельтским ренессансом". Кельтов, как народа уже не существовало, а многие их технические приёмы, как в кузнечном деле, так и в производстве керамики, отчего-то вдруг не только активно стали востребованы населением Готской империи, но и получили здесь своё дальнейшее развитии. Ещё более неожиданной оказалась одна из особенностей похоронного обряда у поздних черняховцев. По прошествии достаточного количества времени, когда тело покойника успевало порядком истлеть, могилу вновь вскрывали и забирали определённую часть скелета: череп, иногда даже без нижней челюсти; конечности; порой – почти все кости. При этом ценности оставались в захоронении нетронутыми, то есть, на банальное разграбление списать ущерб не получается. Возможно, изъятые останки использовались в неких неустановленных религиозных ритуалах. В первом приближение всё это весьма походит на древние кельтские традиции, где черепа часто извлекали из могил и помещали в тайные святилища.

Такой была эта удивительная цивилизация, где Север Европы, объединившись с её Центром, пришёл на Восток, чтобы впитав здесь всё лучшее, построить свою Империю, способную конкурировать с Римской. В известной степени это был вызов, брошенный независимыми европейскими варварами наследникам Ромула и Рема. Как будто северяне решили доказать, что могут развиваться вполне самостоятельно, не оглядываясь на Юг. При этом их государство было не хуже, а может даже лучше того, что получилось у надменных и чопорных патрициев из Вечного города.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 17 май 2014, 19:08

Для расследования происхождения славян важны события описаны у Иордана: "После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за (слабости их) оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти (венеты), как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, – именно при перечислении племен, – происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха". Данный перевод, выполненный блестящим филологом Еленой Скрижинской, скорее политкорректный, нежели точный. В раннем варианте это звучало так: "они, хоть презираемы, как воины" и "ничего не стоит толпа трусов". По смыслу в общем почти тоже самое, только выражения не такие дипломатичные. Иордан на самом деле не слишком церемонился с подбором фраз, брошенных в адрес наших предков. Поскольку истина для нас важнее лживой славы, не будем скрывать, что выход славян на авансцену мировой истории случился далеко не триумфально. Они потерпели поражение от готского владыки, да ещё попутно и заслужили упрёки в робости. Совершенно напрасные. Разумеется, венеды не могли на равных сражаться с готским войском. На руках у потомков зарубинцев, как хорошо известно, были лишь плетённые щиты и дротики, они хороши для нападения из засады, но совершенно не годятся для открытого столкновения с тяжёлыми пехотинцами, вооружёнными копьями и мечами. Бросить во врага метательный снаряд и скрыться в чаще леса - вот всё, что мог в этих условиях сделать венедский воин. Разумеется, такая тактика противникам казалось постыдной "трусостью".

Куда важней и предметней указание Иордана на многолюдность наших предков. Он называет их "могущественными" ввиду их массовости и "великим числом" пусть и не самых храбрых воинов. Это не слишком согласуется с данными археологов, которые наблюдают лишь редкие и малолюдные поселения в зоне существования поздних зарубинецких осколков, а затем и ранних киевских племён. Зато такое указание готского автора вполне соответствует дальнейшим историческим судьбам славян - народа, сумевшего занять почти половину Европы. Да и ко времени Иордана они уже, по словам этого автора, "свирепствуют повсеместно". Но множество не возникает из ничего. Для того, чтобы в середине VI века иметь возможность заселить большие пространства, предки славян должны быть уже к началу IV столетия народом значительным. Поэтому, Иордану стоит поверить на слово в вопросе о многолюдстве венедов. Среди подвигов Германариха покорение этого племени указано одним из главных. Это арктические народы перечислены длинным списком, а венеды идут среди заслуг готского владыки вровень с подчинением непокорных герулов, то есть отдельной строкой. Значит, могущественные готы, строители обширной империи и соперники Рима, были действительно поражены массовости этого племени и восприняли его как серьёзную угрозу своим интересам. Но откуда же взялись эти толпы людей, если археологи, внимательно изучавшие Северную Скифию в предшествующий период никаких скоплений населения там не наблюдают? Меж тем, нет никаких загадок в том, отчего предки славян в самой ранней своей юности прослыли народом многочисленным. Сколько могло жить венедов в днепровских лесах, если представить, что все они - потомки бастарнских ополченцев, и что лесные балты участвовали в сложении этого народа только женщинами? С момента появления дунайских беглецов ко времени столкновения с готами сменилось шестнадцать поколений. Допустим, у каждого мужчины могло родиться и дожить до детородного возраста двое сыновей. Для той эпохи это не так уж и много. Так вот, если на Днепр после неудачных дарданских походов в 175 году до нашей эры пришло хотя бы десять воинов (в реальности их, несомненно, было много больше), то через четыреста семьдесят пять лет, к приходу готов, в днепровских лесах, при вышеуказанных условиях, могло пребывать племя в шестьсот пятьдесят тысяч мужчин. И всего лишь надо, чтобы жившие здесь люди не убивали своих детей, как это традиционно делали лесные племена с целью ограничить количество ртов, и не попадали в такие мясорубки, в какую случилось встрять готам при Наиссе, где единовременно полегло 320 тысяч мужчин, а ещё большее число женщин и детей попало в плен. Зарубинцы по самому своему образу жизни не должны были ограничивать себя в количестве потомков. Нет границ владений, значит, какая разница – сколько детей нарожали. Все выпорхнут из семьи и отправятся на поиски новых свободных участков. Поначалу пиратско-разбойничий, а затем и постоянно мигрирующий образ жизни, таким образом, поощрял многодетность. И венеды стали стремительно увеличивать свою численность.

До поры до времени этот бурный рост проходил внутри лесной днепровской зоны, поэтому кроме несчастных балтов, никому проблем не доставлял. Затем ряды зарубинцев проредили спалы. Значительную часть населения они угнали на Юг. Но тем самым лесные края освободились. И северные венеды - гирры - получили в своё распоряжение огромные территории - плодитесь и размножайтесь. Чем они и занялись. Меж тем, с уходом безжалостных сарматов, вернулась к собратьям и часть "лютежских невольников". Приток нового населения существенно пополнил ряды киевлян. В лесах стало тесно и масса венедов стала изливаться, как вскипевшее молоко из кастрюли, на все ближайшие окрестности. К моменту, когда готы хватились строить свою державу, днепровские лесостепи были уже плотно освоены потомками дунайских беглецов. По своему обыкновению венеды вырубили здесь лески и рощи, превратив ранее заросшие края в сплошные пахотные наделы. Что, видимо, и привлекло сюда германцев. В какой-то степени наши предки, подготовив почву для земледелия, сами спровоцировали Германариха начать с ними войну. Ведь киевляне жили бедно, как церковные мыши. Землянки, горшки, не Бог весть какие, да ещё и очень редкие украшения. Что могли с них взять блестящие готы, разграбившие ряд провинций римской империи, получающие регулярную плату за статус федератов? Только землю, годную под пашню. За неё кровь и пролилась.

Впрочем, о готско-венедском конфликте знает и наука археология, по крайней мере один из ведущих её представителей по данной теме Андрей Обломский: "Не позднее конца III века изрядная часть южного ареала киевской культуры оказалась включённой в черняховскую общность (юг Среднего Поднепровья, западная часть бассейна Северского Донца). Киевское население сохранилось в лесной зоне, а на юге - в северной части Среднего Поднепровья, в верховьях Сейма, в междуречье Северского Донца и Оскола, а также на Осколе. В верховьях Псла и на участке между городом Киевом и бассейном реки Стугны наблюдается чересполосное распространение киевских и черняховских памятников". Иначе говоря, выползших из северных лесов и успешно освоивших днепровские лесостепи венедов внезапно накрыло мощной волной готского переселения. Произошло это, правда, ранее, чем мы ожидали. Иордан пишет, что Германарих сначала разбил герулов, а затем уже повернул свою армию против наших предков. Археологи датируют нашествие черняховцев на киевские пределы концом III столетия, а разгром района Каширки-Седелок, по их мнению, случился чуть позже.
Изображение
Андрей Обломский, российский археолог

Картина, которую рисует нам Андрей Обломский, во всех основных чертах напоминает вооружённый конфликт.
Во-первых, имеется отток населения. Киевляне бегут из Среднего Поднепровья на Восток, в Левобережную зону, а также на Северо-восток, в бассейн Десны, где образуется ряд новых поселений типа Роища: "Вполне вероятно, что население концентрируется на Востоке "основного лесостепного" киевского ареала в результате "выдавливания" его с черняховской территории".
Во-вторых, имеем очевидную смену обитателей многих мест. "В ряде случаев черняховское население на вновь освоенных землях меняет киевское, причём, судя по лепной керамике, этносы пришельцев и местных жителей были различными. Такая ситуация зафиксирована на поселении Глеваха в Среднем Поднепровье, Гочево-3 и 4 в верховьях Псла".
И, наконец, есть главный признак войны - клады. Конечно, ценности в землю зарывали всегда и везде, но в данном случае важно, что хозяева за ними уже не вернулись. А значит, или погибли, или оказались вдалеке. "Очень интересна гипотеза Алексея Фурасьева, что выпадение в землю лесостепных кладов с вещами, украшенными вставками эмали, произошло в результате бурных событий, связанных с продвижением черняховских группировок на восток".

Гото-венедскую войну при помощи археологических данных, вполне узрели. Каковы же её результаты? Понятно, что готам достались тучные днепровские чернозёмы. Также очевидно, что готское нашествие остановилось перед стеной сплошных лесов. Хоть Иордан и говорил о венедах, что "тогда все они подчинились власти Германариха", без сомнения, готский историк слегка преувеличивал влияние своих предков. Археологи свидетельствуют, что по отношению к восточным германцам киевляне разделились на три части. Были те, кто после войны остался жить на оккупированных территориях. Вот, что пишет об этом Андрей Обломский: "Пришлое население частично сливается с киевским и образует с ним единые общины. В этом отношении показательны селища Журавка Ольшанская на Среднем Поднепровье и Боромля-2 в бассейне Ворсклы. На территории лесостепи от Среднего Поднепровья до Северского Донца распространяются так называемые памятники киевской традиции, к которым относятся, преимущественно, поселения с черняховским археологическим комплексом и киевской лепной керамикой. Последней очень мало, она используется в виде реликта. На черняховских могильниках следы этой традиции менее отчётливы".
Для тех, кому не по зубам профессиональный сленг археологов, перевожу на русский язык. В днепровской лесостепи в эту эпоху проживало население, которое строило деревни с длинными наземными домами, носило германские фибулы и гребни, предпочитало готские орудия труда и украшения. В быту оно пользовалось роскошной черняховской посудой, сделанной на гончарном круге. Но вот на кухне иногда применяло и лепные горшки. Горшок, на то он и горшок, кто его в печи рассматривать будет, красивый он или чуть попроще. Таковых немного - 1-4% от всей керамики, иногда нет вообще. Далеко не все из них вылеплены в венедских традициях. Встречаются и вельбарские (то есть раннеготские) и типично позднескифские экземпляры. Но когда попадаются черепки, похожие на те, что находят у венедов, историки именуют такие древности "памятниками киевской традиции в черняховской культуре". Вопрос, кто их оставил, остаётся пока открытым. Действительно ли венедское население в некотором количестве жило среди готов, полностью перейдя на их образ жизни? Или это бережливые киевлянки, взятые готами в жёны, лепили, в целях экономии, бабушкину утварь для готовки на кухне? Возможно, конечно, что некоторая часть венедов, особенно из числа мастеров, могла и остаться у готов. Как мы знаем, ремесленного рабства у последних не было, земли умельцам много не требовалось - лишь под избушки и мастерские, отчего не жить среди цивилизованных чужаков? Но вот на черняховских кладбищах присутствие венедов не просматривается - "следы этой традиции менее отчётливы". Возможно, киевляне под натиском готов действительно почти полностью оставили эти места, а их черепки - свидетельство о браках готов с соседками-венедками, не более того.

Другая часть венедов, из числа оказавшихся на границах империи Германариха заняла по отношению к последней вполне дружескую, по крайней мере, лояльную позицию. Речь идёт о тех киевлянах, кто проживал на Среднем Днепре чуть севернее линии распространения готских деревень, а также обитателей востока лесостепной зоны - Сейминско-Донецкого междуречья. Скорее всего здешнее население было покорно пришельцам и платило дани готским царям. Хотя они и продолжают жить, преимущественно, в полуземлянках, но прогресс уже вовсю стучится в их двери. Проявляется это, по Обломскому, "в появлении массового черняховского импорта (в первую очередь, гончарной керамики, которая почти полностью вытесняет местную столовую посуду), в ряде инноваций в лепной посуде и домостроительстве, появлении новых орудий труда и широком распространении тех из них, что имеют параллели в Черняхове. Под влиянием черняховской моды затухает традиция использования украшений с выемчатыми эмалями". Здесь начинается хождение готских фибул, пахари берут на вооружение новое рало, используют косы и ручные мельницы, чья эффективность многократно превосходит устаревшие серпы и зернотёрки. Плата за все эти удовольствия одна - лояльность готам. Там, где киевское население дружелюбно - между рекой Тясмин и районом нынешнего Киева, а также в верховьях Псла - готские и венедские посёлки иногда располагаются чересполосно.
Изображение
Киевские украшения с выемчатыми эмалями

Но не все венеды сделали выбор в пользу прогресса. Значительная их часть заняла враждебную позицию по отношению к пришельцам. Те, кто жили на Десне и к Северу от Сейма, не говоря уже о более глубоких лесных территориях, чужаков не жаловали. И это несмотря на то, что их владения порой непосредственно примыкают к готским пределам. Никаких следов влияния черняховцев на этих "непримиримых" венедов, учёные не обнаружили. Как с удивлением отметит Андрей Обломский: "Археологический комплекс поселений типа Лаврикова леса, Деснянки, Форостовичей отличается консерватизмом. Контактов с югом почти нет, но при этом (судя по изделиям из металла) сохраняются традиционные связи с населением Центральной Европы и Прибалтики. Участок северной границы черняховской культуры, который находится в Среднем Посеймье, выглядит очень "жёстким": все черняховские поселения расположены на левом берегу Сейма, на правом нет ни одного". Итак Иордан слегка упростил ситуацию: далеко не все венеды подчинились готам. На карте распространения черняховских памятников четко видно: если на правом берегу Днепра, где проживали "венеды-соглашатели", отдельные готские деревни проникают даже вглубь лесной зоны, то по левому берегу этой реки, там где обитали "непримиримые венеды", граница черняховской империи в низовьях Десны строго доходит лишь до пределов лесной зоны, не смея шагнуть севернее. А далее, к Востоку, в междуречье Десны и Сейма готы и вовсе не решились поселиться даже в лесостепи.

Тем не менее, в результате войны значительная часть киевлян оказалась "выдавлена" германцами назад в северные лесные дебри. И внутри этой зоны впервые за весь период существования становится не то что тесно, а очень тесно. И у венедов возникают внутренние распри. Первый раз в борьбе за земли проливается братская кровь. Вот, что сообщает по данному поводу археолог Алексей Фурасьев: "Начиная с рубежа III – IV веков мощная волна миграционной активности охватывает население киевской культуры Подесенья. В первой половине IV века памятники с деснинской традицией охватывают уже огромную территорию, включающую все Подесенье, верховья Днепра (где они представлены памятниками типа Заозерья с деснинской и смешанной деснинско-верхнеднепровской традицией). При этом в Белорусском Поднепровье (селища Гудок, верхний горизонт Тайманова) они сменяют памятники предшествующего времени – типа Абидни и, вероятно, эта смена не была такой уж мирной". В этом внутреннем конфликте деснинцы (преимущественно потомки скиров) сумели вытеснить абиднинцев (гиррских наследников) с большей части Верхнего Днепра. Вероятно, новые хозяева лесной зоны взялись за старое ремесло. Иначе откуда у них металлические изделия из Прибалтики и Центральной Европы? Те самые, что учёные по наивности полагают результатом "традиционных связей" зарубинцев с иными обитателями нашего континента. Как видим, не решаясь на открытый конфликт с могущественными готами, деснинские венеты перенесли свою разбойничью активность на Север. По Неману и Западной Двине они спускались на Балтику и пиратствовали на тамошних просторах. Их менее удачливые братья – абиднинцы, вынуждены были отступить. Археологи в этот период их практически не видят. Но потомки их ещё покажут себя миру.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 18 май 2014, 02:17

Нужно отметить, что готы в истории значительно прежили разрушителей державы Германариха гуннов и доставили немало хлопот многим народам и Византийской империи. См. Выстоявшая часть империи.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение konde » 24 янв 2015, 16:31

В чем ошибка многоуважаемого Richthofen так в том что он Готов утверждает германцами. Берем сразу быка за рога, ссылкой. Приск, "Готская история". Книга византийского автора и она, дескать от "грека", который пишет об римском императоре, опять же то ли "грека" то ли "римлянина", и еще об царе азиатских варваров Аттиле которого текст книги утверждает как "гунна". Сколько пустой чахарды не правда ли, пойди да разберись кто есть кто. За чем тогда спрашивается книгу свою автор назвал "Готской" если в ней об готах не говорится ни слова а лишь а об греках, римлянах и гуннах? Приск был ведь умным человеком значит он кого из данных двух правителях именует "готом" но, кого: Феодосия или Аттилу? Отвечу сразу, корректно будет, Приск называл готами - обоих. Почему? Обычная игра синонимов, мир истории без них не бывает, знать только их надо. А кто не знает так тот и несет ересь во все стороны, как для тех что в стаде. Я не про вас Richthofen, я про тех кто будучи вскормленные Парижским Конгрессом 1856 года вводят мир этот в заблуждение. За деньги! как говорит готским термином про сарматов Северного Кавказа и Феофан - "cu bani" (транслит: "ку бань_ КУБАНЬ). Поищите ка сей термин в германском? Не найдете, по той причине что "готы" не были германцами хотя, по правде говоря, в правлении древней империи от германцев было не мало, в особенности после заключения договора с кельтами при императоре Сарматии Буребисте. Значит /ГОТ/ есть синоним, какого славянского термина? Давайте-ка пошевелили мозгами славяне, думаем.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 766
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение Буль Баш » 24 янв 2015, 19:57

Греки и римляне всех восточных германцев германцами не называли. Относили их к готам. :) Это уже современные историки их в германцы определили. А о гуннах есть отдельная тема.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 13944
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение konde » 26 янв 2015, 19:23

/...Греки и римляне всех восточных германцев "германцами" не называли. Относили их к готам..."

Я спрсил: кого же "грек" Приск называет Готом в своей книге, "римлянина" Феодосия или "гунна" Аттилу?
Они являются главными субъектами книги "Готская история" значит они, или кто то из них и был "готом".
Добавлю что, после "греков" в бассейне Понта влияния их языка не свидетельствуется, есть славянские термины которые есть и на сегодня в греческом. Пеласги Древней Греции ведь кто были? Утверждаются гетами (др. славянами). Римляне в свою очередь, их язык больше господствовал в Крыму, в ядре остготства, от времен Митридата и до житья Аттилы. Посчитайте сколько лет влиял латинский язык на местное наречие народов Понта, что бы дать в результате... Германский язык? Кого вы упоминаете еще? Германцев. Первый употребил сей термин Гай Юлиус, говоря что то об кузенах, чьих? Готов. Которые по словам Иордана: "...упоминает лишь об их корнях от Магога и уверяет нас что готы, они же есть и скифы...".
Заколдованный круг? Не совсем, обычная игра синонимов, прозвищ, для некоторых удобное развлечение а для других - болото.
Последнее. Честно говоря, то что касается в истории по готам, оно же относится и к союзникам (лат. hunis), "к сарматам" как выражались и гето-славяне, или как говорят летописи... "к куманам".
Хорошо! Пусть будет по официальному: относится и к ГУННАМ, по ляхски Речи Посполиты - "к унам".
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 766
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина

Re: Готы

Новое сообщение ZHAN » 23 янв 2018, 14:53

Исследование происхождения славян продолжено в теме "Гунны".
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 49938
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина


Вернуться в Средневековая Европа и европейцы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2