Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, своих регионах. Здесь каждый вправе мнить себя пупом Земли!

Об античном рабстве. История илотии

Об античном рабстве. История илотии

Новое сообщение andy4675 » 04 авг 2012, 23:07

Рабы ли были илоты?
Афиней:
Μύρων δὲ ὁ Πριηνεὺς ἐν δευτέρωι Μεσσηνιακῶν «πολλάκις» φησίν «ἠλευθέρωσαν
Λακεδαιμόνιοι δούλους καὶ οὓς μὲν ἀϕέτας ἐκάλεσαν, οὓς δὲ ἀδεσπότους, οὓς δὲ ἐρυκτῆρας,
δεσποσιοναύτας δ' ἄλλους, οὓς εἰς τοὺς στόλους κατέτασσον, ἄλλους δὲ νεοδαμώδεις ἑτέρους
όντας τῶν εἱλώτων».
Мирон из Приены во второй книге Мессеники сообщает: "лакедемоняне часто отпускали на волю <своих> рабов и одних <из них> называли афетами, <вторых> – адеспотами, <третьих> – эриктерами, других же – которых зачмсляли в войско – деспосионавтами и неодамодами, которые <оба> также
<наряду с тремя вышеуказанными> происходили из илотов».

Отрывок из комментария Эвстафия (кон. XII в.) к Илиаде Гомера (ad. Il. 3. 753). Здесь явно либо копируется сам Мирон, либо имеет место парафразирование отрывка из Афинея:
Παρὰ δὲ Λάκωσιν οἱ παρὰ τὸ Ἕλος Εἵλωτες ἐλευθερωθέντες ἐκαλοῦντο ἀφέται͵ οἱ δὲ
έσποτοι͵ τινὲς δὲ ἐρυκτῆρες͵ ἄλλοι δεσποσιοναῦται͵ οὓς εἰς τοὺς στόλους κατέτασσον͵
αν δὲ καὶ οἱ νεοδαμώδεις ἕτεροι τῶν Εἱλώτων.
«У лаконцев илоты, <живущие> у Гелоса, после отпуска на волю назывались <одни> афетами, <вторые> – адеспотами, <третьи> – эриктерами, другие (без δε) – деспосионавты, которых они зачисляли в войско, наряду с (δὲ καὶ) неодамодами так же <как и указанные выше три категории вольноотпущенников> из илотов».

Неодамоды известны нам из исторических источников. Эта категория спартанских вольноотпущенников возникла в ходе Пелопоннесской войны и исчезла не позднее середины 4 в. до н. э.
Можно предположить, что деспосионавты появились хронологически вслед за ними, и, судя по своему названию, после освобождения зачислявшиеся во флот.
Поскольку об афетах, адеспотах и эриктерах нам больше ничего из других источников неизвестно, чожно предположить, что эти категории вольноотпущенников существовали одновременно с Мироном Приенским, т. е., вероятно, не ранее 3 в. до н. э.
Кажется, слово афеты происходит от слова ἀφίημι, т. е. "отпускать, освобождать". Слово адеспоты означает "не имеющие хозяина", а слово эриктиры, происходящее от глагола ἐρύκω ("удерживать, сдерживать"). Есть мнение, что афеты означало всех вольноотпущенников вообще, а слова адеспоты и эриктиры выражали более конкретно взаимоотношения со своим бывшим хозяином после процесса манумиссии: в таком случае адеспоты были полностью свободны от любых обязательств, а эриктиры были каким-то образом привязаны к бывшему хозяину. Но если это верно, то в 3 в. до н. э. илоты уже находились в зависимости не от государства, а от частных лиц, что указывает на сильную трансформацию спартанского общества со времени Эпаминонда. В таком случае, илотия к этому времени полностью совпадала с тем, что в древних обществах подразумевалось под понятием рабство.
Аватара пользователя
andy4675
младший сержант
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 16:03
Пол: Мужчина

Re: Об античном рабстве. История илотии

Новое сообщение Буль Баш » 05 авг 2012, 19:59

andy4675 писал(а):Рабы ли были илоты?

Конечно рабы. И не важно государственные или частные.
Ребята! Давайте жить дружно!
Аватара пользователя
Буль Баш
старший лейтенант
 
Сообщения: 14002
Зарегистрирован: 15 янв 2012, 19:07
Откуда: Налибоки
Пол: Мужчина

Re: Об античном рабстве. История илотии

Новое сообщение andy4675 » 06 авг 2012, 03:57

Это был вопрос навеянный чтением анализа историками с указанного сайта. Я, конечно, согласен с вами, но там есть скептики...
Аватара пользователя
andy4675
младший сержант
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 01 июл 2012, 16:03
Пол: Мужчина

Re: Об античном рабстве. История илотии

Новое сообщение konde » 17 мар 2018, 16:30

/Рабы ли были илоты?/

- "Раб" это тот же работник не важно что по плате или без (должник), "илоты" это уже не только само коренное сельское население Спарты но еще и те ветераны того расположеного в Спарте приказа армейского которых не были даже закрепленными на одном месте, иначе они крепостными не были.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 767
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина


Вернуться в Древняя Греция

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron